Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

ответы.docx

— 92.41 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Охаракт. научн.познание, его объект-ть и предметность, достоинства и огранич-ть н-го  позн. Каковы этич. и социокультурные  ценности науки?

Научное познание-особый вид познават.деят-ти,направленный на выработку новых, систематиз-х, объективных  знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе кот. приобретаются новые  знания.

Признак предметности и объективности  знания явл. важнейшей характеристикой  науки но он еще недостаточен для  определения ее специфики,т.к.отдельные  объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. В отл.от него,наука не ограничивается изучением только тех объектов,их св-в и отношений, кот. в принципе могут быть освоены в практике соответствующей историч.эпохи. Она  способна выходить за рамки каждого  исторически опред-го типа практики и открывать для чел-ва новые  предметные миры, кот.могут стать  объектами массового практич. освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации. Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых объектов, безотносительно  к сегодняшним возможностям их массового  практич. освоения, выступает тем  системообразующим признаком, кот. обосновывает др. характеристики науки, отлич. ее от обыденного познания.

Недостатки науки:

• Институциональная авторитарность науки. Парадокс закл. в том, что наука  в демократич. общ-ве явл.наименее демократичным  институтом. Во-1, она не оставляет  свободы выбора для др. форм и  способов знания, вытесняя их из системы  образования как «ненаучные»  и «ложно». Физика, химия, история  должны изучаться и их нельзя заменить натур. магией, алхимией, мифологией. Во-2, если госуд-во и церковь, госуд-во и  миф, госуд-во и магия четко отделены др. от др., то госуд-во и наука неразрывно связ. между собой. На развитие науки  тратят огромные ср-ва. Это можно  понять по экономич. и утилитарной  точек зрения, но с моральной и  ценностной это остается непонятным и отнюдь не связано с принципом  свободного исследования истины.

• Наука уменьшает мировоззренческую  и гуманистич. ценность знания, вытесняя и обесценивая сам субъект  познания, т.е. чел.Рез-том явл. нарушение  единства знания и самосознания, познания и самопознания. При этом исчезает единств. научное поле знания. Процесс  дифференциации наук приводит к «Вавилон перемешив. языков» науки, ученые разных отраслей знания перестают понимать др.др. В рез-те этих процессов теряется единую цепь науки и ценностная иерархия научных идей.К этическим ценностям  надо отнести:

1. «Стремл. к познанию, понимаемому как долг» с тчк  зрен. социокульт-х оснований-осознанная  ориентация ученого на такую  несомненную ценность, как вера  в могущ-во разума, в его спос-ть  облагодетельствовать челов-во.

2. Общечеловеч. моральная  заповедь «не укради». В преломлении  к конкретному труду ученого  она выражается в негативном  отнош.ученого к такому явлению,  как плагиат. 

3. Общечеловеч. моральная  заповедь «не лги», кот.сплошь  и рядом трансформируется в  требование бескорыстности научного  поиска. Известно, что в противном  случае ценностный подход может  играть и отрицат. роль в  науке, порождая всякого рода  лженаучные и антинаучные построения.

4. Отстаивание истины  как этич. норма науки. 

5. Соц. ответственность  ученого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Что такое «науч.  рациональность»? Изложите осн.  этапы движ. науки и науч. рев-ции.

Науч. рац.-совок-ть правил, норм, образцов научно-познават. деятельности, обеспечив. научную истинность результата познания.- рациональность в сфере науки, отлич.более  точными, строгими способами доказательства.Этапы  разв. науч. революции: 1 этап – формиров. непоср-х предпосылок нового способа познания в недрах старого (теоретич., эмпирич., ценностных). Оно осущ. в русле образов. и попыток разрешения проблемной ситуации в науке.

2 этап – непосредств. развитие  оснований нового способа познания. Начин. с выдвижения идеи, продолж.  ее развитием до формулирования  принципов фундаментальной теории  и завершается выработкой методологических  установок познания.  3 этап –  утверждение качественно нового  способа познания. Старый способ  превращается в подчиненный момент  нового способа познания. Осуществл.проверка, применение и подтверждение новой  фундаментальной теории, ее уточнение.

