«Мире идей» и « мире вещей» в философии Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:43, реферат

Описание работы

Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н.э. Это период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму города-государства — полисы.
Благодаря трём самым выдающимся представителям классической греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю— Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески - политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

Содержание

Введение
Биография Платона………………………………………………………3
Обзор античной философии……………………………………………..5
Представление о «Мире идей» и « мире вещей»
в философии Платона………………………………………………….7
Соотношение мира идей и материального мира………………………11
Заключение………………………………………………………………13
Литература……………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

19 век.docx

— 47.60 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

Биография Платона………………………………………………………3

Обзор античной философии……………………………………………..5

Представление о «Мире  идей» и « мире вещей»

 в философии Платона………………………………………………….7

Соотношение мира идей и  материального мира………………………11

Заключение………………………………………………………………13

Литература……………………………………………………………….16 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вершина развития античной греческой  философии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н.э. Это период наибольшего  расцвета классической греческой рабовладельческой  демократии, опирающейся на политическую форму города-государства — полисы.

Благодаря трём самым выдающимся представителям классической греческой философии  — Сократу, Платону и Аристотелю—  Афины примерно на 1000 лет стали  центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную  мировоззренчески - политическую и  логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое  изучение реального мира.

Древнегреческая философия оказала  определяющее влияние на всю историю  западной и отчасти даже мировой  философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны  именно античности. Расцвет древнегреческой  философии приходится на V—IV вв. до н.э., а отголоски её замирали ещё  в течение тысячелетия.

В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии  сохранялось в течение всего  следующего тысячелетия; затем, во времена  Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой  философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии  на все развитие европейской философской  мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография Платона.

Великий древнегреческий  философ вошел в историю человеческой цивилизации как основатель Академии и родоначальник нового течения  в философии – платонизма. Его  философия оказалась важнейшим  интеллектуальным достижением античной эпохи. В основанной Платоном школе  был воспитан Аристотель, оказавший  наряду с Платоном значительное влияние  на развитие западноевропейской философии 
Итак, точная дата рождения Платона историкам неизвестна. Большинство исследователей полагает, что он родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой.Согласно античным источникам, Платон родился в аристократической семье: его отец Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра и афинского законодателя Солона, мать – Периктиона, тоже из рода Солона, была двоюродной сестрой одного из 30 афинских тиранов Крития. Платон – третий сын Аристона и Периктионы – получил от родителей имя Аристокл, а «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. В юности он готовил себя к занятиям политикой, занимался литературой, слушал философа Кратила, последователя Гераклита. Но приблизительно с 407 до н. э. Платон оказывается в числе слушателей Сократа, и это событие изменило его судьбу: он сжег все, что написал до того, отказался от мечты о политической карьере и принял решение заниматься только философией. 
После казни Сократа в 399 г. Платон на десять лет уехал из Афин и путешествовал по Южной Италии, Сицилии и Египту. Во время этих поездок он оказался при дворе сиракузского тирана Дионисия I, которому попытался изложить свои идеи о наилучшем государственном устройстве. Дионисий понял из слов Платона очень мало, стал подозревать философа в подготовке заговора с целью переворота и продал философа в рабство. Из этой беды Платона выручили друзья, заплатив за него выкуп. 
После возвращения в Афины (ок. 388–387) Платон купил там землю и организовал собственную школу – Академию. В дальнейшем еще дважды по приглашению своего друга и почитателя Диона (в 366 и 361, после смерти Дионисия I) отправлялся на Сицилию, но уже к новому тирану – Дионисию Младшему. Но и эти попытки сделать из тирана просвещенного монарха остались безуспешны. Свое впечатление об этих поездках Платон отразил в ряде Писем. 
Согласно легендам, каждый философ античности непременно считался великолепным спортсменом. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон дважды выигрывал соревнования по панкратиону (смеси бокса и борьбы). 
Согласно древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году. Вот таковы вкратце основные этапы официальной биографии великого философа античной эпохи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обзор античной философии.

