Шпаргалка по "Филосифии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:41, шпаргалка

Описание работы

Понятие мировоззрения и его структура.
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 171.05 Кб (Скачать)

Понятия причины и следствия  возникают на стыке принципов  всеобщей связи и развития. С одной  стороны, с точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из основных видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). С другой стороны, уже с точки  зрения принципа развития причинность  определяется следующим образом: всякое изменение и тем более развитие, то есть изменение в сторону появления  нового качества, имеет свою причину  и следствие.

Виды причинно-следственных связей:

Особо следует подчеркнуть, что причинные отношения (их еще  называют каузальными, от лат. causa — причина) присутствуют не только в процессе развития, но и при деградации и распаде и вообще при любых изменениях, при любых — как естественно наступающих, так и искусственно и целенаправленно производимых людьми — преобразованиях окружающего мира.

Практический опыт, наблюдения, а позднее — научные исследования подсказывали, что во многих случаях  удается установить источник происходящих в мире изменений — явление, повлекшее  за собой другое явление. Первое из них назвали причиной, второе следствием.

причины вызывают не любые, а определенные, соответствующие им следствия. Скажем, из косточки винограда вырастает виноградная лоза, из семени чертополоха — чертополох. Эта схема — назовем ее простой схемой причинности — служит основой более сложных схем причинных отношений, охватывающих множество практически одновременно действующих причин. Графическая модель такого соотношения выглядит следующим образом:

 Некоторые причины  вызывают многочисленные, долго  развивающиеся следствия, например  катастрофические стихийные бедствия, такие, как ураганы, землетрясения  или взрыв атомной бомбы над  Хиросимой в 1945 году.широко распространен тип причинно-следственных связей, вызывающих так называемый «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий, подобно тому как падение одной кости домино в длинном ряду вызывает последовательное падение всех поставленных друг за другом костей.

 

П --------С1 --------- С2 ---------С3 ---------С4 -----------Сn

Одна из сложных форм причинно-следственных отношений представлена в модели цепной реакции, построенной физиками и химиками. Ход событий развивается  в ней по принципу «домино», но каждое следствие становится причиной не одного, а двух или более явлений. Эти, в свою очередь, порождают новый  «пучок» явлений и т. д. Таким  образом, здесь как бы соединяются  схемы 3 и 4.

     По такой  причинной схеме развиваются  цепные химические реакции, происходит  взрыв критической массы ядерного  заряда.

     Причинные  связи могут быть прямыми (например, при ударе одного шара о  другой) или опосредствованными. Пример  последних — гибель лесов из-за  роста потребления электроэнергии, что ведет к увеличению мощности  тепловых электростанций, возрастанию  добычи и количества сжигаемого  на электростанциях угля, а соответственно  и увеличению выбросов серы  в атмосферу, взаимодействию выбрасываемых  трубами газов с кислородом  воздуха, образованию капель серной  кислоты, переносу аэрозолей,  выпадению кислотных дождей и  повышению кислотности почв, на  которых растут деревья.К сложным типам причинно-следственных связей относится отражение. При этом явление-следствие сохраняет в своей структуре, свойствах следы воздействия явления-причины. На­пример, горные породы могут сохранять следы магнитных полей, воздействовавших на них в период их формирования.

Подобного рода причинные  связи используются в технике  при конструировании разного  рода «запоминающих» устройств: «памяти» ЭВМ, конструкционных элементов, способных  «запоминать» изначально заданную форму  и восстанавливать ее после ряда изменений.

Чем глубже люди познавали  мир, тем сложнее становились  их представления о связях между  причинами и следствиями. Выяснилось, что простая схема причинности  безмерно огрубляет реальные причинно-следственные отношения, схватывая лишь самый  общий их смысл. С выявлением все  новых типов причинных связей обогащалось их исходное простое  понимание, усложнялась элементарная схема причинности. Важным шагом  на этом пути было открытие взаимодействий.

Взаимодействие — более  сложный тип связи, нежели однонаправленная причинно-следственная связь. В этом случае явление-причина испытывает обратное воздействие со стороны  собственного следствия; причина и  следствие взаимно влияют друг на друга, выполняют практически одновременно роль и причины, и следствия (почва, растение, экономика-политика).Связи взаимодействия широко используются в кибернетике (принцип «обратной связи»), в системах регулирования технологических процессов. Не может быть жизнеспособной социальная система, не изменяющаяся в зависимости от результатов собственной деятельности. И в этом случае органы государственной власти взаимодействуют с управляемым объектом — обществом,

принимают решения, становящиеся следствием реакции общества на ранее  проведенные в жизнь управленческие воздействия.

Осмысление природы взаимодействия существенно обогатило представления  о причинно-следственных отношениях между явлениями. Общая картина  мира приобрела гораздо более  сложный, динамичный характер, но стала  и более адекватной действительности. Стало, в частности, понятным, что  графическая модель, в которой  были бы учтены все современные знания о причинных связях явлений, оказалась  бы бесконечномерной универсальной  сетью всеобщих связей, где все  явления — причины и следствия  — так или иначе, прямо или  опосредствованно, многократно соотнесены друг с другом, где все связано  со всем.К обогащению простой схемы причинности вел и еще один путь — путь уяснения сложного, неоднородного состава комплекса причин или причинного основания, разграничения в нем причинных факторов разного «веса» и типа. По мере развития причин­ного анализа стали различать причины главные и второстепенные, прямые и косвенные. Кроме того, в анализ вводится учет условий, поводов, а для процессов, протекающих с участием людей, также интересов, мотивов, целей, идеалов, волевых факторов.

