Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
3. Основные философские направления, их основания и различия
4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
5. Материалистическая теория Демокрита
6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
7. Философия Аристотеля
8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)

Работа содержит 1 файл

Философия для аспирантуры.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

Субстанциональную основу мира, по Гегелю, образует тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания идеи са­мой себя. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало - «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причём деятельность его состоит в самопознании. Абсолютная идея про­ходит в своем развитии 3 этапа:

• Развитие идеи в ей собственном лоне, в «стихии чистого мышления». Идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий. Закономерное движение категорий, выражающих содержание абсолют­ной идеи, представлено в Логике.

• Развитие идеи в форме «инобытия» как акт отчуждения, отпадения от самой себя, т.е. деградация. Это означает порождение природы. Природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляю­щих ее духовную сущность. Проявлениями абсолютной идеи в природе Гегель считал механику, физику, органику.

• Переход от чуждой для идеи природы в область развития духа, развитие идеи в мышлении и истории. На этом эта­пе абсолютная идея как бы пробуждается и находит свое выражение в абсолютном духе и постигает своб содержание в различных ви­дах человеческого сознания и деятельности, в различных формах отношений людей. С достижением этой стадии развитие прекращает­ся.

Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к выс­шим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются проти­воречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. Тем самым были сформулированы три закона диалектики: 1) закон перехода количественных отношений в качественные; 2) закон направления развития; 3) закон единства и борьбы противоположностей.

Философской системе гегелевского идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, объективное божествен­ное мышление строго логично. В-третьих, разрабатывая свою систему и показывая, как абсолютная идея порождает свое содержание, а затем и материальный мир - природу и общество, тем самым, представив мир в развитии и раскрыв содержание основных законов диалектики.

В диалектике понятий, в их взаимосвязи, взаимопереходах Гегель выразил, диалектику вещей. Однако он был непоследова­телен в проведении того или иного диалектического принципа, так как диалектика разрабатывалась в рамках идеалистической системы. Удовлетворяя требованиям своей объективно-идеалистической системы, Гегель вынужден был изменять диалектическому методу. Его метод был направлен на бесконечность познания, а идеалистическая система его ограничивала. Противоречие между методом и систе­мой Гегеля - это противоречие между конечным и бесконечным. Тем не менее, Гегель поднял на новый уровень разработку диалекти­ческого метода и осуществлял с его помощью анализ познания, исторического процесса, человеческой деятельности. Общим выводом философии Гегеля является признание разумности мира.

14. Философия марксизма и ее место в истории философской мысли

Традиции классической философии защищал и развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и общественный прогресс, мар­ксизм, однако, не абсолютизировал роль науки как всесильного инструмента.

Философия Карла Маркса (1818 - 1883) отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она является со­ставной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию «научного социа­лизма». На становление К. Маркса как мыслителя большое влияние оказала немецкая классическая философия.

Марксистскую философию, часто делят на диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм изу­чает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения и взаимодействие человека с окружаю­шей действительностью, и наиболее общие принципы ее познания. С точки зрения Маркса материалистическое понимание истории заключается в том, чтобы исходя, из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе - и политическое устройство общества, право, мораль, религиоз­ные и другие явления.

В начале 1844 года Маркс пишет одну из наиболее интересных и дискуссионных работ - «Экономическо-философские руко­писи 1844 года», в которой излагается концепция отчуждения. Отчуждение - процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. В качестве главного вида отчуждения Маркс выделяет отчуж­дение труда. Формами отчуждения выступали: 1) опустошение и обеднение труженика в процессе труда; 2) противостояние условий труда - субъекту труда; 3) отчуждения результатов деятельности от субъекта; 4) отчуждения теории от практики; 5) бюрократическая машина. В условиях частной собственности, чем больше трудится рабочий, тем сильнее над ним власть капитала. Маркс выделяет различные аспекты отчуждения труда:

1. Рабочий использует материалы, взятые у природы и получает нужные для жизни предметы - продукты труда. Ни исход­ные материалы, ни продукты труда ему не принадлежат. Природа для рабочего только средство труда, а предметы производства - сред­ство жизни. Рабочий полностью от них зависит.

2. Процесс труда для рабочего принудителен. Труд - это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удов­летворения других потребностей. Только вне труда рабочий распоряжается собой, т.е. свободен.

3. Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. Труд для рабочего - это лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е. отчужденно.

4. Подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

Почему же человек становится отчужденным? Отчуждение равнозначно существованию частной собственности. Частная собственность - основа экономической жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это значит, что экономическая история - ключ к пониманию человеческой жизни как таковой.

Устранение отчуждения процесс, обратный отчуждению. Маркс связывает его с общественными преобразованиями, т.е. с революционным устранением отчуждения и частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как обще­ства подлинно человеческих отношений, где каждый сможет свободно трудиться и развивать свои способности, присвоить себе свою человеческую сущность и стать универсальным существом.

Выделим основные тезисы Маркса: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) Маркс открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной революционной деятельности; 4) отсюда центр философских ис­следований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассу­ждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на пони­мание общественной жизни; 6) наконец само мышление было понято по иному - оно рассматриваться не как продукт развития приро­ды, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Маркс придает понятию практики характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. «Фи­лософы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его». В то же время Маркс, работавший большую часть жизни над экономической теорией, не написал специальной систематической работы по философии. Однако в «Капита­ле» находят решение гносеологические проблемы. Так он вскрывает противоречивые отношения между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности, делает вывод о важнейшей роли абстрактного мышления как качественно новой высшей ступени познания, указывает на сложность и трудность познания общественных явлений.

