Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними. 3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности. 2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.

Работа содержит 1 файл

Готовые ответы по философии.docx

— 162.98 Кб (Скачать)

 

 

 

 

17 Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). С сер. XIX в. в Европе совершается целая серия "фил. революций", направл., против рационалистич. концепций. Одним из первых подобную "революцию" осущ. Артур Шопенгауэр (1788 —1860), системно изложивший свои воззр. в труде "Мир как воля и представление" (1818). Шопенгауэр опирается на ф-фию Канта. Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруж. человеком и как воля, и как представл.. Весь «сущ. для познания» мир – объект по отнош. к субъекту, мое представл., без субъекта не сущ. Воля — это абсолютн. начало всякого бытия, некая космич. и биологич. по своей природе сила, созидающая мир и человека. С появл. послед. возник. мир как представл., как человеч. картина. Человек явл. рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысл. ни было его существов. Она заманивает индивида призраками счастья.  У человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. Шопенгауэр выделял две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и ген ми в искусстве. Согласно Шопенгауэру, гениальность — это способность пребывать в чистом созерцании. Погруженный в такое состояние человек уже не индивид, а чистый, безвольный, вневременной субъект познания. Обыкновенный человек не способен к созерцанию подобного рода. Вместе с тем, подчеркивал Шопенгауэр, каждый человек, располагает тремя высшими благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит, осознает же лишь в случае их утраты, поскольку эти блага, по Шопенгауэру, только отрицательные величины. Шопенгауэр первым в XIX в. дал философское обоснование пессимизма. Однако его рассуждения о бессмысленности человеческого существования казались недостаточно убедительными. Европейское общество продолжало оптимистично смотреть вперед, идеал прогресса еще не был омрачен будущими потрясениями. Слава подлинного мыслителя-пророка к Шопенгауэру придет значительно позднее. Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900). Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство лее сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти. Главную причину краха современной ему цивилизации философ видел в засилии интеллекта, в превалировании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти. В данной связи Ницше выделяет три задачи познавательного процесса:

1. Приспосабливать организм  к среде, сохраняя тем самым  его существование.

2. Не познавать предметы  и вещи окружающего мира, а  практически овладевать ими.

3.  Накапливать в качестве  истин полезные для жизни заблуждения .

Таким образом, Ницше пытался  ввести в качестве регулятора практическую жизнь, Однако этот регулятор оказался не чем иным, как инстинктивной деятельностью, направляемой слепой иррациональной волей к власти, Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры. Назначение отрезвленного нигилизмом европейского человека мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий. Немецкий философ-пророк был, безусловно, прав, характеризуя современную ему европейскую культуру как "тоненькую яблочную кожуру над раскаленным хаосом".

 

18. Философия позитивизма, ее исторические формы. В XX в. получает свое дальнейшее развитие рационалистическая тенденция в западноевропейской философской мысли. Ее продолжают неопозитивизм и аналитическая философия. Начало этой тенденции было положено позитивизмом — одним из наиболее влиятельных направлений западной философии. В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоял в утверждении, что все подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Позитивизм пережил три основных этапа своей эволюции. Первая историческая форма позитивизма (О. Конт, Дж< Милль, Г. Спенсер) возникла в 30—40 гг. XIX в. Конт и его последователи попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией, претендовавшей на роль "науки наук". Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии — "наука сама себе философия". Название же "философия", полагал он, можно сохранить лишь за общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук. Вместе с тем эта "новая философия" не должна иметь ничего общего с традиционной философской мыслью. Ее предназначение заключалось в том, чтобы продолжить ту работу, которая совершалась в частных науках, — формировать наиболее общие законы на основе данных частных наук. Иными словами, философия сводилась к общим выводам из естественных и общественных наук'.

Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв. вновь поставила  вопрос о месте философии в  системе знаний и отвергла ответ, предлагавшийся Контом. Возникает вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм, махизм (Э. Мах, Р. Авенариус). Главное опыт. Элементы опыта понимаются как ощущения, то есть мир сводится к совокупности ощущений. Ощущение – важнейшая форма приспособления организма к среде.  Махизм сосредоточил свое внимание на проблемах: природа познания, соотношение субъекта и объекта, природа "элементов мира", взаимоотношение физического и психического и др. Эти проблемы были остро поставлены самим развитием науки.

В 20-е гг. XX в. заявляет о  себе неопозитивизм — третья историческая форма позитивизма-(М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Г. Райхенбах и др.). Решение вопросов науки абстрагируясь от философии, основываясь на знаниях. Первый и основной вариант неопозитивизма — логический позитивизм. Его основания сводились к следующему:

1.Положения "метафизики" (традиционной философии) есть  псевдопроблемы, они лишены научного  смысла. Философия вообще не имеет своего предмета.

2.  Научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики

3. Законы и правила логики  и математики носят конвенциальный  характер, представляя собою результат  условного соглашения ученых.

4. Философия не наука, а род деятельности, сводящийся к " анализу естественных и искусственных языков, преследующий две цели:

а) изгонять из науки не имеющие смысла рассуждения и псевдопроблемы, показывать их бессодержательность, исследовать их истоки, коренящиеся в несовершенстве языка и его неправильном потреблении;

б) обеспечивать построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения.

Логический позитивизм обратился  к реальным проблемам, поставленным развитием современной науки. Это прежде всего осмысленность научных утверждений (например, проблема релятивистских эффектов в теории относительности); возможность опытной проверки абстрактных теоретических конструктов; проблема соотношения содержательных и формальных компонентов научной теории, остро вставшая в связи с возрастающей математизацией и формализацией научного знания.

