Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними. 3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности. 2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.

Работа содержит 1 файл

Готовые ответы по философии.docx

— 162.98 Кб (Скачать)

 

38. Теория познания: предмет и основные понятия. Предмет теории познания состав. всеобщ. предпос., сущность, формы и пути познания, его возможн., отнош. знаний к реальности и условия их истинности. Конкретизир. он в основн. понятиях теор. познан. и содерж. исслед. ею пробл. Основн. понятия теор. позн. позвол. системно осмыс. хар-ки познават. действий чел-ка, а также совокупность проблем, исслед. котор. дает возможность постоянно уточнять и дополнять общее представл. о познават. проц. Исходное понятие гносеологии — "субъект познания". Субъект познания - это носитель человеч. творч. активности, направл. на адекватное воспроизвед. природной, соц. и дух. реальности в форме знаний. Адекватное воспроизвед. познав. действит. — верное, в идеале воспроизвед действит-ти "в ее собств. хар-ках", привносимых несовершенством человеческих познавательных способностей, данных ему природой, и недостаточностью созданных человеком ср-в познания. В роли субъекта познания выступ. индивид, социальная группа человеческое общество, а также человечество. Хаар-р направленности творч. активности субъекта познания конкретизир. в понятии "познават. отнош.". Познават. отнош. - это отнош. м-ду субъектом познания и реальностью, ориентир. активность субъекта на ее адекватное воспроизвед. в форме знаний. Оно качественно отличается от практич. отнош. человека к реальности, ориентир. на ее преобразов., а также от ценностного отношения, ориентир. на установл.е значимости для человека того или иного явл. природной, соц. или дух. реальности. Заданная познават. отнош. ориентация реализуется в познават. деят-ти как одном из видов человеч. деят-ти. В соответствии со сказанным о субъекте познания и хар-ре познават. отнош. познават. деят-ть - это творч. акт-сть человека', направл. на адекватное воспроизвед. природной, соц. и дух. реальности в форме знаний. Отмеченные ранее разнородные ориентации в определ. мере сближ. понятие объекта познания. Объект познания — это то в сфере природной, соц. и дух. реальности, на что направлена познават. деят-ть субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное. Один и тот же объект природной, соц. или дух. реальности может быть связан с человеком различными типами отнош., задающими различн. ориентац. для проявл. его творч. активности. В сфере познават. деят-ти активность человека направл. на выявл. происхожд., строения и св-в объекта, состояний в настоящ. и будущем, установление х-ра его отношен. с другими объектами, составляющ. среду его существован.. При этом человек в определ. мере отвлекается от вопросов, связанных с практической полезностью данного объекта и его эстетической ценностью как способностью удовлетворять потребность в прекрасном. В группу основных понятий теории познания входят понятия "отражение" и "информация", воспроизводящие главные мех-мы познават. процессов. Отражение — это всеобщее св-во объектов реальности, состоящ. в их способности воспроизводить признаки, св-ва и отношения взаимодействующих с ними объектов. Отражение определяют также как взаимодействие, в рез-те к-рого ч-з изменение с-в и состояний одного из взаимодействующих объектов воспроизвод. особенности другого. Термин "отражение" употребл. и для хар-ки рез-та взаимодействия объектов, т.е. тех следов, отпечатков на одном из объектов, которые воспроизводят нек-рые особенности др. объекта. Превалирующее знач. имеет первый смысл, где акцентир. статус отражения как св-ва всех материальных. Информация - это отражение разнообразия в объектах и процессах живой и неживой природы (системах управления), которое может передаваться через поток сигналов, накапливаться, преобразовываться и храниться. Данное определение не претендует на универсальность. Оно ориентировано прежде всего на развитие представлений о главных механизмах познавательных процессов, заложенных в понятии "отражение", и акцентирует значение сигналов как материальных носителей сведений об отражаемом объекте, которые не связаны с ним законами вещественных и энергетических взаимодействий, в то время как многие виды отражения (прежде всего механическое) таким законам подчиняются всецело. К основным понятиям теории познания относится также понятие "знание". Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи объектов природной, социальной и духовной реальности.

