Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними. 3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности. 2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.

Работа содержит 1 файл

Готовые ответы по философии.docx

— 162.98 Кб (Скачать)

Готовые ответы по философии

 

1.Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними. 3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности. 2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта. 2) рационально-теоретич. ур-нь – создается обобщенная и концептуально оформленная модель мировоззр. в форме миропоним., выраж. интеллектуальн. сторону отношен. человека к миру и раскрывающ. их сущность в виде понятий, категорий, теорий. Структурн. эл-тами мировоззр. явл. знания, ценности. идеалы, убеждения. основные – это зания, ценности и убежд. Историч. типы мировоззр. – мифологич., философское. Мифология – историч. первая форма мировосприят., поним. мира и самого себя первобытным человеком. мифологич. мировоззр. отличают след. типы: 1) синкретизм – неразрывн. единство человека и природы; 2) антропоморфизм – перенесение человеч. кач-в на неживой и живой мир природы; 3) вера во множество сверхъест. существ, олицетворяющ. природный мир; 4) доминир. чувственно-эмоц. восприят. окруж. мира над рацион. познанием. первобытная мифология явилась первой попыткой абстрактного объяснения генезиса всего существующ.. Религ. мировоззр. связ. с оформлен. монотеистич. Богооткровн. религий. Стр-ра религ. мирвоз.: 1) психологич. 2) идеологич. Специфика религ. мировоззр.: 1) мир удваивается: наряду с реальными выделяется сакральный как прообраз и цель деят-ти человека, и м-ду ними устанавл. граница. 2) сущность Бога духовна, он творец мира и находится вне его. 3) источн. знаний выступ. Свящ. Писание и вера, которая выше разума. 4) религ. картина мира строится по принципу нисходящ. иерарх.: Бог-человек-животные-растения-неживой мир. Философск. мировоззр. принципиально отлич. от мифологич. и религ. своей ориентац. на свободн. интеллектуальный поиск истины, что предполаг.: 1) осмысл. предельных оснований бытия и мышлен.; 2) обоснован. ценностного отнош. людей к действит-ти; 3) стремл. к систематичн. целостности знания о мире, человеке; 4) логич. аргументац. выдвиг. положений; 5) опора на разум и внутр. опыт человека. Ф-фия рассматр в кач-ве теоретич. ядра мировоззр., в функции которого входят систематиз. знаний, их обобщ. и рационализация при помощи языка понятий и категор.

 

2. Происхожд. ф-фии, ее  предмет и проблемное поле. Стр-ра  философ. знания. Термин ф-я возник в др.Греции–на рус.«любовь к мудрости».Философами наз-ли людей, стремящихся к позн-ю как к самостоят. цен. чел.позн-я. Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя,войн и т.д.,но это способствовало укреплению и распространению религии,Р–становится на мн.годы господствующей формой общ.созн-я.Разл.течения привле-чь на свою сторону ф-ов,используя опыт фил.анализа для обоснования истинности своего учения.Христ.церковь считает,что ф-я д.б.только служанкой бо-гословия.Это резко меняет сам предмет ф-ю.Этика подчиняется задачам религ.воспитания.На бог-ских дискус-сиях развивается диалектика,породив совр.логику и схоластику.® Посте-пенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления фил.атеизма.Но это не искл-ет того,что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит распад прежней проблематики:позн-я природы,чела,самого процесса позн-я.С этого времени ф-ия приобретает статус науки.Антич.физика становится натурф-ей.Позн-е природных явлений все больше заним-ся сбором фактического материала,его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс фор-мирования наук и выделения их из ф-фии.Сформир. науки занимаются изучением конкретного материала,а ф-ия перестав быть«наукой наук»стала заним.Мировозренчис-кими ??. Опред. предмета ф-фии как исторически первой формы теоретич. и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его стр-ры человека – задача достаточн. сложная и неоднозначн. Это связ. с тем, что: 1) отсутств. единая трактовка сущности и предназн. ф-фии в истории к-ры; 2) ф-фия в начал своегоразвития офватывала практич. все теоретич. знания о мире, что предельно расшир. ее предмет.; 3) многообразн. философские школы и направл. по-разному понимают предмет ф-фии, поэтому ей трудно дать такую дефиницию, котор. устраивала бы всех мыслителей; 4) в историко-философском процессе наблюд. эволюция ее предмета, отраж. классич. и постклассич. ориентации самой ф-фии. Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет ф-фии, а порой и принцип. их расхожд., не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкр. философской проблемы затрагив. в той или иной мере фундаментальн. смыслы бытия человека, его присут. в мире. Ф-фия идет от человека к миру, а не наоборот, и тем самым ее предметная направл. так или иначе связана с выяснением целого спектра отнош. человека с миром – природой, общ-вом, к-рой. рзумеется, из этого спектра отношен. ф-фию интерес. наиб. значимые и существенные хар-ки этих отнош. – принципы и основы бытия человека в мире. Предметом ф-фии можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и к-ры.  В стр-ре философск. знания традиц. выдел-ся разделы: 1) онтология – ф-фия бытия, учение о наиб. общих принципах и основаниях всего сущего; 2) гносеология – ф-фия познания, учен. о принцип., закономерностях и мех-мах познават. деят-ти; 3) эпистемология – ф-фия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследован.; 4) философская антропология – ф-фия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире; 5)аксиология – ф-фия ценностей; 6) праксеология – ф-фия деят-ти; 7) соц. ф-фия – ф-фия общества, учение о специфике социума. Разделы связаны м-ду собой и составл современную философскую картину мира.

