Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Chelovek_i_ego_potrebnosti.docx

— 41.09 Кб (Скачать)

15. Рефлексия и  рефлексивные потребности

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений,эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Согласно П. Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.

Согласно Э. Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание»[1]

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся  А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».

В психологических исследованиях  рефлексия выступает двояко:

  • как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования;
  • как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей жизнедеятельности.

Рефлексия, в  одной из весьма общих и абстрактных  её трактовок, может рассматриваться  как связанная с процессом  развития чего-либо (в частности, практики, мышления, сознания, технологии и др.), и участвующая в этом процессе, например, посредством снятия затруднений  в его функционировании.

В обиходном, а  также в некоторых контекстах — в психологическом смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то - в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных чувств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другое. Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в использовании рефлексии. Рефлексия, в одном из пониманий, может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом.

Подходы к пониманию рефлексии и её аспекты


Традиционно (по крайней  мере для отечественной психологии, в частности, начиная с работ И. Н. Семёнова и С. Ю. Степанова) выделяются 4 подхода к изучению рефлексии (или другими словами — 4 аспекта изучения рефлексии):

  • кооперативный (Емельянов Е.Н., Карпов А. В., Лепский В. Е., Лефевр В. А., Щедровицкий Г. П., и др.). Рассматривается при анализе субъект-субъектных видов деятельности, а также при проектировании коллективной деятельности с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий.
  • коммуникативный (социально-психологический) (Андреева Г. М., Бодалёв А. А., и др.). Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком.
  • когнитивный или интеллектуальный (Брушлинский А. В., Корнилова Т. В., Кулюткин Ю. Н., Матюшкин А. М., Семёнов И. Н., и др.). Понимание рефлексии, как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также рассмотрение рефлексии в связи с изучением механизмов мышления, прежде всего — теоретического.
  • личностный (общепсихологический) (Аллахвердов В. М., Василюк Ф. Е., Гуткина Н. И., Знаков В. В., Леонтьев Д. А., Петренко В. Ф., Петровский В. А., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С., и др.). Построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире.

Личностная рефлексия в традиционном понимании — это психологический механизм изменения индивидуального сознания. Согласно А. В. Россохину, личностная рефлексия — это «активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного (рефлексия нерефлексивного) — внутренней работе, приводящей к качественным изменениям ценностно-смысловых образований, формированию новых стратегий и способоввнутреннего диалога, интеграции личности в новое, более целостное состояние.»

Виды  рефлексии


В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А. В. Карпов и некоторые другие её исследователи, например А. С. Шаров, выделяют следующие её виды:[7]

  • Ситуативная рефлексия — выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
  • Ретроспективная рефлексия — служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.
  • Проспективная рефлексия — включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.

Психологические характеристики рефлексии


  • Способность рефлексии изменять содержания сознания.
  • Способность рефлексии изменять структуры сознания (согласно А. В. Россохину).

 

 

16.Потребности  с позиций экономической жизни  человека.

С точки зрения экономики, потребности - это движущая сила процесса потребления. Потребление можно  назвать деятельностью по удовлетворению потребностей.

Важнейшее содержание экономической  деятельности - это производство и  распределение материальных благ (товаров  и услуг). Производство всегда находится  в глубокой взаимосвязи с потреблением. Во-первых, потребление - это конечная цель производства. Во-вторых, производство одних благ оказывается в то же время потреблением других. Так, производство машин и механизмов, равно как  и производство услуг всегда сопровождается потреблением сырья, ресурсов техники  и оборудования, энергии, а также  знаний и умений работников. Потребление  каких-либо ресурсов означает в то же время производство товаров, услуг  или воспроизводство человеческого  организма, человеческой рабочей силы. Поэтому в экономике принято  разделять потребление на производственное, или производительное (создание товаров, обслуживание техники и оборудования) и непроизводственное, или непроизводительное, т.е. личное потребление. Личное потребление является прямым, непосредственным удовлетворением потребностей человека. Услуги, как известно, тоже разделяются на производственные и непроизводственные. К производственным относятся, например, транспортировка грузов, ремонт и техническое обслуживание оборудования. К непроизводственным, связанным с личным потреблением, - услуги здравоохранения, образования, культуры, туризма, спорта, отдыха и т.п.

Экономисты ХVIII-Х1Х вв. рассматривали потребление как  получение благ (материальных и духовных). Другая характеристика потребления  давалась через понятие полезности. Как характеризовали экономисты полезность?

С точки зрения экономики, понятие «полезность» имеет несколько  значений:

все то, что человек стремится  получить, причем в максимальном объеме, исходя из соображений собственной  потребительской выгоды;

способность вещи удовлетворять  потребность, причем не обязательно  принося при этом пользу (существуют потребности в таких вещах  и услугах, которые считаются  не очень полезными или просто вредными; в этом случае в качестве полезности рассматривается не объективно «полезное», а «желаемое», «приятное»; и т.п.);

основа для соизмерения  благ (одни из них более полезны, другие - менее);

экономическое значение вещи, выраженное через систему субъективных оценок (вещь может быть экономически значима, пользоваться спросом потому, что ее считают нужной и полезной).