 

39. Основн. формы чувственного и рационального познания. роль воображения и  интуиции в познават. процессах. Гносеология–изучает общие закономерности позн-я.Обыденное позн-е–основано на использовании социального опыта(трудового, семейного).Отражает свои объекты в зависимости от реальных жизн.потребностей людей.Использует обыден-ный язык.Осн.метод класс-ции зн-я–здравый смысл. Но-сит рецептурный хар-р,дает предписания,рез-т его пред-писаний–этикет.Обыденное зн-е очень субъективно.Науч. позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стремится выявить з-ны для мира и его компонент.Осн.отличие О.П.от Н.П.–науч.позн-е предпо-лагает своим рез-том систему зн-я,к-ая носит концептуальный хар-р:процедура док-ва,обоснования зн-я.Наиболее соверш.форма зн-я–теория–выступает как обобщение(не все обобщения–теория).Позн-е–разно-видность дух.воспр-ва.Задей-ны:чувства и разум, мышле-ние,интуиция и т.д. Виды познания:1.Чувственно–сенси-тивное.2.Абстрактно–логическое.3.Интуиция.

С одн.стороны зн-е обусловлено познават.способностью чела.С др.ст.зн-е–как резюме,итог всей чел.деят-сти.

Соотн-е чувств.и рационального. Сущ-ют: сенсуализм («чувство») и рационализм(«разум»). Сенсуализм.В основе познават.деят-сти–чувства чела, ощущение–источник(Гоббс, Локк, Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты).Рационализм.Доказывали,что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувств.опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель).Интуитивистские направления ф-и.Интуиция может восприниматься по–разному:1.Как божественное озарение.2.Чувственное озарение.3.Как особое психическое состояние. В совр.ф-и–рационалистическая традиция. Чувственное позн-е.Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешн.миром,если ли-шить этого канала–нет позн-я).Наличие органов чувств–необходимое и достаточное усл-е для многосторонней познават.деят-сти.Формы чувств.позн-я:1.Ощущение–отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета.2.Восприятие- это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений. 3.Представление–чувственно–наглядный образ предмета (сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее).4. Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы. Рациональное позн-е. Это не чисто природное св-во чела, оно вырабатывается в ходе социологизации чела,в процессе общения и т.д.Уровни рационального позн-я: рассудок и разум.Рассудок.Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.Разум.Более высокий уровень рационального позн-я,хар-но оперирование самими абстракциями,меняет абстракции, конструирует их, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны. Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения.Понятие–исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи объекта. Сущность его–в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1. Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие мысли не выражает, оно–атом мысли.Суждения–отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные.Умозаключения–на основании известных двух суждений выводится новое.(У Аристотеля это–сииллогизм–роза- цветок, цветок–растение, роза–растение).Определение доп. формы рационального мышления, первых 3-х достаточно для обоснования любой теории Сомнение Мнение. Интуиция. Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя.

 

40. Основн. формы чувственного и рационального познания. роль воображения и  интуиции в познават. процессах. Гносеология–изучает общие закономерности позн-я.Обыденное позн-е–основано на использовании социального опыта(трудового, семейного).Отражает свои объекты в зависимости от реальных жизн.потребностей людей.Использует обыден-ный язык.Осн.метод класс-ции зн-я–здравый смысл. Но-сит рецептурный хар-р,дает предписания,рез-т его пред-писаний–этикет.Обыденное зн-е очень субъективно.Науч. позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стремится выявить з-ны для мира и его компонент.Осн.отличие О.П.от Н.П.–науч.позн-е предпо-лагает своим рез-том систему зн-я,к-ая носит концептуальный хар-р:процедура док-ва,обоснования зн-я.Наиболее соверш.форма зн-я–теория–выступает как обобщение(не все обобщения–теория).Позн-е–разно-видность дух.воспр-ва.Задей-ны:чувства и разум, мышле-ние,интуиция и т.д. Виды познания:1.Чувственно–сенси-тивное.2.Абстрактно–логическое.3.Интуиция.

С одн.стороны зн-е обусловлено познават.способностью чела.С др.ст.зн-е–как резюме,итог всей чел.деят-сти.

