Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
3. Основные философские направления, их основания и различия
4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
5. Материалистическая теория Демокрита
6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
7. Философия Аристотеля
8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)

Работа содержит 1 файл

Философия для аспирантуры.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

В эпоху Возрождения и, особенно в Новое время бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное как: объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму, т.е. бытие - это предельная форма субстанции. Таким образом в учении о бытии появляется новое понятие, выработанное для обозначении общей основы мира, философская категория субстанция (от лат. сущность). Под субстанцией в философии понимают некую сущность, нечто неизменное, существующее благодаря самому себе и в самом себе, а не по причине другого и в другом, В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат (основа, основание, носитель); как конкретная индивидуальность: как сущностное свойство; как-то, что способно к самостоятельному существованию; как логический субъект.

В марксистской философии бытие сводилось к материальной субстанции и через детальный анализ структурной организации материального мира выделяется бытие неорганической, органической и социально организованной материи, находящихся в сложной системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

В XX веке в рамках проблемы бытия получили толкование человеческое бытие, ценностное бытие, бытие языка. Обращаясь к философии постпозитивизма (например, К. Поппера) мы находим деление бытия на три уровня: материальное бытие вне нас, мир психики как субъективное бытие, мир объективного духа. Наиболее глубокий анализ категории бытия связав с философией экзистен­циализма сводящий проблему бытия к человеческому бытию, к бытию человека, вопрошающего себя о бытии, способного переживать бытие. Для экзистенциализма предметом философствования может быть бытие таинственное, сокровенное, покрытое тайной, недос­тупное разуму, тогда как реальный, предметный мир, допускающий логическую фиксацию содержания, не имеет философского смысла бытия.

Проблема бытия изначально включала два подхода в ответе на вопрос: что избрать первоначалом философствования: бытие или небытие? При рассмотрении проблемы бытия можно создать цепь вопросов, каждый из которых побуждает к постановке следую­щего;

Что существует? - Мир.

Где существует? - Здесь и везде.

Как долго он существует? - Теперь и всегда.

Мир был, есть я будет, он непреходящ. Категория бытия отражает общие свойства вещей и процессов, т.е. факт их существования в прошлом, настоящем и буду­щем, а в своем существовании они объединяются со всем тем, что есть в мире. Можно выделить следующие основные специфические формы бытия: бытие вещей, явлений и процессов; бытие человека; бытие духовное; бытие социальное. Итак, философская теория бы­тия является самой сложной в плане раскрытия ее сущности. Подчеркивая единство и многообразие бытия, философия выходит на проблему атрибутивности бытия, т.е. необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Под атрибутивными свойствами бытия в философии понимают: движение и покой, пространство и время.

19. Основные законы диалектики

Диалектика — философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира. Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. Мож­но выделить три основные исторические формы диалектики: стихийную диалектику древних (заложены идейные основы диалектики), диалектику Гегеля (создана теоретическая база для последующего развития) и марксистскую диалектику (материалистическая диалек­тика). Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содер­жала предыдущая.

Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня объяснения развития: идейный и теоретиче­ский. Идейный уровень составляют принципы диалектики — это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалек­тики. Теоретический уровень образуют законы материалистической диалектики: Первая группа законов, раскрывает структуру разви­тия на уровне описания самого механизма развития (закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития; закон взаимного перехода количественных к качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие; закон отрица­ния отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития). Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структура развития, которая обусловливает наличие в нем всеобщих противоположных сторон. Эти законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося мира.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Противоречие - это взаимодействие противоположностей. В материалистической диалектике противоречие, представляет собой динамический процесс, который в своем развитии проходит три этапа: возникновение, собственно развитие и разрешение.

1. Возникновение противоречий. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий:

• Тождество — это совпадение, равенство (разные предметы) или его тождественность самому себе (один предмет). Тождество всегда относительно. Это означает, что между предметами всегда существует разность.

• Различие — категория, отражающая разность предметов. Ей характеризуется не столько несовпадение предметов, сколько тенденция нарастания их разности в процессе развития, что в результате приводит к их противоположности.

• Противоположность — это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (элемент системы), который принуждает своей активностью (своим существованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях. С появлением противоположностей оформ­ляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.

2. Развития противоречий. Для характеристики этого этапа обычно используют два ряда понятий:

• Единство и борьба противоположностей. Данные понятия используются для раскрытия механизма развития проти­воречия. Единство и борьба — это две стороны процесса взаимодействия противоположностей. Единство противоположностей может быть понято трояко: а) две противоположности находятся в единой системе; б) взаимодополнение и взаимопроникновение в функцио­нировании системы; в) результат снятия их борьбы. Борьба противоположностей - это их постоянное противодействие.

