Экологические ограничения бытия общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:19, статья

Описание работы

Проблема экологических перспектив бытия общества со всей остротой поставлена современным состоянием природопользования, обострением глобальной экологической ситуации.

Работа содержит 1 файл

Экологические ограничения бытия общества.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

До недавнего времени подавляющее большинство вызванных человеческой деятельностью техногенных процессов осуществлялось на основе использования людьми биогенных энергетических ресурсов ископаемых углеводородов – лучистой энергии, аккумулированной в течение многих тысяч лет живыми организмами биосферы. Естественно, запасы этой энергии конечны. Энергетическая ситуация существенным образом меняется в настоящее время. Технически овладевая энергией атома, общество обретает независимый от фотосинтеза (абиогенный) источник энергии. И надо полагать, что это не последний вид абиогенной энергии, которая в дальнейшем все шире будет использоваться человеком. Расширяя свой энергетический базис за счет косной природы, развитие человеческой цивилизации преодолевает прежнюю зависимость от энергетического потенциала биогенной природы и получает доступ к неограниченным источникам энергии. Опираясь на абиогенные источники энергии, общество становится способным значительно увеличить мощь своей материально-преобразующей деятельности в природе, более целенаправленно и универсально влиять на естественные глобальные биохимические процессы. Тем самым общество получает неисчерпаемый источник энергии, использование которого даст возможность подчинить своим интересам биосферные, а затем и геологические процессы природы Земли, обеспечить энергетический потенциал безграничного саморазвития социальной формы движения материи в природе.

Различные источники энергии оказывают существенное влияние на пространственно-временные параметры и темпы производственной природопреобразующей деятельности людей[22]. Для обеспечения безграничного пространственно-временного бытия социальной формы движения материи и поддержания экологических условий существования человека в будущем необходимы такие источники энергии, которые бы не были обусловлены конечными ресурсами биосферы Земли и планеты в целом. Общество должно выйти за вещественно-энергетический предел конкретных ресурсов природы Земли. Источник вещества и энергии дальнейшего развития социальной формы движения материи может быть обеспечен овладением энергетическим потенциалом самодвижения абиогенной природы.

При этом следует иметь в виду естественные ограничения теплового загрязнения биосферы (опасность перегрева планеты – парниковый эффект в том числе), которым сопровождается увеличение производства и использования энергии. Однако овладение нетрадиционными видами энергии может способствовать решению и этой проблемы. Использование природных сил и процессов в качестве технологических, значительно увеличив производство необходимых продуктов с более высоким коэффициентом полезного действия, меньшей затратой энергии, позволит совместить энергозатраты цивилизации с энергетическими процессами биосферы планеты в целом.

Как известно, люди обретают реальную свободу собственной деятельности не в силу усвоения представлений об идеалах человечества, а в зависимости от достигнутого уровня развития производительных сил. Осваивая материально-энергетический потенциал самодвижения природы и развивая на этой основе производительные силы, общество обретает новые возможности преодоления экологических ограничений своего бытия. Оно становится спо-собным выбирать из множества возможных самые оптимальные направления природопреобразующей – экологической деятельности[23], перед ним открываются новые горизонты научно-техни-ческого и социального прогресса и обеспечения экологических условий развития социоприродного Универсума.

Естественно, свободный выбор путей экологической деятельности и дальнейшего развития социальной формы движения материи возможен в границах определенных абсолютных ограничений (биогенных констант) и с учетом объективных законов движения материи – бытия природы и общества.

Превращение возможности антропогенного обеспечения экологических условий безграничного бытия человеческого общества в реальности связывается с переходом человечества от его предыстории к подлинно человеческому обществу, с полной реализацией создания условий своей социальной жизни. Чтобы люди были в состоянии сознательно и свободно творить свою дальнейшую историю, они должны иметь необходимые для этого предпосылки – решить на основе современной революции в производительных силах и глубоких социальных преобразований всю совокупность глобальных проблем: удовлетворить первейшие потребности в пище, одежде, жилище; гарантировать человеку право на жизнь и социальное развитие; преодолеть угрозу глобального экологического кризиса и др. Тогда определяющим фактором обеспечения бытия общества станет не природный, а социальный фактор, и непосредственный процесс материального производства по преобразованию природы действительно превратится лишь в подчиненный момент целостного общественного производства, то есть развития общества во всей его тотальности. Только на основе полного обеспечения условий материальной жизни людей возможно развитие сущностных сил человека, которое является самоцелью, с чем связано истинное царство свободы. Лишь при достижении такого состояния развития социальной формы движения материи целью планомерно осуществляемого общественного производства человечества может стать прогресс общества в целом и антропогенное обеспечение необходимых материальных условий его дальнейшего бытия, осуществление глобальной программы создания ноосферы – благоприятных экологических условий развития общества в природе, коэволюция социоприродного Универсума.

Таким образом, осознание наличия абсолютных экологических ограничений бытия общества и деятельность по их преодолению свидетельствуют о завершении в бытии человечества как земного проявления социальной формы движения материи периода становления зрелого общества, преодолевшего «ребяческое», потребительское отношение к природе и относящегося к ней как к объективной реальности, с законами бытия которой должно согласовываться бытие социума и вектор коэволюции социоприродного Универсума.

В свою очередь, зрелое общество как высшая стадия развития социальной формы движения материи возможно только с полным завершением становления человека – со становлением зрелого человека, формирование которого обеспечивается многими естественно-природными и социокультурными факторами бытия человеческих индивидов[24].



