Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
3. Основные философские направления, их основания и различия
4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
5. Материалистическая теория Демокрита
6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
7. Философия Аристотеля
8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)

Работа содержит 1 файл

Философия для аспирантуры.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности Венского кружка. Видным представителем Вен­ского кружка был Рудольф Карнап, австрийский логик и философ. Вместе с другими членами кружка он создал специфическую модель научного знания, в соответствии с которой основу научных текстов составляют абсолютно истинные протокольные предложения, ко­торые выражают чувственные переживания субъекта. На основе Венского кружка сложилось течение логического позитивизма - пер­воначальная форма неопозитивизма - исходила из отказа от философских категорий в решении проблемы формализации и соотноше­ния эмпирического и теоретического уровней научного познания. Неопозитивисты рассматривали проблему развития научного позна­ния как формально-логическую и сводили анализ науки к анализу языка науки, толкования математики и логики как формальных пре­образований в научном знании и его языке.

Основоположником лингвистического позитивизма был австрийский философ Людвиг Витгенштейн. Он считал, что смысл присущ лишь предложениям, которые отражают фактические ситуации. Мир является лишь совокупностью комбинаций «объектов» и «фактов». Логические формы не выражаются в языке, поэтому рациональными способами в мир нельзя заглянуть. Философия, по мне­нию Витгенштейна, не решает вопрос истины. Она лишь анализирует, проясняет логическую структуру языка и устраняет бессмыслен­ные предложения.

Постпозитивизм. В результате критического пересмотра методологических принципов неопозитивизма и отказа от ради­кального эмпиризма всего позитивистского направления в целом возникает постпозитивизм. Основные его идеи сформулированы на рубеже 50-60-х годов Карлом Поппером и Томасом Куном и развиты в работах Имре Лакатоса.

Несмотря на некоторые различия, имеющиеся во взглядах представителей постпозитивизма, их объединяет критическое от­ношение к преувеличению роли абстрактно-логических конструкций, столь характерное для неопозитивистских доктрин, и перенос акцента на социокультурные и ценностные аспекты научного познания. Они заботятся не столько о формальной строгости своих тео­рия, сколько о соответствии их реальной истории развития науки.

В противовес неопозитивистским концепциям, концентрировавшим внимание исключительно на проблемах языка, т.е. на проблемах точного выражения уже имеющегося знания, постпозитивисты предлагают новую программу, суть которой заключается в выдвижении на первый план исторического анализа науки, т.е. исследования «роста» научного знания. Постпозитивистов интересуют, прежде всего, вопросы: Как возникает новая теория? Как распространяется она в научном сообществе? Почему получают признание одни теории и отвергаются другие?

Постпозитивисты убеждены, что теоретическое мышление непосредственно участвует в процессе познания, зачастую даже опережая эмпирический опыт. Ведь даже для того, чтобы зафиксировать какое-то явление как «чисто эмпирический (т.е. чувственно воспринимаемый) факт», человек должен обратить на него свое внимание, выделить его из бесчисленного множества других явлений, предпочесть его всем другим, иначе говоря, отнестись к нему как более важному, более значительному, более ценному, чем все другие. Поэтому постпозитивисты отказываются от позитивистского идеала «беспредпосылочного знания», говоря не о противопоставлении, а, наоборот, о взаимопроникновении эмпирического и теоретического знания.

В целом постпозитивизм, сосредоточиваясь на критике общих фундаментальных основ всех форм и этапов позитивистской традиции, решительно отвергает претензии позитивизма на то, чтобы стать единственной научной философией и философией науки.

16. Экзистенциализм и его место в истории философии и культуры

Экзистенциализм (философия существования: от лат. existentia - существование) - философское учение, в центре которого находится проблема уникальности, неповторимости человеческого существования, проявляющегося в способности человека испыты­вать эмоциональные острейшие переживания.

Предметом экзистенциализма являются не фундаментальные принципы бытия, не универсальные законы осуществления природных и социальных процессов и даже не высочайшие ценности и идеалы» общечеловеческой морали, а уникальное бытие отдель­ного человека, его экзистенция - непосредственное переживание им самим своей собственной жизни, которая выступает для него наи­важнейшей и наиболее близкой реальностью.

Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя войнами в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в России (Л.И.Шестов, Н.А.Бердяев), однако наибольшей популярности он достиг в послевоенной Франции (Ж.П.Сартр, Г.Марсель, А.Камю).

