Этический рациональность Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

Феномен Сократа – вопрос, волнующий человечество на протяжении уже более двух тысячелетий. В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной и вместе с тем, более загадочной, чем Сократ. До сих пор философы пытаются подойти к его разгадке. Как некий Сфинкс, он возвышается над всем античным миром. Искусный мастер вопросов, таивший в себе парадоксальный ответ («Я знаю, что я нечего не знаю») Сократ оставил после себя самый неразрешимый вопрос: кто же он был на самом деле?
Скептик, бесконечно насмехающийся и разоблачающий человеческое невежество или человеколюб, стремящийся помочь людям преодолеть ограниченность и осознать в себе высшее предназначение?

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3-4
1.Биография Сократа
а)Внешняя сторона жизни………………………………………………...5-7
б)Внурений мир философа………………………………………………..7-8
2.Предмет философии по Сократу………………………………………….9-11
3.Понятие этического рационализма ………………………………………12-13
4.Сократовский поворот философствования от природы к человеку …...14-15
5.Понятия морали, как главный предмет исследования Сократа ………..16
6.Специфика метода ведения диалога ……………………………………..17-20
Выводы ……………………………………………………………………….21
Список литературы ……………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 75.55 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки,молодежи и спорта Украины 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по философии 
 

Тема:  «Этический рационализм  Сократа»

  
 
 

Выполнил:   
 

Проверил:                                                    

                                                                                                  

                               

                                       

                                                                                       Содержание:

Введение…………………………………………………………………..…3-4

1.Биография  Сократа

   а)Внешняя сторона жизни………………………………………………...5-7

   б)Внурений мир философа………………………………………………..7-8

2.Предмет  философии по Сократу………………………………………….9-11

3.Понятие  этического рационализма ………………………………………12-13

4.Сократовский  поворот философствования от  природы к человеку …...14-15

5.Понятия  морали, как главный предмет исследования  Сократа ………..16

6.Специфика метода ведения диалога ……………………………………..17-20

Выводы  ……………………………………………………………………….21

Список  литературы ………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  
 
Феномен Сократа – вопрос, волнующий человечество на протяжении уже более двух тысячелетий. В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной и вместе с тем, более загадочной, чем Сократ. До сих пор философы пытаются подойти к его разгадке. Как некий Сфинкс, он возвышается над всем античным миром. Искусный мастер вопросов, таивший в себе парадоксальный ответ («Я знаю, что я нечего не знаю») Сократ оставил после себя самый неразрешимый вопрос: кто же он был на самом деле?  
Скептик, бесконечно насмехающийся и разоблачающий человеческое невежество или человеколюб, стремящийся помочь людям преодолеть ограниченность и осознать в себе высшее предназначение? Презрение или вера в людей двигала его поступками? В нем чувствуется что-то непостижимое, неуловимое, очень извилистое. Он знал что-то сокровенное и секретное о каждом человеке и знал нечто скверное в нем. Правда, он не пользовался этим, а, наоборот, покрывал это своим вечным и тягостным для других добродушием. В сущности, Сократ до сих пор остается непонятным. Его трудно уложить в какую – нибудь ясную и простую характеристику. Он бесконечно оригинален, оригинален во всем: в своей внешности и образе жизни, в своей деятельности и учении.

  

Загадочен и страшноват был его облик, резко  контрастирующий с внутренними  душевными талантами. В представлении  древних греков Сократ был безобразен: небольшого роста, с большой лысой головой и огромным выпуклым лбом, приплюснутым и вздернутым носом, толстыми губами и большими выпученными глазами. Однако этот человек обладал огромным личным обаянием и своеобразием. По словам ученика Сократа Алкивиада, «Сократ и в повадке своей, и в речах настолько своеобычен, что ни среди древних, ни среди ныне живущих, не найдешь человека, хотя бы отдаленно похожего на него». Самым поразительным в нем была «колдовская» сила речи. Выступления даже хороших ораторов, говорил Алкивиад, не волнуют, беседы же Сократа и в плохом пересказе потрясают и увлекают слушателей, мужчин, женщин и юношей. Он часто приводил людей в такой состояние, что казалось- нельзя больше жить так, как они живут.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Биография  Сократа

а)Внешняя  сторона жизни

Первый  философ-афинянин Сократ - современник  Демокрита (ок.470-399 до                   н.э.).Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию. Сам Сократ, активно вступавший в различные собеседования, ничего не писал. В диалоге Платона "Федр" Сократ выступает против египетского Тевта (Тота), которому египтяне приписали изобретение письменности. Сократ высказывается против письменности: письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению; письмена мертвы, сколько их ни спрашивай, они твердят одно и то же, благодаря письменности знания доступны всем и всякому. Сократ предпочитал записанному монологу живой разговорный диалог. Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем понаслышке, знаем главным образом от учеников его - историка Ксенофонта и философа Платона. Ксенофонт посвятил Сократу и его учению свои произведения "Апология Сократа" и "Воспоминания о Сократе". Платон же почти все свое учение приписал Сократу, так что трудно сказать, где кончается Сократ, а где начинается Платон (особенно в его ранних диалогах). Отсутствие прямой информации, непосредственно исходящей от Сократа, приводит к тому, что некоторые историки античной философии в последние десятилетия не раз делали попытки доказать, что Сократ - всего лишь литературный персонаж. Однако о Сократе говорят многие античные авторы. Окарикатуренный образ Сократа как софиста нарисован Аристофаном в комедии "Облака".