Этапы разв. науки: 1 этап – др.Греция – возникн.науки в социуме  с провозглашением геометрии, как  науки об измерении земли. Объект исслед.– мегамир (вкл. вселенную  во всём многообр.).Идеалы и нормы  науки: знание ради знаний. Метод позн.-наблюдение.Науч. картина мира: носит интегративный  хар-р, основана на взаимосв. микро- и  макрокосмоса.Филос. основания науки: Ф. – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический. Антропокосмизм- чел. есть органич. часть мирового космич.процесса.Ч.-мера всех вещей.

2 этап – Среднев. европ. наука  – наука превратилась в служанку  богословия. Противоборство между  номиналистами (единичные вещи) и  реалистами (универс. вещи). Объект  исследования – макромир (Земля  и ближ. космос).Идеалы и нормы  науки: Знание – сила. Индуктивно  эмпирический подход. Механицизм. Противопоставл. объекта и субъекта.Науч. картина  мира: Ньютоновская классич. механика; гелиоцентризм; божеств.происх. окр.  мира и его объектов; мир –  сложно действ.механизм.Фил.основания  науки:Механистич.детерминизм. Стиль  мышления – механистично метафизический (отрицание внутр. противоречия)

3 этап: Новоевроп. классич. наука  (15-16 вв). Объект исслед. – микромир. Совокупность элемент. частиц. Взаимосвязь  эмпирич. и рацион.уровня позн.Идеалы  и нормы науки: принцип завис-ти  объекта от субъекта. Сочет. теорет. и практич. направлений.Науч. картина  мира: формиров. частно научных картин  мира (химич., физич.)Филос. основания  науки: диалектика-стиль естественнонаучного  мышл.

4 этап:20 век- неклассич.наука. Объект  исслед. – микро-, макро- и мегамир.  Взаимосвязь эмпирич., рационального  и интуитивного познания.Идеалы  и нормы науки: аксиологизация  науки. Повышение степени "фундаментализации"  прикладных наук.

Науч. картина мира: формирование общенаучной  картины мира. Преобладание представления  о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной  реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).Филос. основания науки: синергетический  стиль мышления.5этап: постнеклассич.наука-совр.этап разв. науч. позн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Раскройте содержание  таких вненаучных форм постижения  мира как обыденное познание  и религия.

Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше  согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном  сознании, она является важной ориентировочной  основой повседневного поведения  людей, их взаимоотношений между  собой и с природой.Это житейское  познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности - производительной, политической, эстетической. Оно является результатом коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей. Индивидуальное обыденное познание связано с эмоциональным переживанием и осмыслением жизненного опыта  личности. Предпосылки обыденного познания коренятся в многообразных формах деятельности людей, которая регламентируется обычаями, обрядами, праздниками и  ритуалами, коллективными действиями, нравственными и иными предписаниями  и запретами.

Одной из необходимых и исторически  наиболее ранних форм познания явл. религия, основным значением кот. явл. определение  смысла жизни чел., бытия природы  и общ. Религия регламентирует важнейшие  проявления чел. жизни, обосновывает свое представление о конечных смыслах  универсума, чем способствует пониманию  единства мира и челов., а также  содержит системы истин, способных  изменить чел. и его жизнь. Религиозные  доктрины выражают коллективный опыт и поэтому авторитетны как  для каждого верующего, так и  для неверующих. Религия выработала свои специф. способы интуитивно-мистического осознания мира и чел., к числу  кот. относятся откровение и медитация.Религиозное  познание, направлено прежде всего  на осмысление дух. мира чел., его внутр. связи с Богом. При этом оно  опирается на осознание роли таинств  и догматов религии. Религиозное  познание-укрепление веры во внутренне  присущих чел. естест-х связях с сущей  Истиной, кот. якобы существует сама по себе и конституирует нравственное сознание верующего.Акт религиозного познания, или акт веры, имеет  персоналистически-диалогический характер.Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы  представлений о Боге, а спасение чел., для кот. открытие бытия Бога одновременно оказывается актом  самооткрытия, самопознания и формирует  в его сознании требование нравственного  обновления.

13.Раскройте содержание  таких вненаучных форм постижения  мира как искусство и философия.

