Характеристика правового нигилизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:34, реферат

Описание работы

Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, а с другой - наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы, разновекторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья.

Содержание

Введение………………………………………………………………..4
Глава 1. Нигилизм как общесоциальное явление…………………..5
Понятие и сущность правового нигилизма…………………..5
Источники правового нигилизма……………………………..8
Глава 2. Формы выражения правового нигилизма……………….14
Глава 3. Пути преодоления правового нигилизма………………..22
Заключение……………………………………………………………23
Глоссарий……………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………….25

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА РЕФЕРАТ.docx

— 49.40 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем следует заметить, что  идея законности и порядка при  определенных обстоятельствах может  быть использована заинтересованными  лидерами и властными структурами  как повод для применения силы и нарушения прав человека, равно  как и необходимость борьбы с  преступностью. Практика последнего времени  подтверждает это. А как известно, нет ничего опаснее, чем узаконенное  беззаконие.

     Конфронтация  представительных и исполнительных структур власти возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались  несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда – трения, конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее. Шла  борьба за роль «обкомов», «горкомов», «райкомов», при которой законы никем  не соблюдались. Плюс личные амбиции  и соперничество лидеров, их претензии  быть «первыми лицами», «хозяином» в  данной «вотчине». При этом верх брали  прежде всего престижные или карьеристские  соображения, честолюбие, а не законопослушание. В то время к власти пришло много  неопытных, не пригодных к практической работе людей с разрушительными, а не созидательными настроениями. Законы в этой борьбе были лишь досадной помехой.

     Возникали ситуации двоевластия или, напротив, безвластия. Поскольку перетягивание  каната долго продолжаться не могло, одна из сторон в конце концов перетянула.

     Это своего рода «номенклатурный» или «элитарный»  нигилизм, связанный с параличом  власти, а любой паралич власти означает паралич права, закона. Здесь  соединяются воедино государственный  и правовой нигилизм, который дезорганизует  сложившиеся нормы управления обществом.

     Принцип разделения властей, заложенный формально  в Конституции РФ, на деле пока не сложился, система сдержек и противовесов не отлажена. Исполнительно-распорядительная власть оказалась, по сути дела, бесконтрольной, а потому самоуправной и во многом «свободной» от соблюдения законов, особенно на местах.

     В названном принципе внимание обычно концентрируется на разделении властей  и забывается об их субординации и  взаимодействии. Власти не могут быть равными, ибо одна из них – законодательная  – призвана формировать и контролировать другую – исполнительную. В то же время власть в любом обществе едина, и разделение существует только в рамках этого единства. Источник у нее общий - воля народа.

     У нас же ветви (органы) власти разделились  до такой степени, что постоянно  воюют и конфликтуют друг с  другом как антиподы. Только сейчас данный факт начинает постепенно осознаваться, и участники этих политических баталий  ищут мира и согласия между собой, дабы уберечь общество от катаклизмов, осложняющих и без того сложную  ситуацию в стране.

     Выражение «ветви власти» весьма точно определяет суть проблемы – ствол и корни  всех ветвей едины. Разделение властей  – всего лишь «прозаическое, деловое  разделение труда, примененное к  государственному механизму в целях  управления и контроля». Это разграничение  функций и полномочий, своего рода специализация в области государственной

     деятельности  каждый должен заниматься своим делом, не вторгаясь в компетенцию другого, но помня, что он – лишь часть целого.

     Нередко исполнительная власть, вопреки общепринятой мировой практике, формирует и  контролирует представительную, а не наоборот. Все это вносит разлад и асимметрию в структуру власти, создает неразбериху, обезличку, дублирование. В России до сих пор нет четкого  механизма принятия наиболее ответственных  решений, затрагивающих судьбы общества. А без наведения порядка во власти нельзя навести порядок в  стране.

     Правовая  ситуация в обществе остается неустойчивой, во властных структурах по-прежнему преобладают  конфронтационные тенденции: война  компроматов, угроза неожиданных и  немотивированных отставок, «рокировок», столкновение различных олигархических групп и кланов, проникновение  криминала в госаппарат, коррумпированность чиновников, социально-психологическая  напряженность, предвыборные баталии, неуважение к законам.

     Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право  на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивного отношения к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.

     Наконец, можно выделить теоретическую форму  правового нигилизма, проистекающую  из некоторых старых и новых постулатов, Они были связаны как с догматизацией  и вульгаризацией известных положений  марксизма о государстве и  праве, так и с рядом неверных или сугубо идеологизированных, а  потому искаженных представлений о  государственно-правовой действительности и ее развитии. 

     Длительное  и безраздельное господство позитивного  права в худшем его понимании (только как властной воли государства) и отрицание естественного права  не могло привести к адекватным выводам  и характерным для демократического гражданского общества. Зато эти воззрения  хорошо вписывались в командно-бюрократическую  систему, обслуживая интересы правящей партийно-политической элиты.

       Право трактовалось, да и сейчас еще нередко трактуется, как средство, орудие, инструмент, рычаг, способ оформления политических решений, а не как самостоятельная историческая, социальная и культурная ценность. Такая интерпретация не могла выработать в общественном сознании подлинно ценностного отношения к праву. Напротив, усваивалась мысль о второстепенной и нерешающей роли данного института. Главное – это экономика, политика, идеология, а не какие-то, там правовые ценности.

