Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 37 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

ответы.docx

— 92.41 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

23.Какова роль техники  в истории социума и в современном  общественном производстве? Охарактеризуйте  технологический пессимизм и  технологический оптимизм.

Техника объявляется лишь элементом  производительных сил, ведущая роль принадлежит самим людям. Производительные силы, выражающие собой отношения  людей к природе, могут служить  определяющим фактором общественно-исторического  развития в единстве с произв.отношениями.

Техн. оптимизм-опирается на сциентизм, абсолютизир. позитивные перспективы  развития техники и технологии. На первых этапах развития техникознания  доминировал технофильский подход.  Характерная черта-идеализация техники, переоценка возможностей ее развития: техника рассм. как единств. или  как первостепенный детерминирующий  фактор соц.прогресса.

Техн. пессимизм-(в основе антисциентизм) акцентир. внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации.Технику  с самого начала м.б. использовать как  во благо, так и во вред. Поэтому  люди всегда неоднозначно относились к ней. В Новое время технофобия приобретает соц.-экон.измерение.Экофобные  настроения усиливаются в начале 20в. С одной стор., техника трактуется как «тактика жизни» с др.- отмечается, что «переизбыток техники» угрожает позитивному развит. цивилизации

24.Проанализируйте духовную  жизнь общества (духовные потребности,  духовная культура, духовное производство) и ее взаимодействие с материальным  производством и материальной  жизнью общества. Духовная потребность-нужда чел. и общ. в создании дух.ценностей.Дух.потр. часто определяют как состояние людей, способствующее созданию дух. ценностей. Материальные потребности, исторически предшествуют дух. потребностям, но они не определяют их, а выступают лишь в качестве условия, создающего предпосылки для их появления и развития.Духовное производство - производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т.п., а также вся система деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей. Дух.производство осуществл. специализиров. группами людей, професс-но занятыми умственным трудом.Духовная культура- часть общей системы культуры, вкл. дух.деятельность и ее продукты. Она вкл. познание, нравств-ть, воспитание, просвещение, право, ., этику, эстетику, науку, искусство, лит., мифо., религию. Дух. культура характериз. внутр. богатство сознания, степень развитости самого чел.

Дух. сторона бытия чел. возникает  на основе его практич. деятельности как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации в этом мире, а также  взаимодействия с ним.

В обществе духовная культура проявляется  через процесс освоения ценностей  и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат своеобразными  ориентирами в этом процессе.

27.Что представляют собой  формы духовно-практического освоения  социальной действительности: моральное,  политическое и правовое сознание, каково их соотношение?

Мораль -совокупность исторически  складывающихся и развивающихся  жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них  норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей др. к др., общ., гос-ву, семье,окружающей действ-ти.

Политическое сознание формируется  с появл. классов, гос-ва и политики как сферы общ. жизни, т.е. с возникновением полит. системы общ. В нем отражаются взаимоотнош. классов и соц. групп, их роль и место в системе гос. власти, а также отнош. между нациями  и гос-вами, основой для единства этих связей явл.экономич. отнош. общ.

Выделяются уровни полит. созн.:

 Обыденно-теоретическое полит.сознание возник. стихийно, из практич. деят-ти людей, их жизн.опыта. Здесь взаимосв. эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. В то же время оно во многом статично, ибо стереотипы мешают гибкости мышления.

Теоретическое полит. сознание (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения полит. реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную полит. программу, опираясь на эконом. и соц. практику.

  Правовое созн. наиболее тесно  связано с полит. сознанием,  потому что в нем непосредственно  проявляются и полит., и эконом. интересы соц.групп. Прав. созн. выполняет  в обществе регулятивную, оценочную  и познавательную ф-ции. Правосознание  - форма общ. сознания, в кот.  отражаются знания и оценки, принятые  в общ. в качестве юридич. законов  нормативов соц.-полит. деят-ти  субъектов права: индивида, коллектива, предприятия. Прав. созн. возникает  с появлением полит. организации  общ., права, с делением общ.  на классы.

 

 

 

 

25.Раскройте суть общ-го  и индивид-о сознание, общ-го мнения  и их взаимосвязь. В чем состоит  и как разрешается проблема  соотношения общ-го сознания и  общ-го бытия, их роль в развитии  общества?

Общ. сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, представл., чувств, верований, эмоций людей, настроений, в кот. отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.

Общ. мнение – специфич. проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес

Индивид. сознание-созн. отд-го индивида, отражающ. его индивид. бытие и через посредство его в той или иной степени общ. бытие.Общ.созн. явл. совокупн.индивид-х сознании.

Каждое индивид. сознание формируется  под влиянием индивид. бытия, образа жизни и общ. сознания. При этом важнейшую роль играет индивид. образ  жизни чел., посредством кот.преломляется содержание общ.жизни. Др. фактором формиров. индивид. сознания явл. процесс усвоения индивидом общ. сознания.