Искусство - эта особая форма общественного  сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение  действительности в художественных образах. Иначе говоря, специфика  искусства обусловливается художественно-образной формой отражения действительности, особым способом мышления - «мышлением в образах» в отличие от логического  мышления, «мышления в понятиях». Определение искусства как «мышления  в образах» подчеркивает одну из главных  его особенностей, которая осознавалась уже античной эстетикой, -  способность  искусства объективно отображать действительность, воспроизводить реальный мир и раскрывать сущность вещей и явлений. В данном определении искусство предстает  разновидностью человеческого знания,  обладающей познавательной способностью.

Функции искусства:-воспитательная-отражая  мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое искусство  облагораживает эмоциональный мир  чел., воспитывает чувства, формирует  интеллект, вызывает ощущение эстетич. радости.- гедонистическая-произведения искусства доставляют чел. эстетическую радость, активизируют его духовные и физические силы, удовлетворяют  потребность в эмоциональном  и интеллектуальном наслаждении.-коммуникативная  функция - духовное общение с другими  людьми общение между людьми, поколениями, народами. -компенсаторно-развлекательная  функция-удовлетворение эмоциональных  потребностей

Философия - отдельная форма познания, имеющая научную базу и проявляющая  себя в областях различных знаний (научных, обыденных, художественных, религиозных  и т.д.) только в те моменты, когда  теоретический потенциал в них  либо мал, либо вообще отсутствует. Суть философского познания состоит в  достижении понимания знаний о действительности. Вопрос о понимании возникает  в процессе восприятия и интерпретации  всех видов и форм познания. Причем понимание в философии органично  увязано с оценкой степени  истинности полученных знаний, приданием  им смысла. В свое время Г. Гегель говорил о том, что философия  стремится познать неизменное, вечное, сущее само по себе, то есть целью  ее является постижение истины. Если мы исходим из того, что истина вечна, то она не входит в сферу преходящего  и не имеет истории, так как  история есть лишь изображение ряда минувших образов познания. Если же она имеет историю, то не может  называться истиной, ибо последняя  не есть минувшее

 

 

 

 

 

15.Каковы возможные классиф-ции  методов позн.? Опишите методы  наблюд., экс-та, описания, обобщ.

Обычно классифик.осуществл.по 2основаниям.

I. По сфере применения и универс-ти  методов:

1) конкретные методики, универс-сть  кот. не может перейти границу  отд-х научн. проблем;

2) частнонаучные методы облад.  большей степенью универс-ти в  смысле применимости к достаточно  широк. кругу проблем в рамках  одной науки;

3) общенаучные методы (междисциплинарные  методы), кот. могут быть использованы  в разл-х отраслях научного  знания;

4) всеобщие методы познания, обладающие  наибольшей универсальностью (прежде  всего, методы логического познания).

II. По области применения методов  с тчк зр. основных уровней  логич. познания (эмпирич. и теоретич.) достаточно четко выделяются:

1) методы эмпирич.познания,с пом.  кот. осуществл.процесс накопл. и  проверки фактов;

2) методы теоретич. познания –  по сути, методы построения теории;

3) методы, кот. могут быть использ.как  на эмпирич., так и на теоретич. уровне; основу этих методов составл.  т.н. общелогические методы позн.

Наблюдение-познават. деят-ть , связ. с  преднамеренным целенаправленным восприятием  предметов и явлений внешнего мира.Основные требования, предъявляемые  к научному наблюдению: преднамеренность (однозначность замысла), активность (наблюдатель ищет нужные объекты), систематичность, объективность.

Важнейшее место в подготовке занимают уяснение задач наблюдения, требований, кот. должно удовлетворять наблюдение, предварительная разработка его плана и способов. Наблюдение фиксирует то, что предлагает сама природа. Но чел. не может ограничиться ролью наблюдателя. Проводя экспер-ты, он явл. и деятельным испытателем. Эксперимент-исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи созд. новых условий, соотв-х целям исследов. В эксперим. входят: система приборов и др. средств, используемых в ходе исслед. объекта; материальный объект, испытывающий воздействие со стороны тех или иных факторов; гипотеза или идея, выдвигаемая исследователем с целью её проверки; метод и методика проведения эксп-та; эксперим-тор или группа лиц, обслужив-х приборы, управляющих ими, фиксир-х рез-ты. В отл. от простого наблюдения, эксп-т означает активное вмешат-тво исследователя в стр-ры природных и соц. систем.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"