Этногенез Льва Гумилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:47, реферат

Описание работы

Проблема межнациональных взаимоотношений всегда была и остается актуальной. Национальные конфликты и войны, вспыхнувшие на окраинах великой державы, вызывают беспокойство за наше будущее. И как всегда люди обращаются к истории в поисках выхода их тяжелых ситуаций, “за поучительными примерами”.
В реферате рассматривается яркая и принципиально новая теория, объясняющая возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов – говоря по-современному, этносов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЭТНОС 3
1. Понятие этноса 3
2. Этнос как система. 4
3. Этническая иерархия. 6
ГЛАВА II. ЭТНОГЕНЕЗ 15
1. Пассионарность в этногенезе. 15
2. Фазы этногенеза 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Приложение. 22

Работа содержит 1 файл

Этногенез-эссе-черновик.docx

— 58.01 Кб (Скачать)

     Если  принять западный “Христианский  мир” – за суперэтнический эталон, то равноценными ему будут:

  1. Левант, или “мир Ислама”, целостность отнюдь не религиозная, а этнокультурная, распространившаяся от Испании до Кашгара;
  2. Индия, за исключением той ее части, где господствовали мусульмане;
  3. Китай, считавший себя “Срединной империей” с варварской периферией;
  4. Византия, восточно-христианская целостность, политические границы которой всегда были уже суперэтнических;
  5. Кельтский мир, отстаивавший свои оригинальные традиции от английских феодалов до XIV в.;
  6. Балтийская славяно-литовская языческая целостность, в XII в. превратившаяся в реликт;
  7. Восточноевропейская суперэтническая целостность – Русская земля.

Русь  была системой “полугосударств”, стоящих  на порядок ниже, нежели “Русская земля”:

  1. Новгородская республика с пригородами;
  2. Полоцкое княжество;
  3. Смоленское княжество;
  4. Ростово-Суздальская земля;
  5. Рязанское княжество;
  6. Турово-Пинская земля;
  7. Русская земля, включавшая три княжества: Киевское, Черниговское и Переяславское;
  8. Волынь;
  9. Червонная Русь, или Галицкое княжество.

     Спускаясь еще на порядок ниже, т.е. взяв один из русских субэтносов, допустим Киев, мы обнаружим там три активные консорции: западническую (сторонники князя Святополка II, в том числе  Киево-Печерская лавра), грекофильскую (сторонники Владимира Мономаха и  митрополии, помещавшейся в Св. Софии) и национальную, сильно пострадавшую за симпатии к Всеславу после его  изгнания из Киева.

     Консорции не совпадают с классовыми, сословными, религиозными и племенными делениями, являясь феноменами самостоятельной  системы отсчета. Эта система  может считаться весьма полезной, потому что благодаря именно ей удалось, например, уловить мотивы сторонников  перечисленных выше политических направлений. При анализе классовых противоречий этого сделать нельзя, ведь все  участники событий принадлежали к одному классу, а силу черпали  у своих единомышленников в гуще народа.

       Л.Н.Гумилев подводит нас к  открытию пускового механизма  этногенеза:

1) Выдумать  новый стереотип поведения нельзя.

2) Поскольку  новый стереотип возникает в  результате неосознанной деятельности  людей, нельзя ставить вопрос  о том, лучше он или хуже.

3) Но  если ломать бытующую традицию  невозможно, незачем, то это происходит  в силу особого стечения обстоятельств:  “фактора Х” [1, с. 149].

 

ГЛАВА II. ЭТНОГЕНЕЗ

  1. Пассионарность  в этногенезе.
 

     Начало  этногенеза напрямую связано с внезапным  изменением генофонда живых существ, с мутагенезом. Это происходит в  определенном месте, в определенное время в результате внешнего воздействия. Генетическим признаком новой популяции является повышенная активность ее членов к действию. Избыток биохимической энергии живого вещества биосферы, которым они наделены, позволяет им применить эту энергию в качестве организаторов и исполнителей. Этот генетический признак у Л.Н.Гумилева назван пассионарностью. Это новый параметр этнической истории. Пассионарность проявляется в непреоборимом стремлении действовать, изменять окружающее. Они сражаются с захватчиками, организуют походы с покорением народов, сражаются за отвлеченные идеалы, жертвуя жизнями.