 

3. Ф-фия Др. Индии.  Ортодоксальные и неортодокс. школы древнеинд. ф-фии. Сущностной особен. древнеинд. ф-фии явл. религ. хар-р большинства ее школ. Система религ. верований формир. здесь на основе ведийского канона (веды – свящ. знание), представл. богатейшим комплексом источников. Самые древн. из них – 4 веды, среди котор. центральное место заним. «Ригведа»(книга гимнов), восходящ. в 14 в. до н.э. Завершают канонич. тексты упанишады, наиболее классич. из которых относ. к 9-7 вв. до н.э. Упанишады представл. собой тайное знание, передавшееся учителем ученику, и содержали комментарии тех или иных положений вед. Помимо религ. сюжетов, в упанишадах даны также развернутые философск. обоснования таких базовых для индийского мировоззр. и к-ры категорий, как Брахман, Атман, сансара, карма, дхарма и мокша. Понятиями Брахмана и Атмана определ-ся исходные субстанциальные основания бытия, где Брахман – это высшая объективная реальность, благодаря котор. все возникает и сущ., а атман – высшая духовн. сущность. В упанишадах оформляется идея тождества Брахмана и Атмана как объективного и субъективного начал универсума. Выступ. как всеобщее обонование и причина комоса, они не имеют конкр. хар-к., в силу чего определ. отрицательно ч-з противопоставл. видимой действительности. Материально-чувственная природа подчин. сансаре – колесу жизни, связ. с цепью рождений и переходом от одной формы существован. к другой. Регулир. сансары осущ. кармой как законом воздаяния, в соответств. с которым совокупность всех добрых и дурных дел, соверш. человеком в предшеств. жизнях, определ. его судьбу в последующих перерождениях. С идеей сансары связ. и понятие дхармы, символизир. универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели, императива поведения, специфичного для той или иной касты. Высшей целью человеч. сущ. явл. мокша как религ. идеал спасения. Формирование индийской ф-фии относится к периоду 6-5 вв. до н.э. Исторически это время связ. с возникнов. сильных арийских гос-в, что, в свою очередь, способствовало дестабилизации традиционной кастовой стр-ры индийского общ-ва и выдвижению кшатриев на привелегированные политич. позиции. Свое идеологич. отражениеэти процессы нашли в неортодоксальных школах индийской мысли (буддизм, джайнизм, локаята), специфика которых определялась отрицанием безусловного авторитета вед и аппеляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения. в полемике с ними формир. шесть ортодоксальных школ,группирующихся в дополняющие друг друга пары. Религиозный хар-р древнеиндийской ф-фии обусловил след. ее существ. особенности: 1)  метафизич. направленность и идеалистич. интерпретац. действит., ее психологизац.; 2) традиционализм и интравертность как основные познавательные установки; 3) синтез философского знания и религиозной практики спасения.

 

4. Философская мысль Др. Китая. Осн. философские школы Др. Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.  В Китае пр-сс зарождения ф-и наз”эпохой борющихся царств”.Зна-менитые древнекит.ф-фы:Конфуций и Лао-дзы.В этот период сложилисось след.школы:конфуцианство, моизм, легизм,даосизм,инь янь.Для др.Кит.хар-на опо-ра на свящ.книги-“пятикнижие”.Уже в наиболее ранней из книг упоминается 2 принципа ЯНЬ и ИНЬ олицетворяют 2 взаимодополняющие начала(муж. и жен.).Лао-дзы учил,что каждая вещь,достигнув опред.степени развития, превращается в свою противоположность:неполное-полным,кривое–пря-мым).Эта смена протиположностей рассма-сь как всеобщая закономерность движения вещей,как единый поток,как вечное возникновение и исчезновение.Осн.школы:конфуцианство и даосизм.

