Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ - Философия.doc

— 576.50 Кб (Скачать)

1.неразвитые – это задачи, которыерые характеризуются следующими чертами: а) это нестандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, которая возникла как закономерный результат познания, в) задача – решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании, а также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их удовлетворения, г) задача, путей решения которой не видно.

2.Задача, которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Таким образом, развитая проблема – это знание о некотором не знании, дополненное определенным указанием путей устранения этого незнания.

Формулировка проблемы включает три части: (1) систему утверждений (дано); (2) вопрос или побуждение (найти); (3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке не развитой проблемы последняя часть отсутствует.

Проблема как процесс  развития знания состоит из нескольких ступеней: 1) формирование неразвитой проблемы; 2) развитие проблемы – формирование развитой проблемы путем постепенной конкретизации путей ее решения; 3) решение (или установление неразрешимости) проблемы.

51. Философская методология и её значение для развития науки и практики. Основные принципы диалектики как философского метода.

Познавая мир, человек получает знания, однако они  нужны не сами по себе, а для дальнейшего  познания, преобразования мира с целью  удовлетворения материальных и духовных потребностей. Знания, используемые человеком в своей деятельности, называют методом (от гр. – путь исследования или познания, теория, учение). Диалектику в качестве метода можно определить как систему принципов, правил, приемов, законов и категорий, которыми руководствуется человек в своей познавательной и преобразующей деятельности. Методы построены из знаний, а поскольку знания бывают разной степени общности (частные, общие и всеобщие), соответственно и методы можно разделить на частные (методы физики, биологии, химии и т.д.), общие, применяемые в нескольких науках, и всеобщие – философский метод, раскрывающий единые принципы бытия природы, общества и мышления. Формирование методов – продолжительный и сложный процесс, рассматриваемый методологией. Методология – это учение о системе принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей (учение о методах). Современным всеобщим научным методом является диалектико-материалистический метод – материалистическая диалектика.

Основное  содержание диалектико-материалистического метода. Вначале следует отметить, что материалистическая диалектика составляет ядро диалектико-материалистического мировоззрения, метод изучения, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности. Диалектика одновременно является и теорией и методом. Материалистическая диалектика, общая теория развития, как и любая другая наука, представляет собой систему принципов, законов и категорий.

Принципы –  это всеобщие и универсальные  идеи, подходы, которые обозначают направление  теории, обосновывают и раскрывают содержание понятий и суждений в познании. Они составляют основу теории диалектики.

1) Принцип  объективности и всеобщности. Сознание не только отражает мир. С помощью сознания человек создает гипотезы и образно мыслит. Но в ходе деятельности он сначала должен сконцентрировать внимание на бытии самого предмета, процесса, раскрыть объективные законы движения и развития. При этом нельзя забывать о единстве противоположностей — материи и сознания. Объективное по содержанию сознание остается субъективным образом объективного

мира. 2) Принцип всесторонности. Главный недостаток метафизики — односторонность рассмотрения вещей и процессов. Диалектика исходит из того, что каждая вещь, явление — это множество связей и отношений. Принцип всесторонности нельзя рассматривать упрощенно, как необходимость и возможность познать явление сразу. Принцип всесторонности предостерегает нас от попытки превращения относительных знаний в абсолют, догму. 3) Принцип развития. Это, по существу, главный принцип материалистической диалектики, ибо ее можно определить как науку о развитии. Принцип развития синтезирует, объединяет все остальные принципы диалектики. Развитие — это движение и изменение, но таких признаков для определения термина недостаточно, потому что движения и изменения могут быть не связанны с качественными изменениями, а выражаться только в количественных. Значит развитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные противоречиями. Поскольку в философии существовали и существуют два противоположных метода — диалектика и метафизика, постольку и развитие можно характеризовать с двух противоположных позиций. В философии выделяются две главные линии развития: прогресс и регресс. Прогресс (от лат. — движение вперед, успех) — направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от самого простого к более сложному, совершенному. Регресс (от лат. — обратное движение) — такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. В общественной жизни это может быть застой в развитии экономики, политики и духовной сферы.

 

52. Основные законы диалектики и их конкретное применение в науке и практике.

. Законы диалектики:

1) Закон  единства и борьбы противоположностей – вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако, в  конце  концов, эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и  самодвижение, т.е.  каждый объект мира  развивается  не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов. Основная заслуга в обосновании принципа единства противоположностей принадлежит Гегелю. "Противоречие – вот что на самом деле движет миром..." -  считал он. Основные понятия закона. Противоположности – это стороны, моменты, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга. Отношения противоположностей принято называть противоречием, которое есть только там, где есть развитие и самодвижение. Основные виды противоречий. Внутренние – это противоречия, характерные для самих предметов и явлений, которые находятся внутри системы. Внешние – это противоречия между системами (предметами и явлениями). Основные – это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают решающее воздействие на ее развитие, а также объединяют противоречия воедино. Главные – это противоречия, которые на данном этапе, в определенных условиях определяют развитие.

Методологическое  значение закона. Этот закон имеет важное методологическое значение для научного познания и социальной практики. Он раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения. Всеобщность единства и борьбы противоположностей указывает на то, что противоречивая действительность должна отражаться в противоречивых формах мышления.

2) Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений - вскрывает механизм диалектического развития, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству. Основные понятия закона. Качество – это философская категория, которая определяет неотделимую от бытия объекта существенную конкретность, целостность через органическое единство ее общих и специфических свойств. Качество – это: 1) внутренняя определенность предмета, которая указывает на его границы; 2) то, что неотделимо от бытия вещей (предметов); 3) интегрированная совокупность свойств. Качество имеет свою противоположность – категорию количества. Количество – это философская категория, которая определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражается числом, которое позволяет охарактеризовать вещи, применить математические методы исследования. Единство, взаимосвязь качества и количества измеряются мерой. Мера – это философская категория, которая определяет интервал количественных изменений, в границах которого основное качество остается прежним. 3) Закон отрицания отрицания - показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие представляет  собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему. Основные понятия закона. Отрицание - выражает определенный тип отношений между стадиями, состояниями развивающегося объекта. Отрицание – это: 1) результат внутренней противоречивости вещей и явлений, это то, что им присуще самим по себе, т.е. налицо самоотрицание; 2) диалектическое отрицание противоречиво по природе своей и результативно: оно представляет единство уничтожения (разрушения) и возникновения (создания) нового; 3) отрицание конкретно и разнообразно, что зависит от природы вещи и условий развития. Диалектическое отрицание содержит в себе два момента: обязательное изменение старого качества вещи (системы) – негативный аспект и сохранение отдельных элементов, сторон и свойств, развитие их на новой основе – позитивный аспект. Методологическое значение закона. При конкретном анализе развития надо иметь в виду, что отрицание всегда связано с решением определенных противоречий и переходом к новому качеству (изменение элементов, сторон, свойств вещей). Специфическим является действие закона в обществе, ибо оно включает в себя объективные и субъективные факторы. Отрицание затрагивает интересы людей. Поэтому всегда надо учитывать: что отрицается, кто отрицает, каков характер отрицания (стихийный, сознательный, прогрессивный и т.д.), каковы средства и методы отрицания, каков объективный и реальный результат отрицания. Итак, закон отрицания отрицания, опираясь на два других закона диалектики, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие.

 

53.  Человек,  как предмет комплексного фил-го анализа.

В настоящее время  существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:

1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора.

б) в социобиологии: чел-к  появился в результате мутации - изменений в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек.

в) чел-к всегда существовал  на Земле, но для этого надо допустить  вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе, космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.

2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка  “дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт мрового разума..

3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез. Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.

появл. речи и языка. С  помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы  в матер. смысле - слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения . Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр. наглядным.

54. Индивид, индивидуальность, личность.

Ч-к - это индивид. Индивид (от лат. individuum - неделимое), первонач. - лат. перевод греч. понятия “атом” (впервые у Цицерона), в дальнейш. - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, соц. группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к-л. явления, отд. существа, ч-ка. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Личность - общежитейск. и науч. термин, обознач.: 1) чел. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойч. систему социально-значимых черт, хар-щих индивида как члена того или иного о-ва или общности. Ч-ка ф. понимает как целостность. Сущность ч-ка связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деят-стью, в ходе кот. он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Ч-к - совокупность всех обществ. отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2) Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4) Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц. качеств. Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерж. в ней сознательно-волевое начало. Ч-к как индивидуальность выраж. себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение обществ. нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определ. смысла жизни. Сократ сч., что ч-к более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Фома Акв. считал, что в ч-ке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишь мыслительн. души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна производит все, что производят в других видах более несовершенные формы. Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.

55. Сущность материалистического понимания истории.

Анализируя специфику  социального бытия, необходимо обратить внимание на то, что оно всегда представляет собой определенное сочетание материального и идеального, объективного и субъективного, стихийного и сознательного. Это связано с тем, что в обществе действуют люди, наделенные сознанием и волей. Их поступки всегда целенаправленны, вне зависимости от того, совершаются ли они обдуманно, или под влиянием страсти. Вместе с тем, как отмечал еще Гегель, в действиях людей содержится и то, что никогда не входило в их намерения. Это проявляется, например, в несовпадении целей и результатов человеческой деятельности. Именно в ней наиболее отчетливо проявляется взаимосвязь этих противоположных тенденций. Формы деятельности людей разнообразны. Это и объективированные результаты – продукты деятельности, обладающие предметной формой, и общественные отношения как формы связи людей друг с другом. Именно человек является носителем и субъектом всех социальных изменений. Поэтому и сознание (цели, идеалы, оценки) неотделимы от деятельности. Но для того, чтобы построить теоретическую картину общества как развивающегося органического целого, необходима система категорий, при помощи которых дается развернутое философское видение социума. К таким категориям, прежде всего, следует отнести "общественное бытие" и "общественное сознание". Общественное бытие – это материальная сторона жизни общества, прежде всего, способ производства материальных благ и те производственные отношения, в которые вступают люди в процессе материального производства. Общественное сознание представляет собой идеальное отражение общественного бытия, т.е. те идеи, теории, взгляды, представления, чувства, настроения, привычки и традиции, в которых людям дана материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.

Идея внести материализм в понимание общества есть основа всех общественных наук типа социологии. Исходный пункт: основа любого человеческого общества - добывание средств к жизни. Отсюда базисом являются те отношения, в которые люди вступают при производстве своей жизни, который облекается надстройкой – политико-юридической, общественной и др. Каждая система производственных отношений возникает на определенном этапе развития производственных сил, когда есть соответствие, то производственные силы имеют большие возможности для развития (предметы производства, знания и опыт, человек). Когда производственные отношения отстают, то это почва для социальных революций. Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между людьми - идеология и учреждений и организаций - суды, партии, церковь и т.д. Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис. Новый базис вызревает в рамках старого, и количество переходит в качество, революционный переход от одной общественно-экономической формации к другой.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"