Фрэнсис Бэкон

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

Для полного и всестороннего изучения данной темы необходимо определить ряд задач:
o изучить классификацию наук Бэкона;
o «привычки ума, приводящие людей к ошибкам»;
o индуктивный метод Бэкона;
o применение индуктивного метода в современном мире.

Содержание

Введение 3
1. Фрэнсис Бэкон: «Знание-сила» 4
2. «Идолы» - плохие привычки ума, которые приводят людей к ошибкам 8
2.1. Идолы рода 8
2.2. Идолы пещеры 9
2.3. Идолы рынка 10
2.4. Идолы театра 11
3. Индуктивный метод Бэкона: ошибка или истина? 11
Заключение 21
Литература 22

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по философии.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в  Лондоне. В 12 лет поступил в Кембриджский университет, а в 23 года уже был членом палаты общин английского парламента, где выступал противником королевы Елизаветы I по ряду вопросов. В 1584 году Фрэнсис Бэкон был избран в парламент. Серьезная политическая карьера началась, когда на престол вступил король Яков I. В 1612 году Бэкон становится генеральным прокурором, в 1617 - лордом-хранителем печати, а в 1618 году (до 1621) - лордом-канцлером при короле Якове I. В 1621 году Фрэнсис Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве и  заключен в тюрьму сроком на два дня. Был помилован королем, но на государственную службу не вернулся.

    Умер  Фрэнсис Бэкон 9 апреля 1626 года в  местечке Хайгет.

    Фрэнсис Бэкон считается основателем  английского материализма, эмпирического направления. Важнейшую задачу науки видел в покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы.

    Данная  тема показалась очень интересной, так как при написании данной работы изучались не только исторические факты, а так же современное применение достижений Фрэнсиса Бэкона.

    Для полного и всестороннего изучения данной темы необходимо определить ряд  задач:

    • изучить классификацию наук Бэкона;
    • «привычки ума, приводящие людей к ошибкам»;
    • индуктивный метод Бэкона;
    • применение индуктивного метода в современном мире.

    Источниками информации для написания работы по теме «Индуктивный метод Фрэнсиса Бэкона» послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

1. Фрэнсис Бэкон: «Знание-сила»

    Фрэнсис Бэкон – английский философ, родоначальник  философии Нового времени. Основные сочинения Бэкона: « Опыты или наставления», «О мудрости древних», «Новый органон», «О мудрости и приумножении наук», «Новая Атлантида». У Бэкона существует классификация наук – существующих и возможных, которые он разделил на основе трёх «способностей человеческого разума»: памяти (исторические науки), воображения (поэзия), рассудка (философия). В философии он выделил три части:

  1. учение о Боге;
  2. учение о природе;
  3. учение о человеке.

    Человек познаёт природу непосредственно, Бога он познаёт через природу, а  самого себя – путём рефлексии (размышления, самонаблюдения, самопознания).1

    Главные философские интересы Бэкона сосредоточены на практике и науке. Важнейшее значение Бэкон придавал науке о природе. Он разделял её на теоретическую, исследующую причины явлений, и практическую, дающие определённые, необходимые для человеческой жизнедеятельности результаты.

    В своих исследованиях Бэкон вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений  и опытов для обнаружения истины. Он резко критикует созерцательный идеал знания. «Знание – сила», а сила эта выражается, прежде всего, в стимулировании ею человека к действию. «Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно». Таким образом, знание замыкается на действии, а действие – на знании. Знания нет без науки, особенно фундаментальной, а действия, поскольку оно опирается на науку, нет без эксперимента. Бэкон – гуманист и поэтому склонен к тщательному анализу того, что действительно способствует развитию человека.

     В науке «речь идёт не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и  счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике. Ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в порядке природы делом, или размышлением; и свыше этого он не знает и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа подчиняется только подчинением ей». Могуществен тот, кто может, а не тот, кто знает.

     Бэкон говорил, что только опыт приводит к точному знанию природы. Умственные рассуждения строят только гипотетические заключения, которые ничего не доказывают без подтверждения опытом.