Условия — это внутренние связи предмета и внешние факторы, представляющие среду, в которой  возможно развитие причинных явлений  и связей. Взятые отдельно от более  существенных причинных факторов, сами по себе, они не могут породить следствие. Но ими обусловлено превращение  заключенной в причине потенциальной  возможности в действительность, что и определяет их включение  в состав причинного основания.

Так, в 1933 году в Германии сложились политические условия, в  которых созрела возможность  коренного изменения государственного строя. Эта возможность стала  действительностью в результате политического переворота, совершенного национал-социа­листами под руководством Гитлера. При анализе обстоятельств прихода фашистов к государственной власти историки рассматривают в качестве основных причин глубинные социально-экономические процессы, приведшие общество к кризисной политической ситуации. Но кроме того, они обязательно учитывают и конкретные условия, в которых возможность переворота превратилась в действительность. Одним из таких условий стали, как известно, ошибки просталинского руководства III Интернационала, препятствовавшего укреплению союза коммунистов и социал-демократов. Изменение данного условия, установление в те годы взамен соперничества отношений тесного сотрудничества между этими двумя партиями рабочего класса могло бы преградить путь к приходу фашистов к власти, способствовало бы реализации в историческом процессе другой реально существовавшей тогда возможности политического развития Германии. Различие причин и условий относительно.

Поводы — это явления, которые сами по себе тоже не вызывают того или иного из рассматриваемых  следствий, но срабатывают как «пусковой  механизм», толчок, импульс, развязывающий  действие всего причинного комплекса. Так, организованный национал-социалистами поджог здания высшего государственного органа Германии — рейхстага —  послужил поводом для ареста и  изоляции руководства коммунистической и социал-демократической партий. Действительной же причиной политического  переворота, совершенного фашистами, был, конечно, не инсценированный ими  поджог.

Характерной чертой неравновесных  состояний (в природе, общественной жизни, технике и др.) является то, что совсем незначительное событие  может дать толчок сложным, а иногда мощным и даже катастрофическим процессам. Примерами могут служить случаи лавин, больших технических катастроф  из-за какой-то «последней капли» в  причинной цепочке. Ядерное оружие делает в высшей степени неравновесной  ситуацию в современном мире, когда  не только злой умысел, но и невольная  ошибка могут явиться поводом  для нанесения ядерного удара.

Причинное основание —  совокупность всех обстоятельств, при  наличии которых наступает следствие. Оно включает в себя явления различного детерминирующего уровня: собственно причины, условия, поводы, стимулы. Открытие многообразных причинных факторов и все более сложных форм причинных  связей привело к уяснению комплексного характера причинных воздействий. Наиболее сложный характер носит  причинная детерминация самоорганизующихся систем. Существенную роль в них  играет само­детерминация — обусловленность состояния системы не только воздействиями среды, но и ее собственными предшествующими состояниями.

Связи между причинами  и следствиями могут носить не только необходимый, жестко обусловленный, но и случайный, вероятностный характер. Познание вероятностных причинно-следственных связей потребовало включения в  причинный анализ новых диалек­тических категорий: случайность и необходимость, возможность и действительность, закономерность и др.

 

20. Категории «система»,  «элемент», «структура». Принцип  системности бытия. Впервые слово “элемент” употребил Платон. Элемент (лат. Elementum - стихия, первоначальное вещество) - понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый. Неделимое в одной системе может быть делимым в другой. Понятие Э. с необходимостью возникает в процессе исторического описания природы. Первые древнегреческие материалисты признавали единым Э. мира либо воду (Фалес), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит). Демокрит, а позднее Эпикур, выдвинули учение об атомах как неделимых частицах материи. В развитии учения о материи всегда существовало противоречие между стремлением отыскать простейшие Э. материи и отсутствием таковых вследствие неисчерпаемости материи.

 Структура (лат. Structura - строение) - строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. С. - неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей, способностью к переходам из одних состояний в другие.

Система (греч. Systema - составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в соотношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Уже в древности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Для С. характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой С. проявляет свою целостность. Иерархичность характеризует строение, морфологию и поведение С. Отдельные уровни С. обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее уровней.

 Принцип системности - принцип согласно которому любой объект мира надо рассматривать как часть некоторой системы в которую объект включен с максимально возможным ( в идеале ) или необходимым ( для каких-то практических целей ) количеством связей с другими объектами данной системы. Таким образом изучение объекта не может проводиться без того что найдены все другие объекты на которые он может повлиять или которые могут повлиять на него. Пример: Экология Земли.

 

21. Синергетическая  и диалектическая концепции развития. Феномен самоорганизации. Относительно синергетики как теории самоорганизации и метода познания и ее отношение к диалектике существуют достаточно противоречивые мнения. Одни исследователи считают, что синергетика должна получить статус философской теории, а в будущем, возможно, даже заменить диалектику. Другие хотят видеть диалектику стоящей на твердой почве естественнонаучного знания. Третьи хотят видеть синергетику, как парадигму, которая будет не такой общей, а конкретной, глубже и проще. Бывают и такие, которые видят в синергетике нечто аморфное, всеядное и непомерно амбициозное, что пытается охватить собой все области знания и заменить собой философию [4].

Подавляющее количество ученых, серьезно разрабатывают синергетическую  проблематику, показывают, что синергетика  исследует, прежде всего, сложные самоорганизующиеся системы, при этом упор делается на познании их внутренних свойств. Синергетический  подход к их изучению основывается на целостном, системном анализе  испытательных объектов. Синергетика  провозглашает принцип, по которому активность управления возможна лишь в том случае, когда мы постигаем  источник саморазвития и внутренние свойства системы. Для синергетики  важно не только учесть постоянно  меняющиеся внутренние и внешние  условия, но и действовать в соответствии с законами эволюции объекта [14].

Информация о работе Шпаргалка по "Филосифии"