Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

ответы.docx

— 92.41 Кб (Скачать)

1.Охарактеризуйте специфику  фил. знания: объект фил.исследования, особенности фил.проблем. Что  говорится в мат-х ЮНЕСКО о  стратегии в области фил. и  ее роли в современном мире.

Общую структуру предмета философии, фил-го знания составляют 4основных раздела: онтология (учение о бытии);гносеология (учение о познании);человек;общество.

Основная специфика фил. знания закл. в его двойственности, т.к. оно:

• имеет очень много общего с  науч. знанием- предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не явл. науч. знанием в  чистом виде.

Главное отличие фил. от всех иных наук закл. в том, что фил. явл. теоретическим  мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных чел-вом знаний.

Предмет фил. шире предмета исследов. любой отдельной науки, фил. обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает  их, не вкл. в себя все науч.знание, не стоит над ним.

Вопрос о соотношении материи  и сознания, т.е по сути дела об отношении  мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны:1.Что первично, сознание или  материя?2.Как относятся наши мысли  о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

Фил. проблематизирует большинство  мировоззренческих вопросов, задает и решает их вновь и вновь. Она  содержит множество ответов на одни и те же вопросы

ЮНЕСКО поставило перед собой  две цели в обл. фил. Первая состоит  в том, чтобы помочь развитию фил. во всем мире, способств-ть установлению и поддержанию междунар. диалога  между разл. фил. сообществами. Вторая цель – культивирование фил. внутри самой этой организации, фил-го понимания  «смысла» мира. Главная же задача ЮНЕСКО – обеспечение всеобщего права  на фил., укрепл. роли фил. и ее преподавания в мире.

ЮНЕСКО подчеркивает, что преподавание фил., по сути, явл. обучением чел. мыслить  свободно и критически. Фил. учит рассуждать рационально, а не просто высказывать  мнения, она позвол. развивать критич. разум, противостоящий доктринальному мышлению. Обучение свободному, рефлексивному  мышлению помогает людям сопротивляться различным формам пропаганды, фанатизма  и нетерпимости. Фил. учит миру, межкультурной  толерантности к плюрализму мысли  и ответств-ти, позвол. противостоять  вызовам соврем. мира, особенно в  обл. этики. Поэтому чрезвычайно  важно укрепление позиций фил. как  оплота в борьбе против обскурантизма  и экстремизма.

14.Любой ли способ  познания является методом? Изложите  содержание методов анализа и  синтеза, индукции и дедукции.

Метод-способ, подход, совокупность приемов  познания мира Метод можно представить  как осознанный и сознательно  применяемый способ познания.Анализ -расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, св-ва или отношения) с целью их всестороннего изучения;Синтез-соединение ранее выдел-х частей предмета в единое целое.Индукция-метод исследов. и способ рассуждения, в кот. общий вывод строится на основе частных посылок; Дедукция-способ рассужд., посредством кот. из общих посылок с необходимостью следует заключение частн. хар-ра;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Что значит быть  материалистом? Отвергает ли идеалы  материализм? Ответ основывайте  на развитии научно-философского  понятия материи и его роли  для ориентации человека в  мире.

Материалистич. Фил. всегда опиралась  на достижения науки, а ее собственный  уровень развития обусл-ся уровнем  развит. науки в целом. Само понятие  материи всегда развив.ь и совершенствовалось на разл-х этапах развития материализма все глубже и точнее отражая объективную  действительность

Мат. философия исходит из того, что материя существовала и тогда, когда не было никакого сознания.Материя  не зависит от сознания, сознание же, наоборот, без материи не существует. Сознание порождается материей, или, как обычно говорят в фил., материализм  считает, что материя первична, а  сознание вторично, производно.

Материалистов иногда обвиняют в том, что они отрицают существование  духовного, идеального, психического. Это обвинение совершенно несостоятельно. Материализм считает, что сознание вторично по отношению к материи. Как же можно после этого утверждать, что материалисты не отличают сознания от материи и ничего другого, кроме  материи, не признают? Раз ставится вопрос о том, что первично, а что  вторично, значит между материей и  сознанием проводится различие. Следовательно, материализм не отрицает сознания, духовного и не только признает реальное существование псих-го, но и ставит своей задачей объяснить происхожд.сознания из материи.

Правда, в XIX веке были отдельные представители  мат-ма, кот., действительно, говорили, будто ничего, кроме материи, не сущ.т, а сознание, мышление — та же материя  и мозг выделяет мысль, как печень — желчь. Маркс и Энгельс решительно критиковали этих материалистов, отмежевывались от них, называя их вульгарными материалистами.

