Эмпиризм и рационализм в познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:33, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение вопроса о проблеме оснований знания в классическом рационализме и эмпиризме.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что новая философия в самом своем истоке разделилась на два направления: эмпиризм и рационализм. Выделяя суть во взглядах эмпириков и рационалистов, можно дать следующие определения этих направлений.

Эмпиризм — течение новоевропейской философии, представители которого по вопросу об источнике наших знаний выработали и обосновывали позицию, что все знания происходят из внешнего опыта через органы ощущений человека. Сторонниками эмпирической модели теории познания были такие известные философы как: Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПРИРОДА ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА 4
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 5
ЭМПИРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ 6
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

      Важно напомнить, что спор о природе врожденных идей опирается на разное толкование центрального понятия обоих мыслителей - понятия абстракции. По Локку, необходимые истины и общие понятия получаются в результате рассмотрения большого числа сходных индивидуальных истин, частных примеров и отвлечения (абстрагирования) от несущественных признаков. Обобщение на основе абстрагирования и дает то, что называют общей идеей. По Лейбницу, наоборот, необходимые истины и общие понятия не должны зависеть от частных примеров и от показаний органов чувств. Чувства, конечно, выполняют свою функцию, но она сводится лишь к первоначальному "толчку". Они лишь заставляют задуматься над возможностью обобщения. Абстракция подготавливается незаметной деятельностью души, работой ее врожденного механизма.

       Так, использование одного и того же термина приводит к разным результатам. У Локка абстракция доказывает отсутствие врожденных идей, а у Лейбница, наоборот, - их наличие.

     Следует подчеркнуть, что, по Лейбницу, душа и тело не противостоят друг другу, а находятся в гармонии, которая обеспечена первоначальной субстанцией, являющейся носительницей общих свойств души и тела. Этот вид гармонии души и тела Лейбниц называет предустановленной гармонией. Все души сходны, так как по своей природе имеют общую причину. Именно поэтому они понимают друг друга. Знание, которым они располагают, может на этом основании считаться интерсубъективным. Скептические нотки в таком рассуждении уловить очень трудно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Самой трудной для обеих рассматриваемых концепций оказалась проблема природы и происхождения нечувственных элементов сознания - общих идей и объяснения факта бесспорного их наличия в составе знания.

    Как решают эту проблему рационалисты? Они обращаются к учению о  врожденных свойствах нашего сознания. Многие нечувственные элементы сознания, по их мнению, возникают из свойств самого сознания. Оно существует как самостоятельный мир и может без обращения к внешнему миру и опыту конструировать идеи причинности, времени, субстанции, пространства и пр.

    Следовательно, возможно адекватное  знание о мире: условия для  него возникают внутри человеческого  сознания, и источником такого  знания является рациональная  деятельность познающего субъекта - его рассудочная способность  чисто логическим способом извлекать из содержания общих идей все знание о внешнем мире. Результаты же знания в силу тождества бытия и мышления приписываются внешним объектам.

    Основной вывод эмпирической  теории познания прямо противоположен  рационализму. Условия возникновения знания находятся вне субъекта познания, основным источником познания являются ощущения, само же знание есть результат обработки материалов, поставляемых органами чувств. Разум, конечно, участвует в обработке чувственных данных, но он не прибавляет к знанию ничего нового.

    Ни та, ни другая из рассмотренных  моделей теории познания не  обладает решающими преимуществами, но в них обозначены самые  болевые точки гносеологической  проблематики и подготовлена  почва для возникновения синтетических концепций.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов.-М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2001. – 344с.
  2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2006.-519с.
  3. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 9-е). – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 576 с.
  4. Философский словарь/ Под ред. И.Т.  Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590с.
  5. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие/ Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 576 с.
  6. www.Lib.ru
  7. www.Allbest.ru
  8. http://www.gumer.info/

Информация о работе Эмпиризм и рационализм в познании