Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними. 3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности. 2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.

Работа содержит 1 файл

Готовые ответы по философии.docx

— 162.98 Кб (Скачать)

 

32. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке. Проблема коэволюции природы и общества.  В предельно широком, философском смысле категория «природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как все сущее, включая и самого человека. В этом смысле категория «природа» соизмерима с понятиями «материя», «Универсум», «мир» - предельно широкими философскими категориями. Рассмотренная в таком значении, категория «природа» соответствует латинскому термину «natura». Отсюда и название философских знаний о природе – натурфилософия. В контексте этого типа знаний природа включает в себя все формы проявления материального мира: неживую природу, живую природу и общество. Понимаемая в более узком смысле, природа – неживая и живая - является основным объектом изучения естествознания. В этом измерении она противопоставлена обществу, а в соответствии с канонами классической философии – и человеку. Как объект естествознания, природа соответствует греческому термину «physis», что означает рожденное, а не сотворенное кем-либо. Сужая и конкретизируя далее содержание понятия «природа», следует указать на ее значение как совокупности условий и предпосылок существования человека и общества. В этом смысле часто используется интерпретация природы как среды обитания.  С момента своего формирования совокупность философских знаний о природе оформляется в виде специального раздела философских знаний - натурфилософии. Большое значение натурфилософия приобрела в эпоху Возрождения и Нового времени в силу роста исследовательского интереса к природе. В Новое время природа оказывается в центре философских и научных исследований.Общим основанием изучения природы в современном естествознании становится принцип универсального эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая научные представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни. В ходе эволюции ослабевает непосредственная зависимость социума от природы, ибо человек повышает свою защищенность от ее стихийных сил. Зато опосредованная зависимость, в связи с углублением контактов между обществом и природой, усиливается. Общество выступает как более активная сила этого противоречия.Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.

1. Природа - необходимая предпосылка возникновения и существования человека, составная часть причин функционирования и развития общества. Так, в процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии у имеющихся у земной поверхности веществ ежегодно образуется около 180 млрд тонн биомассы и около 300 млрд тонн кислорода, без которых невозможна жизнь человека. Природа является естественной кладовой предметов труда. Она обеспечивает общество материалом для создания орудий труда. Природные силы, присоединенные к человеческим, многократно их усиливают.

Воздействие общества на природу целенаправленно, универсально и динамично, осуществляется через практическую деятельность людей.

2. Расширяются пространственные  границы освоения природы человеком. Достигнут планетарный характер производственно-хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближний космос и использует его в своих целях. Происходит также дальнейшее изучение и освоение природы "вглубь", открытие и использование новых элементов, ранее неизвестных свойств и законов природы. Широко применяются полимеры, ядерные превращения, полупроводники, лазеры, биологические способы защиты растений, очистки вод.

Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Первобытные коллективы жили в тесном единстве со своей средой обитания, их зависимость от природы на стадии присваивающего хозяйства была полной. Было относительное тождество общества и природы, перешедшее в различие. В классовом обществе различие переросло в противоположность. Потребительское отношение к природе при капитализме, особенно на стадии первоначального накопления капитала, отсталость технологий в развивающихся странах, бесхозяйственность при государственном социализме привели к экологическому кризису.

 

33. Проблема антропогенеза в философии и науке. Биологическое и социальное в человеке.          Проблема человека – традиционна для философии и актуальна для современной науки.

Проблема происхождения  человека – проблема антропогенеза ( от греч. antropos – человек, genes – происхождение, становление). Существует несколько  основных вариантов решения этой проблемы. Религиозно-христианский подход предполагает акт творения  человека богом. Уфологическая версия о внеземном происхождении человека развивается в основном в научно-фантастической и литературной форме.

   Становление научного  подхода началось во 2-й пол. XIX в. На основании эволюционной теории Ч. Дарвин выдвинул идею естественного происхождения человека. Он считал человека млекопитающим, животным, усовершенствованным в процессе отбора. В XIX в. , опираясь на идеи Ч. Дарвина , немецкий философ Ф. Энгельс  выдвинул идею  антропосоциогенеза – совместного возникновения человека и общества.

