Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ - Философия.doc

— 576.50 Кб (Скачать)

Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП, ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на ценности духовные.

 

 

 

69. Научно-техническая революция: современный этап.

В ходе НТП выделяют особо  крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации, освободивший человека от изнурительного физ. труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) - автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц. сфере,  выводит человечество на решение глобальных проблем.

Концепции будущего развития:

1) «постиндустриального»  общества (Д.Белл) - обществом станут  управлять организаторы науки  и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития - научные центры.

Суть: Всеобщая технизация жизнеспособна решить все соц. проблемы.

Ошибочность: Абсолютизация  роли науки и техники (Они не могут  решать сложные политические проблемы).

2)технофобии - то есть  страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит  выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку.

 

 

 

 

 

70. Глобальные процессы современности и роль философии в их решении.

20 и начало 21 века породили  проблемы, которые затрагивают интересы  не только отдельного государства, но и человечества  в целом. Бурное развитие науки, осложнение отношений в сфере социума разрушили старые представления о мире и требуют нового понимания не только мира, но и понимания человека. И только одно стало прочным, это вера в технологический прогресс. Но именно он привел к тому, что человечество перешло из состояния холодной войны в состояние горячего рынка (борьба торгово-экономических блоков за влияние на рынке). Также глобальная ситуация изменилась в связи с распадом СССР. До этого получила распространение концепция конвергенции (противостояние 2 миров – взять лучшее из одного и второго). Одна из центральных философских проблем современности – проблема будущего (философия миллениума). Начало ей положил Э. Фромм «Иметь или быть?» (1976). Среди всех проблем современности можно выделить глобальные проблемы, которые соответствуют 3 критериям: они затрагивают основы самого существования социума; создают угрозу будущему обществу; могут быть разрешены только коллективно. Типология глоб. проблем: 1) Политические (сохранение цивилизации, немилитаризация космоса, прекращение гонки вооружений, запрещение испытаний ядерного оружия). 2) Связаны с НТР и ее последствиями (эффективное использование достижений НТР, демографическая проблема, ликвидация болезней, защита от радиации). 3) Проблемы природы (экологическая, природных ресурсов и т.д., освоение космоса).

Историческое  своеобразие и социальная уникальность глобальной  ситуации, сложившейся на рубеже двух тысячелетий, властно  требуют от человечества нового политического мышления, высокой моральной ответственности и беспрецедентных практических действий как во внутренней политике отдельных стран, так и в международных отношениях, как во взаимодействии общества с  природой, так и во взаимоотношениях между самими людьми. Современная глобальная ситуация сплела все противоречия нашей эпохи в единый, нерасторжимый тугой узел, развязать  который в состоянии  лишь социальное и духовное обновление человеческого общества, новое мышление в соединении с новой практической деятельностью. Все  глобальные  проблемы современности  тесно связаны друг с другом и  взаимно обусловлены, так что  изолированное решение их практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего экономического  развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает  предотвращение нарастающего  загрязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные  проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы. В свою очередь, эту экологическую проблему можно решить лишь на пути нового тина экономического развития, плодотворно используя потенциал научно-технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. О том, какие перспективы в этом отношении открывает научно-технический прогресс свидетельствуют теоретические расчеты. Важнейшее место в глобальных проблем современности занимает вопрос об их объективной иерархии, то есть о приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности. Правильное определение приоритетов в решении глобальных про6лем имеет исключительно важное практически-политическое значение. Иерархия глобальных проблем отнюдь не сводится к  их формальной научной классификации. Она предполагает не просто приоритет одних из них по отношению к другим в соответствии с объективным значением каждой из них для человечества, с насущностью их решения. Исходя из диалектики всей совокупности глобальных проблем как взаимообусловленной комплексной системы реальных противоречий современной эпохи, важно рассмотреть эту иерархию: сквозь призму их причинно-следственных связей, которые, в свою очередь, диктуют определенную последовательность как  в их теоретическом анализе, так и в практическом решении.

24.философская  мысль Беларуси.

