Эволюция форм познавательной деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного процесса.

Содержание

1.Эволюция форм познавательной деятельности человека…………………2
2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание……………….……..5
3. Философское учение об истине……………………………………………15
4. Практика и ее роль в познании……………………………………………..18
5.Список используемой литературы………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Содержание 

1.Эволюция форм  познавательной деятельности человека…………………2

2. Чувственное,  рациональное, интуитивное познание……………….……..5

3. Философское   учение об истине……………………………………………15

4. Практика и  ее роль в познании……………………………………………..18

5.Список используемой литературы………………………………………….22  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

1.Эволюция  форм познавательной  деятельности человека      

Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов  и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного процесса. В этом смысле она оказалась тесно связанной с опорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными в основу указанного анализа. В связи с этим у разных групп деятелей науки в разные исторические периоды можно увидеть разные методологические установки, принципы и нормы подхода к объектам науки.     

Исторически первоначально проблемы методологии  и логики познавательной деятельности человека разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа  и Платона, индуктивный метод  Ф. Бэкона, рационалистический метод  Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т.д. Это проистекает из того, что методология познавательной деятельности человека изначально всегда была тесно связана с философией, особенно с такими ее разделами, как гносеология (теория познания), онтология (теория бытия) и логика.      

Методология познавательной деятельности человека в известном смысле "уже" теории познания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности.     

С другой стороны, методология и логика познавательной деятельности человека несколько "шире" гносеологии, так как ее интересуют не только методы познания, принятые в науке, но и особенности процесса человеческого познания вообще, осуществляющегося в разных формах и в различных сферах человеческой деятельности.      

Следует подчеркнуть, что методология познавательной деятельности человека наиболее тесно смыкается с так называемой формальной логикой, которая главное внимание направляет на прояснение структуры готового, оформившегося знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.     

Можно отметить, что логическое исследование науки - это средства современной  формальной (математической или символической) логики, которые используются для  анализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий и их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т.п.), изучения возможностей научного знания.

Начиная с Нового времени (XVI--XVII вв.) методологические идеи разрабатываются не только в  философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся частных наук - механики, физики, химии, истории и др. Методологическая составляющая постепенно становится необходимым компонентом каждой конкретной науки, хотя этот факт и не всегда осознавался и признавался рядом деятелей науки.   

 Характерной  чертой современной науки является  комплексное изучение как закономерностей  развития и строения знания  в наиболее общей - логико-философской  форме, так и закономерностей развития конкретных направлений и ветвей науки. В рамках конкретных научных направлений происходит осмысление и изучение методов и форм научного познания. В самой науке все более четко выделяются два взаимосвязанных направления: исследование свойств объектов и изучение способов и форм научного познания.      

Особенно активно  второе направление разрабатывается  в рамках таких зрелых наук как  физика, биология, химия.     

Эмпирической  базой разработки методологии и  логики познавательной деятельности является история человека, но взятая не сама по себе, а в широком философском, социокультурном контексте, то есть в системе культуры в его целостности.     

В современной науке принято различать  общую и частную методологию.     

В первой анализируются методы, общие  для многих наук, или для всей науки как особой системы знания, во второй - для отдельных групп наук. Фактически можно говорить о многоуровневой методологии науки, где каждый уровень обладает относительной автономией и не выводится прямо из других уровней. В основе классификации уровней методологии лежит диалектика единичного, особенного и всеобщего, где на уровне единичного фиксируются многообразные методы частных наук и отдельных дисциплин, на уровне особенного - междисциплинарные и общенаучные методы, а уровень всеобщего занимают философские методы.     

Многоуровневость  методологии приводит к тому, что исследователь, как правило, в процессе своей профессиональной деятельности сталкивается с исключительно сложными и противоречивыми познавательными конструкциями и ситуациями. Поэтому не случайно в литературе отмечается тенденция усиления методологических изысканий, проводимых внутри самой науки.     

На  этом основании в науковедении выделяют внутрифилософскую и собственно профессиональную методологию, и датируют период обособления методологии  и приобретения ею самостоятельного статуса примерно 50-60-ми годами XX века. Самостоятельный современный статус методологии объясняется во многом тем, что она включает в себя многообразные процессы моделирования реальности, в связи с чем на нее возлагается сложнейшая задача изучить образцы всех видов, типов, форм, способов и стилей мышления.       

2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание

Чувственное познание      

К формам чувственного познания относят  три основных типа наглядных образов: 1) ощущения, 2) восприятия, 3) представления.      

Ощущение  — отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств.      

Прикоснувшись рукой к предмету, мы можем сказать, что ощутили, например, что-то твердое  и гладкое. Это — осязательное ощущение. Психологи насчитывают  около 20 различных видов ощущений, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм человека. К внешним ощущениям относятся зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные и др., к внутренним — чувство голода, жажды, болевые ощущения от внутренних органов и пр.     

Вся исходная информация о мире поступает  в человеческое сознание через ощущения. Конечно, человеческие органы чувств способны уловить далеко не все свойства действительности. Но с помощью приборов человек  расширяет свои природные возможности  и делает доступным для своих органов чувств то, что непосредственно он ощущать не может. Поэтому наличие границ чувствительности не является непреодолимой преградой для познания мира.     