Конфуций  – основат Центр. понятие –  жень(человек), определ. закон идеальных отнош. м-ду людьми в соответств. с принципом взаимности: Чего не желаешь себе, не делай другим. Основа - соц.этич. проблемы.Он создает идеал высоко морального ч-ка.К-ый должен обладать чувством долга и человечностью,став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения.В 1 в.д.н.э. конф-во превратилось в религию,где верховной силой считается небо.Большое место отводится ритуалам.В к.отсутствуют жрецы,обряды выполняют чиновники.Даосизм:5-6 в.д.н.э.Центр.понятие дао- первопричина мира естественный путь по к-ому должны следовать все и все в мире. основанием данного пути явл. соблюдение принципа у-вэй – отсутств. внешнего целеполаг. во имя растворения своего Я в естеств. порядке вещей. Даосизм проповедует пассивное отн-е к миру,идеал гармонии ч-ка и космоса,слияние чка с природой и космосом. Стремление ч-ка вырваться из гос-ва, где он просто винтик.В этом плане Даосизм противоположен конфуцианству. Основатель – Лао-цзы. Этич. и соц-политич. проблематика получили дальнейшее развитие в школах легизма (основатель Гуань-Чжун) имоизма (Мо Ди). Легисты (законники) отталкив. от идеи сильного гос-ва, в основе котор. лежат не нарвств. кач-ва правителей и подданных, а справедл. законы и действенная административная власть, широко использ. поощрения и наказания для воздействия на население.

 

5. Ф-фия Античного мира, ее периодиз. и основные проблемы.

Мн-во фил. учений и школ начинает складываться в VIIв. до н.э. Формируется под влиянием восточн. мифологии и фил. учений. Своим хар-ом, содерж. и направленностью отличается от них, т.к. явл. истор-ки 1ой попыткой сформировать рацион.картину мирозда-ния.В развитии 4осн.этапа:1.Досократовский(VII—VIвв. до н.э.);2.Классич.(V—IVвв.до н.э.);3.Эллинистич.(III-IIвв.до н.э.);4.Римский(Iв.дон.э.-529н.э.).1ые попытки фил.осмысления мира обнаруживаются уже у Гомера.В поисках мирового начала он выделяет 3 его первопричины:Нике-универсальная потенция всех состояний мира,Океаное-некое праморе и Тетис-жизн. сила. Причины возникновения мира пытается объяснить и Гесиод.Основой всего является Хаос,содержащий в себе всевозможные потенции.Из него возникли все сущие формы бытия:с одн.стор.-земля и жизн.сила,с др.-тьма и ночь.Эти правящие силы создали все остальные божества.Стремление ответи-ть на ?,что же является основой мира, постепенно привело к возникновению фил. школ. Существовали 4 разные школы:1)Фалес, Анаксемандр, Анаксемен, Гераклит -  Милетская 2) Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс - Элеаты. 3) Пифагор, Алкмеон-пифагорейцы.4)Демокрит,Левкипп-анатомисты.Все они были натуралисты.Материальное начало,кот.они брали за основу имело бож.сущ-ть.Фалес считал первоначалом воду(напр., питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр-апейрон(безграничное,вечно движущееся,кот.опред-ся поср-вом воздей-я на него некой высшей субстанции (происхожд-е кот.не требует док-ств)).Анаксемен-воздух (вечный,подвижный.Сначала сгущаясь образует облака, затем воду,землю,камни и разрежаясь превращается в огонь).В его учении видна идея перехода кол-ва в кач-во. Гераклит-огонь(1ый подме-тил то,что мир находится в бесконечном изменении,движении,и отсюда вывод,что огонь наиболее подвижный,способный к изменению элемент бытия).Ксенофан-в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущ-ти бога(приписывание ему чел.качеств и св-в.Прогресс этого был в том, что он 1ый понял, что бож-во-безразличная миру сущность, кот. не м.б.наделена св-ами, присущими тем, кто его пытается рассм-ть).Парменид-основа-тель онтологии(учение о бы-тие).Все его учения были в поэмах.Его учение было направлено против учения Гераклита о том,что бытие подвижно, изменчиво.Считал,что бытие конечно, непод-вижно.Все движение,кот.сущ-т-лишь иллюзорная види-мость.1ый встал на путь чистого рационализма,т.е. он говорил,что познать мир возможно только рацион.путем (путем умозаключений)и все чувственное относил к лож-ному.Отрицал сущ-ие небытия. Зенон-последователь Парменида.На доводы оппонентов, утверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил“парадоксы”, ставившие в отриц. форме диалект. ?? движения. Для него бытие непротиворечи-во. Пример “парадокса”:стрела,выпущен-ная в др.точ-ку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва.В итоге сумма мн-ва состояний покоя может дать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относительно начальной точки. Пифагорейцы пришли к выводу о том, что колич. отнош-я являются сущностью вещей. Считали первоосновой число. Пытались отобразить сущность мира с помощью геометр. фигур. Анатомисты считали, что все тела состоят из атомов(конечная неделимая единица).Атомы+пус-тота-основа всего сущего. Так,по своей природе атом неизменен,то и сущность всего неизменна.Поср-вом столкновения атомов возник весь мир.2столетия позже-Эпикур.Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из при-зн-я вечности материи.Внес изменения в анатомизм: для объяснения возможности столкновения атомов вводит понятие внутр-е обусловленного откло-нения движение атома от прямой линии,что явилось основой более глуб.взгляда на соотнош-е необходимости и случайности.