• Гармония, дисгармония, конфликт. Понятия, обозначающие, в какой форме происходит развитие противоречия, а так же состояние этого развития. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их последо­вательным чередованием. Гармония — определенный порядок взаимодействия противоположностей, основанный на их связи и позво­ляющий системе развиваться. Дисгармония — существуют деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нару­шениям в функционировании системы. Конфликт - столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и крушение системы.

3. Разрешение противоречий. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде; б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызы­вают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью следующих категорий.

Качество - это внутренняя определенность предмета (специфика), а так же совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие от других предметов.

• Свойство (явление) - отражает проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.

• Количество - это степень развития свойств и пространственно-временных границ предмета, а та же его внешняя характеристика качества.

• Мера - характеристика предмета в его качественной и количественной форме, она определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.

Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, ин­формации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета.

Качественные изменения представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета. Осуществляются посредством скачка.

• Скачок - это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству.

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона - отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

Устанавливаемое на основе данного закона направление развития оказывается зависимым от цикличности, как способа зако­номерной связи в цепи отрицаний. Каждый цикл отрицаний состоит из трех стадий: а) исходное состояние объекта; б) его превращение в свою противоположность; в) превращение этой противоположности в свою противоположность.

Условием действия этого закона является рассмотрение прогрессивного развития в аспекте отрицания, а признаком его дей­ствия является завершение цикла отрицания, когда обнаруживается преемственность между исходным состоянием объекта и его суще­ствованием после второго отрицания.

20. Категория движения, пространства, времени в философии и науке

Понятие движения и его формы.

Движение — это способ существования сущего. Быть — значит быть в движении, изменении. Любая форма бытия может су­ществовать и проявлять свои специфические особенности лишь при взаимодействии с другими. Таким образом, бытие существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип изменений, движений. При уничтожении этого типа движения данное конкретное бытие распадается, переходит в другое бытие, которое характеризуется своим типом движения. Покой выступает как момент движения, момент сохранения качественной определенности движущегося бытия. До тех пор, пока бытие сохраняет свою качественную определенность, то есть находится в относительном покое, остается «самим собой», оно может существовать, изменять­ся, двигаться. В диалектическом единстве изменчивости и покоя определяющей стороной выступает движение, ибо только оно приво­дит к появлению новых видов бытия, а покой лишь констатирует сохранение этих видов. Движение, которое связано с качественным преобразованием объекта, переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому, - есть развитие. Развитие может быть связанным с качественным преобразованием данного вида бытия, процессом перехода с одного структурного уровня орга­низации бытия на другой.

Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Формы и виды движения многообразны. Они связаны с уровнями структурной организации сущего. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения: механическую (пространственное перемещение тел); физическую (теплота, свет, электричест­во и магнетизм); химическую (движение атомов и т.д.); биологическую (жизнь) и общественную (мышление). Таким образом, каждой форме движения присущ определенный носитель - субстанция.

Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи, т.е. для изучения движения какого-либо объекта нужно найти другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.

Одним из сложнейших вопросов, возникших еще в древности, был и остается вопрос об источнике движения. В материали­стической традиции сложилось два подхода к этой проблеме. Одни философы выносили источник движения за пределы конкретного вида движения, искали в каждом изменении внешнюю причину, «первотолчок» (Демокрит, И. Ньютон, Ж. Ламетри и др.). Другие (Ге­раклит, Дидро, марксизм) разрабатывали идею самодвижения материального мира, где внешние воздействия играют модифицирован­ную или опосредующую роль. Однако углубление научных знаний о движении убедительно доказывают истинность идей самодвиже­ния, саморазвития.

Понятия пространства и времени.

Прежде чем определить, что такое пространство и время рассмотрим, как их определяли различные философские направле­ния. Объективный идеализм, рассматривающий материальный мир как творение духовного начала, инобытие абсолютной идеи, и про­странство-время связывает с божественным промыслом. С точки зрения субъективного идеализма, пространство и время вносятся в материальный мир самим человеком. Материализм всегда связывал пространство и время с существованием материальных систем. Но в понимании характера этой связи исторически сложились два подхода: субстанциональный и реляционный. В субстанциональной концепции пространство и время рассматривались как особые сущности, способные существовать и независимо от материальных объ­ектов. Основы реляционной концепции пространства-времени были заложены Лейбницем. Согласно его учению пространство и время вне объектов и процессов не существуют. Диалектический материализм относит время и пространство к числу всеобщих атрибутивных форм бытия материи, вне которых невозможно ее существование. Пространство и время находятся в единстве с движущейся материей. Они не могут существовать отдельно от материи и движения, так же как материя и движение не могут существовать вне пространства и времени. Пространство и время - две неразрывно связанные, но различные формы существования единой материи.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"