Экологические ограничения бытия общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:19, статья

Описание работы

Проблема экологических перспектив бытия общества со всей остротой поставлена современным состоянием природопользования, обострением глобальной экологической ситуации.

Работа содержит 1 файл

Экологические ограничения бытия общества.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Бесконечность развития высшей формы движения материи обеспечивается не биологическими приспособительными свойствами ее носителей, а трудом, материально-практической преобразующей деятельностью сознательных существ – специфическим атрибутом социальной формы движения материи, выделяющим ее из мира природы. Словом, «столбовая дорога человеческого прогресса проходит сейчас не через биологическое развитие индивидуальной человеческой личности, а через совершенствование его общественной жизни, через прогресс социальной формы движения материи»[9]. Противоречие, продиктованное необходимостью изменения природной среды как непременного условия существования социальной формы движения материи и потребностью сохранения сложившихся биосферных параметров для обеспечения биологического существования человека, решается экологической, природопреобразующей деятельностью людей в пределах абсолютных естественных ограничений бытия человека – планетарных биогенных констант. В условиях социального и научно-технического прогресса эти ограничения не могут быть препятствием для безграничного пространственно-временного бытия общества в природе, в пространстве и времени.

Поскольку жизнедеятельность человека и общества в целом немыслима вне живой природы, вне биосферы, то сознательные существа, создавая условия для своего развития, должны позаботиться о сохранении необходимых биогенных констант, определенной биосферы. Создавая условия для своего безграничного развития, общество создает тем самым условия и для безграничного существования биологической формы движения материи в пространстве и времени.

Принципиальная возможность преодоления абсолютных экологических ограничений и обеспечения бытия общества связана со спецификой обмена веществом и энергией социальной формы движения материи с ее природным окружением. Этот обмен существенным образом отличается от обменных процессов в живой природе.

В целом обмен вещества и энергии биологической формы движения материи с окружающей средой складывается из совокупности единичных актов, необходимых для поддержания биологического существования отдельных живых особей путем потребления готовых продуктов природы. Процесс же обмена веществом и энергией общества с природой не ограничивается удовлетворением лишь биологических потребностей отдельных индивидов, а подчинен еще и потребностям развития собственно социальной формы движения – производству и воспроизводству жизнедеятельности самого общества (человеческих субъектов, материальных производительных сил, социальных институтов), одним словом, совершенствованию условий обеспечения социальной и биологической жизнедеятельности людей во всей их полноте, постоянному преодолению естественных и социальных ограничений бытия социальной формы движения материи.

Поскольку биологические потребности человека за период его исторического существования изменились незначительно, удовлетворение растущих социальных потребностей самого общества является главным внутренним источником развития социальной формы движения материи. Эти потребности являются и основным стимулом материальной природопреобразующей деятельности людей. Этим обусловливается тенденция постоянного поиска качественно новых видов энергии, увеличение массы и разнообразия вовлекаемых в производство веществ и объектов природы, расширение сферы деятельности человека, выход его материально-практической деятельности за границы удовлетворения собственно биологических потребностей человека. На этой основе не только открывается простор для универсального развития общества и человека, но в еще большей мере расширяются возможности удовлетворения чисто биологических потребностей и приспособления человеческого организма к окружающей среде. Расширение сферы деятельности общества и жизни людей снижает опасность гибели человеческой цивилизации от возможных локальных природных катаклизмов. Такая перспектива все более обретает реальность с увеличением и качественным усложнением очеловеченной, то есть уже материально преобразованной, природы, ставшей средством человеческой деятельности и используемой как технологические (производственные) процессы и способы обмена вещества и энергии общества с природой. Развитие технологии, обусловленное необходимостью преодоления ограниченности пространственно-временного бытия конкретных объектов природы Земли, позволяет вовлекать в процесс воспроизводства жизнедеятельности общества и прогресс цивилизации в качестве своих ресурсов новые силы, процессы, объекты и т. п. разных форм движения материи. В результате материально-преобразующей деятельности общество само создает себе условия существования. Причем производство с момента своего возникновения, являясь производством средств, необходимых для удовлетворения биологических потребностей (пищи, одежды, жилища и т. п.), выступает и в более широком смысле – как производство самой материальной жизни общества.

Поскольку общество само создает условия и предпосылки своего дальнейшего бытия, то исторически сфера общественного производства постоянно расширяется и охватывает не только производство и воспроизводство самого человека, условия его существования (в том числе и экологические), но и социальной формы
движения материи в целом. Созданный человеком мир – очелове-ченная природа – становится фактором обеспечения безграничной эволюции социальной формы движения материи.