    Философия начала  зарождаться на заре человеческой  цивилизации, когда

стали усложняться хозяйственные  и гражданские отношения людей, возникали

зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность  в изучении

общих принципов бытия  и познания, когда ответов, которые  давала мифология,

уже не хватало. В Древней  Греции философия обрела свою классическую форму.

Здесь родилось само слово  “философия” (по-гречески “любовь  к мудрости”).

Впервые оно встречается  у Пифагора, а в качестве названия особой науки его

употребляет уже Платон.

    Полисный характер  греческой жизни, роль в ней  народного собрания и

публичных ораторских состязаний объясняет доверие греков к разуму, теории,

а поклонение безличному абсолюту (природе) – постоянный интерес философии  к

проблемам физики (от слова  “фюсис” – природа), которая  в дальнейшем

развитии философии оказывается  тесно связанной с метафизикой (учением о

первоосновах бытия). Гражданский  характер общественной жизни и роль

личностного начала в ней  нашли выражение в этике (практической философии),

обосновывающей человеческие добродетели, должную меру человеческой жизни.

Созерцательность, рассмотрение проблем мироздания в единстве природы, богов

и человека вызвали необходимость  обосновать нормы человеческой жизни,

положение человека в мире, пути достижения благочестия, справедливости и

даже личного счастья.

    В Древней Греции  выработались зачатки материализма  и идеализма.

Диалектика “материи” (потенции, из которой все создается, “реальным

прототипом” которой были рабы) и “идеи” (мыслимой картины  действительности)

пронизывала всю греческую  философию, но всегда носила при этом пассивно-

созерцательный характер. Греки объясняли бытие в абстрактно-всеобщих

категориях, без интереса к построению конкретных, единичных  структур.

    Материалистические  идеи развивались под воздействием  наблюдения над

природой, изучением математики и астрономии. Они зародились в  городах Ионии

(эта область была ближе  всего к востоку), их придерживались  Фалес,

Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Философский интерес ионийцев был

направлен на человеческое окружение, которое они космизовали.

    Идеализм развивала  Италийская школа – пифагорейцы  и элейцы: Ксенофан,

Пифагор, Парменид, Зенон. Они  обращались к внутреннему миру человека. А в

качестве первооснования брали число. Длительный путь самоуглубления

увенчался у них обращением к разуму.

    Однако “материя”  и “идеи” поначалу рассматривались  отдельно. Сократ был

первым, кто пришел к их диалектике, применив дискурсивный метод. С Сократа

начинается антропологическая  ступень философии – обращение  к человеку.

Сократ же выдвинул идею, согласно которой достоверное знание может быть

достигнуто только с помощью  понятия, строго фиксирующего в предмете

познания его особенные  признаки и черты, в силу которых  этот предмет

принадлежит некоторому обнимающему  его общему роду. Так впервые орудием

достоверного познания истины было провозглашено понятие. Но Сократ

ограничил приложение открытого  им метода областью этики. Он занимался

исследованием таких понятий, как “мудрость”, “дружба”, “мужество” и т. п.

    Платон расширил  сократовский метод определения  понятий, распространив

его на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания,

этики, теории воспитания, теории общественно-политического устройства,

законодательства, эстетики и учения о художественном воспитании.

Философский идеализм, которому Платон следовал, превратился у него –

впервые в истории греческой  мысли – в философскую систему. Учение Платона

стало синтезом досократовского  направления философии (пифагорейцы,

Гераклит, Парменид) и учения Сократа о совершенном разуме. Он во многом

восстановил мифопоэтическую  картину мира и в то же время  противопоставил

физическим описаниям  онтологические обоснования. Платон впервые  пришел к

категориальной, ноуменальной (“нус” – по-гречески “ум”) диалектике.