     Закономерность  этногенеза противоречит принятой на Западе теории неуклонного прогресса, но вполне отвечает принципу диалектического  материализма – принципу отрицания. Законы диалектики применимы к явлениям этногенеза. Переход количества в  качество наблюдается при взрывах  и становлении этносов (негэнтропии), а в последующей этнической истории (энтропии) только меняет знак. Мозаичность  этносистемы объясняется законом  единства и борьбы противоположностей, а неизбежная смена одних этносов  другими законом отрицания отрицания.

  Пассионарность – наследственный признак, видимо рецессивный, потому что он передается, минуя детей и внуков, к правнукам и праправнукам. Это объясняет возможность этносов к регенерации. Микромутация создает новый поведенческий признак. Мутация никогда не захватывает всей популяции. Мутируют отдельные особи, и по-разному. Но явные уроды быстро устраняются естественным отбором, а для устранения мутантов-пассионариев необходимо около 1200 лет.

  Системы работают на биохимической энергии, абсорбируя (поглощая) ее из окружающей среды и выдавая излишек в виде работы (в физическом смысле). Оптимальное состояние, или гармоничность, системы, будь то один человек или многолюдный этнос, – это когда количества энергии, идущей на нужды самого организма и на пассионарность, равны. Тогда они уравновешивают друг друга, и система крепка.

 

2. Фазы этногенеза

 

     Уровень пассионарности в этносе не остается неизменным. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые  можно уподобить возрастам человека. Первая фаза – фаза пассионарного  подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Важно заметить, что старые этносы, на базе которых возникает  новый, соединяются как сложная  система. Из подчас непохожих субэтнических  групп создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие  народы. Так возникает этнос. Группа этносов в одном регионе создает  суперэтнос. Продолжительность жизни  этноса, как правило, одинакова и  составляет от момента толчка до полного  разрушения около 1500 лет, за исключением  тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза.

     Наибольший  подъем пассионарности – акматическая фаза этногенеза – вызывает стремление людей не создавать ценности, а  “быть собой” (табл. 1). Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится. Перед началом акматической фазы и после ее окончания активно созидают творческие личности.

     Постепенно  вследствие резни пассионарный заряд  этноса сокращается, ибо люди физически  истребляют друг друга. Начинаются гражданские  войны – фаза надлома. Сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся  в памятниках культуры и искусства. Но внешний рассвет культуры соответствует  спаду пассионарности. Кончается  эта фаза кровопролитием; система  выбрасывает из себя излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается  видимое равновесие. Этнос начинает жить “по инерции”, благодаря приобретенным ценностям. В инерционной фазе вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.

     Постепенно  пассионарность иссякает. Когда энергии  в системе становится мало, ведущее  положение в обществе занимают субпассионарии – люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых и гармоничных людей. Наступает  фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе  становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся  потребительской психологией. А  после того, как субпассионарии проедят  и пропьют все ценное, сохранившиеся  от героических времен, наступает  последняя фаза – мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем  исчезает и память: приходит время  равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с  родным ландшафтом и предпочитают великим  замыслам обывательский покой. Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддержитвать налаженное предками хозяйство. Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый [4, с.18].

  Этногенез – это природный процесс биосферы, возникающий иногда и являющийся одним из компонентов этнической истории наряду с тремя постоянно действующими факторами:

1) социально-политическим, ибо люди всегда устанавливали  определенный порядок взаимоотношений  в своем коллективе;

2) техническим,  ибо нет и не было человека  без орудий труда; 

3) географическим, ибо средства к существованию  черпаются из окружающей природы,  а поскольку ландшафты Земли  разнообразны, то разнообразны и  экосистемы, включающие людей. 

     Этих  трех параметров достаточно, охарактеризовать любой гомеостатический этнос, но динамика этногенеза идет за счет четвертого фактора  – пассионарного толчка, возникающего иногда на определенных участках земной поверхности и порождающего не один этнос, а группу этносов, именуемую  суперэтносом, т.е. систему, в которой  отдельные этносы являются блоками, звеньями и подсистемами [1, с. 307].

