Формирование философских взглядов Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:35, реферат

Описание работы

Платон родился в 427 году до н. э. на острове Эгина. В юности будущий философ получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о современном, идеальном человеке. Он брал уроки у лучших учителей. Чтению и письму Платон обучался у грамматиста Дионисия, музыке – у Драконта, ученика знаменитого Дамона (обучавшего самого Перикла), а гимнастке – у борца Аристона.

Содержание

1. Формирование философских взглядов Платона
1.2 Учение о бытии и небытии
1.3 Гносеология Платона
4. Социальные взгляды Платона
5. Понятие личности
6. Виды и типы личности
7. Определение становления личностью
8. Интраперсональные критерии личностного роста
9. Литература

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 70.76 Кб (Скачать)

     · 5 стадия - отрочество и юность (12-20 лет). Основная альтернатива: «Я»-идентичность или ролевая и личностная неопределенность. Это пора полового созревания и особого отношения к своей меняющейся внешности. Авторитетность родителей и учителей пересматривается и подвергается сомнению. Отношения со сверстниками активизируются и задают критерии личной оценки, переходящей в самооценку. Формируется ролевая и личностная определенность, идентичность «Я». Овладение различными ролями носит характер примерки («ролевой мораторий»): молодой человек или девушка как бы испытывают себя. Эффективность этого поиска во многом определяется признанием и поддержкой со стороны окружаюших.

В неблагоприятном  случае формирования «Я» - идентичности не происходит, имеет место ролевая  и личностная неопределенность. Молодой  человек (девушка) не обретает своих  целей, не осознает своих желаний. Может  появиться смутное, но устойчивое чувство  тревоги и одиночества, страх  общения, особенно, с представителями  противоположного пола.

     · 6 стадия - ранняя взрослость (20-25 лет). Основная альтернатива: интимность и солидарность или изоляция. Это период обретения полной социальной самостоятельности. Помимо профессиональной компетентности формируются умения построения дружеских и интимных отношений. Особую актуальность приобретает поиск спутника жизни. Благоприятный исход данной стадии развития - установление психологической близости со значимыми другими, способность ощущать себя частью другого, овладение интимностью. Человек, обремененный прошлыми неудачами, обнаруживает повышенную самоозабоченность. Он способен только к поверхностным контактам, используя других как средство. У него нет опыта и желания думать о других вне связи со своими интересами. Крайний вариант неблагоприятного исхода - изоляция, одиночество.

     · 7 стадия - средняя взрослость (25-65 лет). Основная альтернатива: продуктивность или застой. Реализация себя во всех сферах жизни: профессиональной, дружеском взаимодействии, супружестве, воспитании детей и заботе о собственных родителях. Благоприятное развитие личности воплощается в творческой самореализации во всех названных сферах, в продуктивности, в ответственности за происходящее. При неудачном варианте развития силы тратятся на достижение власти и потребление. Неспособность заботиться о других оборачивается ненасытной погоней за удовольствиями. В личностном плане - это застой и косность, чувство опустошения, бессмысленность жизни.

· 8 стадия - поздняя взрослость (65 лет и более). Основная альтернатива: цельность и интеграция «Я» или разочарование и отчаяние. Переосмысление собственной жизни и завершение «Я»-идентичности. Осознание уникальности собственной жизни и принятие ее такой, какая она есть. Достойное завершение жизни подобно подъему на вершину, с которой можно обозреть пройденный путь. Ощущение неслучайно и сполна прожитой жизни. В неблагоприятном варианте - отчаяние и разочарование, ощущение, что «жизнь прошла мимо», сожаление об упущенных возможностях и нереализованных делах.

Концепция развития Ж. Пиаже отлична от только что представленной концепции, поскольку  в ней речь идет сугубо о когнитивном  развитии, т.е. о процессе развития мышления. Согласно Пиаже, чтобы развиваться, дети должны взаимодействовать со средой. Но выстраивают новые когнитивные  структуры сами дети, а не внешняя  среда. Каждая стадия когнитивного развития предполагает наличие новых навыков, обозначающих пределы того, чему на данной стадии можно научить ребенка. Дети проходят через эти стадии в  определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью  и результатами.

· Первая стадия (рождение - 2 года) называется сенсомоторной. Малыши, устанавливая контакт с окружающим миром, выстраивают собственные схемы физических действий, таких как сосание, хватание и нанесение ударов. У детей постепенно развивается способность в течение длительного времени удерживать в памяти образы объектов окружающего мира. До того, как дети научаются этому, они, скорее всего, предполагают, что предметы не существуют вне их поля зрения. Любая няня, наблюдавшая, как младенец заходится в крике в момент ухода матери, а спустя полгода беззаботно машет ей рукой на прощание, может засвидетельствовать наличие у детей данной стадии развития.

· Вторая стадия (2 года - 7 лет) называется предоперациональной. Дети учатся мыслить, используя символы и внутренние образы, но их мышление не систематично и не логично. В начале данного периода ребенок еще может расстроиться, если кто-то наступит на построенный им из песка дом, символизирующий его собственный дом. В конце периода дети уже понимают разницу между объектами и их символами. Однако их мышление сильно отличается от мышления взрослых.

· Третья стадия (7-11 лет) - стадия конкретных операций. Дети овладевают способностью мыслить систематически, но только в том случае, когда могут привязаться к конкретным объектам и действиям. Определенные задания ребенок уже способен выполнять «в уме», просто представляя себе необходимые действия. Например, если детям на данной стадии развития показывают ряд из шести палочек и просят взять равное количество палочек из кучки, лежащей рядом, дети могут выбрать шесть штук, не размещая каждую, взятую из кучки, палочку напротив каждой из шести в заданном ряду. Дети, находящиеся на более ранней стадии развития, выстраивают палочки к палочкам, чтобы не ошибиться.

