Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
3. Основные философские направления, их основания и различия
4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
5. Материалистическая теория Демокрита
6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
7. Философия Аристотеля
8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)

Работа содержит 1 файл

Философия для аспирантуры.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

8. Основные проблемы и идеи средневековой философии

Вся духовная культура этого периода (V - XV вв.) была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию ре­лигиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии - идея монотеистического Бога.

Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышле­ние средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущест­венно идеалистические воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

Основными принципами средневековой философии были: креационизм - идея сотворения мира Богом из ничего; провиден­циализм — понимание истории как осуществления, заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; теодицея — как оправда­ние Бога; символизм - умение человека находить скрытое значение того или иного предмета; откровение - непосредственное волеизъ­явление Бога; реализм - существование общего в Боге; номинализм - особое внимание к единичному.

В развитии средневековой философии можно выделить два этапа:

• Патристика - сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.

В этот период философия уже подразделяется на три вида: спекулятивная (теологическая), практическая (моральная), рациональная (или логика). Все три вида философии находились между собой в тесном сопряжении.

• Схоластика - тип религиозной философии, основанной на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики. Схоластика - основной способ философствования эпохи средневековья. Это было обусловлено, во-первых, тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, которые дополняя друг друга, давали исчерпывающее знание о Боге, мире, человеке и истории; во-вторых, традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом средневековой философии; в-третьих, безличным характером средневековой философии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.

Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий (от лат. universalis - общий). С попыткой реше­ния этой проблемы связаны три философских течения: реализм (до вещи) - общее существует в неразрывной связи с единичным, явля­ясь его формой; номинализм (существование общего после и вне вещи) - универсалии существуют лишь в человеческом разуме; кон­цептуализм (существование общего вне и до конкретной веши) - универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи.

Наибольшими авторитетами философии Средневековья были признаны Августин Августин «Блаженный» (354 - 430) и Фома Аквинский (1225/26- 1274).

Последователь Платона Августин Блаженный стоял у истоков средневековой философии. В своих произведениях он обосно­вывал идею о том, что бытие Бога - это высшее бытие. Добрая воля Бога является причиной появления мира, который через телесное и душу человека восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено человеку. Материальное тело и разумная душа со­ставляют сущность человека, который через свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. Однако лю­ди разделены на верующих и неверующих. О первых заботится Бог, а вторым дается возможность через обращение к вере спасти себя. Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера. Его религиозно-философское учение служило фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.

Крупнейший теолог католической церкви Фома Аквинский стремился согласовать учение Аристотеля с требованиями като­лической веры достигнуть исторического компромисса между верой и разумом, теологией и наукой. Он известен тем, что развил пять «онтологических» доказательств бытия Бога в мире. Они сводятся к следующему: Бог есть «форма всех форм»; Бог есть перводвигатель; Бог — высшее совершенство; Бог - высший источник целесообразности; от Бога исходит закономерный, упорядоченный характер мира. Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма.

Несмотря на некоторую однотонность средневековой философии, она стала значительным этапом в развитии философского познания мира. Заслуживает внимания стремление этой философии полнее постичь духовный мир человека, приобщить его к более высокому - Богу. Философия сделала шаг от натуралистических представлений к осознанию индивидуальности человеческого духа и историчности человека.

9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)

Конец XVI века и XVII век ознаменовались в Западной Европе кризисом феодализма и ранними буржуазными революциями в Нидерландах и Англии. Восходящий капитализм, нуждавшийся в изобретении и применении машин, обусловил прогресс механико-математических наук. Опытно-экспериментальное исследование природы и тематическое осмысление его результатов оказало решаю­щее влияние на философскую мысль. Философия Нового времени, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования. Ее принято называть классической. Это понятие употребляется для обозначе­ния периода развития философии, обладающего непрерывностью и единством ценностей, которые сохраняли свой характер норматив­ности независимо от смены эпох.

Мыслителей XVII века интересовала проблема определения источника человеческих знаний, познавательной роли чувствен­ных и рациональных форм знания. Расхождения в оценке роли этих форм познания породили основные направления новоевропейской философии: рационализм и эмпиризм. Эмпиризм (Ф. Бэкон) — направление в философии, считающее основным источником познания чувственный опыт (Т. Гоббс: нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах). Рационализм (Р. Декарт) - противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании.

Эмпиризм. Построение философских систем в Новое время в значительной степени совпадает с разработкой метода научного познания. Френсис Бэкон (1561 - 1626) одним из первых поставил перед собой задачу создания научного метода, дающего истинное и полез­ное знание. Он отвергает традиционные формы знания: схоластику, магию, аристотелевскую логику как ложные и бесполезные. Им поставлена цель направленного изучения природы и овладения ею. Наука должна приносить практическую пользу: «Знание - сила». Степень власти человека над природой находится, по мнению философа, в прямой зависимости от степени знания законов природы.

Основным источником познания Ф. Бэкон считает чувственный опыт. Однако он предостерегает как от крайностей эмпириз­ма «путь муравья», так и догматизма «путь паука», отдавая предпочтение сбалансированному «пути пчелы», которая собирает из цве­тов сладкие соки, но не оставляет их в том виде, в каком высасывает, а перерабатывает их в мед собственной деятельностью.