   Французский мыслитель  1-й пол. XX в., естествоиспытатель,  католический деятель  П. Тейяр де Шарден создал концепцию христианского эволюционизма, согласно которой картина глобальной эволюции планетарного бытия включает в себя божественный “ творческий акт”, благодаря которому человек поднялся до уровня  “ духовной личности”. Это попытка синтеза научной идеи эволюции природы и христианской идеи творения.

   Процесс  становления  человека ( антропогенез) и общества ( социогенез) – это системный процесс, который начался около 3.5 – 5.5 млн. лет назад.Реконструкция процесса антропосоциогенеза – сложная проблема, в решении которой участвуют и филосифия, и наука. Трудовая концепция антропосоциогенеза, восходящая к Ф. Энгельсу, акцентирует внимание на трудовой деятельности -  таком взаимодействии человека и природы, которое позволяет человеку приспосабливаться к природе, преобразуя ее. Именно трудовая деятельность в коллективе себе подобных явилась важнейшим фактором, выделившим человека из природного мира и приведшим к развитию человеческого общества.

Проблема взаимодействия биологического и социального в  природе человека.Человек является биосоциальным существом. Развитие и существование человека определены двумя программами: биологической, и социально-культурной. Биологическое в человеке соединяет его с природой, является необходимым условием его существования. Социальное  в человеке, исторически надстраиваясь над биологическим, не отменяет его, но изменяет, включая в более сложные социальные процессы.Социальное и биологическое находятся в системном взаимодействии. Сложность познания биологической и социальной детерминации поведения и развития человека отражается в дискуссии между биологизаторскими и социологизаторскими  концепциями. Биологизаторский подход, как в теоретическом, так и в методологическом отношении признает приоритет биологического начала над социальным. Биологическое начало абсолютизируется. Социологизаторские концепции абсолютизируют социальное начало в человеке, недооценивают личностное начало, биологические особенности человека.Попытку синтеза противоположных подходов предприняли представители такого междисциплинарного направления в науке, как социобиология.Человек – результат совместной социоприродной истории, поэтому экологический кризис не может не коррелировать с кризисом антропологическим.

 