    Свои основные  доктрины Платон вырабатывал  в живом общении с близкими  по

духу мыслителями и  в страстной борьбе против учений, им отвергавшихся. Он

не замыкался в стенах своей Академии, а был одной  из деятельных сил

кипевшей вокруг него жизни. История его философской деятельности пронизана

борьбой, которая принимала  порой драматический характер, а  самого философа

ставила на грань жизненной  катастрофы.

 

 

 

 

Представление о  «Мире идей» и « мире вещей» в философии Платона.

Основная часть философии  Платона, давшая название целому направлению  философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или  форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами  вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат  в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя  ничего не может породить. 
Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями. 
Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности. 
Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти. 
Мы уже говорили, что во многих диалогах определения («Лахет», «Евтифрон», «Хармид», «Менон») осуществляется одна и та же процедура. Платоновский Сократ просит определить какую-нибудь вещь, его собеседник обычно первым делом дает пример такой вещи, тогда Сократ говорит, что он ищет не тот или иной случай этой вещи, но ее саму, т. е. то, что одинаково присутствует во всех вещах, называемых этим именем, но при этом не сводится к ним. Платон исходит из того, что в нашем опыте мы имеем дело со множеством вещей. К некоторым таким множествам прилагаются общие для всех их элементов имена. Каждый элемент множества может измениться, уменьшиться или увеличиться, стать красным или белым, вообще уничтожиться, однако имя, общее ему и другим членам этого множества, ничего из этого в себя не воспримет, оно останется равным самому себе. То, что обозначается этим именем, может существовать либо объективно, либо быть нашим собственным произведением. Во втором случае в природе вещей останутся лишь изменяющиеся вещи, и никакой возможности знания у нас не будет. А мы уже говорили, что Платон исходит из того, что настоящее воплощение знания уже существует, это математическое знание. Следовательно, остается первый вариант: денотаты общих имен существуют на самом деле, именно они гарантируют возможность знания, а не просто ощущений. Естественно, У этих денотатов должны быть свойства, совершенно отличные от тех, что встречаются у предметов чувственного мира. Они должны быть, во-первых, вечными и неизменными, а во-вторых, в них гораздо больше выражено единство, чем множество, т. е. они являются своеобразными пределами тех свойств, которые разбросаны в чувственном мире. Итак, основными моментами платоновской онтологии являются положения о существовании вечного и неизменного мира истинного сущего и противостоящего ему мира возникновения и уничтожения, изменения и множества. Мир истины постигается разумом, мир изменения или становления — чувствами. 
Вглядимся в эти положения внимательнее. Какими определениями характеризует Платон мир истинно-сущего? Любая чувственная вещь может быть названа множеством имен, определена множеством предикатов, быть носителем множества свойств. Допустим, мы имеем дело со столом. Помимо того, что он стол, он может быть квадратным, прямоугольным, круглым, он может быть сделан из дуба, ясеня, ДСП или пластмассы, быть письменным, компьютерным, кухонным, обеденным, рабочим, или даже столом переговоров, не говоря уже о столе «шведском». В нем могут быть пять, десять или пятьдесят частей, но поскольку все это есть стол, значит, по Платону, должно быть общее, которое разделяется всеми этими столами. Это общее есть «стол сам по себе», который обладает определенными характеристиками. Во-первых, если все видимые столы имеют помимо своей столовости еще и другие свойства, то «стол сам по себе» никаких других свойств не имеет, он определяется только через себя самого, в нем есть только его собственные свойства и ничего другого. Платон характеризует это свойство истинно-сущего терминами «само по себе» и «единовидное» (μονοειδές). Во-вторых, если 