     Возможно  четыре варианта этнических контактов  на уровне суперэтноса, определяемых степенью пассионарного напряжения:

  • Сочетание статичного этноса и пассионарно-напряженного приводит к ассимиляции ли вытеснению слабого этноса.
  • Слабо пассионарные этносы не подавляют друг друга.
  • Равно пассионарные этносы аннигилируют.
  • Если же происходит новый пассионарный толчок, то образуется новый этнос.

       Переходы между фазами делают  этносы особенно уязвимыми для  внешних воздействий. Л.Н.Гумилев  ввел понятие этнического поля, объясняющее комплиментарность  этносов. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Теория  Л.Н.Гумилева имеет большое значение для понимания исторических судеб  народов и, прежде всего, Российского  суперэтноса. Выводы могут быть сделаны  как на глобальном уровне при принятии политических решений, так и каждым человеком во взаимоотношениях со своим  окружением.

     Л. Н Гумилев предвидел нынешнее состояние России. Выход из безнадежности  нашего сегодня можно найти в  последней книге Гумилева. Это  как завещание в смутное время. “Исторический опыт показал, что  пока за каждым народом сохранялось  право быть самим собой, Объединенная Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман. К сожалению, в ХХ в. мы отказались от этой здравой и традиционной для  нашей страны политики и начали руководствоваться  европейскими принципами – пытались всех сделать одинаковыми. Механический перенос в условиях России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего, и это неудивительно. Ведь российский суперэтнос возник на 500 лет позже. Поскольку мы на 500 лет моложе, то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагают совсем иные императивы поведения. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой … будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция” [4, с. 299].

     “Восемнадцатый  век стал последним столетием  акматической фазы российского этногенеза. В следующем веке страна вступила в совершенно иное этническое время  – фазу надлома. Сегодня, на пороге XXI в., мы находимся близко к ее финалу…  России предстоит пережить инерционную  фазу – 300 лет золотой осени, эпохи  собирания плодов, когда этнос  создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям! Если на обширной территории нашей страны проявят  себя новые пассионарные толчки, то наши потомки, хотя и немного не похожие  на нас, продолжат славные наши традиции и традиции наших достойных предков. Жизнь не кончается…[4, с. 291]”.

     Изменить  законы Природы нельзя, остановить природные процессы этногенеза невозможно, но можно их предсказать, так же, как предсказывают цунами и землетрясения [6, с. 454]. Теория Л.Н.Гумилева – это попытка дать ответы на наиболее фундаментальные вопросы человеческого бытия. Теория пассионарности помогла решить “алгебраически”, трудные для “арифметического” решения задачи исторической науки. Существенно были развиты научные методы и образована новая научная дисциплина. Определено место новой науки в системе знаний.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. –  Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
  2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. – М.: Экопрос, 1994.
  3. Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. Три века войны Китая со степными народами III – VI вв. – СПб., 1994.
  4. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало / Сост и общ. ред. А.И.Куркчи. – М.: “Институт ДИ-ДИК”, 1997.

    Электронные источники:

  1. Биография Льва Николаевича Гумилева – [текст], режим доступа http://www.kulichki.com/~gumilev/LSB/lsb1.html   

Приложение.

Таблица.1. Фазы этногенеза

Фазы Господствующие  императивы Фазовые переходы
Исходное  сочетание этносов и ландшафтов региона Разнообразны Пассионарный  толчок: пусковой момент этногенеза
Пассионарный  подъем: инкубационный (скрытый) период “Надо исправить  мир, ибо он плох!” Оформление  этнической системы
Пассионарный  подъем: явный период “Мы хотим быть великими!” Переход к акматической фазе
Акматическая  фаза “Будь самим  собой!” Переход к фазе надлома
Надлом “Мы устали от великих!” Переход к инерционной  фазе
Инерция “Будь таким, как  я!”

“С нас  – хватит!”

Переход к фазе обскурации
Обскурация “Будь таким, как  мы!” Переход к мемориальной фазе: возможная регенерация
Мемориальная  фаза “Помни, как  было прекрасно!” Переход к гомеостазу: реликт
Гомеостаз Забвение, утрата императивов  

Информация о работе Этногенез Льва Гумилева