35. Проблема генезиса сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Сознание и психика животных. 36.Генезис.Созн-е сущ-ло не всегда.Они возникло в ходе истор.развития материальных образований в рез-те усложнения их форм,как св-во высокоорганизованных материальных систем.Неистор.подход к созн-ю привел нек-ых ф-ов к утверждению,что созн-е присуще всей матери.Подобное возрение наз-ся гилозоизм.(вещ-во и жизнь).Созн-е-особый вид отражения.Отражением обладают все материальные образования.Оно является моментом,стороной любого взаимодей-я.Отражение-рез-т взаимодей-я,в к-ом фиксировано то,что принадлежит отражаемому телу.материя пораждает разл.формы отражения(напр.изоморфное отображение, отпечатки,возникающие в рез-те взаимодей-я 2-х и более объектов).Как св-во живого организма выступает раздражимость, к-ая проявляется в виде физиолог.реакций.Она-ср-во управления, регулирования приспособительного поведения. Дальнейший этап в развитии форм отражения-чуствительность-способность иметь ощущения,отражающие св-ва предметов,воздей-ющих на организм. Ощущения составляют нач.форму психики животных. Она-св-во высших форм органической материи.Психика-способность живых сущ-в создавать чувственные и обобщенные образы внеш.дей-сти и реагировать на них сообразно своим потребностям.присуща челу.Психика чела-сов-ть явлений и состояний его внутр.мира.Созн-е – часть психики.к-ая охватывает сознательные,подсознательные и бессознательные процессы. Созн-е могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованнго мозга, к-ый сформировался под влиянием труда и речи.«Сначала труд.а затем и вместе с ним членораздельная речь явились 2мя самыми гл.стимулами,под влиянием к-ых мозг обезьяны постепенно превратился в чел.мозг,к-ый при всем своем сходстве с обезьянами далеко превосходит его по величине и совершенству».(Маркс,Энгельс). Трудовые операции сыграли решающую роль в формировании чела и его созн-я:мозг стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда.Активно действующая рука учила голову думать,прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы,заведомо планирующей практ.дей-я.Т.о.ключ к разгадке,к-ую представляет для каждого чела происхождение его созн-я,закл-ется в труде.Созн-е хар-ется активным отн-ем к внеш.миру,к самому себе.Мозг чела как управляющая система высокой степени сложности устроен так,чтобы не только получать,хранить инфу,но и формировать плин дей-й и осуществлять активное управление ими.В отражение мысль предвосхищает естественный ход событий.И в этом смысле созн-е может отрываться от непосредственного отражения дей-сти.Конечная цель чела-в преобразующем мир практ.дей-и,по отн-ю к к-ому оно выступает в качестве необходимого ср-ва.Все элементы мысленно творимого заимствуются из наличного бытия,из окруж.природы.Суверенитет разума состоит в способности прежде всего правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на основе отражения,через практ.дея-сть творить мир.Когда говорят о тв-ве,то имеют в виду лишь гениальные произведения лит-ры,открытия в науке.Между тем тв-во-св-во созн-я вообще.Вся история развития чел-ва связана с такой дея-стью людей,к-ая дает новые рез-ты,имеющие общ.значение,а это и есть тв-во.  Созн-е связано с языком-наиб. эфф-ый способ передачи соц.инфы.Участвует в осуществление практ-ки всех высших псих.фцнкций. Хар-ны функции: экспресивная(поср-вом языка чел выражает мысли); когнитивная (служи важн.ср-вом позн-я);коммуника-тивная (осуществление общения м/д людьми);кумулятивная (обеспеч. накопление и сохранение зн-й). Расширение потребностей чела в общении и позн-и приводит к созданию «искусственных языков»( язык формул и графиков). Т.О. труд и язык-мощные соц. факторы, стимулирующие процесс развития созн-я

 

36. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Индивидуальное и общественное сознание. Созн-е-целостный процесс,состоящий из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов созн-я лежит память-способность мозга запечатлевать ,сохранять и воспроизводить инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.В ходе своего индивид.развития индивид первоначально осознает предметы и свои мысли о предметах и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,своего «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих дей-й,чувств,мыслей, своего положения в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль играют ощущения челом своего собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел осознает себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им матер.и дух.культуру.Познавая себя,мы никогда не остаемся вполне такими же,какими были прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые с самого начала требовали от людей умения оценивать свои поступки,слова и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел берет на себя полную ответственность за них. Общ.созн-е-особая дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов, возникающих в опред.истор.период у больших соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования личного,индивид.созн-я.Общ.созн-е обладает относительной самостоятельностью:ему присуща преемственность,а периоды его ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответствующими периодами развития общ.бытия. Общ.созн-е имеет сложную структуру.В условно "вертик." ракурсе его принято делить на уровни,а в "горизонт."-на "формы".В вертик.ракурсе применяют гносеологический и социолог.подходы. Гносеолог. аспект анализа предполагает выяснение того,что и как отражает общ.созн-е в общ.бытии.При таком подходе выделяют обыденный и теорет.уровни общ.созн-я.Обыденное созн-е охватывает и обобщает в основном внеш.связи и отношения,не проникая в сущность вещей.Вкл.:сумму зн-й и заблуждений,предрассудков и суеверий,связанных с повседневной дея-стью людей в сфере пр-ва,быта.Обыденное созн-е возникает как осозн-е повседневных потребностей людей (здравый смысл).Более глубокое отражение общ.бытия дает теорет.созн-ие-система идей, понятий,з-ов.Эти два уровня общ.созн-я тесно взаимодей-ют,ведущая роль принадлежит теорет.созн-ю.Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения дей-сти представляет опред.ценность,и он способен корректировать теорет. идеализации.При социолог.подходе осн.критерием различения уровней общ.созн-я является степень учета, способ выражения интересов отд.классов или соц.групп.По этому критерию выделяются также 2 уровня-общ.психология и идеология.Общ.психология вкл.3 осн.элемента:1) мысли и представления,порожденные практ.дея-стью опред.класса (соц.группы)и всего общ-ва,а также унаследованные от прошлых поколений;2)чувства, стремления,настроения,выражающие эмоц. отн-я класса (соц.группы) к др.классам (соц.группам)и побуждающие людей к опред. дей-ям;3)традиции, обычаи,нравы, представляющие собой"материальное" закрепление мыслей и чувств соответствующих соц.групп.Общ.психология-исходная ступень общ.созн-я,вырастающего из общ. бытия. На формирование взглядов и чувств людей решающее влияние оказывают производ., бытовые, семейные,национальные и культурные отн-я. К особенностям общ.психологии относятся стихийность формирования,возможность прямого перерастания взглядов,чувств и настроений в дей-е.Идеология дальше отстоит от усл-й повседневной жизни людей,но отражает их полнее и глубже.Она выступает как самосозн-е соответствующего класса (соц.группы).В учебной и науч.лит-ре идеология часто хар-ется как теорет.отражение интересов опред.класса.В такой трактовке она смешивается с теорет.уровнем общ.созн-я.В отличие от общ.психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеолог.работы. Идеология сущ-ет и возникает в классовом, социально неоднородном общ-ве.Общ.психология и идеология взаимодей-ют друг с другом, при этом определяющая роль принадлежит идеологии.В"горизонт."плане выделяют: полит., нравств., эстетическое, науч., фил.и др.формы общ.созн-я.

