Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ - Философия.doc

— 576.50 Кб (Скачать)

40.   Моделирование мышления в ЭВМ. Ф-я искусственного интеллекта.

Естественный  интеллект: Способность живых систем решать задачи, в которых имеются не только репродуктивные, но и творческие элементы. Искусственный интеллект: Способность кибернетических устройств получать новые результаты, не содержащиеся в его памяти. Проблема передачи машинам творческих функций мышления реализуема не только на пути совершенствования информационных программ, сколько на пути учета свойства субстрата и организации психических процессов живых систем. Цель исследования И.И.: создание автоматизированных систем, выполняющих те же функции, что и творческая личность, во всяком случае, в их простейших проявлениях. Спор о думающих машинах начался в ранее Средневековье. Декарт считал что, человек - автомат, а живой автомат действует по схеме рефлекса. Лейбниц, Луллий и Кирхер мечтали создать "универсальную математику", которая должна заниматься «всем, что в области воображения поддается точным определениям...» - Появилась машина Тьюринга. Появились ЭВМ. В 1971 в США создана группа Общества по рассмотрению систем "человек и кибернетика". Группа выявила 3 точки зрения: - оптимистическая, основывается на убеждении в возможности его создание, - пессимистическая отрицает такую возможность, - отражает колебания и сомнения. Для решения этих проблем нужно: а) верные общеметодологические (философские) предпосылки, б) учитывать достижения естественных и общественных наук, в) учитывать моделирования психических функций. Особенность информационного моделирования мышления: а) Мыслительная деятельность человека (репродуктивное мышление, включающее фиксированные способы и творческое мышление, способность к активному сигнально-ориентировочному взаимодействию с объектами внешнего мира. Сигнально-ориентировочная активность выражается в таких, пока не формализуемых факторах творчества, как проблемная ситуация, целепологание, творческое воображение, поиски и генерация догадок, и гипотеза, предметная интерпретация формальных выражений стимутального восприятия и оценки сложной обстановки.

 

41.Гносеология  (эпистемология) как философское учение о познании. Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности.

Гносеология – фил  учение о чел-м познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, о общество может существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общ-ва. Особенности чел-ого бытия – это то, что для своего бытия, чел-к вынужден целе направлено изменять окр мир. Чтобы изменение было рациональным человечество выработало познание. Задача Г – выяснение природы человеческого познания, его осн законом-й, определение целей и возм-ей челов-ого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности, анализирует структуру чел-ого знания, основные свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос Г), роль биолог и соц-х факторов познания, иссле-т закон-ти развития чел-го зна-я и т.д. Г пытается дать образ чел-го поз-я, опир-ся на многовековой опыт, связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д.

 

42. Проблемы истины в философии. Практика – всеобщий критерий истинности знаний.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Внутренняя направленность познания — поиск истины. Истина — это правильное, верное отражение действительности, соответствие знания объекту. Истина — величайшая ценность культуры, человеческого духа. Ценность любого знания определяется мерой его истинности, то есть достоверности. Истина как субъективная реальность характеризуется прежде всего количеством и качеством информации. Она не существует изначально в объекте познания, а возникает, существует и развивается в самом познании. Истина внутренне присуща знанию. Не может быть знания без истины. Знание, не соответствующее реальности, есть заблуждение. Поиск истины — это движение мысли к объекту через постоянное преодоление заблуждений и ошибок. Заблуждения и ошибки — вечные спутники познания. На тернистом пути постижения нового знания человека всегда поджидают неожиданности, тупики и неопределенности, обусловленные историческими рамками существующего теоретического знания, уровнем развития экспериментальной базы, техники и технологии. Один из источников заблуждений и ошибок — неполнота информации, ибо трудно представить себе человеческое познание без этого его постоянного и неизбежного элемента. В идеале в познании не должно быть места для неопределенностей. Но это в идеале. В познании нет и не может быть также и ситуации, когда субъект владеет непогрешимой абсолютной методологией познания.

Как отмечалось выше, истина есть процесс. Высшая цель познания — получение  абсолютного знания, абсолютной истины. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Абсолютная истина — это завершенное знание о чем-либо; знание, которое не может быть опровергнуто в будущем. Но в процессе познания человек оперирует в основном относительными истинами.

Относительные истины — это истины, верные в определенных границах и при определенных условиях.

Любая истина — подвижное единство абсолютного и относительного. Ибо в относительной истине всегда есть крупицы, элементы абсолютной истины. Что это именно так, убеждает бесспорный, проверенный наукой и практикой, факт. Любая истина по своему источнику объективна и в силу этого не может не содержать те или иные моменты абсолютного знания.