Соотн-е чувств.и рационального. Сущ-ют: сенсуализм («чувство») и рационализм(«разум»). Сенсуализм.В основе познават.деят-сти–чувства чела, ощущение–источник(Гоббс, Локк, Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты).Рационализм.Доказывали,что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувств.опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель).Интуитивистские направления ф-и.Интуиция может восприниматься по–разному:1.Как божественное озарение.2.Чувственное озарение.3.Как особое психическое состояние. В совр.ф-и–рационалистическая традиция. Чувственное позн-е.Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешн.миром,если ли-шить этого канала–нет позн-я).Наличие органов чувств–необходимое и достаточное усл-е для многосторонней познават.деят-сти.Формы чувств.позн-я:1.Ощущение–отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета.2.Восприятие- это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений. 3.Представление–чувственно–наглядный образ предмета (сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее).4. Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы. Рациональное позн-е. Это не чисто природное св-во чела, оно вырабатывается в ходе социологизации чела,в процессе общения и т.д.Уровни рационального позн-я: рассудок и разум.Рассудок.Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.Разум.Более высокий уровень рационального позн-я,хар-но оперирование самими абстракциями,меняет абстракции, конструирует их, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны. Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения.Понятие–исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи объекта. Сущность его–в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1. Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие мысли не выражает, оно–атом мысли.Суждения–отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные.Умозаключения–на основании известных двух суждений выводится новое.(У Аристотеля это–сииллогизм–роза- цветок, цветок–растение, роза–растение).Определение доп. формы рационального мышления, первых 3-х достаточно для обоснования любой теории Сомнение Мнение. Интуиция. Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя.

 

 

41. Место и роль практики в познании. Наиболее существенное влияние на характер познавательных процессов оказывает практика, понимаемая как способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем целесообразного преобразования предметов, процессов и явлений этого мира. Особенно значима материальная практика, оказывающая многоаспектное воздействие на познавательные процессы, являющаяся источником, движущей силой, основой познания и критерием истинности его результатов.

Смысл характеристики практики как источника познания состоит  в том, что включенные в практику процессы выбора целей и средств деятельности необходимо связаны с познавательными процессами и стимулируют их возникновение.

В связи с усложнением  практических задач и ростом их масштабов, освоением новых изделий потребность в "обслуживающих" практику познавательных действиях многократно воспроизводится и усиливается. В этом плане практика выступает как движущая сила познания.

С представлением о практике как основе познания связано использование  в нем продуктов материальной предметно-практической деятельности — средств наблюдения и измерения, экспериментального оборудования.

Результаты практической деятельности (продукты потребления, новые изделия технологического назначения и др.) показывают, насколько реализованный, практически идеальный план деятельности был эффективным и оптимальным. А поскольку этот план был основан на знаниях, то в итоге результаты практической деятельности показывают, насколько истинными, т.е. адекватными реальности, были знания, полученные ранее в процессе познавательной деятельности. Следовательно, практика служит критерием истинности результатов познания.

 