 

37. Специфика познават. отношен. человека к миру. Типология познават. деят-ти. Проблема познаваемости мира: гносеологич. оптимизм, скептицизм, агностицизм. Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах. Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечи-ваются и обретают статус знания. Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а) знание как информация об объективном мире природы и общества; а) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания; в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира. Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать коррелятивно основным этапам антро-по- и социогенеза, важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры. Такой подход позволяет обосновать правомерность двух классификаций форм познания. В рамках первой из них следует различать: а)  духовно-практическую форму познавательной деятельности, которая появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека. Наиболее полно и отчетливо духовно-практическая форма познавательной деятельности реализуется в так называемом обыденном познании или здравом смысле; б)  духовно-теоретическую форму познавательной деятельности, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образований культуры. Вторая классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют: мифологическое, религиозное, образно-художественное, философское, научное познание. Скептици́зм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. Гносеологич. оптимизм – направл. в гносеологии, настаивающее на безгранич. возможностях познават. способностей человека, полагающее, что нет принцип. препят. на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Имеются, конечно, определенные трудности исторического, т.е. – временного характера, но развивающееся человечество, в конце концов, их преодолеет. Вариантов оптимистической гносеологии достаточно много, различаются и их онтологические основания. В учении Платона возможность безусловного познания сущности вещей базируется на постулировании единой природы души и идеальных сущностей в некоем месте обитания занебесной области, в которой души созерцают идеальный мир. После вселения в человеческие тела души забывают то, что они видели в иной действительности. Суть же теории познания Платона заключается в тезисе «Знание – это припоминание», то есть души припоминают то, что видели прежде, но забыли в земном существовании. Способствуют процессу «припоминания» наводящие вопросы, вещи, ситуации. В учениях Г.Гегеля и К.Маркса, несмотря на то, что первое принадлежит к объективно-идеалистическому, а второе – к материалистическому направлениям, онтологической основой гносеологического оптимизма является представление о рациональности (т.е. логичности, закономерности) мира. Рациональность мира безусловно может быть познана человеческой рациональностью, то есть разумом. Агностици́зм (от др.-греч. —непознанный) — направл. в ф-фии, считающ. невозможным объективное познание окруж. действит-ти поср-вом собств. опыта. Т. о., агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность док-ва или опровержения утвержд. в неко-рой области, особ. в метафизике и теологии

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"