В современном обществе господствует товарное производство, а потребление  товаров и услуг зависит от доходов - денежных средств, которыми человек  располагает (хотя люди могут оказывать  друг другу и бесплатные услуги, находящиеся за пределами системы  товарного производства). Реально  в экономике проявляются только те потребности, которые обеспечены денежными средствами и могут  быть удовлетворены при существующем уровне доходов. Совокупность таких  потребностей, сложившихся в данном обществе, создает платежеспособный спрос.

Спрос - это потребности, которые приобрели экономическое  значение и реализуются на рынке  через практические действия участников экономической деятельности - производителей и потребителей.

Спрос и потребности находятся  в сложных отношениях. С одной  стороны, спрос обычно является отражением потребности, с другой стороны, бывает, что потребность в товаре или  услуге есть, а спроса на нее нет. Такие ситуации возникают или  из-за недостаточной платежеспособности, или из-за моральных и правовых ограничений. Общество осуждает некоторые  потребности и пути их удовлетворения (чаще всего это нелегитимные услуги, оскорбляющие нравственность или нарушающие закон). Потребность - явление, имеющее  сложную биологическую и социальную природу. Спрос - это соответствующее  ей экономическое явление, экономическое  выражение потребности. В реальной экономической деятельности по производству товаров и услуг мы непосредственно  сталкиваемся не с потребностями, а  со спросом, в основе которого лежат  потребности.

В практике сервисной деятельности разработаны приемы превращения  потребности в спрос (так как  только спрос приносит реальный доход  производителю услуг):

Снижение цены услуги, что  делает ее доступной большему количеству потенциальных потребителей.

Организация рекламы с  целью признания более высокого уровня значимости (полезности) услуги для потребителя. В этом случае спрос  повышается за счет механизмов моды: клиент готов направить свои средства на модные и популярные услуги.

Корректировка характера  услуги: изменение ее содержания или  сопровождение другими услугами, придание ей комплексного характера. Это, например, различные до

Платежеспособный спрос  рассматривается в экономике  как главная характеристика уровня жизни населения. Под уровнем  жизни понимаются преимущественно  экономические факторы (уровень  доходов, спрос на товары и услуги). Социология пользуется и другим, более  широким понятием - качество жизни. В понятие качества жизни включаются не только экономические аспекты, но и духовные, культурные факторы: уровень  образования, широта интересов, состояние  здоровья, культура труда, отдыха и  общения. Все человеческие потребности так или иначе связаны с экономикой, материальным обеспечением жизни, но они не сводятся только к нему.

 

17. Социокультурная эволюция человека и развитие его когнитивных способностей.

В XX в. полностью обнаружились кризисные явления техногенной  цивилизации, возникшей на развалиннах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась на основе особых отношений  человека и природы, он стремился вырваться из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Такие термины как стресс, акселерация стали актуальны  в конце 20 в. По всей видимости, это связано с укрупнением городов, с ускорением ритма жизни в больших городах -  мегаполисах и всеобщей глобализацией общества. Человек стал более подвержен стрессу, т.к. ритм жизни ускорился, и человек уже не поспевает за ритмом жизни, что приводит к нервным срывам.

Так же отмечается акселерация, т.е. ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению  с предшествующими поколениями. Отмечена в ряде стран в начале 20 в. (по сравнению с концом 19 в.) и наблюдается на протяжении всего столетия. Поэтому наряду с некоторыми другими типичными для современного этапа развития человека явлениями, такими, как, например, увеличение длины тела у взрослых людей, удлинение репродуктивного периода у женщин, увеличение продолжительности жизни, акселерацию иногда обозначают термином «вековая тенденция», или «секулярный тренд».

Акселерация — достаточно сложное по своему происхождению  явление, зависящее от действия многих биологических и социальных факторов. Основное значение, видимо, имеет весь комплекс средовых воздействий, влияющих на индивидуальное развитие человека в процессе реализации его наследственной программы. Особенно велика роль качественных изменений диеты, достижений медицины, иммунизации населения, последствий  хозяйственной деятельности человека, урбанизации и связанных с  ней стрессов, ослабления физической нагрузки. Определенное значение могут  иметь процессы, протекающие в  современных популяциях и связанные  с продолжающимся смешением населения  планеты. Среди причин ускорения  темпов роста и развития многие ученые называют цикличность солнечной  активности, ослабление которой якобы  сопровождается «всплеском» акселерации. Какое бы значение не имели те или  иные природные или социальные явления, ясно, что акселерацию нельзя объяснить  влиянием какого-то одного фактора.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"