Френсис Бэкон "Идолы познания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:53, реферат

Описание работы

Известно, что до XVIII в. техника развивалась в основном без научной методологии и изобретатели продолжали искать «вечный двигатель», алхимики верили в таинственное превращение металлов. Вместе с тем, начиная с эпохи Возрождения, все сильнее проявляются новые моменты в развитии техники, обусловленные потребностями практики и соответствующим усилением процесса освоения научных знаний. Существенное значение имело осознание в этот период того факта, что возможности техники могут неизмеримо увеличиться при использовании научных открытий.

Работа содержит 1 файл

Реферат про Бэкона.docx

— 45.38 Кб (Скачать)

Какова же цель написания Нового Органона?

Занимаясь какой–либо деятельностью, человек  желает достичь чего–либо – домогается. Бэкон выделяет три “рода человеческих домогательств”, состоящих в том, чтобы:

1) “распространить  свое могущество в своем отечестве”;

2) “распространить  власть и силу родины на  все человечество”;

3) “распространить  могущество и власть всего  человеческого рода по отношению  к совокупности вещей”.

И если первые две цели рассматриваются как  “низменные и подлые по своей сути”, то треть и “разумнее и почтеннее”, поскольку направлена на избавление рода человеческого от нищеты.

Достичь же этой цели, по мнению Бэкона, можно лишь развивая науки.

Считая существующие на то время методы неприспособленными для получения новых истинных знаний о природе Бэкон предлагает “новое орудие, или инструмент, познания”, противопоставляя его перипатетической и схоластической логике. (Последователи  Аристотеля – перипатетики собрали  его логические сочинения в свод под общим названием “Органон”). Причем метод такой, что “почти уравнивает дарования и мало что оставляет  их превосходству, ибо он все проводит посредством самых определенных правил и доказательств”, такой, что  дает “достаточно надежды на успех  не только для человека усердного  и предприимчивого, но даже и для  благоразумного и трезвого”.

"Человек, слуга  и интерпретатор природы, - пишет  Бэкон в начале первой книги  “Нового Органона”, - действует  и понимает настолько, насколько  может установить устройство  природы путем наблюдения за  вещами и работой ума; он  не знает и не может знать  ничего сверх того".

Бэкон намерен "обратить людей к изучению частных конкретных явлений, сосредоточив внимание на их последовательности и порядке, вынудив  на какое-то время отвлечься от понятий  и привыкнуть к самим вещам". С этой целью он проводит разграничение  между антиципациями природы  и интерпретациями природы. Антиципации  природы - это понятия, сконструированные "скороспело и без обдумывания"; "они легко нарушают логический ход мысли, овладевают разумом и  заполняют воображение; одним словом, это понятия, выведенные ошибочным  методом". Интерпретации природы "выводятся из вещей иным способом исследования из данных, весьма отдаленных друг от друга, они не могут сразу  поразить воображение и потому, по общему мнению, кажутся трудными и  странными, в чем-то схожими с  тайнами религиозной веры". Но именно интерпретация природы, а  не антиципации конституируют истинное знание, полученное верным методом. Антиципации  овладевают ходом мысли, но не приводят "к новым деталям"; интерпретации  овладевают реальностью и именно поэтому они плодотворны. И происходит это потому, что есть метод - новый  органон, действительно эффективный  инструмент постижения истины.

Тщетно было бы ожидать  большого обновления в науках от внедрения  нового в старое: необходимо провести полное обновление знания, начав с  самых основ науки. Это неотложное и важное дело имеет две стадии: первая - разрушение - состоит в освобождении разума от идолов, или ложных понятий, вторая - созидание - состоит в изложении и подтверждении правил того единственного метода, который только и может привести человеческий ум к контакту с действительностью и установить новые отношения между словом и делом.

С самого начала своей  творческой деятельности Бэкон выступил против господствовавшей в то время  схоластической философии и выдвинул доктрину "естественной" философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений философии Возрождения  и включали в себя натуралистическое  миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального  мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной  ему философии.

Бэкон стремился  привести "границы умственного  мира" в соответствие со всеми  теми громадными достижениями, которые  происходили в современном Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон  выразил решение поставленной задачи в виде попытки "великого восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве и приумножении наук" (самом большом своем  произведении), "Новом Органоне" (его главном произведении) и других работах по "естественной истории", рассматривающих отдельные явления  и процессы природы.

Понимание науки  у Бэкона включало, прежде всего, новую  классификацию наук, в основу которой  он положил такие способности  человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому  главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона" (своего рода исследовательского центра, Академии, идея которого была выдвинута  Бэконом в утопическом романе "Новая Атлантида"), "целью  нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и  расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным". 

Критерием успеха наук являются те практические результаты, к которым они приводят. "Плоды  и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели  истинности философии". Знание - сила, но только такое знание, которое  истинно. Поэтому Бэкон проводит различение двух видов опыта: плодоносного и светоносного. К первому относятся  такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, ко второму - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств  вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценными, так как без  их результатов невозможно осуществить  плодоносные опыты. Недостоверность  получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается  на силлогистическую форму обоснования  идей, состоящую из суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образуются недостаточно обоснованно. В своей  критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие  понятия – результат опытного знания, полученного исключительно  поспешно. Со своей стороны, признавая  важность общих понятий, составляющих фундамент знаний, Бэкон считал главным  правильно образовывать эти понятия, т.к. если это делается поспешно, случайно, то нет прочности и в том, что  на них построено. Главным шагом  в реформе науки, предлагаемым Бэконом, должно быть совершенствование методов  обобщения, создания новой концепции  индукции.