· Четвертая стадия развития (11 лет - зрелость) - стадия формальных операций. Подростки способны анализировать абстрактные проблемы, решать сложные математические и логические задачи, рассматривать нравственные проблемы и коллизии, планировать будущее и размышлять о будущем. Последующее умственное развитие предполагает совершенствование способностей и навыков, усвоенных на этой стадии.

     Развитие  нравственности тесно связано с  когнитивным развитием. Для того, чтобы выносить какие-либо моральные суждения, надо достичь определенного уровня развития в когнитивном плане. Одним из первых среди психологов особенности нравственного развития начал изучать Ж. Пиаже. Позднее его работу продолжил и углубил Л. Кольберг. Выводы Кольберга оспорила К. Гиллиган, согласно которой, нравственное развитие мужчин и женщин имеет свои особенности.

     В процессе нравственного развития ребенок  проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающему, при  котором любой поступок он оценивает, как хороший или плохой, в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, до более гибкой позиции, когда в  своих суждениях о других людях  он начинает придавать все большее  значение своим личным критериям. Именно таким характером нравственной эволюции объясняется тот факт, что если до 7 лет ребенок склонен судить о поступках по важности их последствий, то в более позднем возрасте он судит о них скорее по обусловившим их намерениям.

8. Интраперсональные критерии личностного роста:

     · Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, своему организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как, в данном случае, доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я», но также понимание того, что целостный организм может быть - и часто является - мудрее, чем его сознание.

     · Открытость внутреннему опыту переживаний. Сильная и зрелая личность свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к своей внутренней реальности, отнестись к ней, как к достойной доверия и «жить настоящим».

     · Понимание себя. Это точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии, способность увидеть и услышать себя подлинного, адекватная и гибкая «Я»-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального.

     · Ответственная свобода. Это означает, прежде всего, ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы, за то, чтобы остаться верным себе.

     · Целостность. Сохранение и защита целостности внутреннего мира и самой личности, чем человек обладает изначально. Нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не должны приводить к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между разумом и чувствами, «Я»-реальным и «Я»-идеальным, между личностью и организмом.

· Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Напротив, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле, зрелая личность - это непременно становящаяся личность, т.е. рост личности есть способ ее существования. Поэтому, важнейший критерий личностного роста - динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем, постоянно «быть в процессе».

     Интерперсональные критерии личностного роста:

     · Принятие других. Личность можно считать зрелой в той степени, в какой она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию к ним.

     · Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности и, в особенности, других людей. Поэтому важнейший критерий личностного роста - готовность вступать в контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

     · Социализированность. Личностный рост ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека - к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом - более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и жить с другими людьми в максимально возможной гармонии.

     · Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности - готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (К. Роджерс).

     Естественно, изменения в каждом из этих направлений  происходят в соответствии со своими закономерностями. И в то же время, поскольку процесс личностного  роста является целостным, то рост в  одном личностном измерении способствует продвижению в других. И главное - сам факт движения, включение в  процесс открытия и обретения  себя, что, в конечном итоге, делает человека способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как  угрозу, а как вызов жизни и  одновременно - призыв к жизни. 
 

9. Воспитание и самовоспитание

     Процесс становления личности, с каких  бы теоретических позиций его  не рассматривали, естественным образом  дополняется и переплетается  с целенаправленным формированием  личности, т.е. ее воспитанием. Современные  научные представления о воспитании, как процессе целенаправленного  формирования личности, сложились в  итоге длительного противоборства педагогических идей. В период средневековья  сформировалась теория авторитарного  воспитания, которая в различных  формах существует и в настоящее  время.

     Немецкий  педагог И.Ф. Гербарт, будучи ярким представителем этого подхода, сводил воспитание к управлению детьми. Цель такого управления - подавление «дикой» резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону». Управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Таким образом, основным методом воспитания для Гербарта стал надзор за детьми, осуществляемый в приказаниях.

     Фактическим протестом против авторитарного  воспитания явилась теория свободного воспитания, предложенная Ж.Ж. Руссо. Руссо  и его последователи призывали  уважать в ребенке растущего  человека, не стеснять, а всемерно стимулировать  в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Русский педагог П.П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие организма, при этом, не учитывая очень важного, с точки зрения современной педагогики, «двустороннего» характера воспитания. В концепции Блонского ребенок выступал преимущественно как объект воспитания.

     Современная педагогика исходит из того, что  понятие воспитания отражает не прямое воздействие, а взаимодействие педагога и воспитуемого, их постоянно развивающиеся  отношения. В.А. Сухомлинский пишет: «Воспитание - это многогранный процесс постоянного  духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает».

     Целью воспитательного процесса является формирование определенных качеств  личности, соответствующих идеалам  общества и обеспечивающих ее позитивный вклад в жизнь этого общества. Однако целенаправленное формирование желаемых качеств осуществляется не только благодаря внешним воздействиям родителей или педагогов, сама личность на определенном этапе своего развития может ставить перед собой  подобные цели, которые можно назвать  целями самовоспитания. Самовоспитание - это процесс формирования себя в соответствии со своим идеалом  и возможностями. При определении  задач самовоспитания важно задуматься над тем, насколько то, что мы хотим  сформировать у себя, гармонично «впишется» в имеющийся комплекс личностных особенностей, насколько это естественно, органично для нас, станет ли это  «восхождением к индивидуальности», к обретению собственной целостности  и уникальности.

Информация о работе Формирование философских взглядов Платона