Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

     Философия Маркса  – это философия диалектического материализма, где в понимании общества главным становится материальное производство. По Марксу трудовая деятельность людей предполагает общественное разделение труда, что приводит к определенным формам обмена и распределения продуктов труда.

Исторический  материализм. Основа любого человеческого общества - добывание средств к жизни. Каждая система производственных отношений возникает на определенном этапе развития производственных сил.

   Материальное производство  состоит из производящей силы, т.е таких отношений людей к  природе, благодаря которым меняется  материальная природа, становится  адекватной человеческой потребности. Производственные отношения – это совокупность, определяющая структуру общества в целом.

    Т.о. в рамках Марксистской  философии проблема человека  ставится иначе, чем в предшествующие  периоды. Личностное начало человека  предстает как единство разума и трудовой деятельности. Марксизм оказал огромное идейное влияние на развитие духовной жизни 20 столетия. Принято выделять след этапы его развития:

  1. 40 - 90 годы 19 столетия – период творчества Маркса и Энгельса
  2. 90 – 20 годы 19-20 века – период, когда марксизм становится идеологией рабочего и социал-демократического движений: Плеханов, Ленин, Бернштейн, Каутский, Лафарг
  3. 30-80 годы 20 века – когда марксизм становится идеологией тоталитарных государств. Здесь он утрачивает свое первоначальное содержание.

  Недостатки марксизма: Недооценка проблемы человека как индивида; Переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики; Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии; Абсолютизация скачков - взрывов и недооценка постепенных скачков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Иррационализм  как направление философской  мысли второй половины ХIX в.

Иррационализм (лат. irrationalis – бессознательное, неразумное) – философские течения, провозглашающие неразумное начало и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания.

В противоположность философской  классике, выдвинувшей на первое место  разум и рациональность и поставившей  в качестве основной своей цели выявление  внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента. Это не означает, однако, полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, – речь идет о своего рода изменении в расстановке акцентов.

Несмотря на то, что иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении длительного развития философии, сам  термин "И.",относится к философским  направлениям, которые складываются в конце 19 – начале 20 в. В эту эпоху иррационалистические умонастроения приобретают особое распространение в связи с обострением кризисных симптомов развития самого общества. Своего рода реакцией на излишнюю рассудочность классической (и особенно немецкой идеалистической) философии представляли собой "философия чувства и веры" Якоби, "философия откровения" позднего Шеллинга, не говоря уже о волюнтаризме Шопенгауэра.

 

13.Общая характеристика  западноевропейской философии ХХ  века.

Философия второй половины 19 и  начала 20 века представляет из себя совокупность разнообразных школ, направлений, которые по разному ставят и рассматривают философскую проблематику, однако проблема человека, его духовно-интеллектуальное содержание остается в центре философский изысканий. Такими основными направлениями были:

1. Философия диалектического материализма, которая представляет из себя развитие, приминение к особенностям общественной жизни 20 столетия. Здесь проблема человека рассматривается через единство разумного и деятельного начала.

2. Философия позитивизма и неопозитивизма. Одно из весьма широких философских направлений 20 века, берущее свое начало со 2-й половины 19 века. Родоначальником позитивизма был французский философ Огюст Конт. Перерабатывая философию Гегеля, он выдвигает в качестве предмета философии позитивистское знание, т.е знание, которое дается положительными науками, особенно естественными. Позитивистские идеи были развиты в работах Спенсера. В 19-20 веке позитивистская философия переходит в философию критического опыта. В рамках этого направления исследуется опыт, прежде всего физический. Это было вызвано глубоким кризисом в естествознании. В это время, в частности в физике, вплотную подошли к изучению микромира. Физические объекты утратили наглядность и самоочевидность.

Начиная с 20-х годов  возникает неопозитивизм, который  ставит перед собой задачи исследование языка науки, характера соотнесенности понятия и слова, а так же ряд  других задач, обусловленных особенностями  научного знания. В франкопозитивистской философии проблема человека по существу сводится к его научно-теоретическому содержанию, иначе человек это разум + научное знание.

    Философия экзистенциализма - также одно из весьма широких направлений 20-го века. Эта философия берет начало с середины 19 века в философии жизни Ницше и А. Шопенгауэра. В отличие от немецкой классической философии они обратили внимание на внутренний мир человека, считая, что он и должен быть предметом философии. В частности Шопенгауэр подчеркивал определяющую роль воли, а Ницше – стремление к власти. В становлении этой философии большую роль сыграло творчество русских писателей Достоевского и Толстого. Философия экзистенциализма сформировалась в 20-х годах. Наиболее яркие ее представители – Сартр, Ясперс. Они уделяли большое внимание экстремальным условиям, “пограничной ситуации”, в рамках которой наиболее полно раскрывается экзистенция индивида. Философия экзистенциализма оказала большое влияние на искусство.