42. Понятие истины и ее критерии. Цель,итог позн-я-получение истинных зн-й,достижение истины.? об истинности зн-я наряду с ? о его источнике относится к самым важным в теории позн-я. Что же такое истина?Ни предметы,ни ощущения сами по себе не могут быть ни истинными,ни ложными.Восприятия, представ-ления ощущения м.б.истинны или ложны только в случае их сопоставления с объектом.Истина-соответствующее объективной реальности содержание наших зн-й.Она являет собой итог процесса позн-я.Истина-центр. категория теории позн-я,любой фил.системы."Истина-дочь времени,а не Авторите-та",-говорил Ф.Бэкон.Гегель утверждал,что истина "есть великое слово и еще более великий предмет",так что у дух-о здор-го чела"при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь".Самая серьезная потребность чела-потребность позн-я истины.Она не подобна цветам,к-ые легко срывают по пути.Это далекая цель трудного пути позн-я."Недостаточно просто открыть глаза и уши,чтобы стать мудрым и знающим.Многие только потому и спорят против истины,что,пропадут,приняв ее за таковую" (Гете). Диалектич. материализм рассм-ет истину как процесс.Она не является неизменным отражением объекта. Истина – рез-т последоват., противоречивого процесса углубл.позн-я.Истина имеет неск. сторон: объективность, а бсолютность, относительность и конкретность.Проблема истинности наших зн-й вкл. 2 ?.Сущ-ет ли объективная истина,т.е. может ли в чел.представлениях быть такое содержание,к-ое не зависит ни от субъекта,ни от чела,ни от чел-ва?Если да,то могут ли чел.представления,выра-жающие объективную истину,выражать ее сразу,безусловно,абсолютно или только приблизительно и относительно?Под объективной истиной пони-мается такое содержание наших знаний,к-ые не зависят ни от чела,ни от чел-ва.Утверждения"Земля вращается вокруг Солнца","труд создал чела" и др.являются объективно истинными. Быть материалистом - значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств и разумом.Как же познается объективная истина?Это есть ? о соотношении абсолютной и относительной истины.Диалек-тико-материалист.принцип развития относится и к истине,к-ая не возникает сразу,а развивается постепенно.Абсолютная истина в ф-и понимается в 3х смыслах:1)абсолютно полное зн-е обо всем,что было,есть и будет в мире;2)моменты абсолютного,не-преходящего знания в составе зн-я относительного; 3)так называемые"вечные"истины.В 1ом случае абсо-лютная истина недостижима,но нет пределов все более полного "овладения" ею.Во 2ом и 3ем смыслах-"включается" в чел.позн-е на каждом из его этапов,и т.о.истиной является не только абсолютная истина,но и приблизительное,т.е.относительная истина.Относит. истина-истина неполная,приблизительная.Она уточ-няется с ходом развития позн-я. Относит-ыми являются,напр.,все гипотезы.Относительна точность наших измерений.В процессе позн-я мы переходим от относит.истин к абсолютным. Т.о. зависимость м/д абсолютной и относит.истинами имеет достаточно сложный диалект.хар-р.Др.крайность-полное отрица-ние абсолютной и признание только относит. истины. На этой позиции стоят релятивисты.Они абсолютизи-руют отдельные моменты процесса позн-я:его зависимость от псих.состояния личности,от биолог. потребностей и эмоций субъекта или же от лог.форм и теорет.ср-в,как-то:символики и сов-сти терминоло-гии координат и методов отсчета и т.п.Диалект.мате-риализм решительно отвергает сведение релятивного к чисто субъективному.Он вкл.в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не абсолютизирует их.С точки зрения диалект. материализма разница м/д абсолютным и относит.тоже относительна. Если поня-тие "объективность истины" подчеркивает осн. ее чер-ту как верное отражение дей-сти,а понятие "относит.и абсолют.истина"-сам процесс ее позн-я,то понятие "конкретность истины"говорит о возможном практ. применении полученных зн-й.Диалект. материализм исходит из того,что абстрактной истины нет,истина всегда конкретна.Это означает необходимость учета границы,пределов применимости рез-ов позн-я,а соответственно и их уточнения.Принцип конкретно-сти истины есть одно из гносеологических выражений внутр.противоречивости в природе и общ-ве,из чего вытекает необходимость всестороннего учета проти-воречий и разл.тенденций ра

 

44. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки. Теория позн-я без соприкосновения с нау-кой вырождается в пустую схему.Наука без теории позн-я(наск-ко это вообще мыслимо)становится при-митивной и пустой. А.Эйнштейн.Что такое наука?Яв-ление это сложное.Наука выступает в разных кач-ах: как всеобщий дух.продукт общ.развития,как форма общ.созн-я,как дух. потенциал материального пр-ва, как орудие господства чела над природой,как обоб-щенный опыт всего чел-ва,как основа мировоззре-ния,как результат дея-ти ученых,как развивающаяся система знаний и т.д.Но даже такое перечисление ипостасей науки мало что дает для ее понимания. Науч.зн-е не есть наука,точно так же,как чел знающий,образованный не есть еще ученый.Только созда-вая новое зн-ие,чел приобщается к миру науки.Там, где наука удовлетворяется однажды познанным,там она перестает быть самой собой.Зн-е-продукт науки и ее сырой материал,вновь вовлекаемый в науч.дея-ть подобно продукту и сырому материалу пр-ва веществ. ценностей.Поэтому зн-е можно рассм-ть как элемент науки,ее часть,но ставить знак равенства м/д ними равносильно отождествлению товарного пр-ва с то-варом.Представление о науке как о зн-и унаследовано по традиции от того истор.периода,когда она не была еще опытной, эксперементальной,а являлась чисто умозрительной и когда ее задача состояла в идеаль-ном конструировании мира,а не в его преобразовании. Возникает ?:мыслима ли совр. наука без эксперимен-та,являющегося одной из важнейших форм практ.дея-ти людей? Наука без эксперимента-все равно,что ис-кусство без тв-ва,симфония без исполнения.Мало того,симфония оказывается и без композитора,т.к,ог-раничивая науку только зн-ями,мы исключаем из нее ее творцов-ученых.За борт науки выбрасывается ее исток, ее суть-сам творч. процесс исследовательской дея-ти, т.е.процесс пр-ва зн-й.Значит,наука-не только и не столько наличные зн-я сами по себе,но и дея-ть общ-ва по их пр-ву.Ее взаимоотн-е с материальным пр-ом и общ.практикой выступают как отн-е одной формы общ.пр-ва с др-й.Т.о.,наука-система исследо-вательской дея-сти общ-ва,направленная на пр-во но-вых зн-й о природе,общ-ве и мышлении.Со времени возникновения науки и вплоть до нач.17в.осн.целью науч.дея-ти в соц.плане была выработка общего пред-ставления о мире и месте в нем чела.Объяснит. мировозренческая функция науч.дея-ти являлась са-модовлеющей.В антич.ф-и позн-е было ориентирова-но на то,чтобы рационально-умозрительным путем объяснить устр-во мироздания и место в нем чела.Зн-я,по убеждею греков,могут сами по себе сделать чела добродетельнее, могущественее,им свойственно управлять челом.Благодаря зн-ям чел становится вы-ше другого не положением,не властью,а именно как чел,как личность.Это дарует обладателю зн-й уваже-ние и почет сограждан,а следствием этого могут быть и богатство,и высокое общ.положение.Т.к.объясни-тельная,мировозренческая функция науч.дея-ти явл. главенствующей,ф-я занимает место«царицы наук». мировозренч.ориентацию науки и мн.черты антич. склада,стиля мышления унаследова и эпоха Средне-век.,и Возрожд.Появилась тяга к опытному изучению природы.Стало постепенно заваевывать всеобщее призн-е идея о грандиозных инструмент.возможно-стях науки,ее техн.приложениях.Мысль о том,что наука может существенно влиять на развитие техники и пр-ва,оказалась удивительно созвучной духу нов. времени. Изменение осн.целевой ориентации науки стимулировалось промыш. революцией, возникновением машин. пр-ва. Сращение науки с пр-вом путем превращения,с од.ст.,пр-ва в науч.пр-во,а с др.,-науки в производ.силу.Каждое открытие становится основой для нового изобретения или для новых усовершенст-вованных методов пр-ва.Только капитал. способ пр-ва впервые ставит естествознание как науку на службу процессу пр-ва,в то время как,развитие пр-ва предоставляет ср-ва для теорет.покорения природы. Итак,наука стала фактором произв.процесса,к-ый был и сферой приложения науки.Техника становилась опредмеченной силой зн-я и все больше зависела от успехов науч.исследований.В сер.20в.в науке все более явно начали обнаруживаться процессы,свиде-тельствующие о«кризисе роста»науки, о ее переходе в новое кач-во.В хоже НТР появляется все больше признаков начинающегося фронтального поворота науки в сторону чела.Признаки:1. автоматизация-вы-рывает чела из технолог. подчинения машине.2.совр. техника и технологии требуют от работника кроме опыта,умения,и опред.системы науч.зн-й,высокой общеобраз. подготовки,3.экономисты в разв. странах пришли к выводу,что ср-ва расходуемые на образо-вание не только окупаются,но и приносят прибыль.4. науч.зн-я воплощаются не только в самом пр-ве и в челе-работнике,но и в управлении соц.-эк.процесса-ми,организации труда и пр-ва. Вывод: самая сложная, совр.техника не сможет дать нужного эфекта,если уровень применяемых в живом труде зн-й будет ниже уровня зн-й, опредмеченных в этой технике.Наука всё больше ориентируется не только на совершенствова-ние техники, но и развитие интелл.,творч.потенциала личности.Т.о.в ходе НТР ителл.,дух.развитие личнос-ти становится ведущим фактором роста материально-го пр-ва.     

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"