Заслугой Маркса является разработка новой формы материализма. Вскрывая специфические законы развития капитализма, мыслитель развивает и обогащает научное понимание наиболее общих законов всякого развития - законов диалектики. На основе ис­следования «анатомии» капиталистического общества были сформулированы основные принципы материалистического понимания истории, даны формулировки наиболее общих законов общественного развития. Создание материалистического понимания истории открыло уникальную возможность для практического применения философской теории, философского обоснования творческой дея­тельности по воплощению гуманистических принципов в жизнь.

Значительный вклад в разработку теории марксизма внес Ф.Энгельс (1820-1895), друг Маркса, написавший вместе с ним ра­боты «Святое семейство», «Нищета философии» и другие, издавший 2 и 3 тома «Капитала». В работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» Энгельс систематизировал диалектико-материалистические идеи, сформировал тезис о материальном единстве мира, разра­ботал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIX века.

15. Западная философия науки: от позитивизма к постпозитивизму

Позитивизм - философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) зна­ния могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Представители позитивизма ограничивали роль философии методо­логической функцией и стремились заменить ее системой наук, основанной на опыте. Позитивизм: 1) утверждает первенство науки: наше знание - это результаты научного познания; 2) считает, что научное познание основано на единстве метода, - естественнонауч­ный метод, основанный на выявлении общих законов, распространяется на познание общества (социология); 3) замещает наукой дру­гие формы знания (отсюда критика философии); 4) ставит в основу познания определенным образом понятый опыт, все формы знания сводятся к опыту; 5) преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении человеческих проблем. Позитивизм, таким образом - одна из форм сциентизма и эмпиризма в решении мировоззренческих вопросов. Критикуя метафизику (философию), позитивизм сам является одной из форм философии. При наличии общих черт позитивизм неоднороден, в своем развитии он проходит три стадии: 1. собственно позитивизм (40 - 70гг XIX в) - Огюст Конт,  Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер; 2. эмпириокритицизм (конец XIX в - начало XX в) – Эрнст Мах, Рихард Авенариус; 3. неопозитивизм (20 - 50-е годы XX в) - Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел.

Позитивизм. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 - 18S7) , изложивший в «Курсе позитивной философии» (1830 - 1842) основные положения нового подхода. Центральная идея философии Конта - «закон трех стадий». Как отдельный инди­вид, так и человечество в целом в своем развитии проходят три стадии: I) теологическую, или фиктивную; 2) метафизическую, или абстрактную; 3) научную, или позитивную. Объяснение явлений сверхъестественными и абстрактными сущностями на первых двух стадиях сменяется на позитивной стадии отказом от теологии и метафизики, господством позитивных наук, научным объяснением всех явлений. Главное средство познания - наука. Конт уделяет большое внимание классификации наук. В свою классификацию он включа­ет и созданную им новую науку - социологию, выявляющую законы функционирования общества Философии отводится роль методо­логии наук. Конт создает проект общества, в котором значительную роль играет религия любви к Человечеству.

Джон Стюарт Милль разрабатывает проблему опытного познания: разрабатывает намеченную еще Ф. Бэконом теорию индукции. Он дал окончательную формулировку методов научной индукции: сходства, различия, сопутствующих изменений и остатков, основан­ных на причинном единообразии природы. Герберт Спенсер рассматривал философию как конечный продукт обобщения данных наук. Осно­вываясь на теории Дарвина, Спенсер разработал теорию эволюции, понимаемую упрощенно, как единство дифференциации и интегра­ции. У Спенсера прослеживается стремление биологизировать понимание мира и процесса познания.

Эмпириокритицизм. В последней трети XIX века формируется новая форма позитивизма - эмпириокритицизм, или филосо­фия критического опыта. Крупнейшие его представители стремились критически переосмыслить понятие опыта, давая ему, по сути, субъективно-идеалистическую интерпретацию. С точки зрения эмпириокритиков, все есть лишь опыт. В опыте нет различий физиче­ского и психического, при их разделении, согласно Рихарду Авенариусу, опыт разрушается. Эрнст Мах, как и Авенариус, рассматривал познание, в том числе науку, как форму адаптации к среде. Адаптация требует соблюдения принципа «экономии мышления», то есть отказа от метафизических (внеопытных) утверждений. Мир образуется из элементов опыта, группируемых в события. Элементы опыта понима­ются как ощущения, то есть мир сводиться к совокупности ощущений. Ощущение - важнейшая форма приспособления организма к среде. Мах, с одной стороны, биологизирует понимание познания, с другой - субъективирует его как процесс комбинации ощущений.

Неопозитивизм, Неопозитивизм - третий этап в развитии позитивизма в 20-х годах XX века. В его основе лежит убеждение в возможности решения философско-методологических вопросов науки, абстрагируясь от философии как метафизики (здесь имеется в виду философско-идеалистическое учение о сверхчувственных принципах бытия) и опираясь лишь на положительные знания. Особую популярность он приобрел в среде научной интеллигенции в 30 - 40 годы. Неопозитивизм наследовал принципиальную позицию пози­тивизма, которая состояла в отрицании метафизической проблематики вообще и в изучении познания в частности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"