Функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:40, реферат

Описание работы

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
мировоззренческую,
методологическую,
мыслительно-теоретическую,
гносеологическую,
критическую,
аксиологическую,
социальную,
воспитательно-гуманитарную,
прогностическую
функции философии.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

3) Функции философии

1. Общее понятие  функций философии. 

 

Функции философии  – основные направления применения философии, через которые реализуются  ее цели, задачи, назначение. Принято  выделять:

    мировоззренческую,

    методологическую,

    мыслительно-теоретическую,

    гносеологическую,

    критическую,

    аксиологическую,

    социальную,

    воспитательно-гуманитарную,

    прогностическую

    функции философии.

2. Содержание функций  философии.

    Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

    Методологическая  функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

    Гносеологическая  – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    Роль  критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

    Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

    Социальная  функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

    Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Философия и религия.

Философия и  религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.

Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной  веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире

    4) Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:

    - материя реально существует;

    - материя  существует независимо от сознания (то есть существует независимо  от мыслящих существ и от  того, мыслит о ней кто-либо  или нет);

    - материя является самостоятельной  субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

    - материя существует и различается  по своим внутренним законам;

    - сознание (дух) есть свойство (модус)  высокоорганизованной материи отражать  саму себя (материю);     

- сознание не  является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

    - сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому  направлению принадлежали такие  философы, как Демокрит; философы Милетской  школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.   

 Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:

объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

реально существует только идея;

идея первична;

вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом  Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

«мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования  и является воплощением «мира  идей»;

каждая единичная  вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность  объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

идеи существуют в разуме человека;

образы (идеи) материальных вещей также существуют только в  разуме человека через чувственные  ощущения;

вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма  – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых  идей» и превращения «чистой  идеи» в конкретную вещь (механизма  возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.  

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

существуют две  независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

в человеке соединяются  одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

материя и сознание (дух) – две противоположные и  взаимосвязанные стороны единого  бытия;

основного вопроса  философии (что первично – материя  или сознание) в действительности не существует, так как материя  и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

5)Античная  фил-я

Выделяют 3 периода:

 1) Ранний до Сократовский период 7-6 в. Д.н.э,

Вопрос ставший  перед философами « из чего все»?, проблема первоночала.

Первые философы считали что основой мира была какая либо стихия.

Фалес считал что вода

Анаксимен считал что воздух.

.Героклид  считал что огонь

. Такая точка зрения  получила названия  стихийный материализм

Мир рассматривается  как огромный но упорядоченный  он существует отдельно от человека а  человек частичка космоса. Человека называли микрокосмос. Человек не противопоставлен природе. 

2)Классический  Сократовский период. 5-4 в. Д.н.э Пратогор

Многие полисы стали переходить к демократии, в  этой связи возникла потребность  в ораторском искусстве. возникли философы Сафисты.

У Сафистов есть явные заслуги,: они спустили философию с небес на землю, тоесть от проблем онтологии, перешли к проблеме связоной с человеком,

Цитата  Протогор Сафист: -Человек  есть мера всех вещей-

Сафисты пришли к выводу что  «истины нет» правильным надо считать то что выгодно, или о том о чем удолось договорится.

Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов.

Атеизм - в широком смысле — отрицание веры в существование Бога или богов[3]; в более узком — прямое убеждение в том, что богов не существует[

Критий пишет, что религия — человеческая выдумка, служащая для того чтобы умные люди заставили глупых выполнять законы.

Агностицизм - это философское направление, в основе которого лежит представление о непознаваемости мира.

3) Греко Римский  период с 3в.д.н.э.  По 3 век н.эры   Эпикур.

В этот период меняется проблиматика фил-ии исчизают концепции общ-ва гос-во стало огромным и стало мало возможности повлеять на него, но вместо этого философы ставят своей целью помочь рядовому обычному человеку правельно саринтироватся вэтой личной жизни на 1 место выходит этика-этическая проблематика

Философия Эпикура

От медицины нет никакого толку если она нелечит  болезни тела!!! так и от философии нет пользы если она не лечит болезни души!!!

  • Придерживается атомистического материализма таг же как и Демокрит, единственное отличие у демокрита атомы движутся по конкретному путир,
  • А Эпикур  говорит что атомы способны спонтанно менять траекторию
  • Своего движения Значит нет судьбы.
  • Эпикур не отрицает существование богов. Он утверждает что боги занеты собой им нет дела до человека, они живут в пустых пространствах между мирами.
  • Не отрицает существование душы у человека. Он говоритдуша тонкаи похоже наветер (состоит из атомов).
  • Доверять в познании надо только органам чувств (Сенсуализм) Луна с величиной с тарелку.

Информация о работе Функции философии