Френсис Бэкон "Идолы познания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:53, реферат

Описание работы

Известно, что до XVIII в. техника развивалась в основном без научной методологии и изобретатели продолжали искать «вечный двигатель», алхимики верили в таинственное превращение металлов. Вместе с тем, начиная с эпохи Возрождения, все сильнее проявляются новые моменты в развитии техники, обусловленные потребностями практики и соответствующим усилением процесса освоения научных знаний. Существенное значение имело осознание в этот период того факта, что возможности техники могут неизмеримо увеличиться при использовании научных открытий.

Работа содержит 1 файл

Реферат про Бэкона.docx

— 45.38 Кб (Скачать)

“Нельзя упускать и то, что во все века естественная философия встречала докучливого  и тягостного противника, а именно суеверие и слепое, неумеренное религиозное  рвение”.

Да и сам  процесс обучения в школах и академиях  препятствует развитию наук. “Ибо чтения и упражнения расположены так, что  нелегко может кому–либо прийти в голову обдумывание и созерцание того, что отличается от привычного”.

Не последним  по важности является и вопрос финансирования. “Ибо развитие наук и вознаграждение зависят не от одних и тех же людей”.

Самым сложным  препятствием Бэкон считает “отчаяние  людей и предположение невозможного”. Но ведь “опасность не совершить попытку  и опасность испытать неудачу  не равны. Ибо в первом случае мы теряем огромные блага, а во втором лишь небольшую человеческую работу”.

Еще одной  проблемой представляется координация  усилий различных исследователей так, чтобы “не бесконечное количество людей делало одно и тоже, но один совершал одно, а другой – другое”.

Этот исчерпывающий  анализ препятствий, мешающих приобретению знаний, имеет силу и поныне. Действительно  ведь до сих пор остается нерешенной и задача координации усилий, и  финансирования научных исследований, и построения подходящего учебного процесса. До сих пор сталкиваются научные круги с предложениями  решить исход дела большинством голосов. Да и сами идолы все еще владеют  умами людей. Избавление от этих недостатков  уже само по себе может принести немало пользы.

Обратим внимание на один важный момент бэконовской критики идолов: все, что составляет специфику познающего субъекта, объявляется философом источником заблуждений. Сюда попадают не только индивидуальные особенности эмпирического субъекта, еще греческими философами объявленные причиной ложных мнений, но и сама природа разума, этой общей способности человеческого рода. Бэкон призывает освободиться не только от индивидуального субъекта, но и от субъекта родового, от субъективности как таковой. И только при этом условии возможен выход к самому бытию, к познанию природы. Лучшим средством для этого он считает опыт и основанный на опыте индуктивный метод.

Разработанный Бэконом  индуктивный метод, лежащий в  основе науки, должен, по его мнению, исследовать внутренне присущие материи формы, являющиеся материальной сущностью принадлежащего предмету свойства – определенного вида движения. Чтобы выделить форму свойства, надо отделить от предмета все случайное. Это исключение случайного, конечно, мысленный процесс, абстракция. Бэконовские формы - это формы "простых природ" или свойств, которые изучают физики. Простые природы – это такие вещи, как горячее, влажное, холодное, тяжелое и т.д. Они подобны "алфавиту природы", из которого многие вещи могут быть составлены. Бэкон ссылается на формы, как на "законы". Они – детерминанты, элементы фундаментальных структур мира. Сочетание различных простых форм дает все разнообразие реальных вещей. Развитое Бэконом понимание формы противопоставлялось им умозрительному толкованию формы у Платона и Аристотеля, т.к. для Бэкона форма – своего рода движение материальных частиц, составляющих тело.

В теории познания, для  Бэкона, главное – исследовать  причины явлений. Причины могут  быть разными: действующими, которыми занимается физика, или конечными, которыми занимается метафизика.

Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила  разработку индуктивных методов  исследования в последующие века, вплоть до XIX в. Однако, Бэкон в своих  исследованиях недостаточно подчеркивал  роль гипотезы в развитии знания, хотя в его времена уже зарождался гипотетико-дедуктивный метод осмысления опыта, когда выдвигается то или  иное предположение, гипотеза и из нее  выводятся различные следствия. При этом дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся с опытом. В этом отношении большая роль принадлежит математике, которой Бэкон не владел в достаточной степени, да и математическое естествознание в то время только формировалось. 

Родоначальник эмпиризма  Бэкон ни в коей мере не был склонен  недооценивать значение разума. Сила разума как раз и проявляет  себя в способности такой организации  наблюдения и эксперимента, которая  позволяет услышать голос самой  природы и истолковать сказанное  ею правильным образом. Поэтому свою позицию Бэкон иллюстрирует сравнением деятельности пчел, собирающих нектар со многих цветков и перерабатывающих его в мед, с деятельностью  ткущего паутину из самого себя (односторонний  рационализм) и муравьев, собирающих в одну кучу разные предметы (односторонний  эмпиризм). Почему же тем не менее  он остается философом эмпиризма? Ценность разума - в его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она  заключена. Разум как таковой  не содержит в себе истин бытия  и, будучи отрешен от опыта, неспособен к их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее значение. Разум  можно определить через опыт (например, как искусство извлечения истины из опыта) но опыт в своем определении  и пояснении в указании на разум  не нуждается, а потому может рассматриваться  как инстанция от разума независимая  и самостоятельная.

В конце своей  жизни Бэкон написал книгу  об утопическом государстве "Новая  Атлантида" (опубликована посмертно  в 1627 г.). В этом произведении он изобразил будущее государство, в котором все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает различные удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь человека: здесь и комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения породы животных, и многое другое. Некоторые из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. На современном языке его можно было бы назвать технократом, т.к. он полагал, что все современные ему проблемы можно решить с помощью науки.

Несмотря на то, что  он придавал большое значение науке  и технике в жизни человека, Бэкон считал, что успехи науки  касаются лишь "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый  Бог. При этом Бэкон все время  подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляют  веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой к  атеизму, более же глубокие возвращают к религии".

Влияние философии  Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии  огромно. Его аналитический научный  метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости  ее экспериментального изучения сыграли  свою положительную роль в достижениях  естествознания XVI-XVII веков. Логический метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной логики. Классификация  наук Бэкона была положительно воспринята в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. Хотя углубление рационалистической методологии в дальнейшем развитии философии снизило после смерти Бэкона его влияние в XVII в., но в  последующие века идеи Бэкона приобрели  свое новое звучание. Они не потеряли своего значения вплоть до XX в. Некоторые  исследователи даже рассматривают  его как предшественника современной  интеллектуальной жизни и пророка  прагматической концепции истины (имеется  в виду его высказывание: "что  в действии наиболее полезно, то и  в знании наиболее истинно"). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение:

Цитата 1:

«Существуют ещё  идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и  сообщества людей. Эти идолы мы называем, имея в виду порождающее их общение  и сотоварищество людей, идолами  площади. Люди объединяются речью. Слова  же устанавливаются сообразно разумению  толпы. Поэтому плохое и нелепое  установление слов удивительным образом  осаждает разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и  ограждать себя учёные люди, никоим образом не помогают делу. Слова  прямо насилуют разум, смешивают  всё и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям».Источник: Бэкон Фрэнсис: Сочинения в двух томах. М., 1977, 1978., Т. 2, С. 18 – 19.

Цитата 2:

«Есть так же идолы, зависящие, так сказать, от взаимных контактов человеческого рода: мы называем их идолами площади, соотнося с торговлей и общением».

«…связь между людьми осуществляется при помощи языка, но имена даются вещам в соответствии с уразумением народа, и достаточно некритического и неадекватного  применения слов, чтобы совершенно сбить с толку разум. Определения  и объяснения, которыми часто пользуются учёные для самозащиты, также не способствуют восстановлению естественной связи разума и вещей».

