Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
3. Основные философские направления, их основания и различия
4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
5. Материалистическая теория Демокрита
6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
7. Философия Аристотеля
8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)

Работа содержит 1 файл

Философия для аспирантуры.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

Все тела имеют определенную протяженность - длину, ширину, высоту. Пространство есть форма координации сосущест­вующих объектов, состояний материи. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства. В тоже время явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время - это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.

Пространство и время - это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заклю­чается в том, что они - формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Пространство и время бесконечны, они не имеют ни начала, ни конца. Но бесконечность пространства складывается из вполне ограниченных, конеч­ных протяженностей. Бесконечность времени тоже складывается из конечных длительностей. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно - направление от прошлого через настоящее к будущему. Поскольку пространство и время органично взаимосвязаны, то сформировалось представление о четырехмер­ном мире. Вероятно, можно предположить, что трехмерное пространство и одномерное время свойственны только нашему макромиру.

В целостной картине мира каждый объект является лишь относительно выделенной частью более общей системы, а каждое явление - относительно выделенным звеном более общего процесса. Другими словами в мире все предметы и процессы конечны, но в тоже время совокупность конечных вещей и процессов бесконечна. Мир безначален, бесконечен и неистощим.

21. Проблема развития в философии. Диалектика и метафизика

Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

Существенную характеристику процессов развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени; во-вторых, только время выявляет направленность развития. Древняя философия и наука не знали идеи развития в точном смысле этого слова, поскольку время тогда мыслилось как протекающее циклически и все процессы воспринимались как совершаю­щиеся по заданной программе. Для античного мировоззрения не существовало проблемы необратимых изменений, а вопрос о проис­хождении мира в целом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто. Идея абсолютно совер­шенного космоса, лежавшая в основании всего античного мышления, исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях.

Представления о времени и его направлении меняются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного на­правления времени, которая распространялась им, однако, лишь на сферу духа. С возникновением опытной науки нового времени идея линейного направления времени в исследовании природы ведет к формированию представлений о направленных и необратимых изме­нениях в природе и обществе. Глубокую разработку идеи развития дает немецкая классическая философия, в особенности Гегель, диа­лектика которого есть по существу учение о всеобщем развитии. Опираясь на диалектический метод, Гегель не только показал универ­сальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник - возникновение, борьбу и преодоление противопо­ложностей.

Целостную научную концепцию развития построил марксизм: развитие понимается здесь как универсальное свойство мате­рии. Обшей теорией развития выступает материалистическая диалектика, главную особенность процесса развития выражает содержа­ние ее основных законов - единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. Перерабатывая и углубляя гегелевскую диалектику, марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем ограниче­ния двух основных типов развития - эволюции и революции.

В XX в. предметом изучения становятся, прежде всего, внутренние механизмы развития. Во-первых, биология, а также исто­рия культуры показали, что процесс развития не универсален и не однороден. Если рассматривать крупные линии развития, то внутри них достаточно очевидно диалектические взаимодействие разнонаправленных процессов: общая линия прогрессивного развития (про­гресс) переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса. Во-вторых, анализ механизмов развития потребовал более глубокого изучения внутреннего строения развивающихся объек­тов, в частности их организации и функционирования. Такой анализ оказался необходим и для выработки объективных критериев, позволяющих реализовать количественный подход к изучению процессов развития: подобным критерием обычно служит повышение или понижение уровня организации в процессе развития.

Говоря о развитии нельзя не затронуть и вопрос о диалектике и метафизике. Диалектика - мир по своей структуре представ­ляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния - он находится в движении, развитии. Ме­тафизика-мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличе­ние, как повторение. Противоположность диалектического и метафизического стилей мышления прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, у метафизики, напротив, вещи изо­лированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, к круго­вороту. И, в-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика - во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей, считая их внутренне непротиворечивыми, и, в конечном счете, зачастую приходит к идее первотолчка.

22. Сознание, его происхождение и сущность

Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культу­ры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и ненаучными знаниями.

Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. Он впервые выделил идеальное, как особую сущность противоположную материальному миру вещей. Он объясняет само­стоятельное существование мира идей (реального мира), определяющего существование мира вещей как отблеска, тени первичного мира. Эта концепция расчленения мира на две части (мир идей и мир вещей) оказалась решающей для всей последующей философской культуры Европы.

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания;

• Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

• Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содер­жащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли).

• Гилозоизм утверждает, что вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению (милетская школа, Аристотель, Дж. Бруно, Б.Спинозы).

• Материализм, где сознание отождествляется с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга (античный атомизм, К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

• Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века считали, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги.

• Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феноме­ну единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.

Разнообразие интерпретаций сознания связано в первую очередь, с вопросом о природе сознания и обоснованием его содер­жания. Представители современного конкретно-научного знания и философские системы, отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, в тоже время ответы на вопросы связаны с проблемой происхождения человека, предлагает концепция антропосоциогенеза. В рамках, которой сформулированы концепция отражения и концепция эволюционно-трудовой природы проис­хождения человека.

Согласно концепции отражения, сознание является свойством высокоорганизованной материи - головного мозга человека. Однако возникает вопрос, как и почему материя, состоящая из тех же атомов и элементарных частиц, начинает осознавать свое бытие, оценивать себя, мыслить? Дидро говорил: «вся материя обладает свойством, по существу родственным ощущению, свойством отраже­ния». Материя на всех уровнях своей организации обладает свойством отражения, которое развивается в процессе ее эволюции. Под отражением понимается процесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел с которыми взаимодействуют. Можно выделить следующие уровни отражения присущие живой материи расположенные в порядке ее эволюции: раздражимость (способность организма к простейшим ответным реакциям на воздействие среды); чувственное отражение (совокупность рецепторов способных отражать отдельные свойства внешней среды); нервная система (позволяет фиксировать разнообразие среды в индивидуальной «памяти» организма и использовать это в достаточно сложных приспособительных реакциях на изменения среды); психическая форма отражения (способность анализиро­вать сложные комплексы одновременно действующих внешних раздражителей, создавать целостный образ ситуации, т.е. появляется индивидуальное поведение, основанное на индивидуальном опыте).

Эти предпосылки необходимы, но не достаточны для появления человеческого сознания. Этот качественный скачок наука связывает с историей становления человеческого общества. Он связан с началом изготовления орудий труда, что явилось поворотным пунктом в эволюции живого. Это вызвало к жизни и новое средство общения, средство передачи усложняющейся информации. В до­полнение к первой сигнальной системе, присущей животным, появляется специфически человеческая система связи - вторая сигналь­ная система - речь, язык. Вне языка сознание утрачивает свою действительность, факт своего специфического существования. Таким образом, сознание - связанно с качественно новым уровнем организации материального мира - обществом, социальной формой бытия.

23. Сознание и бессознательное. Сознание и язык

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека. Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формирование различного рода потребностей, которые возникают под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и на­шедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвос­хищается результат этой деятельности. Таким образом, цели человека порождены неудовлетворенностью миром и потребностью к его изменению, приданию ему формы, необходимой человеку.

Наша обычная деятельность сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле, но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Ни одно произ­вольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится, прежде всего, цель.

Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму - ранее осознававшиеся действия. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически, так например, по мере развития ребенка происходит посте­пенная автоматизация многих функций.

Сократ, утверждал, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу, как к своего рода велению совести и не­пререкаемому авторитету. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно свя­занном с идеей о наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже и не подозревать. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе. Иначе освещается вопрос о бессознательном в концепции Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют.

В истории философской и психологической мысли впервые лишь Годфриду Вильгельму Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать кон­цепцию бессознательного. Он полагал, что все явления сознания возникают в бессознательной жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее ярко выступающими сознательными представлениями существуют как бы спящие или угасшие представления. По Лейбницу, в уме нет ничего, что уже не дремало бы в виде представления в темной душе.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"