Т.о в экзистенционисской теории человек рассматривается  в единстве разума и чувства.

    Философия  неотомизма стремилась соединить научное и религиозное знание. Она возникает в 1879 году, когда по указанию Римского Папы Льва 13 изучение трудов Фомы Аквинского становится обязательным во всех католических университетах. С точки зрения этой философии подлинное величие бога раскрывается только перед человеком, который овладел научным знанием и размышлениями о мире способен придти к богу. Наука – это низшая ступень знания, далее идет философия, а затем религия. Человек обретает знания через единство разума и веры.

    Постмодернизм - это фаза старения и умирания культуры, это переход от живой "культуры" к мертвой "цивилизации". Для того, чтобы понять сущность постмодерна, нужно просто четко осознать, что постмодерн - целиком западное явление, что это фаза развития именно западной культуры, начало процесса ее саморазрушения. Философы постмодерна (Бодрийар, Делез, Деррида, Лиотар, Фуко, Хайдеггер) доказывают искусственный "насильственный" характер основных категорий западной рациональности.

   Т.о. философия 20-го столетия показывает поливариантный характер личностного начала человека. Каждый из указанных содержательных аспектов определяет сущность человека в тех или иных социальных условиях.

 

14.Возникновение и развитие  Русской философии.

Истоки: на  кануне  крещения  Руси,  мировоззрение базировалось  на  язычестве (соответствовало складу мышления человека).  Мир представляется  человеку  как единый  живой космос,  охватывающий  небо, землю,  наводную  и подводную стихии.  Малозаметный  прогресс  техники создавал  иллюзию стабильности.  В недрах язычества фил-я не могла зародиться и лишь в эпоху христианства у славян  происходят сдвиги в мировоззрении идеологии.  С принятием мировой религии Русь стала полноправным партнером государства, цивилизованного мира.  На Русь стали завозиться библейские книги, хранящиеся в монастырях, церквях (+летописи, военные хроники), богословие становилось господствующей идеологией, фил-я в своих истоках носила религиозный характер и отражала особенности феодального общества.

ФИЛ-ОБЩ-я  МЫСЛЬ: Феофан Прокопович (идеолог из ученой дружины Петра 1): вопрос о соотношении светской и духовной власти (БОГ и церковь, государь: двоевластие). Двоевластие светской и духовной власти на пути соц. и полит. преобразований. Для прогресса было необходимо преобладание гос. власти. Ф.П. выступил сторонником абсолютной монархии, считая это естественным правом. «Крестьяне всегда поклонялись царям, даже языческим». Составил духовный регламент, в кот. определялось  новое положение церкви в системе государства. Необходимость создания священного синода. ФП – первый президент.

Н 18в-становление фило. и соц. начал>фил-я нового времени (ломоносов)>дворянское просвещение>соц. и фил-я декабристов>западники  и славянофилы>формирование религ фил-ии (Бердяев)>Космическое направление (Соловьев, Федоров)>Либеральное направление (Лавроав)>Анархисты (Бакунин)>Террористическое (Ткачев)

Первым р. мыслителем  мир. уровня  был  Ломоносов - гениальный  ученый-энциклопедист. Радищев –  отстаивал  материалист  фил-ие  позиции, считая,  что “бытие  вещей  независимо от силы познания о них и существует  по  себе”. Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал  проблемы человека. Выдающимся  рус . философом  и  социальным  мыслителем   был  Чаадаев.  Его общефил.  концепция - дуалистическая. Физ.  мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Сознание  чел не  подчин мех з акономерностям  природы, а явл.  р-том бож творения.  Познание  по  Ч.  тоже дуалистично: в обл естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты кот обладают свободой, действует откровение. Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного.

Своеобр направлением в  Р фил явились воззрения славянофилов Хомякова и Киреевского.  В центре их внимания наход. судьбы Р и ее роль в мир истор. процессе. В самобытности  истор прошлого видели залог всечеловеческого  призвания Р., тем более, что по их мнению, зап. культура уже завершила круг  своего развития  и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф. Развивали основанное  на религиозных представлениях  учение  о чел. и обществе

Материалисты Белинский, Герцен и т.д. являлись не только филос. теоретиками, но и идеологами р. Рев. демократии. После глубокого увлечения гегельянством р. фил повернулась в сторону мат-ма. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отнош. к сознанию, идею о том, что сознание есть св-во не всей, а только высокоорганиз. материи – мозга.