[1] См. об этом: Олейников, Ю. В., Борзова, Т. В. Экологические проблемы взаимодействия общества с природой. – М., 2007.

[2] См. об этом: Гирусов, Э. В. Система «общество – природа» (Проблемы социальной экологии). – М., 1976; Лямин, B. C. География и общество. – М., 1978; Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: диалектика современной эпохи. – М., 1987. – С. 327–336.

[3] См.: Кутырев, В. А., Олейников, Ю. В. Система «природа – общество» // Философские науки. – 1986. – № 4. – С. 136–140.

[4] Гегель, В. Ф. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – Т. 1. – С. 355.

[5] Винер, Н. Кибернетика и общество. – М., 1958. – С. 58.

[6] Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 3. – С. 294; анализ различных форм ограничения человека и общества см.: Михайлов, В. В. Социальные ограничения: Структура и механика подавления человека. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2006.

[7] См.: Камшилов, М. М. Эволюция биосферы. – М., 1974. – С. 135; Большаков, В. Н. Экологические основы охраны природы. – М., 1981. – С. 12; Северцов, А. С. Основы теории эволюции. – М., 1987. – С. 77.

[8] См.: Вернадский, В. И. Избр. соч. – М., 1960. – Т. V. – С. 260.

[9] Опарин, А. И. Жизнь, ее соотношение с другими формами движения материи. –
М., 1962. – С. 7.

[10] См.: Фурье, Ш. Избр. соч. – Т. 1. – М.; Л., 1951; Гольбах, П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного // Избр. произв.: в 2-х т. – М., 1963; Федо-
ренко, Н. П., Реймерс, Н. Ф. Стратегия экоразвития // Взаимодействие общества и природы как глобальная проблема современности: тезисы теоретической конференции. – М., 1981. – С. 35. Об этом писали Л. Н. Гумилев, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер и др.

[11] См.: Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. – М., 1965.

[12] См.: Федоров, Н. П. Соч. – М., 1982.

[13] См.: Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 362; Т. 21. – С. 276; См. также: Шкловский, И. С. Проблема внеземных цивилизаций и искусственная разумная жизнь // Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения. Перспективы развития. – М., 1981. – С. 160.

[14] Абсолютизация природного начала в существовании человеческой цивилизации приводит к категорическим утверждениям о неотвратимой конечности бытия не только отдельных человеческих индивидов, но и общества в целом. О теоретических истоках экологического финализма см.: Фаддеев, E. T. Научно-техническая революция и некоторые проблемы социальной экологии. к критике экологического финализма // Социальные проблемы экологии и современность. – М., 1987; Школенко, Ю. А. Философия, экология, космонавтика (Критический очерк буржуазных доктрин). – М., 1983. – С. 72–74; Он же. Концепция цивилизации в свете космологии и космонавтики // Философские науки. – 1984. – № 1. – С. 20.

[15] См.: Лаптев, И. Д. Природопреобразовательная деятельность и развитие биосферы // Марксистско-ленинская концепция глобальных проблем. – М., 1985. – С. 279–280.

[16] Вернадский, В. И. Избр. соч. – Т. 1. – М., 1984. – С. 411.

[17] См.: Вернадский, В. И. Избр. соч. – Т. 1. – М., 1984. – С. 673; см. также: Он же. Избранные труды по истории науки. – С. 296.

[18] Он же. Химическое строение биосферы Земли. – С. 273.

[19] Он же. Очерки и речи. – Ч. II. – Петроград, 1922. – С. 10–11.

[20] См.: Вернадский, В. И. Биосфера. – Л., 1926. – С. 94.

[21] Там же. – С. 14.

[22] Многие тысячи лет первобытный собиратель, располагая лишь мощью своих мускулов, расходовал 2–3 тыс. ккал энергии в день. Энергетический потенциал земледелия и скотоводства увеличился в 4–5 раз. Энерговооруженность людей значительно возросла с использованием ископаемого топлива (угля – 800 лет назад, нефти – 100 лет). В начале 1900-х годов среднее мировое производство энергии было в 4 раза больше потребляемой человеком пищевой энергии, в 1960–1970 гг. – уже в 15 раз. В это время суммарно расходование энергии всех видов одним человеком достигло в среднем 192 тыс. ккал в день. В конце XX в. 87 % потребляемой энергии приходилось на долю развитых стран, население которых составляет менее 1/3 всех жителей планеты. См.: Моисеев, Н. Н., Крапивин, В. Ф., Свире-
жев, Ю. М., Тарко, A. M. На пути к построению модели динамических процессов в биосфере // Вести АН СССР. – 1978. – № 10. – С. 98; Одум, Г., Одум, Э. Энергетический базис человека и природы. – С. 196; Ярошенко, М. Ф. Природа и человечество. – Кишинев, 1978. –
С. 225; Алексеев, В. В. Энергетический фактор в историческом процессе (вопросы методологии и историографии) // Методологические и философские проблемы истории. – Новосибирск, 1983. – С. 173–180; Беседы о природе, обществе и человеке. – Минск, 1983. – С. 101–102.

[23] См.: Урсул, А. Д. О понятии «экологическая деятельность» // Философские науки. – 1986. – № 1. – С. 35–42.

[24] См. об этом: Олейников, Ю. В. Инфантильный социум? (аналитическое эссе). –
М., 2007.


Информация о работе Экологические ограничения бытия общества