Нация - историческая общность людей,
которая отличается такими признаками,
как общность территории, языка, экономической
жизни, общие черты психического
склада, наличие национального самосознания
и специфической культуры, общность
духовной жизни.Этногенез — процесс
сложения этнической общности (этноса)
на базе различных этнических компонентов.
Пассиона́рная тео́рия этногене́за
— историческая и этнологическая
теория, описывающая исторический процесс,
как взаимодействие развивающихся
этносов с вмещающим ландшафтом
и другими этносами
Пассионарный толчок — в Пассионарной
теории этногенеза микромутация, вызывающая
появление пассионарного признака
в популяции и приводящая к
возникновению новых этнических
систем в затронутых ею регионах. Менталитет
- глубинный уровень коллективного и индивидуального
сознания, включающий и бессознательную
совокупность предрасположенностей людей
действовать, мыслить и воспринимать мир
определенным образом. Национальный
характер - это исторически сложившаяся
совокупность устойчивых психологических
черт представителей той или иной нации,
определяющих привычную манеру их поведения
и типичный образ действий и проявляющихся
в их отношении к социально-бытовой среде,
окружающему миру, труду, к своей и другим
этническим общностям.
37.Охарактеризуйте феномен
культуры, ее формы и социальные
функции. Как соотносятся национальное
и общечеловеческое в культуре?
Каково влияние маргинальности
и вандализации на культуру?
культура-исторически определенный
уровень развития общ., творческих сил
и способн. чел., выраженный в типах и формах
организации жизни и деят-ти людей, а также
в создаваемых ими мат.и дух.ценностях.В
большинстве совр. общ. культура существ.
в формах: 1) высокая, или элитарная культура
- изящное искусство, класс. музыка и литература,
создаваемая и потребляемая элитой; 2)
народная - сказки, песни, фольклор, мифы,
традиции, обычаи; 3) массовая - сложившаяся
с развитием средств массовой информации,
создаваемая для массы и потребляемая
массой.
Ф-ции: • познавательная • ценностная
- определяются идеалы и нормы поведения
в конкретном обществе и, более широко,
регулируются отнош. между людьми;
• информационно-коммуникативная
функция • нормативная (регулятивная)
- определение разл. сторон, видов
общ. и личной деятельности
людей; • знаковая (семиотическая)–
культура представл.собой определенную
знаковую систему; поэтому невозможно
овладеть достижениями культуры без изучения
соответств.знаков
Сферы культуры общечеловечны в
разной степени: среди них существуют
практически интернацион.(наука, техника)
и почти сугубо национ.(все, что связ. с
нар. творчеством). Но, если присмотреться,
мы увидим некоторую условность этого
деления. Любая общечеловеч. проблема
имеет разл. значение в исторической жизни
разных народов
Маргинальность-социологич.понятие-промежуточность,
«пограничность» положения чел. между
какими-либо соц. группами, что накладывает
определённый отпечаток на его психику.
Фил. понятие М. характеризует специфичность
разл. культурных феноменов, часто асоциальных
или антисоц., развивающихся вне доминирующих
в ту или иную эпоху правил рациональности,
не вписывающихся в соврем. им господствующую
парадигму мышления и, тем самым, довольно
часто обнажающих противоречия. В культуре
маргин. может проявляться в качестве
революционной (базисной) новации, являясь
вызовом существ. традиции. Социокультурные
стратегии маргин.поведения могут носить
как конструктивный, так и деструктивный
характер. Конструктивное-формиров.нового
соц. страта (направления культуры). Деструктивное-разрушение
существ.культурно-нормативных канонов
и размывание соц. структуры общ.
Вандализм – одна из форм разрушительного
поведения чел.. бессмысленное уничтожение
культур. и мат. ценностей
38.Охарактеризуйте понятие
личности, его соотнош. с понятиями
«чел.», «индивид», «индивид-ть»,
свободу и отв-ть личности. Проанализ.
высказыв.Н. Бердяева
Чел-биосоц. существо, особое, высшее
звено в развитии живых организмов
на Земле. Биологическое начало (анатомия,
физиология, протекание разл. процессов
в организме) неразрывно взаимосв. в нем
с соц. чертами (коллект. труд, мышление,
речь, способность к творчеству).
Индивид-принадлежность к homo
sapiens, отдельный живой организм, особь.
Личность-соц.образ человека, складыв.
из его общ. образа и внутр-го
облика. Обществ. образ определяется
деят-тью и положением чел.
в общ., реализацией его индивид-го
потенциала, уровнем развития и
общ. активности личности. Внутр.
Облик-индивид-ть чел., его природные
задатки, черты и св-ва, относительно
неизменные и постоянные во
времени и ситуации, отличающие
одного индивида от др.
Индивид-ть-совокупность всех унаследованных
и приобретенных качеств, отличающих одного
чел.а от др.
Понятие "личность" выражает совокупность
соц.качеств, кот.приобрел индивид в процессе
жизни и проявляет их в разнообразных
формах деят-ти и поведения. Личность формируется
под возд. наследственности, соц. среды
и собств.усилий чел. Для того, чтобы стать
личностью, индивид проходит необх.для
этого путь социализации, т.е.усвоения
накопленного поколениями людей соц.Опыта
и т.п., приобщения к сложившейся сист.
соц.связей и отнош.
Социализация начин. с первых минут
существ. индивида и протекает на
протяжении всей его жизни. Каждый чел.
проходит свой путь социализации. Личностью
чел. не рождается, личностью он становится.
Назвать чел. личностью можно
тогда, когда он достигает такого
уровня психич. и соц. развития, кот.
делает его способным управлять
своим поведением и деятельностью,
давать отчет результатам и последствиям
своих поступков и действий. Иначе
говоря, личностью чел. становится тогда,
когда он оказывается способным
выступать как субъект деят-ти,
когда он обладает той или иной степенью
самосознания.Стать личностью, минуя процесс
социализации, чел. не может
Свобода-специфич. способ бытия чел.,
связ. с его способностью выбирать
решение и совершать поступок
в соответствии со своими целями. Абсолютной,
безграничной свободы быть не может
ни в физич., ни в соц. аспекте существования
чел. Полная свобода одного означала
бы произвол в отношении другого.
Ответственность - саморегулятор деят-ти
личности, показатель соц. и нравств.зрелости
личности. Отв-ть предполагает наличие
у чел. чувства долга и совести,
умения осуществл.самоконтроль и самоуправление.
Совесть выступает как контролер
всех действий чел. Сделанный чел. выбор,
принятое решение означают, что чел.готов
взять на себя всю полноту отв-ти
и даже за то, что он не смог предусмотреть