     Точное знание, это не что иное, как факт, добытый чувственный опытом, то есть, точное знание о природе – это опыт как таковой, а умозаключение это лишь догадка.

     Исходя  из этого, опыт имеет три преимущества перед рациональными способами познания:

  • Опыт проверяет и доказывает верность или ошибочность любой рационально выведенной научной гипотезы.
  • Опыт не просто проверяет рассудочные гипотезы, опыт своими фактами формирует само рассуждение и направляет познание по нужному пути.
  • Опыт изначально создает само рассуждение, но он же сам и очищает это рассуждение от позиции экспериментатора, который по своим предпочтениям может заводить это рассуждение куда угодно.

    Следовательно, опыт объективен, в отличие от рационального  познания, и, вследствие этого, полученные из него знания имеют общепринимаемую обязательность.

     На  основе этих трех преимуществ экспериментального знания Фрэнсис Бэкон выводит  принципы положительного знания (правильного  знания) о природе:

    1.Человек воспринимает природу чувственно, и на основе этого составляет рассудочные заключения. Но этот, на первый вид, простой и правильный процесс получения знания, совершенно недостаточен для того, чтобы это знание стало положительным, правильным. Потому что сами чувства, которыми человек воспринимает природу, это не чистый инструмент познания, собирающий в себя сведения таковыми, каковы они есть в природном виде. Чувства человека таковы, что при познании природных явлений они примешивают к природным свойствам свои собственные внутренние свойства, искажая истинную картину вещей. Точно также и умозаключения, основанные на этих чувственных восприятиях, тоже не есть инструмент чистого осмысления природы, потому что умозаключения обладают собственной природой, собственными внутренними законами и формами жизни, которые также накладывают характер своих свойств на свойства познаваемых природных явлений, и также искажают истинную картину вещей.

    2. Следовательно, если человек,  хочет правильно понимать природу,  то он должен понимать её  лишь в той мере, в какой он может ознакомиться с её внутренним порядком, не привнося туда ничего от себя.

    Знать больше того порядка, который есть в  природе, человек вообще не в состоянии  в принципе и не должен вообще, если он хочет влиять на природу правильно, в соответствии с её внутренним порядком. Следовательно, положительное знание человека о природе предопределено её реальным внутренним порядком, а не рассудочной силой его ума, который привносит что-то своё.

    3.Таким образом, корень всех зол неправильного знания в науке заключается в преувеличении теоретической силы ума, потому что ум может лишь практически разыскать что-то в природе, но ничего не может теоретически произвести из себя. А если это так, то и назначение ума состоит только в том, чтобы исходить в своих рассуждениях просто из наглядных пособий опытно установленных фактов. Потому что, только в том случае, когда в основу умозаключений положены опытно установленные факты, мы можем говорить о том, что эти умозаключения раскрывают внутренний порядок природы, а не какие-нибудь внутренние свойства чувств или самого ума, имеющие лишь вид элементов внутреннего порядка природы, но не относящиеся к ним на самом деле.

    4.Однако опытно установленные и теоретически осмысленные факты природы есть лишь частности, получаемые из ощущений, и не дают общего цельного знания о природе. Поэтому для получения общего цельного знания о природе необходимо непрерывно и постепенно переходить от отдельных опытно установленных фактов, ко всё более общим научным положениям, описывающим природу во всё более обобщенной и во всё более цельной картине.

    Но  ведь невозможно расширять и обобщать саму фактичность в содержании правильного  знания, где единожды установленный  факт всегда остается тем же самым  фактом, поэтому следует расширять  и обобщать теоретическое осмысление этих фактов.

    Таким образом, положительное, обобщённое и  цельное знание о природе –  это процесс непрерывного и постепенного теоретического восхождения в осмыслении опытных фактов (индукция от фактов). А главным признаком положительного знания будет соответствие теоретических научных положений опытным фактам природы, что может подтверждаться только экспериментальной проверкой.