      Но в последнее время появились и новейшие веяния, способные  подогреть юридический нигилизм на теоретико-научном уровне.

     Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма. Есть и другие его «измерения» и модификации (правотворческие экспромты, декларативность и многословие законов, неуважение к суду, ведомственность, неконтролируемые процессы суверенизации и сепаратизма, разбалансированность правовой системы, несогласованность в управлении, неплатежи, сшибка полномочий и юрисдикции различных органов, вседозволенность и т.д.).

     Надо  сказать, что иногда слишком рьяное и бездумное исполнение закона объективно означает не добро, а зло, т.е. приносит вред. Это своего рода нигилизм «наоборот». Такое происходит тогда, когда закон неудачный, ошибочный, не отражает действительных потребностей жизни. Их немедленная реализация вылилась в кампании, соревнования, рапорты кто раньше создаст «трезвые зоны». Потом все быстро убедились, что «наломали дров».

      Правовой нигилизм на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом. бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры. Не могут быть далее терпимы неприглядные гримасы и уродства, искажающие до неузнаваемости облик новой России и ее неокрепшую демократию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Пути преодоления  правового нигилизма. 

     Поскольку формы проявления правового нигилизма  разнообразны, то разнообразны и пути его преодоления. Данный процесс длительный, трудный, требующий больших усилий со стороны, как государства, так и общества в целом.

     Основные  пути преодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и  морального сознания; совершенствование  законодательства; профилактика правонарушений, и, прежде всего преступлений; упрочение  законности и правопорядка, государственной  дисциплины; уважение и всемерная  защита прав личности; массовое просвещение  и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы  и др.

     В конечном счете, все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с  выходом общества из глубокого системного кризиса - социального, экономического, политического, духовного, нравственного. В тоже время многое зависит и  от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла [4,139]. Р. Иеринг писал: "Каждый призван  и обязан подавлять гидру произвола  и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права, должен, в свой черед, также поддерживать по мере сил  могущество и авторитет закона - словом, каждый есть прирожденный борец  за право в интересах общества".

     Необходима  комплексная правовая база по преодолению  правового нигилизма в обществе. Одним из направлений на пути на пути преодоления элементов правового нигилизма в обществе, а следовательно, и формирования высокого уровня общественного правосознания, видится в объединении совместных усилий государства и общественных организаций.  
 

Заключение

     Правовой  нигилизм настолько глубоко засел  в современной жизни, настолько  прочно завладел умами людей, что  вытравить его оттуда в ближайшее  время не представляется возможным. Можно, однако, попытаться хотя бы ослабить его позиции, решительно действуя по нескольким направлениям. С преступностью  надо бороться, причем бороться жесткими мерами, а сейчас, как известно, применяются  довольно мягкие формы наказания, да и то та мера наказания, которая в  соответствии с законом должна быть применена в каком-то конкретном случае, зачастую смягчается множеством поблажек со стороны судебного органа.  Необходимо избавиться от различных  привилегий чиновникам всех уровней, депутатам, проводить активную просветительскую работу.   Многие люди будут больше воспринимать право, как инструмент, способный успешно решать социальные конфликты, если поверят в него, поймут, что право – это не придаток государства и не досадная необходимость, а то, на что человек может реально  опереться. Этого, конечно, нельзя добиться, без совершенствования правовой системы и без воспитания в  человеке еще с малолетнего возраста чувства уважения к праву. Правовой нигилизм – признак неправового  государства, где люди не надеются на защиту закона, а защищаются сами, как  могут, живут, в сущности, по волчьим  законам. Чтобы добиться разрешения этой проблемы необходимо повышение  правосознания общества, стремление к созданию правового государства.

     Таким образом, правовой нигилизм — это  одна из форм правосознания и социального  поведения (личности, группы), характеризующаяся  отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права. Выражается в пренебрежении, сознательном игнорировании  правовых предписаний на практике (в  повседневной жизни), выступает одной  из причин противоправного поведения, преступности.  

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
     1. Правовой нигилизм это одна из форм правосознания и социального  поведения (личности, группы), характеризующаяся  отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права
     2. Преступность мощный катализатор  правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы  влияния
     3. нигилизм произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Это – одна из форм мироощущения и социального поведения.
     4.              
                    
                    
                    
                    
                    
                    

     Список  использованных источников

             
    1.
Алексеев С.С. Государство и право. – М.: Юрист, 2009.      
    2.
Венгеров А. А.. Теория государства и права. - М.: Юрист,  2008      
    3.
Марченко М. Н. Теория государства и права.- М.: Юриспруденция, 2009.      
    4.
Сафонов В.Г. Правовой нигилизм и экономика России: современное  состояние.  Законодательство и экономика. – 2010      
    5.
Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе .Государством право. 2009      
    6.
Франк СЛ. Этика  нигилизма – М.: Юрид. Наследие, 2007      
    7.
Донченко, Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление Р.Н. Донченко .Юрист. – 2010      
    8.
Попов В.В. “Некоторые формы проявления правового нигилизма  и пути его преодоления”. Юрист/2009      
    9.
Сафонов В.Г. Понятие  правового нигилизма  Государство  и право. 2010. M.:Наука.
    10.
Мелехин А.В. Теория государства и права. - М.: Маркет ДС, 2007      

Информация о работе Характеристика правового нигилизма