в нем нет ничего кроме него самого, то он должен быть вечным и неизменным, ибо нет ничего в нем, что могло бы перейти в другое, т. е. измениться. В-третьих, если он есть только он сам, то он должен быть чем-то совершенно простым, в чем нет и не может быть никаких частей. В-четвертых, поскольку он вечен, к нему неприложимы никакие определения времени, он не был и не будет, он просто есть. В-пятых, поскольку, простые, вечные и неизменные, лежащие вне времени объекты нашим чувствам не даны, то стол сам по себе может быть постигнут только чистым от всего чувственного мышлением, он умопостигаем, а не чувственновоспринимаем. 
Соответственно, любая вещь чувственного мира имеет множество свойств, она может иметь и противоположные в одном и том же отношении и в один и тот же момент времени свойства. Следовательно, в сфере чувственного неприменимой оказывается логика, подлинным объектом которой остается лишь мир вечных и неизменных сущностей. Чувственные вещи постоянно изменяются, постоянно из противоположных вещей появляются противоположные вещи. Любая вещь сложна, обладая множеством частей. Она существует во времени и познается чувствами. Наконец, важнейшим моментом в платоновском описании чувственного мира является учение о причинности, которое позволяет понять отношение у Платона мира истинно-сущего и мира чувственного. По Платону, в рамках чувственного мира невозможно никакое рациональное объяснение причинности. Почему растет и увеличивается человек, почему и чем один человек больше другого? Для ответа на эти вопросы Платон сводит их к следующей математической формулировке. Каким образом возникает число «два»? Два может возникнуть либо путем присоединения к одной единице другой, либо делением какой-то единицы на две части. И в том и в другом случае результат один и тот же, но это для Платона как раз и свидетельствует об ошибочности таких процедур, ибо в результате прямо противоположных действий мы получаем один и тот же ответ. Кроме того, нельзя рационально объяснить в случае со сложением, что становится больше, то, что прибавляют, или то, к чему прибавляют. Далее, если мы сравниваем двух людей и говорим, что один больше другого на голову, т. е. голова является тем, чем один человек больше другого, то в каком-то другом случае ранее больший на голову человек по сравнению с кем-то третьим окажется на ту же голову меньше. Следовательно, он будет больший и меньший в силу одного и того же, что с точки зрения платоновской логики невозможно. Итак, оставаясь в пределах только чувственного мира, мы не можем объяснить причин, по которым одно происходит так, а другое иначе. Для такого объяснения нужно предположить иную причинность. Почему одна вещь больше другой? Правильный ответ, по Платону, таков. Большая вещь причастна большому сaмому по себе или идее большого, меньшая вещь — маленькому самому по себе или идее малости. Если одна и та же чувственная вещь больше другой вещи, но меньше какой-то третей, то она одновременно причастна идеям великого и малого. Если что-то увеличивается, то причиной этого будет то, что эта увеличивающаяся вещь стала причастна к идее великости, если она уменьшается, значит, она стала причастна к идее малости и т. д. Этот ответ, хотя, по признанию самого Платона, простоват, тем не менее он позволяет рационально объяснить то, что происходит в мире становления. Итак, истинными причинами вещей являются идеи или истинно сущее, то, что существует само по себе. Причинение, о котором говорит Платон, является чисто логическим. Физическое причинение не обосновывается рационально, единственной причиной, по которой вещи называются так, а не иначе, имеют эти, а не другие свойства, является их причастность (μέθεξις) к соответствующим идеям или видам, представляющим в себе всю полноту данного свойства. Если вещь входит в какой-то вид, это значит, по Платону, что она причастна этому виду, существующему полностью независимо от индивидов, входящих в него. Помимо причастности Платон пытается изобразить отношение между идеями и вещами, называя первые «примерами», или «образцами» (παραδείγματα), в соответствии с которыми сделаны чувственные вещи, а это отношение вещей к идеям называя «уподоблением» (όμοίωσις).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотношение мира идей и материального мира 
 
Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является лишь тенью и произведен от мира идей (эйдосов), т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий), материальный мир им лишь подчинен. Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т.е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинное бытие) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей (небытием). Отношение идеи и реальных вещей является важной частью философского учения Платона, Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. 
Наряду с такими первоначалами, как идеи и материя, Платон признает еще наличие Ума-демиурга. 
Ум-демиург (или бог) является творцом – устроителем мира, он порождает Мировую душу и как бы организует материю, вкладывая в нее идеи как целесообразные причины, он же творит и других богов. Космос, по словам Платона, «живое существо, наделенное душой и умом». Тело космоса материально. Космос конечен и имеет форму шара. В центре мира находится земной шар, вокруг него – небесная сфера, где по разным окружностям вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. Небесные тела – это боги, обладающие телом и душой, движение производится душами. 
Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю и вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д. 
Подлинное знание возможно только относительно царства идей, что касается чувственного мира, то возможно только мнение. Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает все, что знала ранее (об истинном идеальном мире). Но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание – это припоминание того, что душа знала ранее. 
Платон создал одну их первых в истории человечества моделей идеального государства. Это государство существует не ради людей, а ради самого себя. 
Платон усматривает причину возникновения государства в общественном разделении труда между людьми. Лучше работает тот, кто занимается только одним делом, отсюда необходимость координировать человеческую деятельность. При этом каждый человек от природы предназначен к выполнению определенной работы. В идеальном государстве существует три основные группы граждан: правители-философы, стражи (воины) и ремесленники с земледельцами. Принадлежность к сословию определяется не происхождением, а личными способностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Наследие  Платона оказало громадное влияние  на европейскую философию. Систематическое  изучение философии Платона продолжалось в течение всего античного  периода в стенах, основанной Платоном Академии (закрытой по приказу императора Юстиниана лишь в 529 г. н.э.); после  некоторого упадка интереса к платонизму в течение средних веков, изучение философии Платона было продолжено в Италии в ХV веке. Главная заслуга  в подготовке переводов трудов Платона  на латинский язык и комментировании  их принадлежит великому итальянскому гуманисту Марсилио Фичино (1420-1499). Вот  что пишет о Платоне Марсилио Фичинo во введении к латинскому переводу диалога Платона "Протагор";

"Существует  у греков правдивейшее о Платоне  высказывание: Феб родил двух  выдающихся сыновей - Эскулапа  и Платона. Эскулап лечил тела, а Платон - души[...] Болезнь же души  состоит в ложных мнениях и  дурных нравах.  Истинными философами  являются те, кто старательно  ищет истину из любви к самой  истине. ”

Что-то из его учения вобрал в себя Гегель и его идеалистическая  диалектика.

Cкажем о восприятии Платона в России. На русский язык сочинения Платона были переведены в 70-ые годы ХVIII века трудами переводчиков Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. Во введении переводчики (священник Иоанн Сидоровский и коллежский регистратор Матфей Пахомов) пишут:

"Весь  свет со удивлением взирает  на то блаженство России, Отечества  нашего, до коего возвысилась  она в настоящем златом веке. Но может ли что иное быть  источником благосостояния какого-либо  царства, как не едина токмо  мудрость предержащия власти? Платон, знаменитейший из всех древних  философов, полагая сию истину  всякого сумнения чуждою, в пятой  книге своего гражданства (речь  идет о диалоге "Государство") сказует, что всякое царство тогда достигнет своего блаженства, когда или цари будут любомудрствователи, или любомудрствователи соделаются царями.  [...]”

В этом же введении дается краткая биография  Платона и обзор его творчества. Это введение к Собранию сочинений  Платона представляет собой первый отечественный опыт анализа философии  выдающегося греческого мыслителя.

 

 

    Платон – основатель  одного из основных течений  в философии –

объективного идеализма. Его объективный идеализм это  учение о

самостоятельном существовании  “идей” как общих и родовых  понятий, а душа

платоновского идеализма  – учение о Благе. Это он ввел в культурный обиход

Информация о работе «Мире идей» и « мире вещей» в философии Платона