 

7.Номинализм и реализм.Средневек.Ф.-ф-я западноев-роп феод общ-ва,развивавшаяся в эпоху от крушения Рим империи(5в.)до возникн-я ранних форм капит.общ-ва(14-15вв.).Падение ант рабовладе-льч.общ-ва сопровож-далось упадком ф-и.Ант.фил. наследие было ут-рачено и оставалось до 2пол 12в.неизвестным ученым Зап.Европы. Господств. идеологией ста-ла религиозная:в Передней Азии, Аравии и арабояз-ых странах-мусульманская,в Евро-пе- хр-ая в 2-х разновидностях (римский католицизм и византийское православие). Школа, просвещение перешли в руки церкви,догмы кот. лежали в основе всех представлений о природе,мире и челе.Развитие школ(светских и дух-ых),а с сер12в.и осн-е 1-ых универов(в Италии,Анг,Чехии,Фр)поставили пе-ред ф-ей задачу помочь церкви в фил-ом объяснении и даже обосновании догматов веры. Фил-ия на несколько веков стала “слугой богословия”.Роль эту она исполняла уже в дея-ти апологетов-защитников хр-ва против яз-ва, затем в соч.“отцов церкви”.Крупн.из них на Западе- Августин ввел в систему уч-й хр.ф-ии ряд идей неоплатонизма.Др.-для Запада-источником влияния нео-платонизма, приспособленного к задачам хр.идеологии, стали вост.неоплатоники,в их числе так называем.Лже Дионисий Ареопагит(5в.).Важн.роль в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн Скот,или Эригена.При объяс-нении догм веры перед средневек.фил-ми возникли слож.?? об отн-и единичного к общему и о реальности общего.В зависимости от способа их решения школьная ф-я,получившая название схоластики,выработала ряд точек зрения,осн.среди кот.стали вступившие в борьбу м/д собой уч-я реализма и номинализма.Реализм-направление в средневек схоластике,утверждавшее,что общие понятия(универсалии)имеют реальное сущ-е и предшествуюто сущ-ю ед.вещей.Реализм фактически продолжал линию Платона в решении ? о соотн-ии понятия и объект.мира,общего и ед-го.Р.служил фил.ба-зой католицизма.Виднейшими его пред-лями были  Кен-терберийский и Вильгельм из Шампо.К этому же направлению примыкал и Фома Аквинский.Против реализма вели борьбу пред-ли номинализма.Эта борьба была выражением борьбы 2-х тенденций в ф-и- материалой(номинализм)и идеалистической(реализм). Номинализм-направление в ср.фил-ии,считавшее общие понятия лишь именами ед-ых предметов.В противопо-ложность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отд.вещи с их индивид. кач-ми.Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах,не только не сущ-ют независимо от вещей, но даже не отражают их св-в и кач-в.Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Однако,номиналисты не понимали,что общие понятия отражают реальные кач-ва объективно сущ-их вещей и что ед.вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14вв.были Росцелин,Дунс,Скотт, Оккам.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"