Французкий материализм 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Философским основанием французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места человека в ней, противопоставление теологии и идеалистической “метафизике”. Вольтер в начале своей деятельности и Монтескье опирались на материалистические идеи декартовского учения о природе и неоэпикуризма Гассенди. С середины 30-х годов внимание французских философов начало привлекать распространявшаяся в списках рукопись “Завещание” Мелье, где он в конце 20-х годов выдвинул цельное материалистическое понимание природы, опирающееся как в онтологическом, так и в гносеологическом плане на картезианство и спинозизм.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Французский материализм 18 века………………………….………………4
2. Французский материализм 18 века о природе, обществе и человеке……13
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Основная часть.docx

— 38.48 Кб (Скачать)

        ВВЕДЕНИЕ 

         В XVIII веке развитие философской мысли во Франции  осуществлялось под эгидой просвещения. Философским основанием французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места  человека в ней, противопоставление теологии и идеалистической “метафизике”. Вольтер в начале своей деятельности и Монтескье опирались на материалистические идеи декартовского учения о природе  и неоэпикуризма Гассенди. С середины 30-х годов внимание французских  философов начало привлекать распространявшаяся в списках рукопись “Завещание”  Мелье, где он в конце 20-х годов  выдвинул цельное материалистическое понимание природы, опирающееся  как в онтологическом, так и  в гносеологическом плане на картезианство  и спинозизм. Вследствие абстрактно-логической аргументации и отсутствия естественнонаучного  обоснования материализм Мелье  не был достаточно сильным оппонентом деизма, хотя и мог стимулировать  дальнейшие усилия философской мысли  в деле создания последовательно  материального миропонимания, соответствующего гносеологическо-методологическим принципам  Просвещения.

         Философская мысль  Просвещения находилась, по сути дела, в постоянном движении, в поиске, в открытии и опробовании новых  идей. Воззрения Вольтера и Руссо, Ламетри и Дидро, Гельвеция и  Гольбаха, в большей мере определяющих содержание просветительской мысли, существенно  развивались на всем протяжении их творческой деятельности. В завершающих  произведениях каждого из великих  просветителей заметны плодотворные перспективы дальнейшего продвижения  философской мысли, постановка новых  проблем, ждущих своего разрешения, указания на пробелы в знаниях, которые  надлежит заполнить в ходе будущих  исследований. 
 

    1. Французский материализм XVIII века
 

         Наиболее крупным, ярким и боевым материалистическим течением XVIII в., оказавшим огромное влияние на развитие естествознания, был французский материализм XVIII в. "Механистический французский  материализм примкнул к физике Декарта  в противоположность его метафизике" Французские материалисты XVIII в. были идеологами окрепшей и революционной  тогда буржуазии, готовившейся штурмовать феодализм. "Великие люди, которые  во Франции просвещали головы для  приближавшейся революции,— писал  Ф. Энгельс,— сами выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов  какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все  было подвергнуто самой беспощадной  критике; все должно было предстать  перед судом разума и либо оправдать  свое существование, либо отказаться от него"2. В другом месте К. Маркс  и Ф. Энгельс пишут следующее: ".французское Просвещение XVIII века и в особенности французский  материализм были борьбой не только против существующих политических учреждений, а вместе с тем против существующей религии и теологии, но и открытой, ясно выраженной борьбой против метафизики XVII века и против всякой метафизики, особенно против метафизики Декарта, Малъбранша, Спинозы и Лейбница" 3.

         Одним из источников воззрений французских материалистов XVIII в. были труды английских философов  Т. Гоббса, Д. Локка и Д. Толанда.

         Гоббс выступал с  решительной критикой идеалистических  представлений о "духах", "нематериальной субстанции" и т. п. и утверждал, что материя (основным свойством  которой он считал протяженность) —  это единственная реальность, существующая вне человека. Материальные тела отражаются в нашем сознании, формируя представления. Но Гоббс понимал движение только как механическое перемещение материи  и не считал его неотъемлемым свойством материи. Маркс и Энгельс характеризовали Гоббса как "систематика" бэконовского материализма.

         Философские взгляды  Бэкона и Гоббса в известной мере продолжал развивать Локк. В истории  материалистической философии большое  значение имела локковская критика  идеалистического представления о "врожденных идеях", развитие им материалистического  положения о чувственном, опытном  характере наших идей, человеческих знаний. Хотя у Локка и были отступления  к идеализму (идея о "самодеятельности души" и т. п.), его материалистические воззрения оказали большое влияние  на последующее развитие передовой  философской мысли и, в частности, на формирование взглядов французских  философов-материалистов XVIII в.

         Произведения Ламеттри, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и других французских материалистов XVIII в. знаменуют  более высокую ступень развития материализма, опиравшегося на возросшие  успехи естественных наук и решительно боровшегося с религией и идеалистической  метафизикой.

