Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
3. Основные философские направления, их основания и различия
4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
5. Материалистическая теория Демокрита
6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
7. Философия Аристотеля
8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)

Работа содержит 1 файл

Философия для аспирантуры.doc

— 505.00 Кб (Скачать)


Философия. Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру.

 

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия

3. Основные философские направления, их основания и различия

4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)

5. Материалистическая теория Демокрита

6. Открытие мира идей: Сократ и Платон

7. Философия Аристотеля

8. Основные проблемы и идеи средневековой философии

9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)

10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)

11. Философия французского Просвещения

12. Гносеология и этика Канта

13. Система и метод философии Гегеля

14. Философия марксизма и ее место в истории философской мысли

15. Западная философия науки: от позитивизма к постпозитивизму

16. Экзистенциализм и его место в истории философии и культуры

17. Духовное своеобразие русской религиозной философии
(Соловьев, Бердяев, Булгаков)

18. Проблема бытия в развитии философской мысли (бытие, субстанция, материя)

19. Основные законы диалектики

20. Категория движения, пространства, времени в философии и науке

21. Проблема развития в философии. Диалектика и метафизика

22. Сознание, его происхождение и сущность

23. Сознание и бессознательное. Сознание и язык

24. Познание как философская проблем. Критика эмпиризма, рационализма и агностицизма

25. Проблема истины в теории познания

26. Соотношение эмпирического и теоретического в познании. Факт и теория

27. Человек как философская проблема

28. Личность. Свобода личности

29. Общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция)

30. Общество как система. Основные подходы в современном философском познании общества

31. Формационный анализ общества (Маркс)

32. ЦивилизационныЙ подход к анализу общества. Цивилизация и культура (Данилевский, Тойнби, Шпенглер)

33. Сущность культуры. Многообразие культур

34. Философские основы теоретических учений о государстве (Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс)

35. Направленность общественного развития и проблема прогресса. Смысл истории

36. Понятие субъекта исторического прогресса (личность, народ, классы, элиты, этнос)

37. Общественное сознание и его структура

38. Философский смысл глобальных проблем современности

 

 

 

 

 

 

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Философия (греч. - любовь к мудрости), форма обществ, сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отно­шении человека к миру. Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нём человека. Она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Философия зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. По свидетельству античных авторов, слово «Философия» встречалось у Пифагора, а в качестве названия особой нау­ки, а термин «Философия» впервые употреблялся Платоном. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачат­ков научного знания, с появлением обществ, потребности в изучении общих принципов бытия и познания. На последующих этапах формирования философии появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления.

По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приемов исследования начался процесс дифферен­циации нерасчлененного знания, происходит выделение математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философского представ­лений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология - учение о бытии, или о сущности всего существующего; гносеология - теория познания; логика - наука о формах правильного, т.е. связного, последовательного, доказательного мышления; философия истории; этика; эстетика. При этом основным вопросом философии остается соотношение между идеальным и материальным, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: что является первичным - сознание или материя? и познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы, представители различных философ­ских школ и направлений, отвечали на этот вопрос, они подразделялись на два лагеря: материалисты и идеалисты. Материалисты счи­тают, что первична материя, а идеальные процессы вторичны, и мир познаваем, тогда как идеалисты утверждают первичность идеаль­ного фактора и в большинстве своем отрицают познаваемость мира. Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между фило­софии и частными науками протекает все более ускоренными темпами. Взаимоотношения между философии и частными науками но­сили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоре­тическими вопросами этих наук занималась философия.

Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвленную систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или иной специальной науки. Однако в этой ситуации философия отнюдь не утратила своего предмета. На­против, отказ от претензий на всезнание позволил ей более четко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследу­ет качественно определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений при­роды, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом философии. Основным методом фило­софского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. В тоже время «До сих пор, — писал Гегель, — философия еще не нашла своего метода. Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или методы других наук».

В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира

Социальная значимость философии как живой души культуры выражается в ее функциях:

• Познавательная. Философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек - мир».

• Мировоззренческая. Вооружает людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его позна­ния и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок; на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

• Методологическая. Дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, приме­нение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и прак­тической деятельности.

Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общие ме­тоды и всеобщие законы познания. Изучение философии - необходимое условие становления человека как активного субъекта соци­альной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия

Мировоззрение - общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей дей­ствительности и самому себе. Термин «мировоззрение» появился в конце XVIII в (нем. - взгляд на Вселенную), а широкое его распро­странение началось во второй половине XIX в, однако отдельные представления о самом мировоззрении, стали складываться гораздо раньше. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие «мировоззрение», пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком».

В современной литературе мировоззрение рассматривается как: система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жиз­ненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Рассмотрим мировоззрение с различных сторон:

• Мировоззрение является способом самовыражения человека в мире, на основании чего выделяют обыденное (ми­роощущение) и теоретическое (миропонимание). Традиционно они называются уровнями мировоззрения. Если обыденное мировоз­зрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настрое­ний, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение основывается на таких формах отражения, как понятия, концеп­ции, теории, гипотезы.

• Носителями мировоззрения могут выступать социальные субъекты в двух его структурных образованиях, в связи с чем мировоззрение разделяют на индивидуальное и массовое. Индивидуальное мировоззрение отражает специфически неповторимые черты человеческой личности, особенности ее существования. В массовом мировоззрении отображается то, что свойственно жизнедея­тельности группы людей. Массовое мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого, и оставляет только общие черты.

• Существует два способа духовного освоения мира: практический и теоретический. Первый представлен в истории человеческой культуры мифологией и религией, второй - философией и наукой. Выделение названных типов мировоззрения отражает лишь главные этапы или вехи его развития в истории общества. Оно не учитывает множества разнообразных, в том числе переходных исторических форм, в которых реально функционировали мифология, религия и философия, а также того, что это развитие, как и раз­витие общества, имело не только поступательный, но и противоречивый, зигзагообразный характер. Ниже рассмотрим каждый из них более детально.

Мифология. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформ­ления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропо­морфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического миро­воззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как ду­ховным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось.

Религия. Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим ему мифологическим мировоззрением, но имело и свои особенности. Если мифологические образы и представления были многофункциональны (познавательные, художественные и оценочные), то религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную. Особенностью религиозного представления является то, что в нем скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Неотъемлемой чертой религиозного представления явля­ется его догматизм. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассмат­ривается в качестве первоначала (созидающее, творящее, производящее) и первоосновы всего существующего. С точки зрения религи­озного мировоззрения все существующее и происходящее в мире зависит от воли и желания бога. Всем в мире правит божественное провидение или устанавливаемый и контролируемый высшим существом моральный закон. Религиозное мировоззрение - это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную и сверхъестественную. В то же время нельзя однозначно оценить куль­турное значение религии. С одной стороны, она, несомненно, способствовала распространению образования и культуры, но мы знаем и о массовом уничтожении христианами памятников языческой культуры, об инквизиции, которая уничтожила сотни тысяч людей.

Философия. Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего «целостного взгляда на мир и место человека в нем. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложив­шиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысле­ния и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувствен­но-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается к философии. Она дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внеш­ний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия.

3. Основные философские направления, их основания и различия

Развитие главнейших направлений философской мысли связывается с тремя основными проблемами: гносеологической, метафизической и этической. Эти дисциплины: теория познания, метафизика и этика являются тремя главными частями философии. Теория познания изучает, человека как познающее существо; этика - как желающее и действующее; метафизика же занимает централь­ное положение, так как она ставит в соотношение эти обе стороны человеческой природы: общее миросозерцание, цель стремления метафизики, одновременно определяется как теоретическими, так и практическими требованиями.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"