Более того, с достижением обществом той степени развития цивилизации, когда она обретает способность подчинить силы природы задачам обеспечения своего безграничного бытия в природе, когда природные процессы становятся технологическим средством своего собственного преобразования, природная материя обретает специфические социально детерминированные особенности бытия – вещественное тело цивилизации и ее энергетический потенциал, которые становятся материальным средством обеспечения биогенных констант существования общества и человека.
С превращением человека в планетарную силу эта особенность жизнедеятельности общества становится особенно зримой и формулируется как задача целенаправленного создания ноосферы – сознательного обеспечения материально-энергетических и экологических условий бытия общества, важнейшей предпосылки его бесконечного развития.

Проблема будущего человечества давно волновала людей. Многие мыслители, не предполагая современных масштабов хозяйственной деятельности и возможностей исчерпания традиционных ресурсов развития общества на планете, а тем более изменения глобальной экологической ситуации, задавались вопросом о будущем общества лишь в связи с аналогией возникновения и гибели отдельных организмов и объектов природы Земли, человеческих индивидов и социальных организмов. На этой основе, как правило, возникали представления о восходящей и нисходящей линиях бытия общества и в конечном счете делались выводы о неизбежном естественном конце (финале) общества как всякого другого живого организма[10]. Те же, кто замечал естественные и социальные ограничения бытия общества на Земле, стали связывать возможность их преодоления с подчинением природы потребностям людей, с целесообразным управлением ее силами на основе объединения всего человечества перед стихией природы, с выходом человека за рамки конечной природы Земли. На конкретные представления о будущем общества большое влияние оказывали реальное развитие производительных сил и понимание тенденций научно-техничес-кого и социального прогресса, мировоззренческие ориентации того или иного мыслителя. Так, например, теолог П. Тейяр де Шарден и его последователи пришли к религиозно-мистическому финалу человечества на конечной Земле и спасению его духовности (ноосферы в их понимании) в слиянии последней с бесконечно существующим богом[11]. Оптимистические построения Н. Ф. Федорова, видевшего решение проблемы в завоевании околопланетного пространства[12], оказались утопичными, поскольку нереальны предлагаемые им технические средства (ручные инструменты и механические орудия) достижения бессмертия человечества. На основе ремесленного и патриархального земледельческого производства в принципе невозможно овладение внеземным пространством, космическими телами и процессами. Для этого необходимо проникновение в глубинные основы материи, фундаментальные процессы ее самодвижения и техническое овладение ими. Первым, как мы знаем, указал на научные, социальные и материально-технические факторы возможного реального преодоления естественных (природных) ограничений развития общества В. И. Вернадский. В настоящее время в оценке экологических перспектив развития общества четко определились два направления: экологический пессимизм и экологический оптимизм. Первое направление вытекает из естественно-научных представлений о пространственно-временной конечности конкретных природных образований. С естественно-научной точки зрения такая позиция вполне объяснима. Не случайно Ф. Энгельс признавал неизбежность гибели Земли в качестве возможного естественного ограничения развития человеческой цивилизации[13]. Сами по себе такие утверждения, наряду с появившимися сравнительно недавно предупреждениями об угрозе глобального экологического кризиса, имеют определенное основание. Форму же экологического пессимизма и его крайнего выражения – экологического финализма[14] – они обретают только тогда, когда подкрепляются биологизацией и натурализацией человека, редукцией бытия общества к специфике биологического существования вида Homo sapiens. Но и те оптимисты, которые полагаются только на естественные механизмы поддержания динамического равновесия биосферы или видят спасение в экспансии человеческой цивилизации в космос, фактически смыкаются с финалистами[15]. Крайности этих направлений сходятся, если из поля зрения исследователей выпадает специфика социальной формы бытия материи, специфика человеческой материально-практической деятельности в природе и возможность организации экологического производства для поддержания биогенных констант.

Проблема философского обоснования необходимости целесообразного антропогенного производства и воспроизводства биогенных констант уже давно обсуждается в литературе. Теперь на повестке дня стоят вопросы конкретизации их воплощения в жизнь, и, в частности, проблема создания энергетического потенциала глобальной природопреобразующей деятельности и обеспечения на этой основе безграничного в пространстве и времени развития социальной формы движения материи.

