Фридрих Вильгельм Шеллинг

Автор: Олег Попков, 01 Октября 2010 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (нем. Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling, 27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ. Родился 27 января 1775 г. в городке Леонберг близ Штутгарта в семье дьякона. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии.
Ф. Шеллинг был младшим современником И. Канта, И.Г. Фихте, Г. Гегеля. Он был необычайно одаренной, творческой натурой. В 15 лет поступил на богословский факультет Тюбингенского университета. В 23 года без защиты диссертации он стал профессором Иенского университета, одного из крупнейших центров интеллектуальной мысли Германии XVIII века. В нем многие современники видели новую надежду в развитии философии, называя его «солнцем немецкой философии». Своим творчеством он освежил и взбудоражил жизнь философской мыcли в Германии, открыв новые возможности для развития философствования и философии как науки. По сложившейся традиции, он многое усвоил из учений своих предшественников – Декарта, Спинозы, Канта, Фихте, Гегеля, но, опять таки, в силу традиции, создавая свою систему философии, он противопоставляет свою философию предшествующим философским теориям.
Его творческая судьба необычна: рано созрев как самостоятельный философ, Шеллинг выступил в качестве главы направления, пытавшегося преодолеть субъективизм Фихте, повернуть теоретическую мысль лицом к природе. Развивая свои принципы и пытаясь применить их к жизни человека и общества, он попал затем в кризисную ситуацию, не завершив ни одного из начатых им фундаментальных трудов. Плодовитый в молодости писатель неожиданно прекратил публикацию своих произведений. Большинство работ Шеллинга появилось посмертно. Он пережил свою славу и не оставил философских наследников.

Содержание

1. Биография
2. Учение о бытие
3. Философская антропология
4. Теория познания
5. Эстетические взгляд
6. Социально – политические взгляды
7. Словарь терминов используемых в работе
8. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контр филос.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

       Другой  важнейшей проблемой (наряду с проблемой  свободы) практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение — противоположный изначальным  целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противоположную реальность — насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).

       Философ приходит к следующим выводам:

  • ход истории случаен, в истории царит произвол;
  • и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
  • теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;
  • в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.

       В конце жизни Шеллинг пришел к  иррационализму — отрицанию какой-либо логики закономерности в истории  и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

 

        7. Словарь терминов используемых в работе.

       Аллегория (греческое allegoria - иносказание) – изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для искусства средневековья, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

       Бытие́ - философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности.

       Дистинкция (от лат. distinctio — различение), термин, обозначающий познавательный акт, в процессе которого фиксируется различие между предметами и явлениями действительности или между элементами сознания. В современной формальной логике под Д. подразумевается один из логических приёмов, заменяющих определение.

       Нигилизм (лат. nihil - ничто) - т. зр. абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами. Термин «Н.» впервые применен Якоби, в России распространение получил благодаря роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». Реакционеры называли нигилистами революционных демократов, приписывая им безоговорочное отрицание всей прошлой культуры. На деле революционная демократия выдвигала свою положительную программу. Ленин различал революционный Н. как законное отрицательное отношение к реакционным общественным порядкам (т. 4, с. 262) и интеллигентский анархистский Н. (т. 20, с. 242), к-рый находит выражение в буржуазной философии. Ницше, напр., провозглашал «переоцейку ценностей», т. е. отрицание выработанной человечеством культуры, норм морали и справедливости. В совр. условиях Н. зачастую используется не только для критики капитализма, но и для атаки против социалистического об-ва и его социально-экономических основ.

       Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ν род. п. ντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — раздел философии, изучающий бытие.

       Символ (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета) – в искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания

       Сущее — существительное образованное от причастия "существующее", означает "то, что есть". В философии сущее рассматривается в двух аспектах — со стороны своей определенности, сущности и со стороны своего существования, бытия.

       Схематизм - Склонность к схемам, упрощенность в мышлении, изображении, изложении чего-л

       Теодицея (франц. théodicée, от греч. theós — бог и díke — справедливость), "оправдание бога", общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею "благого" и "разумного" божественного управления миром с наличием мирового зла, "оправдать" это управление вопреки существованию тёмных сторон бытия. Термин введён Г. В. Лейбницем в трактате "Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и первопричине зла" (1710).

       Теология (греч. бог и учение, слово), или богословие - систематизация вероучения данной религии. Христианская Т., базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях «отцов церкви» (на «священном писании» и «священном предании»), делится на осн. богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д. Т. присущи крайний догматизм, авторитарность и схоластичность. С Т. смыкается религиозная философия, пытающаяся доказать совместимость Т. о наукой. Т. неоднократно подвергалась критике со стороны прогрессивных мыслителей всем времен. Критика Т. - неотъемлемая часть научного атеизма.

       Теосо́фия (др.-греч. θεοσοφία) — божественная мудрость, и в этом широком смысле — религиозная мудрость, мистическое богопознание, существовавшее уже в глубокой древности.

       Тождества философия — понятие, используемое философией постмодернизма для характеристики философии классического типа, фундированной презумпцией наличия универсальной закономерности мироздания

       Трансцендентальность - в философии И.Канта - априорное знание, которое является основой и условием всякого опыта.

       Универсалии (лат. общий) - так в средневековой философии обозначались общие идеи. В споре об У. шла речь о том, являют^ ся ли они объективными, реальными, или это просто имена вещей. Согласно первой т. зр. У. существуют «до вещей», идеально (т. зр. крайнего реализма, Эриугена) или существуют «в вещах» (т. зр. умеренного реализма, Фома Аквинский). Противоположный взгляд: У. существуют лишь в уме, «после вещи», в виде умственных построений (Концептуализм) или даже являются просто словами (крайний номинализм, Росцелин, Оккам).

 

       8. Список использованной  литературы.

  1. Ильичёв Л. Ф. - Философский энциклопедический словарь. М., Сов. Энциклопедия1983.
  2. Лазарев В.В. - Философия раннего и позднего Шеллинга //М, Наука, 1990.
  3. Овсянников М.Ф. - Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизм. М.: Мысль, 1966.
  4. Ойзерман Т.И. - История диалектики. Немецкая классическая философия - М., Мысль, 1978.
  5. Шеллинг Ф.В.Й. - Сочинения в 2 т.. Т. 2. - М., Мысль, 1989.
  6. http://filosof.historic.ru/

Информация о работе Фридрих Вильгельм Шеллинг