         Французские материалисты стремились доказать, что вся вселенная, начиная от простейших тел и кончая человеком с характерными для  него сложнейшими душевными свойствами, образуется по естественным законам  природы, по законам движения материи. Они утверждали, что движение является неотъемлемым свойством материи, и, таким образом, преодолели в этом пункте ошибочные воззрения Декарта  и Ньютона, оставлявших место  для представления о "первом толчке".

         Ламеттри писал, что "материя содержит в себе оживляющую и движущую силу, которая является непосредственной причиной всех законов  движения". Отрыв же материи от движения он характеризует как "гипотезу, которую пытаются приспособить к  данным веры" !. Ясно высказывается  по этому вопросу и Дидро: "Тело, по мнению некоторых философов, не одарено  само по себе ни действием, ни силой. Это  ужасное заблуждение, стоящее в  прямом противоречии со всякой физикой, со всякой химией. Само по себе, по природе  присущих ему свойств, тело полно  действия и силы, будете ли вы рассматривать его в молекулах или в массе. Чтобы представить себе движение, прибавляют они, вне существующей материи, следует вообразить силу, действующую на нее. Это не так" 2. Не менее ярко высказывается по этому поводу и Гольбах, утверждающий, что "движение есть способ существования, вытекающий необходимым образом из сущности материи". Гольбах решительно отвергает идею первого толчка: "Если бы к наблюдению природы подходили без предрассудков, то давно убедились бы, что материя действует по своим собственным силам и не нуждается ни в каком внешнем толчке, чтобы быть приведенной в движение".

         Вселенную французские  материалисты рассматривали в ее вечном движении, в непрерывном и  всеобщем изменении. Идеи превращения  — трансформации одних природных  тел в другие, мысль о вечном круговороте красной нитью проходят через произведения этих философов. "Разве вокруг нас не изменяется все?. Разве не очевидно, что вселенная  не была в своем бесконечном прошлом  в точности такой, какова она теперь, и что невозможно, чтобы в своем  вечном будущем она была хоть на мгновение в точности той же самой, какова она теперь? Как же можем  мы угадать, что принесет с собой  бесконечная смена разрушений и  созиданий, сочетаний и разложений, метаморфоз, изменений, перемещений"? — писал Гольбах1. Конечно, необходимо, отличать эту идею механистического материализма от представления об историческом развитии природы. Но в борьбе с идеалистическими, богословскими представлениями  о косности, неизменности созданной  богом природы, мысль о закономерном естественном происхождении всех природных  тел имела огромное значение. Впрочем, в трудах французских философов-материалистов XVIII в., особенно Дидро, мы встречаем  серьезные элементы исторического  подхода к природе (подробнее  об этом. см. в главе 9).

         Основной вопрос философии — об отношении духа к материи, мышления к бытию —  французские философы-материалисты безоговорочно разрешали с позиций  материализма. Материи присуще свойство чувствительности, ощущения и, наконец, сознания. Ламеттри отвергал взгляды Спинозы на всеобщую одушевленность материи (гилозоизм), а Дидро проводил различие между низшими формами чувствительности, присущими, по его мнению, телам неживой природы, и их более высокой формой — мышлением. Источник мышления, познания — это ощущения, чувства, отражающие внешний мир. Это было развитием идей материалистического сенсуализма, прежде всего учения Локка.

         Исходя из охарактеризованных выше позиций, философы-материалисты рассматривали  и органический мир, в том числе  и жизнедеятельность человека. Их взгляды по этим вопросам будут освещены в соответствующих главах.

         "Материализм прошлого  века,— писал Ф. Энгельс,— был  преимущественно механическим, потому  что из всех естественных наук  к тому времени достигла известной  законченности только механика, и именно только механика твердых  тел (земных и небесных), короче  — механика тяжести. Химия  существовала еще в наивной  форме, основанной на теории  флогистона. Биология была еще  в пеленках: растительный и животный  организм был исследован лишь  в самых грубых чертах, его  объясняли чисто механическими  причинами. В глазах материалистов  XVIII века человек был машиной  так же, как животное в глазах  Декарта. Это применение исключительно  масштаба механики к процессам  химического и органического  характера,— в области которых  механические законы хотя и  продолжают действовать, но отступают  на задний план перед другими,  более высокими законами,— составляет  первую своеобразную, но неизбежную  тогда ограниченность классического  французского материализма.

         Вторая своеобразная ограниченность этого материализма заключалась в неспособности  его понять мир как процесс, как  такую материю,

         которая находится  в непрерывном историческом развитии. Это соответствовало тогдашнему состоянию естествознания и связанному с ним метафизическому, то есть антидиалектическому, методу философского мышления. Природа находится в вечном движении; это знали и тогда. Но по тогдашнему представлению, это движение столь же вечно вращалось в одном и том же круге, и таким образом оставалось, собственно, на том же месте: оно всегда приводило к одним и тем же последствиям. Такое представление было тогда неизбежно"

         Несмотря на ограниченность материалистической философии XVIII в., она  сыграла огромную роль в раскрепощении  человеческого духа от оков религии, прокладывала пути новым принципам  научного познания, оказала большое  влияние на формирование мировоззрения  многих натуралистов.

