Функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), -- имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Содержание

Введение
1. Мировоззренческие функции философии.
1.1. Гуманистическая функция.
1.2. Социально-аксиологическая функция.
1.3. Культурно-воспитательная функция.
1.4. Объяснительно-информационная функция.
2. Методологические функции философии.
2.1. Эвристическая функция.
2.2. Координирующая функция.
2.3. Интегрирующая функция.
2.4. Логико-гносеологическая функция.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

функции философии к.р.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

      Помимо  «переходных», или связующих, дисциплин (их интегрирующая роль касается только смежных отраслей знания), имеются еще два типа наук-интеграторов. Это синтезирующие, объединяющие ряд далеко стоящих друг от друга наук (пример - кибернетика, социальная экология), а также недавно появившийся тип проблемных наук, не имеющих своим предметом те или иные формы движения материи или взаимопереходы между ними; они возникают для исследования и решения определенной проблемы (пример - онкология, решающая проблему опухолевых заболеваний); эти науки представляют собой синтез целого ряда наук и по отношению к наукам предыдущего типа являются прикладными.

      Все три типа наук представляют собой  средства интеграции научного знания. Этот способ интеграции в результате взаимопроникновения методов исследования - «интеграция по методу». К этому способу интеграции относятся математический и философский методы (или «математизация» и «философизация» науки).

      На  уровне науки в целом философия  выступает в качестве одного из необходимых  факторов интеграции научного знания. Существует множество видов, типов и уровней интеграции. Ученые, специально исследовавшие интегративные факторы, разделяют их по степени общности на частные, общие и наиболее общие. В результате выявляется такая их иерархия: закон - метод - принцип - теория - идея - метатеория - конкретная наука - метанаука - смежная наука - комплексная наука - научная картина мира - философия. Здесь каждый последующий фактор выполняет интегрирующую роль по отношению к предыдущему. Интегрирующая сила каждого фактора определяется в конечном счете степенью общности закономерностей и свойств той предметной области, которая им отражается. Поэтому любой из конкретных интеграторов имеет свои определенные границы.

      Научная философия выполняет свою функцию, с одной стороны, непосредственно (путем диалектизации частнонаучного мышления, введения философских категорий во все науки, выработки у ученых наиболее общего представления о единстве природы и т.п.), с другой - опосредованно, через серию интеграторов разной степени общности (благодаря участию в создании связующих, синтетических, проблемных наук, частнонаучных картин мира и т.п.).

      К настоящему времени в науке действует  множество интегрирующих факторов, которые позволяют утверждать, что  она стала целостным системным  образованием; в этом отношении наука  вышла из кризисного состояния, и проблема состоит теперь в достижении еще большей ее организованности, упорядоченности. В современных условиях процесс дифференциации наук не только не приводит к их дальнейшему разобщению, а, наоборот, к их взаимному цементированию. Однако разобщение наук далеко не преодолено, а на отдельных участках научного знания оно иногда даже усиливается. И, несмотря на это, тенденция к интеграции, к синтезу наук становится не только все более заметной в наше время, но и доминирующей.

      2.4. Логико-гносеологическая функция.

      Эта функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных  принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

      Выработка информации, необходимой для совершенствования элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Будучи примененными к построению научных теорий, принципы диалектики как логики включаются в состав их логических (или гносеологических) оснований.

      Частные науки специально не изучают формы  мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно  сталкиваются с необходимостью выработки  логико-методологических средств, которые позволяли бы, «отходя» на время от объекта, в конечном счете «приходить» к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика.

      Если  общая гносеология убеждает в  возможности и необходимости  адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с  формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она  разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

      Диалектика  задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придает практическую значимость общеметодологической функции философии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Нет, и не будет ни одной проблемы, которую бы философия решила однозначно раз и навсегда. Ветры новых времен по-новому "поворачивают" устоявшиеся представления и казалось бы давным-давно исчерпавшие себя проблемы. Вот почему философия несводима ни к одной из своих разновидностей, сколь бы разработанной и всесторонней ни была какая-либо из них. Философия, как говорил Гегель, это история философии. Это все ее наследие за много веков. К этому наследию человечеству приходится обращаться вновь и вновь.

      Именно  на такую перспективу рассчитывали и основоположники диалектико-материалистической философии, когда устами Энгельса высказали надежду на то, что поколения, идущие после них, будут намного умнее их и будут критиковать их с высоты нового понимания новых -- и старых проблем. В том, что эта надежда только начинает сбываться, большая трагедия марксистской философии, а также внушительный урок на будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1) Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК  Велби, Изд-во Проспект, 2003.

2) Н.  А. Бердяев: «Философия свободного духа». М., 1994.

3) Философия,  Учебное пособие/ Авт.кол. под  рук. Ю.В.Осичнюка -К.: Фіта, 1994.

4) Мостепаненко  М.В. «Философия и физическая  теория». Л., 1969.

5) Жуков  В.Н. М.Бубер. Я и Ты//Вопросы  философии, 1994, N 7/8.

6) Хайдеггер  М. Что это такое - философия?//Вопросы философии,1993.- N8.

Информация о работе Функции философии