Основой познания выступает практика. Человек — деятельное существо. Человеческая деятельность подразделяется на предметно-чувственную, практическую и духовную, в том числе теоретическую

Практика -  это материальная, чувственно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Под практикой прежде всего разумеют не только и не столько деятельность отдельного человека, сколько совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии.  Как по содержанию, так и по форме практика носит общественный характер. Современная практика есть результат всемирной истории. Практика включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на который направлена деятельность, средства достижения цели и результат деятельности.

Общественная практика находится  в диалектическом единстве с познавательной деятельностью, с теорией.  По отношению к познанию она выполняет троякую роль. Во-первых, является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. В-третьих, практика служит критерием истинности результата познания.

Понятие практики в истории  философии трактовалось по-разному. Идеализм трактовал ее как деятельность духа. Гегель – «практика есть волевая деятельность идеи».

 

43. Диалектика процесса познания – от чувственно-конкретного к абстрактному. Основные формы чувственного и абстрактно-логического отражения действительности.

Восхождение от абстрактного к конкретному является важнейшей  формой теоретического познания, способной  привести к воспроизведению в сознании посредством абстрактных понятий сущности исследуемого объекта. Это метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции (одностороннее неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату – целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. Здесь преобладают такие логические приемы синтеза и дедукции, и если наоборот, о анализа и индукцииПоследнее достигается на пути движения познания от чувственно-конкретного к абстрактному.

Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых, в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществился контакт человека с миром материальных объектов. Она предпосылка без кот другие формы познавательно деятельности не могут существовать.

Ощущения может рассматривать  как простейший и исходный элемент чувственного познания. Установлено, что с точки зрения “информационной способности” на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение является субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Например, боль от ожога (в огне нет боли). Ощущение не просто фиксирует воздействие объектов, существует независимо от человека, влияет на человеческий организм.

Эмоции - комплексная форма человеческой чувственности. Эмоции, подобно всем другим формам чувственности, с одной стороны заключают в себе аспекты объектов отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют объективное отношение человека к миру. Эмоции всегда включают в себя момент оценки явления.

В человеческом чувственном восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только человеку. Человек способен наглядно представить не только то, что видел собственными глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот почерпнуты из описаний. Т.е. индивидуальный опыт человека может быть до определенной степени заменен результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием компьютеров, эта способность человека, пользоваться чувств опытом других людей, стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи слов.

Значение языка в  познании огромно. Язык представляет собой  результат аккумуляции, обобщения  предшествующего человеческого опыта. “Всякое слово - уже обобщает”. Данный факт существенным образом влияет на специфически-человеческое функционирование органов чувств. В то же время он демонстрирует несостоятельность представления метафизического материализма о чувственном опыте как совершенно самостоятельном и обособленном этапе, уровне познавательной деятельности человека.

Многократно воспринимая  предмет, человек закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать  восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает представление.  Т. е. ощущения, восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкающих друг к другу реальных этапов познавательной деятельности. Мышление лишь надстраивается над результатами и формами чувственного познания.

Формы абстрактно-логического отражения:

Понятия - это такие воплощенные в словах продукты социально-исторической процедуры познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт, явление.

Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут существуют 2 важных момента: При абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения свидетельствует об активности человеческого познания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений.

Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщённое знание.

Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.

Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое суждение, которое называется следствием или заключением.

Понимание представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию.

 

44. Научное познание, его специфические признаки. Социально-культурные предпосылки и законы развития науки.

Научное знание обладает высокой точностью. Но точность проникает  и в повседневную жизнь. Довольно часто говорят, что оно оперирует абстрактными понятиями. И это утверждение не  в  полной  мере  отражает  специфику  научного познания. Основная специфическая черта науки - наука существует в виде системы теоретических знаний. Наиболее совершенной формой научного знания является теория. Далеко не каждое обобщение является теорией.

Прежде всего, наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования.  Наряду с искусственным, специализированным языком научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий, которые, непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом. Отсюда необходимость специальной научной аппаратуры (измерительных инструментов).  Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Системность и обоснованность научного знания — еще один существенный признак, отличающий его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей. Еще одно существенное отличие научного исследования от обыденного познания — различия в методах познавательной деятельности.   Здесь уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу.  Включение субъекта в научную деятельность предполагает наряду с овладением средствами и методами также и усвоение определенной системы ценностных ориентации и целевых установок, специфических для науки. В качестве одной из основных установок научной деятельности ученый ориентируется на поиск объективной истины, воспринимая последнюю как высшую ценность науки.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"