Фридрих Вильгельм Шеллинг

Автор: Олег Попков, 01 Октября 2010 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (нем. Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling, 27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ. Родился 27 января 1775 г. в городке Леонберг близ Штутгарта в семье дьякона. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии.
Ф. Шеллинг был младшим современником И. Канта, И.Г. Фихте, Г. Гегеля. Он был необычайно одаренной, творческой натурой. В 15 лет поступил на богословский факультет Тюбингенского университета. В 23 года без защиты диссертации он стал профессором Иенского университета, одного из крупнейших центров интеллектуальной мысли Германии XVIII века. В нем многие современники видели новую надежду в развитии философии, называя его «солнцем немецкой философии». Своим творчеством он освежил и взбудоражил жизнь философской мыcли в Германии, открыв новые возможности для развития философствования и философии как науки. По сложившейся традиции, он многое усвоил из учений своих предшественников – Декарта, Спинозы, Канта, Фихте, Гегеля, но, опять таки, в силу традиции, создавая свою систему философии, он противопоставляет свою философию предшествующим философским теориям.
Его творческая судьба необычна: рано созрев как самостоятельный философ, Шеллинг выступил в качестве главы направления, пытавшегося преодолеть субъективизм Фихте, повернуть теоретическую мысль лицом к природе. Развивая свои принципы и пытаясь применить их к жизни человека и общества, он попал затем в кризисную ситуацию, не завершив ни одного из начатых им фундаментальных трудов. Плодовитый в молодости писатель неожиданно прекратил публикацию своих произведений. Большинство работ Шеллинга появилось посмертно. Он пережил свою славу и не оставил философских наследников.

Содержание

1. Биография
2. Учение о бытие
3. Философская антропология
4. Теория познания
5. Эстетические взгляд
6. Социально – политические взгляды
7. Словарь терминов используемых в работе
8. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контр филос.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по

дисциплине  «Философия»

на тему «Фридрих Вильгельм Шеллинг» 
 
 
 
 

                    Выполнил: студент группы А-21з

                  Попков  О.Е.

                  № зачетной книжки 071023 

                Проверил:  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Севастополь 2009

 

        Содержание

       1. Биография.         3

       2. Учение о бытие.        6

       3. Философская антропология.      10

       4. Теория познания.        12

       5. Эстетические взгляды.       14

       6. Социально – политические взгляды.     18

       7. Словарь терминов используемых в работе.    20

       8. Список использованной литературы.     23

 

        1. Биография.

       Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (нем. Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling, 27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ. Родился 27 января 1775 г. в городке Леонберг близ Штутгарта в семье дьякона. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии.

       Ф. Шеллинг был младшим современником  И. Канта, И.Г. Фихте, Г. Гегеля. Он был необычайно одаренной, творческой натурой. В 15 лет поступил на богословский факультет Тюбингенского университета. В 23 года без защиты диссертации он стал профессором Иенского университета, одного из крупнейших центров интеллектуальной мысли Германии XVIII века. В нем многие современники видели новую надежду в развитии философии, называя его «солнцем немецкой философии». Своим творчеством он освежил и взбудоражил жизнь философской мыcли в Германии, открыв новые возможности для развития философствования и философии как науки. По сложившейся традиции, он многое усвоил из учений своих предшественников – Декарта, Спинозы, Канта, Фихте, Гегеля, но, опять таки, в силу традиции, создавая свою систему философии, он противопоставляет свою философию предшествующим философским теориям.

       Его творческая судьба необычна: рано созрев как самостоятельный философ, Шеллинг выступил в качестве главы направления, пытавшегося преодолеть субъективизм Фихте, повернуть теоретическую мысль лицом к природе. Развивая свои принципы и пытаясь применить их к жизни человека и общества, он попал затем в кризисную ситуацию, не завершив ни одного из начатых им фундаментальных трудов. Плодовитый в молодости писатель неожиданно прекратил публикацию своих произведений. Большинство работ Шеллинга появилось посмертно. Он пережил свою славу и не оставил философских наследников.

       Отталкиваясь  от И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической  диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого  начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей.

       Философия Шеллинга не представляет собой вполне объединённого и законченного целого, а скорее несколько систем, последовательно развитых им в течение жизни. Не следует, однако, думать, чтобы эти системы вовсе не были связаны между собой. Напротив, мировоззрение Шеллинга развивалось органически, как бы порождая новые отпрыски из одного главного ствола. Переходя от исследования одной области к другой, Шеллинг обыкновенно заботился о приведении этих различных отделов в гармоническое, освобожденное от противоречий единство. Тем не менее различные основные принципы, получившие преобладающее значение в отдельные периоды его творчества, а также те новые проблемы и области, разработке которых он отдавался, полагали между этими периодами весьма заметные грани.