1этап. Античная философия. Вопрос  о первооснове мироздания решался  древнегр. фил. Здесь то, чему соответствовало  понятие материи, выступало в  форме конкретного, единичного  тела или природной стихии

2 этап. Новое время (ХVII-ХVIII вв.) На  общем фоне распада фил. как  единой науки, все ускоряющегося  процесса дифференциации наук  и развернувшейся в ХVII-ХVIII вв. борьбы между мат-мом и ид-мом  формировалось понятие материи  как фил. понятие. При этом  оно вобрало аналитич.признаки, установленные  естествознанием, механикой и  химией. Демокритовская теория дополнилась  науч. данными, согласно кот. материя  понималась в Новое время как  то, что имеет массу покоя, а  в целом материя отождествлялась  с вещ-вом (Г. Галилей, И. Ньютон). Особое механич.св-во тел (масса)  становится определяющим признаком  материи. В атомистике этого  периода материя трактовалась  как совокупность атомов и  мат-х образований.

3 этап. В конце ХIХ в. в естествознании  произошли крупнейшие открытия, вошедшие в историю науки под  общим назв. "новейшая революция  в естествознании".

– открытие лучей Рентгена, лучей  огромной проникающей силы. Этим открытием  было опровергнуто св-во непроницаемости, считавшееся абсол. св-вом материи.

 – открытие естественной  радиоактивности (Х-лучи) А. Беккерелем. Стало ясно, что св-во неделимости,  считавшееся также абсол. св-вом  материи, явл. относительным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Изложите фил. представл.  о пространстве и времени как  формах существ. материи, о  многообразии пр-тва и времени  на разл-х уровнях организации  материи. Как эти знания связ. с вашей будущей проф.деят-тью? 

Простр-во – объективно-реальная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимод-вие элементов матер-х систем. В обыденном сознании пр-ство воспринимается как расположение одного объекта возле др., т.е.свойство "соседства" мат-х объектов. К универс.св-вам пр-ства относ.:объективность-независ-ть от нашего сознания;неразрывная связь со временем;связь с движением материи; бесконечность.К специфич.св-вам пр-ства относятся:трехмерность;однородность и изотропность;непрерывность на макроуровне.

Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длит-сть существования всех объектов и последов-сть смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время восприним-ся как последов-сть событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее св-во матер-х явлений: следовать др. за др. Св-ва времени:1.Объективность2.Абсолютность3.Относительность,т.е зависимость от скорости движения материи.4.Неразрывная связь с материей, т.е. нет "чистой длительности", нет времени, в кот. не происходили бы те или иные события5.Единство прерывности и непрерывности,обеспечивающ. связность потока событий, без деления их на секунды, месяцы, годы и т.д. Такое деление–акт субъективный.6.Неразрывная связь с пр-ством. В теории относительности пространство-время существ. как единый 4-хмерный континуум, где 3 пространственные и временная координата выступают как одинаково изменяющиеся при переходе от одной системы отсчета к др.7.Вечность и бесконечность времени. Вселенная, как доказывает естествознание, развивается от минус-бесконечности до плюс-бескон-ти.8.Необратимость.9.Одномерность.Три основных сферы мат-го мира – неживая природа, жизнь и общество – характеризуются специфич.пространственно-временными структурами. В свою очередь, в неживой природе, представленной возникшими в нашей Метагалактике уровнями организации материи, существ.особенности пр-ства-времени в мега-, макро- и микромире. Особенности биологич-х пр-ственно-временных структур(в живой природе) проявл. на разных уровнях организации живого – от микроорг-мов до чел. Внутри организмов сформиров. модель временной организации внешних процессов"биологич. часы", "работа" кот. обеспечив. приспособление организма к определенному ритмическому чередованию факторов внешней среды, связанному со сменой дня и ночи, времен года и т.д.Соц. пр-ство функц-т как система, расчлененная на ряд подпространств, характер кот. и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общ-ва от ранних стадий человеч. истории до современных цивилизац-х форм и уровней. Соц. время явл. мерой изменчивости общ-х процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. Оно как бы уплотняется и ускоряется, наполняется содержанием по мере общ-го прогресса. Оно сущ. как наложение др. на др. разл-х временных событий: событий, характ-щих историю челов-ва, нации, индивид.судьбу и т.д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Раскройте современные  разновидности диалектики. Что такое  диалектико-материалистическое мировоззрение  и актуально ли оно сегодня?  Каковы возможные приложения  диалектики в вашей будущей  производственной деятельности?

В современной диалектике различают:

Экзистеальн.диал.-несовм-ть бескон-го (божеств.) и конечного(человеч.)порождает  «парадокс», кот.явл. непримиримым противоречием,а  поэтому есть объектом веры, а не разума.Экз.диал. фиксирует внимание на противореч-х самого челов. существов.без  их решения,а поэтому неизбежно  проибрет-т трагич. окраску.

Негатив.диал.-тотальн. антагонизм соврем-го общ-ва, в кот. угнетается человеч. сущность,а  общие стремления чел. не удовлетвор.Отчуждение имеет общий хар-р, побороть его  слишком тяжело.

