Этика делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Деловые отношения - это сложный многоплановый процесс развития контактов ме-жду людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей, мною будет рассмотрена этика деловых отношений на примере общения, взаимоотношения, т.к. при грамотном общении, умении расположить собеседника к себе зависит и конечный результат.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие, структура и функции делового общения

1.1. Понятие делового общения. 6

1.2. Структура и функции общения. 7

1.2.1. Коммуникативная функция общения. 7

1.2.2. Интерактивная и перцептивная функции общения. 11

Глава 2. Общие этические принципы и характер делового

общения

2.1. Понятие принципов делового общения. 12

2.1.1. Этика делового общения «сверху-вниз». 13

2.1.2. Этика делового общения «снизу-вверх». 15

2.1.3. Этика делового общения «по горизонтали». 16

2.2. Этические и культурные требования к выступлению в аудитории. 18

2.2.1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления. 18

2.2.2. Способы выступление с речью. 22

2.3. Установление контакта с аудиторией. 22

2.4. Поза, жесты, мимика оратора. 23

Заключение 25

Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

Этика делового общения.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

       Называйте своих собеседников по имени и  старайтесь делать это почаще.

       Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте  все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение  к собеседнику. Помните – что  посеешь, то пожнешь.

       Не  давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, вам будет не удобно, даже если на это были объективные причины.

       Не  лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

       Старайтесь  слушать не себя, а другого.

       Не  старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все все равно выплывет наружу и встанет на свои места.

       Посылайте импульсы ваших симпатий – словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.

       Рассматривайте  вашего коллегу как личность, которую  нужно уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.  

       2.2. Этические и культурные требования к выступлению в аудитории.

       Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь. 

           2.2.1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления.

       В основе классической схемы ораторского  искусства лежит 5 этапов:

    • Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;
    • Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;
    • Словесное выражение», литературная обработка речи;
    • Заучивание, запоминание текста;
    • Произнесение.

       Сегодня в ораторской деятельности выделяют три основных этапа:

    • Докоммуникативный;
    • Коммуникативный;
    • Посткоммуникативный.

       Каждый  из этапов содержит перечень конкретных действий, которые можно представить в виде таблицы:

Докоммуникативный Коммуникативный Посткоммуникативный
1.Определение  темы и цели выступления. Произнесение  речи. Анализ речи.
2.Оценка  аудитории и обстановки. Ответы на вопросы, ведение полемики.  
3.Подбор  материала.    
4.Создание  текста.    
5.Репетиция.    
 

       Подготовка  к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно «расшифровывать» пункт повестки дня «Разное», «О разном» - человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.

       Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким - либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям.

       Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих  слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое ...), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

       Всегда  легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.

       Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.

       Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

       В неоднородной (гетерогенной) аудитории  произносить речь труднее. Если публика  различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

       Необходимо  также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

       Знание  своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

       Следует узнать, в какой обстановке будет  проходить выступление - в зале, в  кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон ...

       Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 - 30 сантиметров между ртом и микрофоном.

       Важное  значение имеет и размещение слушателей в аудитории. Проксемика - наука о временной и пространственной организации общения - описывает следующие способы указанные в приложении 1.

       Надо  выяснить также после каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.

       Следующая ступень докоммуникативного этапа - «кодирование» - составление текста  - начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы:

       Непосредственные - материал, добытый автором из жизни  путем наблюдений, собственного опыта:

       знания, практика;

       личные  контакты, беседы, интервью;

       воображение - мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества.

       Опосредованные:

       а) официальные документы:

       б) научная и научно - популярная литература;

       в) художественная литература;

       г) статьи газет и журналов;

       д) передачи радио и телевидения;

       е) справочная литература: энциклопедии, словари;

       ж) результаты социологических опросов.

       Следует помнить, что «живой» опыт всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят.

       Материал  публичного выступления может быть теоретическим и фактическим.

       Насыщенность  речи тем или другим типом материала  зависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен быть достоверным. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.

       Систематизируя  материал, оратор создает план, продумывает  композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

       Подготовка  письменного текста имеет много  преимуществ. Написанную речь можно  проверять, исправлять; она легче  запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных  листах, на одной стороне. Опытный  оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.

       Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо - расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20 - 25 минут подготовки. Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно.  

           2.2.2.  Способы выступление с речью.

       Существует  три способа произношения речи:

    • Чтение текста;
    • Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);
    • Свободная импровизация (экспромт).

       Читают  такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания.

       Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст.

       Иногда  на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическими навыками.

       После выступления говорящий часто  отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, доброжелательности, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему но и всем присутствующим.

       Методика  ораторского искусства рекомендует  не торопиться с ответом, а сначала  убедиться, что вопрос правильно  понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений. 

       2.3.  Установление контакта с аудиторией.

       Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.12 Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Информация о работе Этика делового общения