Фундаментальные общечеловеческие концепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:33, доклад

Описание работы

Фундаментальные общечеловеческие концепции, касающиеся самых основ мироздания, развития Вселенной, начала ее и конца, могут быть выражены с одинаковой полнотою через различные и даже, казалось бы, исключающие друг друга системы понятий: материализма - идеализма, атеизма – религии… Разное понятийное оформление, суть - одна.

Работа содержит 1 файл

специфика философского знания.docx

— 18.57 Кб (Скачать)

Фундаментальные общечеловеческие концепции, касающиеся самых основ  мироздания, развития Вселенной, начала ее и конца, могут быть выражены с  одинаковой полнотою через различные и даже, казалось бы, исключающие друг друга системы понятий: материализма - идеализма, атеизма – религии… Разное понятийное оформление, суть - одна.

Все мировоззрения, создаваемые сотни и тысячи лет  лучшими из людей, различным образом  отражают единый наш мир, общий для  всех, и предлагают различные способы  нашего бытия, познания и развития сущего. 

Задачи философии  и религии одинаковы. Они призваны дать людям такое мировоззрение, которое максимально отвечало бы объективному назначению человека и  человечества, нашей мировой Миссии. С этим мировоззрением должно быть удобно и эффективно жить. Оно должно давать направление жизням, ориентировать  их на уверенное и соразмерное  развитие Целого. 

Религия - естественная, органичная форма объяснения мира, имеющая глубокие корни еще в  природе до человека.

Ее появление тесно  связано с возникновением психики  и сознания, которые возможны только при наличии веры в то или иное объяснение сущего - всего, чему являемся мы свидетелями и в чем участвуем. Хотя бы простейшее объяснение: мир  существует потому, что он существует! Но, чем выше сознание, тем сложнее  вера его.

Уровень осознания  Бога соответствует уровню развития вида и его положению в мире. 

Религия - первая форма  объяснения мира. Философия дополняет  религию, ставя перед собою задачи не только объяснения, но и целенаправленного  развития мира. В истинном понимании  их высокого назначения между философией и религией нет различия и нет  исторического разрыва.

Каждая нарождающаяся  религия или же философия первоначально - гипотеза, предлагающая какое-то новое  объяснение мироздания. Одни, немногие, выдвигают гипотезу, и, если та в  каком-то смысле оказывается удобной, другие, многие, принимают ее и строят из гипотезы веру. Для всех.

Со временем вера вырождается в догмы и ортодоксию. Тогда возникают гипотезы новые, часть из которых опять становится верой. И так может быть - без  конца!.. 

В последние времена  учения о развитии мира, не помещаясь  в рамках ортодоксальных религий, пошли  по пути атеизма. Но отсутствие веры - самообман. Любое мировоззрение - схема идеального мира, построенная на вере в определенные взаимосвязи, только в какой-то мере подкрепленные опытом. 

Утверждение, что "религия - порождение страха", оскорбительно  для человечества. Не страх, а необходимость  комплексного осознания, объяснения мира породила религию и, одновременно с  нею, сознание. Атеистическое объяснение мира - просто другой вариант объяснения окружающего. 

Животным и человеку для поддержания жизнедеятельности  необходимо ориентироваться в среде. Для выживания и, тем более, преобразования мира сознанию нужны точки опоры, надо иметь достаточно стабильный мир  идеальный, отвечающий материальному. И субъект строит его на каркасе из основных, краеугольных понятий – заповедей и аксиом. Этот каркас и есть вера, единая для многих людей. В рамках нее люди создают индивидуальные, динамичные структуры психики и сознания. Чем сложнее окружающий мир и организм индивида, тем обширнее, совершеннее вера. И, чем сложней вера, тем больше может она вместить индивидуальных, динамичных конструкций. 

Религия - высшая форма  веры. Она объясняет человеку, зачем он живет, работает, рожает детей, подкрепляет его, руководит им. Указывает наше положение в мире, ориентирует "я" во Вселенной, дает версию смысла существования.

К этому призвана и философия; но она расширяет  стоящие перед человеком задачи. Мы должны не просто существовать, но познавать  и развивать мир! - утверждает она. 

Философия пытается объяснить то, во что принято верить. 

Философия - синтез науки, религии и поэзии; поэтическая  вера в науку; искусство на базе знаний своего времени прозревать будущее. 

Философия - творение веры "научными методами". 

Мировоззренческие концепции, которые не становятся верой, религией, называются философиями. 

Материализм построен на субъективном, отталкивается от данных нам органов ощущений и разума - конкретной ограниченности самого человека и изобретенных им средств познания и развития.

Идеализм пытается расширить эти границы, перешагнуть  через рамки доступного опыта, объединить представляющееся нам прерывным в единое, конечное и временное связать с бесконечным и вечным.

Материализм и идеализм - не антагонистические, но взаимно  дополняющие друг друга концепции, которые могут быть слиты в  одно единое мировоззрение. 

Материя - основа всего. В том числе, человека. И в философии  надо отталкиваться от базы - материи, а не от следствия - человека.

На протяжении истории, философски осмысливая мир, человечество, по сути, осуществляет познание материей себя самое. Развитие философских концепций, с одной стороны, являет собою  приближение к истине (приближение  структуры идеального мира к структуре  мира материального), это - познание материального  мира; а, с другой стороны, нацелено через развитие идеального (создание нового в идеальном) - на развитие материального мира.

Самопознание и  саморазвитие материи являют собою  два главных направления мировой  воли и, в частности, философии активного  мирового начала, достигшего наивысшего собственного развития в человеке. 

В философии, как  в религии, есть пророки, верующие и  служители. Человек, создающий или  открывающий новое, - пророк; не раздумывая принимающий что-то - верующий; хранящий и разъясняющий веру другим - служитель.

Такое разделение можно  распространить на все сферы интеллектуальной, духовной человеческой деятельности. 

И через тысячу, миллион  или миллиард лет, какую бы форму  ни принимал Разум, он, весь или какие-то его части будет верить, что  Бог существует. Потому что и тогда  останется необъяснимое и непознанное. Только когда необъяснимого не останется, наступит конец всему. Он даст Начало. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Специфика философского знания.

1. Основная специфика  философского знания заключается  в его двойственности, так как  оно:

• имеет очень  много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие  философии от всех иных наук заключается  в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством  знаний.

Предмет философии  шире предмета исследования любой отдельной  науки, философия обобщает, интегрирует  иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить  следующие особенности философского  знания:

• имеет сложную  структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно  общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые  лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно  — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью  объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли  на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и  само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время  динамично — постоянно развивается  и обновляется;

• опирается на категории  — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей  сути;

• ограничено познавательными  способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность  материи или сознания, происхождение  жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены  логическим путем. 
 
 

Информация о работе Фундаментальные общечеловеческие концепции