 

19. Философия постпозитивизма (К.Поппер, Т.Кун, И. Лакатос) Постпозитивизм - направление философии, целью которого является исследование не структуры научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. По мнению постпозитивистов наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.

исследования "роста" научного знания

Главными представителями  постпозитивизма являются: К. Поппер, Т. Кун.

Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:

-проблема фальсификации  (следует ли отказываться от  научной теории в целом при  обнаружении в ней одного или  нескольких ложных, неистинных фактов);

-проблема правдоподобия  научных теорий (по каким критериям  проверить правдоподобность научных  теорий);

-проблема рациональности (что такое рациональность в  науке);

-проблема соизмеримости  научных теорий (по каким критериям  следует выяснить родственность,  соизмеримость научных теорий);

-проблема понимания, нахождения  общих точек зрения между представлениями  антагонистических теорий

Постпозитивисты убеждены, что теоретическое мышление непосредственно участвует в процессе познания, зачастую даже опережая эмпирический опыт

 

20 Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.   Экзистенциализм возник в начале 20-х гг. в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс), позже, в годы второй мировой войны, — во Франции (Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти). В 40—50-е гг. экзистенциализм становится влиятельным идейным движением в странах Западной Европы. Экзистенциализм явился следствием глубоких потрясений, охвативших европейскую цивилизацию. Бедствия первой мировой войны, революция в России, мировой экономический кризис конца 20-х — начала 30-х гг., установление тоталитарных режимов и ужасы второй мировой войны породили пессимистические настроения и душевную растерянность человека, утратившего веру в прогресс, разум и науку. Философия экзистенциализма обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций в развитии общества, пытаясь рассмотреть человека в его "хождении по мукам", переживании жестоких испытаний. В центре внимания философов оказались частные злободневные вопросы: смысл жизни, вина и ответственность, решения и выбор своего жизненного пути, отношение человека к смерти. Главная проблема экзистенциализма — проблема существования (экзистенция). Все философские системы рассматривали свободу как возвышенную и желанную цель. Экзистенциализм же видит в нем тяжкое бремя, которое должен нести человек, если он хочет оставаться личностью. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой. По мнению экзистенциалистов, человек не может жить вне общества, он обретает стойкость, необходимую для того, чтобы не впадать в отчаяние даже при самом мрачном историческом прогнозе. Экзистенция — это судьба-призвание, которой человек беспрекословно подчиняется  Жан-Поль Сартр (1905—1980). Его главный философский труд "Бытие и ничто" (1943). По Сартру, мир составляют два типа реальности, разделенные изначально: все то, что "есть", т.е. бытие, и нечто, не укладывающееся в понятие "есть", т.е. "небытие". Человеческая экзистенция — это то, что "не есть". Человек обладает вещественностью — телом. Сартр заявляет — человек есть прежде всего то, кем он выступает в своих проектах, замыслах, к чему стремится. Вот главная специфика человека. Иными словами, человек — это постоянный полет перед "лицом небытия". Философы-экзистенциалисты обратили также внимание современной культуры на проблему смерти. В статье "Миф о Сизифе" А. Камю высказал парадоксальную на первый взгляд мысль, суть которой сводилась к тому, что центральным философским вопросом должен стать вопрос о самоубийстве. Оказать помощь человеку, находящемуся на краю пропасти, сохранить жизнь. Экзистенциализм оправданно исходил из того, что угроза смерти или ее близость чаще всего заставляют человека задуматься о смысле и содержании прожитой им жизни, повернуться от быта заурядной повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции — сущности, которая единая с существованием.

 

21. Совр. европ. религ. ф-фия (неотомизм, неопротестантизм).

К крупнейшим представителям религиозно-философской мысли XX в. следует отнести католических философов Э. Жильсона, Ж. Маритэна, Г. Марселя, протестантских мыслителей  Т. де Шардена, К. Барта и П. Тиллиха, иудаиста М. Бубера. Наиболее авторитетным течением современной католической философии Запада является неотомизм, который базируется на учении средневекового философа-богослова Фомы Аквинского. Статус официальной философской доктрины Ватикана неотомизм получил в 1879 г. энцикликой папы Льва XIII. Современный томизм взял на вооружение идею Фомы Аквинского о гармонии веры и разума. Неотомисты утверждают, что в современном мире нет почвы для конфликта науки и религии. Неотомизм оспаривает также правомерность разделения философии на два противоположных направления — материализм и идеализм. Неотомисты называют себя "реалистами", так как признают внешний материальный мир, но как часть более широкого бытия, в которой есть место другой реальности — Богу. Таким образом, неотомизм — это теологическая форма объективного идеализма. Следуя за Фомой, неотомисты различают два источника познания — естественный разум (науку) и божественное откровение (религию). Ортодоксальным неотомистским представлениям о мире и человеке в рамках современной католической доктрины противостоит реформаторское в своей основе течение тейярдизма. Его родоначальником является Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — видный западный теолог и философ, а также ученый-палеонтолог с мировым именем. Тейяр поставил целью осуществить синтез "знания" и "поклонения", т.е. науки и веры XIX—XX вв., а также религии и деятельности христианина. Этому был посвящен его главный философский труд "Феномен человека", увидевший свет лишь после смерти' автора в 50-е гг.

Философ отверг идею создания мира Богом, аргументируя это тем, что материя не имеет ни начала, ни конца, но существует, подвергаясь постоянным изменениям и преобразованиям. Жизнь человека, согласно Тейяру, включает две сферы — активную и пассивную. Поэтому цель жизни — не только послушание и покорность. Плохим христианином будет тот, кто одиноко замкнется в своей башне; хорошим — тот, кто будет созидать свою душу, а также участвовать в другом "деянии" — в цивилизационных изменениях мира.

 

22. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания.  Философская герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"