       Первый  период в развитии философии Шеллинга состоит в исследовании гносеологической проблемы об основном принципе познания и возможности познания с точки зрения видоизмененного Фихте критицизма. Здесь Шеллинг не отклоняется в общем от пути, намеченного Фихте. Он вводит в философию природу, которую он представляет как единство противоположностей в виде мирового закона (полярность полюсов магнита, противоположные электрические заряды, кислота и щёлочи). Противоположности порождены живой силой, бессознательным духовным началом.

       Главной задачей второго периода является конструирование природы, как саморазвивающегося духовного организма. Шеллинг дополняет свою натурфилософию трансцендентальной философией, выводя природу из субъективно-идеалистического начала - из Я, из непосредственного созерцания субъектом объекта (природы). Сознание через ощущения, рефлексию восходит к воле, к практическому Я, доходит до высшей формы нравственного действия, как единства необходимости и свободы. Два периода в развитии философии приводят Шеллинга к философии тождества  природы и духа, ставшей основой всей его философии. Всё существующее, по Шеллингу есть абсолютный разум, в котором объект и субъект едины и нерасторжимы. В Абсолюте тождественно всё. Раздвоение начинается с перехода от единого к множественному. Абсолют - не дух и не природа. Он даёт Вселенную. Мир конечен и преходящ. Абсолют - вечен. Он возможность всего. Порождение Вселенной из Абсолюта – иррационально. Это акт, не поддающийся рациональному познанию. Акт бессознательной воли. Если между первыми тремя  периодами в философии была взаимосвязь, то в четвертый период Шеллинг переходит на позиции теософии, соединяя философию, мифологию и религию. Философия Шеллинга в этот период успеха не имела. Шеллинг оказал большое влияние на Гегеля (своего современника) своей диалектикой природы и на философию жизни (Ницше) главным образом своим иррационализмом.

       Система тождества, характеризующая третий период, состоит в раскрытии идеи абсолютного, как тождества основных противоположностей реального и идеального, конечного и бесконечного.

       В четвёртом периоде Шеллинг излагает свою философию религии — теорию отпадения мира от Бога и возвращения к Богу при посредстве христианства. К этому же периоду примыкает, в качестве дополнения, «положительная» философия, известная только по читанным Шеллинга лекциям. В ней философия религии излагается не как предмет рационального познания, а как интуитивно открываемая истина. С этой точки зрения положительная философия, является в то же время философией мифологии и откровения.

 

       2. Учение о бытие.

       Путь Шеллинга имеет  некоторое внешнее сходство с  эволюцией Фихте (внешнее не значит здесь поверхностное): оба постоянно  работали над преодолением исходных противоречий своих систем, оба стремились сохранить некоторую степень верности Канту, оба перешли к религиозно-этической проблематике (один от натурфилософской и эстетической, другой – от моральной и гносеологической), для обоих важным стимулом явилась немецкая мистика (для Фихте – Экхарт, для Шеллинга – Бёме). При всем этом Шеллинг в итоговых своих построениях решительно выходит за рамки классической традиции онтологического мышления и представляет своим развитием важный для понимания кризиса онтологизма феномен.

       В начале переходного периода своего творчества Шеллинг формулирует свое понимание основного вопроса философии: "Почему вообще есть сущее, а не ничто?". Проблема, поставленная в его исследованиях о свободе, а именно, как объяснить сосуществование абсолюта, свободы и зла, в значительной мере решается за счет новой концепции бытия, призванной ответить на основной вопрос философии. Для решения необходимо найти нечто, что существует в боге, но не есть бог. Шеллинг делает это при помощи различения "сущности, поскольку она существует, и сущности, поскольку она есть только основа существования". Бог, естественно, сам является основой своего существования, но Шеллинг подчеркивает, что хорошо известное прежним философам, это положение говорило об основе как о понятии, он же понимает основу как независимую реальность. "Содержащаяся в боге основа его существования не есть бог в абсолютном смысле, то есть бог, поскольку он. существует; ибо она – лишь основание его существования. Она есть природа в боге, неотделимая, правда, от него, но все же отличная от него сущность". Основа существования предшествует существующему богу, но он первичнее основы, так как ее не было бы без бога. Вещи как бесконечно отличающееся от бытия бога становление "имеют свою основу в том, что в самом боге не есть сам бог". Основа, или природа в боге, это бессознательное темное начало, которое стремится к рождению; оно есть воля к разуму, и посредством этой воли бог стремится найти свое подобие. Поскольку бог существует сам через себя, он – единственное сущее в свете; все остальные вещи стремятся от темной основы к полному просветлению и тождеству с божественной волей. Но в той мере, в какой вещь причастна основе существования, ее воля есть частная, тварная воля, или своеволие. Полнота темной воли – это закон природы, полнота света – откровение. Зло, по Шеллингу, есть нарушение связи между этими полюсами, преобладание своеволия.