Бытие человека в мире, по мнению экзистенциалистов, абсурдно. «Абсурд, что мы родились, абсурд и то, что мы умираем». Человек постоянно ощущает угрозу своему бытию. Мир идет своим путем, и ему нет никакого дела до человека. Каждую минуту тыся­чи действующих сил, неподвластных человеку, могут уничтожить его, прервать его существование. Человеческая «экзистенция» хруп­ка - таково ее свойство. Человек вынужден все время противостоять угрозам уничтожения, защищать свое существование, постоянно что-то предпринимать, о чем-то заботиться. Жизнь преисполнена тревогой и страхом. Это страх не только перед опасностями, которые таит в себе мир, но и перед самим бытием. Он погружает человека в заботу, но в то же время и побуждает искать путь к спасению.

Для того чтобы пробудиться к подлинному существованию, человек должен оказаться в «пограничной» ситуации. Экзистен­циалисты вкладывают в нее разное содержание: боязнь человека не найти своего предназначения, ради которого можно пожертвовать жизнью (М. Хайдеггер), смертельную опасность (К. Ясперс), переживание беспочвенности своих ожиданий (Ж.П.Сартр). В любом случае пограничная ситуация - это переживания абсурдности жизни, обнаружение «зияющей пустоты ничто». В то же время для чело­века это единственное средство вырваться из обыденности и попытаться обрести себя, что означает в понимании экзистенциалистов, посмотреть в глаза смерти. Это и есть «подлинное бытие», вынести которое куда труднее, чем бездумно проживать жизнь в рамках заведенного порядка вещей.

Человек прекрасно знает, что он смертен. Само его существование направлено к смерти, есть «бытие смерти». А смерть - это не переход к иному бытию, она неотвратимое завершение, конец всякого бытия человека. Ведь помимо бытия с его заботами, страхом и грозящей, в конце концов, смертью ничего нет. Мысль силится выйти за пределы бытия, стремится найти опору в Абсолюте: в Боге, в идее, в сущности, и т.д. Но все это фантазии, на самом же деле за пределами экзистенции есть одно только великое ничто. Поэтому человеку не в чем найти опору. Он не может рассчитывать не только на помощь, но и на подсказку. Он всегда наедине с собой. Он свободен, абсолютно свободен, он обречен, быть свободным, и в этом его величайшая трагедия.

Все философские системы рассматривали свободу как возвышенную и желанную цель. Экзистенциализм же видит в нем тяжкое бремя, которое должен нести человек, если он хочет оставаться личностью. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой. Стать «как все», но только ценой отказа от самого себя. Мир, в который при этом погружается человек, - мир не­подлинного бытия, мир, в котором человек отказывается от своего права самостоятельно принимать решения, а потому не несет ника­кой ответственности.

Чувство свободного человека - это чувство вины за все, что происходит вокруг, и за себя самого. Человек сам придает цен­ность и смысл своей жизни. Он должен выбирать, хотя и не имеет никаких внешних оснований для выбора, и он брошен в жизнь, в определенную ситуацию, и именно она есть единственная данная ему реальность - другой не будет. Абсурдно пытаться выйти из нее: ведь за ней ничего нет, но было бы абсурдом и целиком поддаться, безвольно покориться ей - на что-то ведь дана нам наша свобода! Человек всегда может выйти за пределы самого себя, стать чем-то больше, чем он есть. Это единственная задача, которую он может перед собой поставить. И, хотя все в этом мире, конечно, рушится и умирает в силу конечности самой экзистенции, человек может научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищенности самой любви.

Учение экзистенциалистов носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование их активной жизненной позиции. Экзистенциализм оказал огромное влияние не только на философию, но и на развитие литературы, ис­кусства. Многие представители этого направления были крупными художниками и литераторами. В настоящее время он как философ­ская концепция в значительной мере утратил популярность, но многие его идеи вошли в духовное содержание европейской культуры.

17. Духовное своеобразие русской религиозной философии (Соловьев, Бердяев, Булгаков)

Соловьев. Своего наивысшего развития русская философская мысль достигает во второй половине XIX - начале XX века, ко­гда появились предпосылки для образования философских систем. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900) первым в России соз­дал свою особую философскую систему. По Соловьеву Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое мно­гообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии. Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного все­единства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала - благо, истина и красота - составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь.