Сократ - первый афинский (по рождению) философ. Он происходил из дома Алопека, входившего в Афинский полис и расположенного на расстоянии получаса ходьбы от столицы  Аттики. Отец Сократа - Софрониск, ремесленник-камнетес, а мать - Финарета - повивальная бабка. Во время войны Афин со Спартой  Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз - в битве при  Амфиподе в 422 г. до н.э., когда спартанцы  разбили афинян (этой битвой закончился первый период войны, завершившийся  Никиевым миром 421 г. до н.э.). Во втором периоде этой злосчастной для  Афин войны Сократ уже не участвовал. Но она его коснулась одним  из своих трагических событий. В 406 г. до н.э. афиняне после ряда поражений  одержали победу при Аргинусских  островах в морском сражении, но афинские стратеги вследствие бури не смогли похоронить убитых. Победителей  судили в совете пятисот. Будучи в  это время пританом булэ (заседателем  в совете), Сократ воспротивился  скороспелому суду над всеми стратегами сразу. Сократа не послушались, и  все восемь стратегов были казнены. Поражение Афин в Пелопоннесской войне и последующая тирания  тридцати также не прошли мимо Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в расправе тиранов над одним честным  афинским гражданином.

Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вел  жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В  отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение.

После свержения тирании тридцати и  восстановления в Афинах демократии Сократ был обвинен в безбожии. Обвинение исходило от трагического поэта Мелета, богатого кожевника  Анита и оратора Ликона. В диалоге "Менон" Платон сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся из Афин тридцатью  тиранами и участник их ниспровержения, выказывает крайнюю неприязнь перед  софистами, говоря, что "софисты - это  очевидная гибель и порча для  тех, кто с ними водится". Когда  Сократ, приведя в пример заурядных  детей выдающихся афинян, высказывает  уверенность, что "добродетели обучить  нельзя" Анит грубо его обрывает, после чего Сократ с горечью замечает, что Анит думает, что и он, Сократ, подобно софистам губит людей. В  диалоге "Эвтифрон" Сократ говорит  случайно встреченному им Эвтифрону, что  некий Мелет, человек, по-видимому, молодой  и незначительный, написал на него, Сократа, донос, где обвиняет его  в том, что он развращает юношество, выдумывая новых богов и ниспровергая старых. Эвтифрон успокаивает Сократа. Однако весной 399 г. до н.э. философ предстал перед гелиеей - судом присяжных. В качестве обвинителя выступил Мелет, заявивший, что клятвенно обвиняет Сократа в том, что "он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в  том, что развращает юношество; и  наказание за то - смерть" Для успеха своего обвинения Мелет должен был  набрать по крайней мере пятую  часть голосов тех, кто заседал  в Гелиее. В ответ на обвинение  Сократ произнес свою защитительную  речь, в которой опровергал выдвинутые против него обвинения, после чего был  признан виновным уже большинством голосов. Теперь Сократу надо было самому себе назначить наказание. Он предложил  присудить ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с олимпийскими чемпионами, а в крайнем случае - штраф в одну мину, после чего присяжные осудили Сократа на казнь еще большим количеством  голосов. Тогда Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже стар (ему было тогда 70 лет) и не боится смерти, которая есть или переход  в небытие, или жизнь в Аиде, где он встретится с Гомером и  другими выдающимися людьми. В  памяти же потомства он, Сократ, навсегда останется мудрецом, тогда как  его обвинители пострадают (и в  самом деле они, согласно Плутарху, повесились). Все три речи Сократа  содержатся в платоновском произведении "Апология Сократа".