       Шеллинг строит свою теодицею, исходя из различения в абсолюте двух онтологических принципов. В штутгартских лекциях (1810) он впервые  пытается придать системный характер своей идее. Там эти принципы выступают как бытие и сущее. Бытие – это реальное, бессознательное начало в боге. Но, как и в человеке, бытие бога не совпадает с богом. Собственно бог – это идеальное начало, или сущий. Идеальное или осознанное – это, по Шеллингу, субъект бытия, а бессознательное – предикат этого субъекта, то есть сущего, и потому лишь ради сущего существует. Различая себя в себе, бог отличает себя как сущее от бытия. То же может происходить в человеке; это будет его высший моральный акт.

       Стремление  к существованию удовлетворится, лишь достигнув вечного бытия. На этом уровне воля станет беспредметной  силой хотения, волей без желания. Но для этого достигнутый объект должен быть действительным, полноценным  бытием. Ничто ограниченное не может удовлетворить стремление первоприроды к существованию, и в этом причина исторического развития мира.

       В последний период творчества Шеллинг  много сил посвящает истолкованию древней мифологии. Подобно поздним  неоплатоникам, он выстраивает рядом  с философией целый параллельный мир мифологических образов, в которых, по его мнению, уже в свое время отразились главные тайны бытия. Всю мировую историю и соответственно свою философию Шеллинг делит на две части. Философия мифологии имеет дело с периодом, когда естественный процесс богопознания выражался в образах и, позднее, в мыслях. Философия откровения повествует о периоде, начавшемся со сверхъестественного открытия истины и знаменующегося преодолением природы свободой. Философия приводит ко внутреннему единству и образное, и понятийное, и сверхъестественное знание.

       Что нового внес Шеллинг в учение о  бытии? Ответить на этот вопрос можно, выяснив значение его дистинкции бытия и сущего. Шеллинг несколько  преувеличил новизну своей идеи. У Аристотеля мы встречала достаточно четко выраженное учение о различии существующего и его бытия, он же показал, в каком смысле это различие применимо к богу, а в каком – нет. У него же ясно сформулировано понимание материи- стересиса как воли к существованию, причем Аристотель ссылается на это учение как на давно существующее. Шеллинг подчеркивает, что он трактует эту дистинкцию не формально, а реально, однако не нужно вспоминать Бёме, чтобы найти предшественников Шеллинга: для того и различали разные смыслы чистого бытия арабские и латинские толкователи "Метафизики", чтобы объяснить отношения абсолюта к миру.

       При всем этом Шеллинг прав, считая свою дистинкцию новым шагом философии. Для Шеллинга бытие есть бессознательное  и бессодержательное начало, но оно  есть. "Быть" и в то же время не "быть чем-то" противоречиво, поэтому бытие стремится к своему максимуму. Абсолютная личность – это максимум бытия, но она уже не "что-то", так как для нее "быть чем-то" меньше, чем просто "быть". Абсолютная личность – это все "что-то", собранные уникальным способом в личностное "всё".

       Сознательное  и настойчивое изъятие из абсолютной действительности во всех ее модификациях всего, что может позволить отождествить мышление и бытие, – это и представляет собой новый историко-философский  шаг, причем по отношению к традиции – шаг вовне. Шеллинг выводит философию в сферу трансцендентного, но отменяет принцип тождества бытия и мышления. В результате философ уже не может строить образ универсума, исходя из понятия как точки отсчета. На это имел право даже средневековый философ. Ведь теология, до какой бы степени послушания она ни доводила философию, не отрицала права понятия на конструирование идеального мира, имеющего какую-то автономную значимость. С точки же зрения реформированной Шеллингом онтологии под вопросом находится сама идеальная значимость, если она не освящена событиями мирового мифа. Понятие становится не просто иным по отношению к действительности, но именно вторичным. Философу остается роль медиума: у раннего Шеллинга это был поэт, у позднего – пророк. Шеллинг осознавал происходящие историко-философские сдвиги, что ясно выражено в его трактовке предшествующей спекулятивной философии как "негативной", а своей – как "позитивной". Здесь Шеллинг встал в конце концов на точку зрения своего оппонента Якоби, боровшегося с "нигилизмом" немецкой философии. Но все же сам он принадлежит к последним явлениям классической традиции.

 

       3. Философская антропология.

         Пока человек пребывает в области  природы, он в собственном смысле  слова — господин природы,  так же, как он может быть господином самого себя. Он отводит объективному миру определенные границы, которые ему не дозволено преступать. Представляя себе объект, придавая ему форму и прочность, он властвует над ним. Ему нечего его бояться, ведь он сам заключил его в определенные границы. Однако, как только он эти границы устраняет, как только объект становится уже недоступным представлению, то есть только человек сам преступает границу представления, он ощущает себя погибшим. Страхи объективного мира преследуют его. Ведь он уничтожил границы объективного мира, как же ему преодолеть его? Он уже не может придать форму безграничному объекту “неопределенности”, он носится перед его взором; как остановить его, как схватить, как положить границы его могуществу?

Информация о работе Фридрих Вильгельм Шеллинг