Известно, что в качестве энергетических источников развития общества могут быть сами люди и используемые ими силы природы. Собственный энергетический потенциал представителя Homo sapiens в состоянии гарантировать лишь его биологическое существование в благоприятных условиях окружающей среды. Возникнув как гетеротрофное существо, человек был способен усваивать только энергетические ресурсы, непосредственно содержащиеся в пище, и воздействовать на окружающую среду лишь своей мускульной силой. На этом этапе развития человек фактически был элементом живого вещества природы Земли, звеном трофических цепей биосферы и способом своего обмена веществом и энергией с остальной природой не выделялся из биологической формы движения материи, не изменял естественные биогеохимические круговороты. Существенно не повлияло на эти круговороты использование первобытными людьми энергии воды и ветра, прирученных животных.

Реальное выделение человека из природы и овладение ее веществом начинается с овладения ее силами. Человек обрел способность увеличивать свое влияние на природу благодаря овладению все новыми и новыми источниками энергии. Овладевая новыми источниками самодвижения материи, человек постигает законы и свойства развития различных форм бытия материального мира, обретает способность управлять ими. Исторически значимые этапы в развитии общества и природопреобразующей деятельности связываются с последовательным овладением энергией самодвижения низших форм движения материи.

Естественные биогеохимические круговороты человек начал изменять, когда стал черпать энергетические ресурсы вне его непосредственных трофических цепей. Вначале с помощью огня он
овладел органическими, биогенными источниками энергии (древесина, уголь, нефть, горючие сланцы и т. п.), в которых аккумулировалась лучистая энергия Солнца. Опираясь на энергетический потенциал не только актуально существующего живого вещества биосферы, но и существовавших в течение нескольких предшествующих геологических эпох живых трансформаторов и аккумуляторов солнечной энергии, человек на много порядков увеличил масштаб и интенсивность своего воздействия на окружающую природу. Его энерговооруженность оказалась сопоставимой с мощью отдельных биосферных процессов, и его материальная деятельность стала существенно влиять на их ход.

Когда «Homo sapiens стал утилизировать ... энергию мертвого мира (ископаемые минералы – Ю. О.), он вышел в новый класс организмов. В геологической истории Земли использование человеком этой формы потенциальной энергии явилось среди высших организмов совершенно новым фактором, никогда ранее не бывшим»[16]. На основе энергетического потенциала всех предшествовавших биосфер и его стремительного использования в считанные десятилетия индустриального развития перед человечеством на рубеже XIX–XX вв. открылась перспектива все более интенсивного и целенаправленного влияния на ход биохимических процессов.
С достижением такого материально-энергетического развития цивилизации В. И. Вернадский окончательно связал начало созидания ноосферы[17] – сознательного преобразования биосферы человеком.

Вместе с тем угроза быстрого исчерпания запасов биогенных источников энергии стимулировала поиск принципиально иных энергетических источников, овладение безграничными энергетическими ресурсами абиогенной природы (в первую очередь – атомной энергией), скрытая мощь которых не сопоставима с энергетическим потенциалом энергии биосферы Земли. Опираясь на этот неисчерпаемый энергетический базис, человек способен подчинить себе не только планетарные биохимические, но даже биогеохимические процессы Земли, направить их в нужное для себя русло и тем самым поставить под свой контроль эволюцию природы, всей планеты. Одним словом, овладевая энергией неживой природы, «человек получил возможность регулировать биогенную миграцию атомов 2-го рода, свое размножение и размножение всех других организмов, в среде которых он живет. Перед ним открылись перспективы, каких еще никогда не существовало на нашей планете, и в пределах планеты не видно границ, которые могут быть поставлены биогенной миграции атомов 3-го рода, руководимой человеческим разумом»[18]. Овладение абиогенной энергией В. И. Вернадский рассматривал как колоссальный шаг в созидании ноосферы, он полагал, что, взяв в свои руки энергию атома, человек получит «такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь как он захочет»[19]. Еще в большей мере это станет возможным с использованием других, более экологичных абиогенных источников энергии.

В самом общем виде об энергетике живой природы Земли и общества можно сказать следующее. Энергетика естественных биотических круговоротов биосферы строится главным образом за счет солнечных излучений. «Зеленые хлорофильные организмы являются главным механизмом биосферы, который улавливает солнечный световой луч и создает фотосинтезом те химические тела, энергия которых в дальнейшем является источником действенной энергии биосферы, а в значительной мере и всей земной коры»[20]. Кроме того, живое вещество улавливает широкий круг космических излучений, превращая их в энергию земных процессов – электрическую, химическую, механическую, тепловую и пр.[21] Наряду с лучистой энергией миграция вещества земной коры обеспечивается и другой формой энергии – атомной, которая тоже оказывает влияние на процессы биогенной миграции, но не прямое,
а скорее косвенное.

Информация о работе Экологические ограничения бытия общества