Сократа должны были казнить сразу, но накануне суда из Афин ушел на остров Делос корабль  с ежегодной религиозной миссией. До возвращения корабля казни  запрещались обычаем. В ожидании казни Сократу пришлось тридцать дней провести в тюрьме. Накануне ее ранним утром к Сократу, подкупив тюремщика, пробирается его друг Критон, сообщивший, что стражи подкуплены и Сократ может бежать. Сократ отказался, считая, что надо повиноваться установленным законам, иначе он уже эмигрировал бы из Афин. И хотя теперь его осудили несправедливо, закон надо чтить. Об этом мы узнаём из платоновского диалога "Критон". В диалоге же "Федон" Платон повествует о последнем дне жизни Сократа. Этот день Сократ провел со своими учениками. Он говорит им, что не боится смерти, потому что был к ней подготовлен всей своей философией и образом жизни. Ведь само философствование, по его убеждению, есть не что .иное, как умирание для земной жизни и подготовка к освобождению бессмертной души от ее смертной телесной оболочки. Вечером пришла жена Ксантиппа, пришли родственники Сократа, привели его трех сыновей. Он с ними простился и отпустил их. Затем в присутствии своих учеников Сократ выпил чашу растительного яда. Согласно Платону, Сократ скончался тихо. Его последними словами была просьба принести петуха в жертву Асклепию. Такую жертву обычно приносили богу медицины выздоровевшие. Сократ же хотел этим подчеркнуть, что смерть тела - это выздоровление души. Нетрудно заметить, что "федоновский" Сократ по-другому представляет себе смерть, чем Сократ из "Апологии". Это неудивительно. Сократ из "Апологии" ближе к историческому Сократу. В "Федоне" же Платон приписал Сократу уже свои, более идеалистические взгляды, вложив в его уста свои четыре доказательства бессмертия души.  

б)Внутренний мир философа

 Сократ  любил задумчивую созерцательность. Нередко он настолько уходил  в самого себя, что становился  неподвижным и отключался от  внешнего мира. В платоновском  диалоге "Пир" Алкивиад рассказывает, что однажды во время осады  Потидеи Сократ задумавшись простоял, не сходя с места, сутки.  Сократ пережил духовную эволюцию. Ему никогда не приходило в  голову, что он мудр, пока на  вопрос одного его почитателя, есть ли кто мудрее Сократа,  дельфийский оракул ответил, что  нет, чем Сократ был очень  озадачен. Желая опровергнуть пифию,  Сократ стал общаться с теми, кого считал умнее себя, но  с удивлением увидел, что мудрость  этих людей кажущаяся. Но и  тогда Сократ не возгордился.  Он решил, что Аполлон устами  пифии хотел сказать, что Сократ  мудрее других не потому, что  он действительно мудр, а потому, что он знает, что его мудрость  ничего не стоит перед мудростью  бога. Другие же не мудры, потому  что думают, что они что-то знают.  Сократ так формулирует свое  превосходство над другими людьми: "Я знаю, что я ничего не  знаю".

Вместе  с тем Сократ был убежден, что  он избран богом, приставлен им к афинскому  народу, как овод к коню, дабы не давать своим согражданам впадать в  духовную спячку и заботиться о своих  делах больше, чем о самих себе. Под "делами" Сократ понимает здесь  стремление к обогащению, военную  карьеру, домашние дела, речи в народном собрании, заговоры, восстания, участие  в управлении государством и т. д., а под "заботой о самом себе" - нравственное и интеллектуальное самосовершенствование. Ради своего призвания Сократ отказался от дел. Его, Сократа, сам "бог поставил в строй, обязав... жить, занимаясь философией". Поэтому, гордо говорит Сократ на суде, "пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать".

"Демон"  Сократа - это некий внутренний  голос, посредством которого бог  склоняет Сократа к философствованию, всегда при этом что-то запрещая. Такой голос Сократ слышал  с детства, он отклонял его  от некоторых поступков. "Демон", внутренний голос, имел, таким  образом, отношение к практической  деятельности Сократа, не играя  роли в самом сократовском  философствовании.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Предмет философии по Сократу

 В  центре внимания Сократа, как  и некоторых софистов, - человек.  Но он рассматривается Сократом  только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа - это  этический антропологизм. Интересам  Сократа были чужды как мифология,  так и физика. Он считал, что  толкователи мифологии трудятся  малоэффективно. Вместе с тем  Сократа не интересовала и  природа. Проводя аналогию с  современными ему китайцами, можно  утверждать, что Сократ ближе  к конфуцианцам, чем к даосцам.  Он говорил: "Местности и деревья  ничему не хотят меня научить,  не то что люди в городе". Однако по иронии судьбы Сократу  пришлось расплачиваться за физику  Анаксагора. Ведь из-за его воззрений  в Афинах был принят закон,  объявляющий "государственными  преступниками тех, кто не почитает  богов по установленному обычаю  или объясняет научным образом  небесные явления". Сократа же  обвинили в том, что он якобы  учил, что Солнце - камень, а Луна - земля. И как Сократ ни доказывал,  что этому учил не он, а Анаксагор,  его не слушали. Суть же своих  философских забот Сократ однажды  с некоторой досадой выразил  Федру: "Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи,  познать самого себя". Дело  в том, что над входом в  храм Аполлона в Дельфах было  начертано: познай самого себя! Призыв "Познай самого себя!" стал для Сократа следующим  девизом после утверждения: "Я  знаю, что я ничего не знаю". Оба они определили суть его  философии. 

Информация о работе Этический рациональность Сократа