Восприятие  — целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств.     

Восприятие  является результатом сложной психической  деятельности, синтезирующей различные  ощущения в одно целое (правда, некоторые  психологи резонно отмечают, что  между ощущением И восприятием  не удается провести четкой границы). Восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек улавливает при этом его сходство с другими объектами, узнает его, относит его к определенному классу или виду. На содержании наших восприятий сказываются наши интересы, чувства, настроения, желания, имеющийся опыт.     

Представление — наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств.     

Содержание  представлений формируется на основе прошлых восприятий. Но представления  опираются не только на воспоминание, но и на воображение. Сила воображения позволяет человеку создавать в уме новые образы, способные значительно отличаться от всего виденного ранее. Однако материалом для создания новых образов всегда служат чувственные данные, взятые из прошлых восприятий.     

Представление о крылатом коне Пегасе — продукт фантазии, ему не соответствует никакой объект действительности. Однако Пегас «сконструирован» из образов, источником которых являются восприятия реальных лошадей и крыльев.     

Представления отличаются от восприятий меньшей степенью ясности и отчетливости. Вместе с тем они имеют более обобщенный характер. В формировании представлений возрастает роль знаний, мотивации, опыта, осмысления и истолкования их содержания.     

Известно, что свидетели происшествия или  преступления могут очень сильно расходиться в своих показаниях. Их представления о случившемся во многом зависят от того, как они его понимают и осмысливают. Люди могут, сами не осознавая того, «домысливать» недостаточно ясно увиденные или забытые подробности, опираясь на свои соображения и воображение.     

По  собственному опыту каждый знает, что  какое-либо представление, возникающее  в сознании, нередко вызывает появление  других представлений, затем третьих  и т. д. Образуются целые комбинации образов, связанных друг с другом. Такие комбинации называются ассоциациями.     

Ассоциация  — связь между образами, при  которой возникновение одних  из них влечет за собой появление  других.     

Существуют  психологические закономерности, обусловливающие  ассоциативный переход от одних  образов к другим. Наиболее часто  складываются ассоциации по смежности, по сходству и по контрасту. Если какие-то объекты постоянно воспринимаются нами вместе, то и представления о них сопутствуют друг другу (ассоциация по смежности). Когда представление о некотором объекте ассоциируется с представлениями о других объектах, обладающих аналогичными признаками, речь идет об ассоциации по сходству, в противоположном случае — об ассоциации по контрасту.      

Формы рационального познания     

Рациональное  познание осуществляется с помощью  логического мышления (которое называют также рациональным, абстрактным, дискурсивным и т. п.). С его помощью человек выходит далеко за пределы непосредственного чувственного опыта и получает возможность познать то, что нельзя не только ощутить и воспринять, но даже и представить.     

Например, можно мыслить о бесконечности, многомерном пространстве, непрерывных  функциях, не имеющих производной  ни в одной точке и т. д., но нельзя наглядно представить, как «выглядят» эти предметы мысли: они по природе  своей ненаглядны (являются «ненаглядными объектами»); их можно лишь обозначить условными символами.      

Основными формами логического мышления являются: 1) понятие, 2) суждение, 3) умозаключение.      

Слово «понятие» происходит от глагола  «понимать». В понятиях выражается понимание сущности предметов, достигнутое на определенном уровне их познания.     

Понятие — это мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки.      

Понятия имеют содержание и объем. Содержание понятия — это признаки, которые  в нем мыслятся. Давая определение  понятия, необходимо указать существенные признаки предмета, необходимые и достаточные для отличия его от всех других. Объем понятия — это совокупность предметов, обладающих этими признаками. Различают понятия единичные, объем которых состоит из одного предмета («Африка», «первый космонавт», «Солнце»), и общие, объем которых может включать в себя множество предметов («город», «космонавт», «звезда»).     

Понятие — это элементарная «клеточка» логического  мышления. Но отдельными, изолированными друг от друга понятиями люди никогда  не мыслят. В мыслительных процессах понятия употребляются в составе суждений. Отношение понятия и суждения подобно отношению слова и предложения. Предложение складывается из слов. Но говорим мы обычно не отдельными словами, а целыми предложениями. И точно так же мыслим мы не отдельными понятиями, а целыми суждениями.     

Суждение  — это мысль, в которой о  каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается.     

Суждения  могут быть простые и сложные (состоящие из соединения простых). Структура простого суждения выражается формулой S — Р, где S есть субъект суждения — понятие о предмете, о котором идет речь; Р есть предикат суждения — понятие, выражающее то, что о предмете утверждается или отрицается; а символом «—» обозначена логическая связка, которая характеризует отношение между S и Р и может быть либо утвердительной (если предикат приписывается субъекту), либо отрицательной (в противоположном случае). Например, в суждении «Земля не является центром Солнечной системы» субъект — «Земля», предикат — «центр Солнечной системы», а «не является» — связка (отрицательная). В русском языке обычно утвердительная связка явно не формулируется, а лишь подразумевается (например, в суждении «собака — друг человека» подразумевается утвердительная связка).      

Информация о работе Эволюция форм познавательной деятельности человека