Опытно-индуктивный  метод Бэкона состоял в постепенном  образовании новых понятий путем  истолкования фактов и явлений природы. Только с помощью такого метода, по мнению Бэкона, можно открывать  новые истины, а не топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон  так определял различие и особенности  этих двух методов познания: «Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя  от этих оснований и их непоколебимой  истинности, обсуждает и открывает  средние аксиомы. Этим путем и  пользуются ныне. Другой же путь выводит  аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно пока, наконец, не приводит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный». 

Хотя проблема индукции ставилась и раньше предшествовавшими  философами, только у Бэкона она  приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством  познания природы. В противовес индукции через простое перечисление, распространенное в то время он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукция, дающую новые выводы, получаемые не только на основании наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений противоречащих доказываемому  положению. Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так называемым инстанциям, по Бэкону, - главная причина  ошибок, суеверий, предрассудков.

В индуктивный метод  Бекона в качестве необходимых этапов входят сбор фактов и их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления 3-х  таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней.

Возьмем любимый  Бэконом пример. Если кто-то хочет  найти формулу тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что  с теплом не связано. Во второй таблице  он собирает вместе случаи, которые  подобны случаям в первой, но не обладают теплом. Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую лучи, исходящие от луны или  звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует, наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя  эти три таблицы вместе, мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая  лежит в основе тепла, а именно – движение. В этом проявляется  принцип исследования общих свойств  явлений, их анализ.

В индуктивный метод  Бэкона входит и проведение эксперимента. При этом важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной  области в другую, менять обстоятельства на обратные и связывать с другими. После этого можно перейти  к решающему эксперименту.

Бэкон выдвинул опытное  обобщение фактов в качестве стержня  своего метода, однако он не был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирается  на разум при анализе фактов. Бэкон  сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпиритиков, которые, подобно муравью, собирают все, что им попадается на пути (имея в виду алхимиков), а также тех умозрительных догматиков, которые, как паук, ткут паутину знания из себя (имея в виду схоластов).

Предпосылкой реформы  науки должно стать, по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых  он насчитывает четыре вида. Эти  препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади  и театра.

Идолы рода - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет  свои недостатки, т.к. "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде". Человек постоянно истолковывает  природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в  теологическом приписывании природе  конечных целей, которые ей несвойственны. Идолы рода - это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей  собственной природы с природой вещей. Последняя отражается в ней  как в кривом зеркале. Если в человеческом мире целевые (телеологические) отношения  оправдывают законность наших вопросов: зачем? для чего? - то те же вопросы, обращенные к природе, лишены смысла и ничего не объясняют. В природе все подчинено  только действию причин, и здесь  законен лишь вопрос: почему? Наш  ум следует очистить от того, что  проникает в него не из природы  вещей. Он должен быть открыт Природе  и только Природе. К идолам рода Бэкон  относит и стремление человеческого  ума к необоснованным обобщениям. Он, например, указывал, что часто  орбиты вращающихся планет считают  некруговыми, что необоснованно. 

Идолы пещеры - это  ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам  людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи  верят в непогрешимый авторитет  древности, другие склонны отдавать предпочтение новому. "Человеческий разум - не сухой свет, его окропляют  воля и страсти, а это порождает  в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает… Бесконечным  числом способов, иногда незаметных, страсти  пятнаются и портят разум". Идолы  пещеры - это предрассудки, заполняющие  ум из такого источника, как наше индивидуальное (и случайное) положение в мире. Чтобы освободиться от их власти, необходимо достигать согласия в восприятии природы из разных позиций и при различных условиях. В противном случае иллюзии и обманы восприятия затруднят познание.

Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым  общением и трудностью избежать влияния  слов на умы людей. Эти идолы возникают  потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что  такое вещи. Поэтому и возникают  бесчисленные споры о словах, когда  люди принимают слова за вещи.

Идолы театра (или  теорий) - это заблуждения, проистекающие  из безусловного подчинения авторитету. Но ученый должен искать истину в вещах, а не в изречениях великих людей. Борьба с авторитарным мышлением - одна из основных забот Бэкона. Следует  безоговорочно признать лишь один авторитет, авторитет Священного Писания в  делах веры, но в познании Природы  ум должен опираться только на опыт, в котором ему открывается  Природа. Разведение двух истин - божественной и человеческой - позволило Бэкону примирить существенно различные  ориентации познания, вырастающие на почве религиозного и научного опыта, укрепить автономность и самозаконность науки и научной деятельности. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по мнению Бэкона, своего рода "философский театр".

И первым шагом  на пути к знанию должно быть освобождение от идолов:

“…разум должен быть совершенно освобожден и очищен от них”.

Далее подвергается критике один из путей получения  знаний, который как утверждает Бэкон  “наиболее свойственен людям”. “Этот метод состоит ни в чем  другом, как в том, что человек, готовясь и приступая к какому–либо  исследованию, прежде всего отыскивает и изучает сказанное об этом другими, затем он прибавляет свои соображения  и посредством усиленной работы разума возбуждает свой дух и как  бы призывает его открыть свои прорицания. Тут все лишено основания  и все сводится только ко мнениям”.

Все должно строиться на опыте, упорядоченном  и систематизированном, на основе которого строятся аксиомы (теории) и далее, как  следствие из них, новые опыты.

Внешние же препятствия более разнообразны.

Очень опасны для науки и различные обманчивые обещания, вследствие которых появляется “большое предубеждение против новых  предложений…из–за тех обманщиков, которые пытались делать нечто подобное”.

Так же отмечается и неприменимость мнения большинства  в делах науки.

“Немало вреда  принесла наукам мелочность и ничтожность” решаемых задач, прикрытая тщеславием и надменностью и уводящая от “значительных  и достойных открытий”.

Информация о работе Френсис Бэкон "Идолы познания"