Особое место в учении Бэкона занимает критика «идолов» познания. Он выделяет четыре рода «идолов»: 1) «идолы рода» -общие заблуждения, порожденные самой человеческой природой; 2) «идолы пещеры» — искаженные представления о действительно­сти, характерные для отдельных людей; 3) «идолы рынка» - связанные с общением людей и неправильным использованием языка; 4) «идолы театра» - ложные представления о мире, некритически позаимствованные людьми из различных философских систем.

Основная цель науки - исследование «форм» природных вещей. Метод Бэкона ориентирован в основном на качественное по­знание природы. Он состоит в собирании и классификации форм. Поиск форм осуществляется путем истинной индукции. Опирающая­ся на показания органов чувств, она является единственно истинной формой доказательства и ключом к познанию природы.

Обращает на себя внимание тот принципиальный факт, что Бэкон был глубоко верующим человеком. Согласно Бэкону, нау­ка, подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы, или землю. Она состоит из двух видов знания - один из них внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Науки, таким образом, следует делить на теологию и философию.

Раиионализм. Если Ф. Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, то француз­ский математик и философ Рене Декарт (1596 - 1650), напротив, поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практиче­ской проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории ра­ционализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, вторые во многом определяют результаты познания. Он формулирует основные правила метода: 1) «включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению»; 2) делить каждое исследуемое явление на необходимое и воз­можное число частей; 3) «придерживаться определенного порядка мышления, восходя постепенно от более простого к наиболее слож­ному»; 4) составлять наиболее полные перечни и обзоры, исключающие упущения. В качестве критерия истинности Декарт предлагает критерий интуитивной «ясности и отчетливости» идеи. Метод научного познания Декарта называется аналитическим или рационали­стическим. Этот дедуктивный метод требует ясности непротиворечивости операции самого мышления, расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем - движения мысли от простого к сложному.

Построение своей философской системы Декарт начал с сомнения в истинности всех знаний, которыми располагает челове­чество. Сомнению подвергаются предубеждения, данные чувственного опыта. Отмечая ограниченность последнего, Декарт полагает, что природа человеческого духа более наглядна, чем тело. Исходя из очевидности бытия духовного существа, так как «я ...только мыс­лящая вещь», Декарт формулирует знаменитый тезис «я мыслю, следовательно, существую». Как самоочевидное оно не подвержено сомнению и становится интуитивной основой всей его рационалистической философии. Познание, следовательно, не зависит от чувст­венного опыта, знание дедуктивно выводится из ряда базисных интуиции и аксиом.

Основная черта философского мировоззрения Декарта - дуализм. Мыслитель различает две равноправные субстанции: мате­риальную и духовную. Атрибут духовной — мышление, материальной - протяженность, то есть Декарт, по сути, отождествляет мате­рию с пространством. Материя однородна, а потому количественно измерима. Декарт разрабатывает механистическую картину приро­ды. В эту картину природы не вполне вписался человек как единство материальной и духовной субстанций.

10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)

Основы английского эмпиризма, как уже говорилось, были сформулированы Ф. Бэконом. Дальнейшая их систематизация и развитие были осуществлены Т. Гоббсом и Дж. Локком.

Гоббс. Развивая материалистическое учение о природе, английский ученый и философ Томас Гоббс (1588 - 1679) был секре­тарем у Ф. Бэкона. Его общефилософские взгляды базируются на чисто механистическом принципе, согласно которому реальны только тела, а их атрибуты - величина, движение и свойства - субъективны. Теория познания строилась им на принципах сенсуализма (выво­дит все знания из ощущений). Гоббс отрицал свободу воли, придерживаясь жесткого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Учение о теле, учение о человеке, учение о гражданине - вот предмет философии Гоббса.

Гоббс считал, что если бы духовные субстанции и существовали, они бы были непознаваемы. Он не допускал существова­ния бестелесных духов, но в тоже время придерживался идеи, согласно которой Бог существует. Бог - это источник начальной энергии мироздания, первопричина всего сущего.

С позиций материализма Гоббс разрабатывал учение о познании. Источником познания являются внешние чувства. Все опе­рации познания исчерпываются, согласно его учению, операциями чувств и воображения. Тела, воздействуя на органы чувств, образу­ют идея, мышление же есть сложение, исчисление идей. Каждая идея обозначается словом, именем, но общие имена, такие как «суб­станция», не имеют телесного аналога и требуют критического отношения.

Гоббс разработал оригинальное учение о государстве и праве. Он предпринял попытку разложить государство как сложное целое на его основные элементы, а последние он сводил к простым законам природы. В результате философ приходит к мысли о необ­ходимости различать два состояния человеческого общества: естественное и гражданское.

Локк Предпринятая Гоббсом систематизация эмпиризма получила развитие у английского мыслителя Джона Локка (1632 -1704). Локк - материалист, в том числе и в теории познания. Он был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, - основной тезис Локка. Считая опыт единственным источником всех идей, Локк различает два его вида: внешний и внутренний. Внешний опыт дает нам представление о первичных качествах (форма, протяженность), принадлежащих самим вещам, и качествах вторичных (вкус, цвет), принадлежащих познающему субъекту. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления.

Локк выводит все идеи из чувственного опыта. Разум сам не может производить идеи, и лишь опыт, воспитание, образование дают ему материал. Разум - это сочетание простых идей. Простые идеи складываются в сложные, особая разновидность которых -абстрактные идеи. Локк не отрицает идею субстанции, но считает, что мы не можем иметь о ней ясные и отчетливые представления.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"