«слова насилуют разум, мешая рассуждению, увлекая  людей бесчисленными противоречиями и неверными заключениями».

«Идолы площади  наиболее тяжки из всех», «…потому что они внедрены в разум согласованием  слов и имён».

Люди «…верят, что  их разум господствует над словом, но случается и так, что слова  обращают свою силу против разума, что  делает философию и другие науки  софистическими и бездеятельными».

«Идолы, проникающие  в разум с помощью слов бывают двух родов: или это имена несуществующих вещей (как, например, «судьба», «вечный  двигатель» и т.д.), или это имена  вещей существующих, но путанные и  неопределённые, неподобающим образом абстрагированные».Источник: Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время. – ТОО ТК «Петрополис», 1996., С. 174.

 Комментарий:

На мой взгляд, Бэкон одним из первых в истории науки затронул тему взаимосвязи речи, языка и человеческого сознания; слова и мышления, мировоззрения. «Слова насилуют разум». Социум, общественное сознание и сознание индивидуальное – сообщающиеся сосуды. Функцию сообщения, «перемычки» между этими сосудами выполняет слово. Через слово общество влияет на каждого своего члена. От понимания смысла и значения слов напрямую зависит субъективный образ объективного мира, а, следовательно, поведение человека. В учении Ф.Бэкона об идолах «площади», «рынка» предвосхищаются идеи марксистской, культурно-исторической психологии, идеи о знаковом опосредствовании высших психических функций. 

Через наполнение слов тем или иным содержанием (представлениями, образами; существенными, понятийными  признаками; отношениями и чувствами  различной модальности), можно помочь человеку продвинуться к истине, к  адекватному образу мира. А можно  дезориентировать, сбить с толку, превратить в объект манипуляции. Политтехнологи, политики, пиарщики, адвокаты, разработчики рекламы и имиджа, журналисты и  другие «специалисты по работе с общественным мнением» должны признать, что научное  основание для их «ремесла» заложил  Ф.Бэкон. Да, не зря Бэкон считал идолы  «рынка» самыми опасными и коварными. Не зря ещё древние римляне  говорили «Чей язык, того и власть».       
 
 
 
 
 
 

Заключение: 
 

 

Список литературы:

Алексеев П.В. Хрестоматия  по философии. Учебное пособие. Москва, «Проспект», 1997 г.

Антология мировой  философии. Т. 2. М., 1971.

Городенский Н. Франциск Бэкон, его учение о методе и энциклопедия наук. Сергиев Посад, 1915.

Гуревич П.С. Философский  словарь. Москва, «Олимп», 1997 г.

Иванцов Н. А. Франциск Бэкон и его историческое значение.// Вопросы философии и психологии. Кн. 49. С. 560—599.

Д.И. Дубровский. Проблема идеального. М., 1983

Декарт Р. «Сочинения в двух томах». Том 1. Москва, «Мысль», 1989 г.

 История философии:  Россия-Запад-Восток. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Книга Вторая. М., 1996

В.М. Карев «Френсис Бэкон: политическая биография»

Путилов С. Тайны  «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона // Наш современник.1993.№ 2. С.171-176.

Соколов В.В. «Европейская философия XV - XVII вв». Москва, 1984.

Субботин А.Л. «Фрэнсис Бэкон». Москва, «Мысль», 1974 г.

Спиркин А.Г. - Основы философии: Учеб. пособие для  вузов. - М.; Политиздат, 1988. - 592 с.

Ф.Бэкон. Сочинения, 2-е испр. и доп. изд. М., 1977-78.

Хайдеггер М. Вопрос о технике. // Хайдеггер М. Время  и бытие. М.1993,

http://www.istina.rin.ru/ 

Информация о работе Френсис Бэкон "Идолы познания"