Диалектика взаимосвязи индивид-го и общ-го сознания-диалектика единичного и общего. Общ.сознание складывается на основе сознания отд-х людей, но не явл. их простой суммой. Это качественно  новое общ. явление, органический и  переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, кот. присущи индивид. сознанию. Индивид. сознание чел. многообразнее  и ярче общ-го, однако оно не достигает  той  глубины, которая присуща  общ. сознанию, охватывающему все  стороны дух.жизни общ-ва. Вместе с тем  индивид. сознание отд-х  людей в силу их особых достоинств в отдельных обл. знания может  подниматься до уровня общ-го. Это  возможно, когда индивид. Соз. приобретает  общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общ.  потребностями.С др. стороны, говоря о взаимосвязи индивид. и общ.соз., следует  подчеркнуть, что индивид. Соз. несет на себе печать общ-го, т. к. оно всегда есть и будет  продуктом  общ-ва. Любой индивид есть  носитель обще. взглядов, привычек, традиций, берущих  свое начало из глубины веков. В свою очередь, все люди в определенной степени  несут в своем сознании современные идеи, взгляды и т.п. Чел. не может быть изолированным  от общ. и общ. идей. Трансформируясь  через бытие отд-х людей, их общ. соз. формирует индивид.соз.

Общ. сознание форм-ся и развив. вместе с возникн. общ.бытия, т.к. сознание возможно только как продукт соц. отношений. Но и общ. может быть названо общ-м  лишь тогда, когда сложились его  основные элементы, в т.ч. и общ. сознание.Сущность сознания как раз в том и  состоит, что оно может отражать общ. бытие только при условии  одновременного активно-творческого  преобразования его.Особенность. общ. сознания - оно в своем влиянии  на бытие может как бы оценивать  его, вскрывать его потаенный  смысл, прогнозировать, через практич. деят-сть людей преобразовывать  его. А поэтому общ. сознание эпохи  может не только отражать бытие, но и активно способствовать его  преобразованию. В этом закл. та исторически  сложившаяся ф-ция общ. сознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.Охарактеризуйте научный  и повседневный уровни общ.  сознания, общ. идеологию и общ.  психологию, их ф-ции в общ.  В чем совр. общ.выступает идеолого-герменевтическая  реальностью?

Обыденное сознание-низший уровень  общ. сознания, его неотъемлемая часть. Оно отражает простые, зримые отношения  между людьми, между людьми и вещами, чел. и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать  на эмпирич. уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позвол. строить  простые умозаключ., вводить новые  понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыд. сознания невозм. глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретич. обобщений. Возникая на основе обыд. сознания, оно направл. внимание людей на отражение  сущности явлений природы и общ., побуждая к более глубокому их анализу. Через обыд.сознание теоретич. сознание связ. с общ. бытием.Теоретич. созн. делает жизнь людей более  осознанной, способствует более глубокому  развитию общ. созн.,т.к.раскрывает закономерную связь и сущность мат. и дух. процессов. Обыд. созн. скл.из обыд.знания и общ.психологии. Общ.психология-совокупность чувств, эмоций, несистематиз-х взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредств. общ. бытия.Теоретич. созн. несет в себе науч. знания о  природе и общ. Обыд.знание - знание элементарных условий бытия людей, позволяющ. чел.ориентиров. в его  непосредств. окружении. Это знание об использ. простых орудий труда, простых  природных явлениях, нормах  отнош.др. с др.Идеология – совок-ть идей, взглядов, теорий, отраж-х общ. отнош. в более или менее стройной системе. Ид. вкл. в себя полит. и правовые взгляды, теории, фил., мораль, искусство, религию. Общ. психология не способна подняться  до глубоких научно-теоретич.обобщений. Она отражает общ. бытие поверхностно, хотя и более тесно связана  с ним, чутко реагируя на всякие его  изменения. Ид., глубже отражая суть общ. бытия, способств. кардинальным его  изменениям на основе использов. научных  данных. Между общ. психол. и идеол. существ.органическое и диалектич.единство. Ид., анализируя и обобщая результаты практич. деят-ти людей, позволяет установить основные тенденции в развитии историч. процессов.