    5.Таким образом, опыт создает правильное познание, и опыт же его проверяет. Логический анализ, рациональное осмысление или диспуты для правильного познания недостаточны. Потому что теоретическое восхождение ума от частных фактов есть лишь теоретическое предупреждение природы (предупреждение знания о ней), всегда несколько поспешное, поскольку это лишь модель ума, но не сама реальная природа.

    Экспериментальная проверка – это есть уже реальная природа, это есть встреча с природой, где её истолкование проверяется и принимается окончательно.

2. «Идолы» - плохие привычки ума, которые приводят людей к ошибкам

      Задача вооружить человека методами получения нового знания полагается Бэконом гораздо важнее. Решение ее он дает в работе «Новый Органон». Значительным препятствием в развитии действительного познания служат предрассудки, вжившиеся, закоренелые, или даже врожденные представления и фикции, которые способствуют тому, что мир в нашем сознании отражается не полностью адекватно.

      Бэкон называет эти представления идолами. Учение об идолах, согласно Бэкону, является важным средством преодоления этих представлений. Об отношении науки об идолах к новой логике и новому методу познания он говорит: "Наука об идолах так относится к объяснению природы, как наука о софистических доказательствах к обыкновенной логике".

      Бэкон предпосылает проблему очищения ума  человека от следующих «идолов» (ложных представлений, призраков).2

2.1. Идолы рода

      Это ложные представления о вещах, обусловленные  несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума. Ощущения обманывают нас, они имеют границы, за которыми объекты перестают восприниматься нами. Руководствоваться только ощущениями наивно. Разум помогает, но ум часто дает искаженную картину природы (уподобляет кривому зеркалу). Ум приписывает природе свои свойства (антропоморфизм) и цели (телеология). Поспешные обобщения (например, круговые орбиты).

      Идолы рода являются не только естественными, но и врожденными. Они исходят  из естественного несовершенства человеческого  разума, которое проявляется в  том, что "предполагает больший порядок  и равновесие в вещах, чем те, которые  в них есть".

      Идол  рода – самый неустранимый по Бэкону. Едва ли можно освободиться от своей природы и не присовокуплять свою природу к представлениям. Путь к преодолению идолов рода заключается в осознании этого естественного свойства человеческого разума и последовательном проведении правил новой индукции в процессе познания (это необходимое, безусловно, основное и самое надежное средство для преодоления и других идолов).

2.2. Идолы пещеры

      Если  идолы рода происходят от естественных недостатков человеческого разума, которые являются в большей или меньшей степени общими, то идолы пещеры также вызваны врожденными недостатками человеческого разума, но индивидуального характера.

      «Идолы  пещеры» – искажённые представления о действительности, связанные  с индивидуальными восприятиями человека, зависящие от его образования, авторитетов, которым он слепо поклоняется.

      "Идолы  пещеры - это идолы человека как  индивида. Ибо каждый индивид  кроме ошибок, порожденных природой человека, как вида имеет свою индивидуальную пещеру, или логово. Эта пещера преломляет и искажает свет природы, с одной стороны, потому, что каждому принадлежит определенная, собственная природа, с другой стороны, потому, что каждый получил различное воспитание и встречался с другими людьми.

      Так же и потому, что каждый читал лишь определенные книги, почитал и обожал разные авторитеты, наконец, потому, что его впечатления были отличны от других, согласно тому, какие души они имели – предвзятые и полные предрассудков либо души спокойные и уравновешенные, а также по другим причинам такого же рода. Так же и собственно человеческий дух (так как он содержится в отдельных людях) является весьма переменчивым, запутанным, как бы случайным". Человеческий ум – ум существа, принадлежащего к роду человеческому; но одновременно обладающего индивидуальными особенностями: тела, характера, воспитания, интереса. Каждый человек смотрит на мир как бы из собственной пещеры. «Незаметно страсти пятнают и портят разум». Избавиться от этого «идола» легче, чем от первого – коллективный опыт нивелирует индивидуальные отклонения.

Информация о работе Фрэнсис Бэкон