Одним из выдающихся р  фил. был Вл. Соловьев. Общественно-истор  задача ф - спасение челов и человечества. Необходимо  подготовить  чел  к  восприятию  христ ценностей  Центр  идея  учения - идея положительного  всеединства

 

 

15.Дискуссии  славянофилов и западников.

Славянофилы представители политич. и идеалистич. философского течения рус. общ. мысли 19 в. С. полагали, что Россия имеет особый самобытный путь исторического развития, отличный от европ. стран. В противоположность им – Западники. С. интересовала славянская религия Православие, противопоставляли ее католицизму. Либералы, не революционеры. Три лозунга для России: - православие; - самодержавие; - народность (общинная жизнь).

Кириевский  И. В. - Моск. Ун-т., Берлинский Ун-т. Издавал ж. "Европеец", когда запретили - "Москвитянин". Его фил. сочетает в себе религиозность, мистицизм, патриотизм. Гносиолозия: 2 формы познания: - отвлеченно-рациональная (господств. в Зап. Евр., критикует ее); - живая (характерна для России, связана с православной религией). Об-во. опред. религией. Одобряет не сопротивление злу, осутствие классового расслоения , миролюбивая политика.

Хомяков А. С. сдал экстерном экзамены в Мос. ун-т на степень кандидата матем. наук. Онтология: мир явлений возникает из свободы воли, волящего разума бога. История: истор. чел-ва должна рассматриваться из - восточная: теизм (1 бог), почитание духовного начала в провосл. христ. религии. одного начала, на основе той или иной религ. теории. 2 формы религии: - кушинская западная: магия, натурализм, пантеизм, поклонение вещам, язычество(воплощ. в католицизме) - иранская Гносиология: рационалист(мир познается синтезом всех духовных сил человека, не от разума, а от веры). Соц.-полит. воззрения: сторонник феодального социализма (идеализированный общинный строй, отмена крепостного права). Пролетаризация отрицательное явление.

Западники представители политич. и идеалистич. философского течения рус. общ. мысли 19 в. З-и:  у Рос. нет особого пути развития, она должна идти по пути истор. разв. стран Зап. Европы, за отмену креп. права. В 50-60-ых годах Тургенев, Гончаров. Чаадаев выступали против самодержавия, крепостничества. Стремятся познать историю Р., не довольны отставанием Р. от Зап. Разрешает проблему физического и духовного миров; они существуют параллельно, созданы Богом. Достижения зап.-евр. цивилизации связывают с католицизмом, кот. объединил народы Зап. Евр. Рав-во м-ду матер. и дух. явлениями. Признают атомную теорию. Материальная природа - это постоянная работа атомов. Атомы воспроизводят мат. природу, идеи - духовную. Пути познания физ. и дух. миров различны, т.к. физ. мир - мир конечных вещей, а в дух. мире проявляется бесконечность и свобода. В нравственном законе чел. полностью свободен. Любовь к Родине, свободная Р., отмена креп-ва. Герцен следуя Фейербаху становится последовательным материалистом. Идея: тесной связи ф. с естествознанием. Принцип единства бытия и мышления. Критикует агноцистизм: наше познание безгранично. Чувственное познание - природный предшественник мысли; истиное знание - союз опыта и обощения. Отказ от креп-ва мирным путем, но когда это произошло встали проблемы: крестьяне не получили землю, выкупные платежи. осознал необход. революции.

 

16. Идея всеединства и  благочеловечества  в философии Соловьёва.

Стремление к исчерпывающему познанию действительности как целого и конкретность метафизических концепций  являются характерными чертами философской  системы ВС. Магистерская диссертация "Кризис западной фил.".Докторская диссертация "Критика отвлеченных начал". Основное дело жизни - создание христианской православной религии. Учение о всеединстве мира: - есть всеединое начало всего сущего - бог. - это всеединое начало всей проявляемой действительности. - духовная действительность не зависит от нашего сознания. Дает определение философии - фил. познание есть заведомо действие личного разума. Субъектом философии есть единичное "я" как познающее. Гносеология. Истина заключается в том что она есть, т.е. что она не может быть сведена к акту нашего ощущения, ни к акту мышления, она независима от того ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее. Истина - абсолютная ценность, она в единстве с богом. Истинное знание является результатом эмпирического, рационального, мистического познания в их взаимосвязи. Учение о природе чел.: в человеке существует 2 начала: производящее(то что создал сам человек), произведенное(созданное богом).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"