         Схоластика и идеализм, против которых вели борьбу французские  материалисты, не сразу сошли со сцены: они еще долго господствовали в умах многих философов и натуралистов.

    Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) виднейший французский просветитель XVIII в., писатель, философ. Вольтер принадлежит к числу мыслителей, которые своей острой критикой церкви и феодальных порядков осуществляли идеологическую подготовку французской буржуазной революции конца XVIII в. В философии Вольтер был последователем Локка. Вольтер считал, что опыт - источник познания. Однако Вольтер не дошел до материализма - он остался умеренным агностиком и деистом. Существование бога он стремился доказать рационалистически, в противовес религиозно-мистическому учению об откровении. Бытие бога, по Вольтеру, доказывается стройностью мироздания. Вольтер настаивает на практической "пользе" религии: бог нужен как узда для "простого народа", как гарантия "порядка". Наряду с этим Вольтер выступает как борец против католицизма, суеверий, предрассудков, фанатизма. При всей своей критике абсолютизма Вольтер, однако, оставался (до 60-х годов) монархистом; в дальнейшем, в связи с обострением противоречий между третьим сословием и абсолютизмом, Вольтер склонялся к идее конституционной монархи, он даже говорил о преимуществах республики. Его философия полна противоречий: разящая критика католицизма и поповщины и признание существование бога и необходимости религии; критика абсолютизма и признание "просвещенного абсолютизма". Вольтер был идеологом крупной буржуазии. Неравенство он считал извечным, непреложным законом мира. В его презрении к "черни" сказывалась классовая природа французского буржуазного просветительства XVIII века. Блестящий популяризатор идей просветительства, Вольтер имел огромное влияние на современников как критик поповщины, католицизма, самодержавия, как обличитель существовавших во Франции феодальных порядков. Основные философские произведения Вольтера: "Философские письма", "Основы философии Ньютона", "Философский словарь", "Кандид".

    Гельвеций Клод Адриан (1715-1771) - выдающийся представитель французского материализма и атеизма XVIII в. и один из идейных предшественников деятелей буржуазной революции во Франции. Гельвеций открыто признает реально существующими только материальные предметы; возникающие в человеческой голове представления и понятия он рассматривает как вторичные по отношению к материальной действительности. Выступая в качестве воинствующего атеиста, он объясняет веру в бога результатом невежества одних и сознательного обмана других.

    Гольбах Поль Анри (1723 - 1789) - один из главных представителей французского материализма и атеизма XVIII в., идеолог французской революционной буржуазии, участник "Энциклопедии", автор знаменитой книги "Система природы". Гольбах определяет природу как причину всего сущего. Материя, по Гольбаху, - это объективная реальность, воздействующая на органы чувств человека. Серьезной заслугой Гольбаха является признание им движения как неотъемлемого атрибута материи. К человеческому обществу Гольбах приходит с позиций идеализма, буржуазного просветительства.

    Дидро Дени (1713-1784) - великий французский просветитель, философ-материалист, крупнейший идеолог революционной буржуазии XVIII в., основатель и редактор "Энциклопедии". Дидро признает объективное существование материи; материя вечна, ей присуще движение. Абсолютный покой, согласно Дидро, - абстракция, его нет в природе. Дидро - атеист. Он решительно отрицал существование бога и критиковал философский идеализм и религиозные догматы о бессмертии души, свободе воли и т.д. Отвергая философскую мораль, Дидро в основу нравственного поведения людей положил стремление людей к счастью. Он проповедовал разумное сочетание личных и общественных интересов. Материалистически объясняя природу, Дидро, однако, остался идеалистом в области природы. Характер общественного строя он, как и другие французские  материалисты XVIII века, ставил в зависимость от политической организации общества, которая с его точки зрения возникает из существующего законодательства и, в конечном счете, из господствующих в обществе идей. Свои надежды на разумное устройство общества он связывал с проявлением просвещенного государя.   Дидро - крупный теоретик эстетики и литературы, автор ряда художественных произведений. Главные его произведения: "Мысли к объяснению природы", "Племянник Рамо", "Разговор Даламбера и Дидро", "Сон Даламбера" и другие.

    Ламетри Жюльен Оффрэ (1709-1751) - выдающийся французский философ-материалист, сыгравший наряду с другими материалистами и просветителями значительную роль в идейной подготовке французской буржуазной революции конца XVIII в. По профессии Ламетри был врачом. В своих материалистических взглядах он опирался на естествознание. Как и другие французские материалисты, Ламетри развивал физику Декарта и сенсуализм Локка. Под душой он понимал способность человека чувствовать и мыслить; чувства являются надежным руководителем в повседневной жизни. В понимании общественных явлений Ламетри был идеалистом; полагал, что общественная жизнь определяется интересами людей, интересы же людей зависят от господствующих в обществе идей.

Информация о работе Французкий материализм 18 века