Конкретн.идеал.-попытка синтеза  вероисповедных норм христ-ва и европ. мыслит. традиции.Любое утверждение  отрицается для поиска истины.

Диалектич.материализм-фил.учение, утверждающее (гносеологическую) первичность материи  и постулирующее 3 основных закона её движ. и развития:

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон перехода колич-х изменений  в качеств-

Закон отрицания отрицания

Центральная идея диал. мат.-взаимопроникнов. и взаимопорождение противоположностей

Диал.мат. стремится к творческому  соединению в едином целостном учении всех достижений фил. мат-ма и диалектики как метода познания и преобразования действ-ти. Он отлич. от всех предшествующих форм материализма тем, что распростр. принципы фил. материализма на понимание  развития и функционирования общ.. Тем  самым мат.впервые достраивается  доверху, охватывая не только отношения  природы и мышления, но и все  формы общ. деят-ти, материальное и  дух.произв-во. Поэтому диал. мат.и  историч. мат.представл. собой единое фил.учение.

В сложном совр. мире в условиях усиливающегося плюрализма мнений в  сфере фил. мысли существуют и  функционируют разл. концепции, школы  и направления. Их многообразие отражает реальную сложность мира, разнообразие ценностей и проблем, стоящих  перед человечеством.

Важнейшей задачей диал.мат. в этих условиях явл.разработка методологических основ, достижение консенсуса, то есть взаимопонимания и согласия относительно общечел-х, глобальных целей, сущности бытия и способов сохранения челов.а, культуры и цивилизации как высших достижений мирового развития. Активно  участвуя в процессе идеологического  обновления, диал. мат.стремится очиститься от груза ошибок и односторонности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Какие изменения в  трактовку картины мира вносит  синергетика? Каков принцип действия  механизма «порядок из хаоса», положенного в основу синергетической  картины мира?

В начале XXI века человеч. осознало  тупиковость существ. цивилизации  в  рамках  прежней  стратегии  развит. общ.Усиление эколог. кризисов подталкивает к поиску  способов  перехода  к более согласованному и оптимальному пути развития. Одним  из таких явл. синергетич.подход.Классич.картина  мира-мир,  жестко связ.  причинно-следственными  связями,  причем  причинные  цепи   имеют линейный хар-р, а следствие  если не тождественно причине, то  по  крайней мере пропорционально  ей.  По  причинным  цепям  путь  развития  может  быть просчитан  неограниченно  в  прошлое  и  будущее.  Развитие  ретросказуемо  и предсказуемо. Настоящее определяется прошлым,а  будущее-настоящим  и  прошлым.

Специфика:она изучает процессы самоорганизации в открытых системах под углом зрения нелинейного  мышления. Объектом исследов. явл.сложноорганизов. неравновесные системы, находящиеся  на разл. стадиях перехода от хаоса  к порядку и обратно.Синергетика  демонстрир.каким образом и  почему  хаос может выступать в кач-ве созидающего  начала,  конструктивного  механизма эволюции,  как  из  хаоса  собственными   силами   может   развиться   новая  организация.Через  хаос  осуществл.  связь  разных   уровней   организации.

Было показано, что в неравновесных  открытых системах возможны эффекты, приводящие не к возрастанию энтропии и стремлению термод-х систем к состоянию равновесного хаоса, а к «самопроизвольному»возникнов.упорядоченных  структур, к рождению порядка из хаоса.

Процессы, протекающие в разл.явлениях природы, следует разделять на 2 класса.1кл.-процессы, протекающие в замкнутых системах. Они развив. в направлении возрастания  энтропии и приводят к установлению равновесного состояния в системах. 2кл.- процессы, протекающие в открытых системах. В соответств.моменты-моменты  неустойчивости-в них могут возникать  малые возмущения, флуктуации, способные  разрастаться в макроструктуры. Т.о, хаос и случайности в нем могут  выступать в качестве активного  начала, приводящ. к развитию новых  самоорганизаций. Самоорганизация  в сложных системах свидетельствует  о невозможности установл. жесткого контроля за системой. Т.е. самоорганизующейся системе нельзя навязать путь развития. Управление такой системой может  рассм. лишь как способствование  собственным тенденциям разв. системы, с учетом присущих ей элементов саморегуляции.Для  самоорганизующихся систем сущ. несколько  разл. путей развития. В равновесном  или слаборавновесном состоянии  в системе сущ. только одно стационарное состояние, кот. зависит от некот.управляющих  параметров. Измен. этих управляющих  параметров будет уводить систему  из равновесного состояния. В конце  концов, вдали от равновесия система  достигает некот. критич.точки. Начиная  с этого момента на дальнейший ход эволюции системы могут оказывать  воздействия даже ничтожно малые  флуктуации, кот. в равновесом состоянии  системы попросту неразличимы. Поэтому  невозм. точно предсказать, какой  путь эволюции выберет.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"