Ф. Скарина . Основные ценности фил. Скорины - этические ценности, дух. практические, любовь и тд. Для Скарины характерен возрожденческий антропоцентризм и в тоже время вера в загробную жизнь. Скорина выступает за свободу личности и в тоже время против индивидуального. Выступает за общее благо. Развивает идеи естественного права. Выступает за преобразование религии в соответствии с гуманистическими ценностями. Скорина реабилитирует ценность земной науки, развивает свои идеи в предисловиях и комментариях к публикуемым религиозным произведениям. Его интересует духовный мир ч-ка. Его самосовершенствование выступает предпосылкой совершенствования обва. Он ценит мудрость ч-ка. Ч-ка Скорина рассматривает как единство общественное, только в об-ве жизнь ч-ка наполняется смыслом. Скорина выступает за служение об-ву, любовь к ближнему ппонимается им как норма повседневного поведения. Справедливость и человеколюбие должны быть основой морального закона. Фил. Скарины - сочетание христианской истины, истин античных и истин эпохи возрождения. Михаил Гусовский <песня про Зубра>. Воздает гимн человеческому разуму. Он выступает за изучение жизни простого люда, за просвещение, за прекращение междоусобных войн. Одним из первых подверг критике христианские догматы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие мировоззрения. Типы и формы мировоззренческого постижения действительности
  2. закономерность возникновения философии, ее социальные функции и место в системе культуры
  3. общефилософская проблема единства мира и основной вопрос философии. Материализм и идеализм
  4. структура философского знания. Специфика философских категорий
  5. философия и наука. Проблема научной объективности философского знания
  6. зарождение философской мысли в цивилизациях древнего востока
  7. античный идеал любви и мудрости и формирование первых натурфилософских школ древней Греции. Становление и развитие античной диалектики.
  8. объективный идеализм Платона
  9. Аристотель: его взгляды и место в истории мировой философии.
  10. философские школы древнего Рима
  11. религиозный характер средневековой философии. Соотношение веры и разума в философии Фомы Аквинского
  12. гуманистические идеи эпохи возрождения. Космологические и натурфилософские теории Кузанского, Коперника, Бруно
  13. философия нового времени. Научная революция 17 века.
  14. материализм Бэкона, Гоббса, Локка
  15. рационалистические учения Декарта и Спинозы
  16. французский материализм 18 века и его трактовка природы, человека и общества
  17. субъективный идеализм Беркли, Юма
  18. классическая немецкая философия. Философия Канта, докритический и критический периоды
  19. философская система и методы Гегеля
  20. антропологический материализм Фейербаха
  21. социально-исторические условия и теоретические предпосылки философии марксизма. Исторические судьбы марксистской философии
  22. отличительные особенности диалектического и исторического материализма Энгельса
  23. особенности истории отечественной философской мысли. Основные направления развития философии в России 19 начала 20 века
  24. философская мысль Беларуси. Соединение западноевропейской и русской философских традиций в творчестве белорусских мыслителей Скорины, Будного и др.
  25. тенденции развития современной философии. Западная философия 20 века, ее общая характеристика и связь с социально-политическими и глобальными переменами современности
  26. позитивизм, его история и новейшие разновидности. Влияние неопозитивизма на современную науку
  27. экзистенциализм в духовной жизни современного запада
  28. философия структурализма и ее влияние на методологию современного социально-гуманитарного познания
  29. религиозная философия в контексте современной культуры
  30. философский смысл проблемы бытия и место онтологии в структуре философского знания
  31. основные сферы бытия. Принципы современной связи и организации бытия. Философское значение синергетики
  32. проблема материальной субстанции и современная философская категория материи
  33. движение и развитие как атрибуты материи. Классификация основных форм движения материи
  34. пространство и время как способы существования мира. Философское значение теории относительности Эйнштейна
  35. природа в научной картине мира. Философия о единстве неорганической и органической природы
  36. философское понимание сущности и структуры сознания. Критика идеализма и вульгарного материализма по проблеме сознания
  37. возникновение сознания как результат эволюции форм отражения в живой природе. Активно-творческий характер человеческого отражения мира.
  38. психологическая проблема в современной философии и науке
  39. социальная сущность сознания. Сознание и язык. Диалектика индивидуального и общественного сознания
  40. моделирование мышления в ЭВМ и философские аспекты проблемы искусственного интеллекта
  41. философская проблема познаваемости мира и место гесеологии в структуре философского знания. Критика агностицизма в исторических и современных формах
  42. проблема истины ф философии. Практика – всеобщий критерий истинности знаний
  43. диалектика процесса познания единство чувственно-конкретного и абстрактного знания. Основные формы чувственного и логического отражения деятельности.
  44. Научное познание, его специфические признаки. Социально- культурные предпосылки и законы развития науки. Проблема научных революций.
  45. Классификация научного знания. Особенности эмпирического и теоретического уровней научного исследования.
  46. Методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент). Общая характеристика процедуры научного описания.
  47. Общелогические приемы научного познания (абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование).
  48. Теоретические методы исследования (идеализация, формализация, системно-структурный, функциональный подход, аксиоматический метод и др.). Общая характеристика процедуры научного объяснения.
  49. Характеристика основных форм научного познания (эмпирический факт, гипотеза, проблема, закон, принцип, теория).
  50. Междисципринарная методология в современной науке: её уровни и приложения.
  51. Философская методология, её значение для развития науки и практики. Основные принципы диалектики, как философского метода.
  52. Основные законы диалектики. Система диалектических категорий.
  53. Человек, как предмет комплексного философского анализа. Проблема антропогенеза и единство природного и социального в человеке.
  54. Индивид и личность. Проблема свободы личности.
  55. Предмет социальной философии, её исторические традиции и современное состояние. Сущность материалистического понимания истории.
  56. Общество, как система социальных отношений. Основные сферы социума. Диалектика базиса и надстройки в структуре общественно-экономических формаций.
  57. Экономические отношения. Материальное производство и его структура. Закон диалектической связи производительных сил и производственных отношений.
  58. Социальная структура общества. Исторические общности социальные группы и классы.
  59. Политическая сфера общественной жизни. Государство – важнейший институт политической организации общества. Политические партии, политические движения.
  60. Духовная область общественной жизни. Общественная психология и идеология.
  61. сравнительный анализ основных форм общественного сознания и задачи философии в формировании новой духовной культуры общества.
  62. Понятие культуры. Социодинамика культуры и современная тенденция культурной интеграции стран и народов.
  63. Цивилизация, как социокультурное явление.
  64. Человечество, как мировое сообщество. Общее и особенное в культурном развитии современной цивилизации. Значение современных информационных технологий для культурного единения человечества.
  65. Ценности в человеческом обществе и место аксиологии в структуре философского знания.
  66. Социальный прогресс, его исторические типы, направления, критерии.
  67. Социальная революция и социальные реформы. Содержание современных социально-экономических и политических преобразований в Республике Беларусь.
  68. Взаимодействие общества и природы и современные философские проблемы экологии.
  69. Феномен техники, как объект философского анализа. Социальные последствия современной научно-технической революции и перспективы постиндустриальной цивилизации.
  70. Глобальные проблемы современности и роль философии в их решении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"