В творческой деятельности Соловьева важное место занимает проект воссоединения церквей. Философ видит в мире проти­востояние двух соблазнов: соблазн Запада - «безбожный человек», соблазн Востока - «бесчеловечное божество». Призвание России -это «призвание религиозное в высшем смысле этого слова». Оно состоит в объединении церквей. Соловьев предлагает проект всемир­ной теократии, в которой главенствующую роль играла бы католическая церковь (теократия - политическая система, основанная на правящей роли церкви). В последние годы жизни он разочаровался в своей теократической утопии, им овладевают мысли о конце ис­тории.

Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распространения марксизма в России составили религиозно-философское направление. Так с философией всеединства связана и значимая для отечественной фило­софии и науки традиция русского космизма. Русский космизм - особое мировоззрение, получившее развитие в XIX - XX веках. В идео­логии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преобра­жающей силы.

Бердяев. Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) - философ и публицист. Особой чертой его творчества была страсть к философской пуб­лицистике, имевшей чаще всего характер проповеди; в этом он был моралист. К философской систематике Бердяев относился довольно презрительно, поэтому мышление его весьма афористично и фрагментарно. Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по во­просам метафизики, гносеологии, истории философии, антропологии, но главным в его творчестве были все же этические искания.

Отправной точкой его учения является человек. Бердяев отчасти обожествляет человека, рассматривая его как богоподобное существо. Основные темы его философии: свобода, творчество, личность. Свобода, согласно философии Бердяева, - основа бытия. Свобода является основой творчества, подлинное творчество свободно. Творчество - важнейшая религиозная задача человека, его долг. Свобода и творчество предполагают бытие свободной личности. «Свобода для меня первичное бытие», - пишет Бердяев, принимая ее за главную и исходную идею.

Важное место в творчестве Н. Бердяева занимают проблемы социальной философии, философии истории. Смысл истории философ видит в конечном торжестве «царства Божьего», но реальная история рассматривается им как история объективации, как «неудача духа», так как «в ней не образуется Царство Божье». Основа истории - это свобода зла.

Булгаков. Традицию философии всеединства в XX веке продолжает С.Н. Булгаков (1871 - 1944) Обоснование целостного христианского мировоззрения, вслед за Соловьевым, считал что все социальные отношения и культура должны быть оценены и пере­строены на религиозных началах. Спасение России для него возможно только на путях религиозного возрождения. Вклад Булгакова в философию всеединства связан в основном с учением о Софии как «принципе мировоззрения и совокупности творческих энергий в Единстве». София - «живая связь между миром и Богом». При этом он отмечает двойственность Софии, различая божественную и земную Софию. Ввиду этой двойственности противоречив и мир. Религиозное возрождение в России обострило споры философов идеалистического и материалистического направлений, которое представлено в первую очередь марксизмом. .

18. Проблема бытия в развитии философской мысли (бытие, субстанция, материя)

Проблема бытия, реальности чего-либо - это фундаментальная мировоззренческая и методологическая проблема. В филосо­фии нет более фундаментальной проблемы, чем выяснение сущности бытия. С самого начала становления философии мыслители пы­тались уяснить смысл всего существующего, и в настоящее время эта проблема остается одной из главных в философии. При этом необходимо различать обыденный смысл понятия «бытия», где фиксируется факт существования какого-то явления, предмета, процес­са и сугубо философский смысл категории «бытия». Бытие - есть начало, не имеющее причины, то, что обеспечивает существование и последнее, о чем еще можно спрашивать.

Античные мыслители стремились найти одну первопричину всего сущего, при этом они подчеркивали изменчивую природу вещей. Заслуга выделения категории «бытия» как предмета философского анализа принадлежит Пармениду, согласно ему бытие: еди­но, неделимо, неизменно и неподвижно. Значительный вклад в трактовку бытия внес Платон, он выделил два противоположных бытия «истинное» и «чувственное». По Аристотелю, бытие - это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами: 1) каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание; 2) каждый объект обладает структурой, части которой со­отнесены друг с другом; 3) каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение; 4) каждая вещь имеет свое определенное на­значение. Платоновская концепция получила развитие в средневековой христианской философии, где под «истинным бытием» пони­мали бытие Бога.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"