Политич. и идеологич. силы любого общ. всегда заинтересованы в том, чтобы  общ. явлениям, по крайней мере, самым  значимым, придать ид.-политич. интерпретацию.На примере сов.общ:одна из важнейших  особенностей возникновения, существования, функциониров.и его развития закл. в том, что вся жизнь общ. без  исключения, все его этапы, составляющие истолковывались, оценивались в  контексте социалистически-коммун.смыслов  и значений, интерпретировались в  духе становления и развития коммун. формации-это универсальная идеолого-герменевтическая установка. После распада СССР обнаружилось, что идеолого-герменевт. мир не только не явл. «высшей» реальностью, но что сама его реальность преходяща, т.к. она связ. с целым комплексом соц.-полит.факторов. Прекращается действие этих факторов — уходит в небытие идеолого-герменев. реальность. Ид.-гермен. мир олицетворяет собой прерывность, различные повороты в этой эволюции. Но это не отменяет значимости и реальности этого мира на определ.этапах жизни общ.

39.В чем состоит проблема  свободы в философии, как соотносятся  свобода и выбор, необходимость,  ответственность? Как вы понимаете  высказывание Ж.П. Сартра о  том, что человек обречен быть  свободным?Свобода-специфич. способ бытия чел., связ. с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соотв. со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физич., ни в соц. аспекте существования чел. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении др. Соотнош. категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: "свобода есть познанная необходимость". Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деят-ть чел. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана чел. - он ее раб, если же она познана, то чел. обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом выражается свобода воли чел.

Необходимость- сущ. в природе  и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания чел., законов. Необх.- выражение законом.о, объективно обусловл. хода развития событий.

Ответственность - саморегулятор деят-ти личности, показатель соц. и нравств.зрелости личности. Отв-ть предполагает наличие  у чел. чувства долга и совести, умения осуществл. самоконтроль и самоуправл. Сделанный чел. выбор, принятое решение  означают, что чел.готов взять  на себя всю полноту отв-ти и даже за то, что он не смог предусмотреть. Свобода связ. не только с необх-тью  и ответств., но и с умением  чел. сделать правильный выбор, с  его мужеством и с рядом  др.факторов.

 

 

 

 

 

 

 

29.Раскройте формационный (марксизм) и культурологический (О.  Шпенглер, А. Тойнби) подходы к  мировой истории, к ее единству  и многообразию. Какова их корреляция  с глобализацией современного  мира?

 Все народы проходят одинаковые  стадии развития: первобытное варварство, феодализм, эпоха городов, юридических  законов и разума (век цивилизации). По завершении этого цикла  развитие возобновляется и проходит  те же стадии и в той же  последовательности, но на более  высоком уровне. Сторонником прогресса  был и Маркс. Была разработана  концепция общ. прогресса как  последовательной смены формаций. Историю создаёт сам чел., занятый  удовлетворением своих мат-х потребностей. Для него критерием поступат-го  развития общ.явл. уровень производ-ти  общ-го труда. Прогресс произв-ти  труда и средств производства  приводит к революциям, смене  одних общ.-эконом-х формаций другими  (первобытно-общинную, рабовладельческую,  феодальную, капиталистич. и коммунистич.  формации). В 20 в. концепция линейного  развития общества подверглась  уничтожающей критике и широкое  распространение получили идеи  нелинейного цивилизац-го пути  развития общ., вылившиеся в концепцию  многообразия цивилизаций. Единство  всемирно-исторического процесса  Шпенглер предлагает заменить  историей как возникновением, расцветом  и гибелью многочисленных неповторимых  культур. Каждой культуре отведён  определённый лимит  времени  от зарождения до упадка –  примерно тысяча лет, после  чего, исчерпывая свои внутренние  творческие возможности, мертвеет  и переходит в фазу цивилизации,  для кот. характерно господство  техники, политики, иррелигиозность  и массовость культуры. По Тойнби  движущей силой развития цивилизаций  была диалектика вызова — ответа. Удачный ответ рождает «локальную  цивилизацию». Пока элита, управляющая  развитием цивилизации, способна  давать удовлетворительные ответы  цивилизация укреплялась и процветала. Как только элита оказывается   бессильной перед очередным вызовом,  цивилизация исчезает бесследно;  сопротивляясь упадку, она порождает  «универс. гос-во» и «универс. церковь». Первое исчезало с гибелью  цивилизации, тогда как вторая  становилась наследницей, способствующей  появл. новой цивилизации. Все  сказанное не умаляет глубокого  теоретического содержания ни  одной из концепций. Эти два  подхода не исключ.,а, наоборот, взаимно дополняют др. др. и настоящее  время всё более усиливается  тенденция, и осуществл. поиски  в направлении их взаимного  синтеза. Одной из предпосылок  такого синтеза формац. и цивилизац.  подходов явл. сложный, спиралевидный  характер формац. теории общ. развития .Она может многое дать цивилизац.  теории, указывая на единство  развития мировой совокупности  цивилизаций как целостной системы,  а также может быть плодотворно  приложена к задачам крупномасштабного  членения историч. процесса, и  к анализу историч.деят-ти разл.народов,  протекающей в опред-х географ., соц.-эконом. и культурных условиях.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"