Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
3. Основные философские направления, их основания и различия
4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
5. Материалистическая теория Демокрита
6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
7. Философия Аристотеля
8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)

Работа содержит 1 файл

Философия для аспирантуры.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

5. Материалистическая теория Демокрита

Большую роль в развитии античной философии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа (V в. до н.э.) и Демокрита (V - IV вв. до н.э.). Интересно, что эта гипотеза связана с Древним Востоком.

Левкипп утверждал, что вечный материальный мир состоит из неделимых атомов и пустоты, в которой эти атомы движутся. Вихри движения атомов образуют миры. Предполагалось, что вещество, пространство, время нельзя делить до бесконечности, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты (атомы) - вещества, пространства и времени. Данные идеи позволили частично пре­одолеть кризис, вызванный апориями Зенона.

Первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам. Вода, воздух, земля, огонь со­стоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не восприни­маемых. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек-атомов, движущихся в пустоте. Атомы, согласно Демокриту, неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустота - единственная реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Атомы складываются в различные конфи­гурации, которые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей, различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное раз­нообразие мира, зависит от разных типов взаимодействий между атомами. Так была создана существующая более двух тысячелетий дискретная картина мира, в котором бытие мыслится состоящим из мельчайших и обособленных (дискретных) частичек вещества, а отношения между этими частичками (т.е. принцип взаимодействия) считается не самим бытием, а лишь свойством атомов.

Следует, однако, подчеркнуть, что в античности атомистическая концепция не сыграла существенной роли. Дело в том, что она входила в конфликт с принципом бесконечной делимости материи, а также с величайшими достижениями античной математики.

Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактическо­го материала. Ощущения, считал он, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания. Свидетельства об окружающем нас мире, которые дают ощущения, дополняются и исправляются тонкой работой ума. Вселенная Демокрита строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности. Именно в причинности Демокрит усматривал объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий.

Согласно Демокриту, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огненно подобных, постоянно мятущихся атомов; об­ладая внутренней энергией, она является причиной движения живых существ. Он первым высказал идею о том, что, от предметов исте­кают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия, т.е. образы, которые мы чувствуем не в нас, а там, где находится воспринимаемый предмет. При этом визуальный образ формируется истечением, исходящим из глаз, и из того, что видимо.

Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. По Демокриту, боги состоят из ато­мов, а Бог есть космический разум. В сочетании атомов находится некая живая и духовная сила, а начала разума находятся в мирах, которые он наделяет божественностью.

6. Открытие мира идей: Сократ и Платон

Сократ. Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469 - 399 до н.э.). Сам Сократ ничего не писал, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Он прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахо­ждения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассу­ждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он совершил поворот в развитии философии, впер­вые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания «познай самого себя!».

Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога. Утверждал, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению.

Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее - это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты. В конце жизни Сократа привлекли к суду и приговорен к смерти. Отказавшись от возможности побега, он принял смерть (выпив яд (яд цикуты (род многолетних водных и болотных трав семейства зонтичных:-))).

Платон. Платон (427 - 347 до н.э.) - великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю ми­ровую философскую культуру.

Платон говорил: «Мир - это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с еди­ничным, а космическое - с человеческим». Космос - это своего рода художественное произведение. Он прекрасен, он - цельность единичностей. Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный различных потенций, а управляется он силами, образующими общие закономерности. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей, вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте. По Платону, мир по природе двойствен, в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые веши - нечто среднее между бытием и небы­тием: они только тени идей, их слабые копии. Таким образом центральная категория в философии Платона это категория идеи. Идея вещи есть нечто идеальное. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергией и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они - вечные образцы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Высшая идея - это идея абсолютного добра, т.е. Разум и Божество. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка. Трактуя идею души, Платон говорит, душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице. Таким образом, Душа, по Платону - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная (обра­щенная к идеям), пылкая (аффективно-волевая), чувственная (движимая страстями или вожделеющая). Разумная часть души - основа добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия.

В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Платон подошел к познанию с позиций диалектики («диалог» - искусство рассуждать, спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать). Он анализировал диалектику понятий, что имело огромное значение для последующего развития логики. Платон отличал знание от субъективного ощущения. Связь, вносимая нами в суждения об ощущениях, не есть ощущения: что­бы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его. До Платона в качестве философских категорий рассматрива­лись стихии: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Он же предложил в качестве категорий использовать: сущее, движение, покой, тожде­ство, различие. Платон трактовал категории как последовательно вытекающие друг из друга.

Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Основой этики считал осознание врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий, а так же подчеркивал значение набожности и почитания богов.

7. Философия Аристотеля

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384 - 322 до н.э.), воззрения ко­торого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки и философии. Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем («Платон мне друг, но истина дороже!»).

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе мате­рия, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма - это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар - бог. Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего, а основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

Аристотель рассматривал соотношения материи и формы, акта и потенции и т.д. При этом мыслитель усматривает причин­ную зависимость явлений сущего, т.е. смысловое начало всего сущего, а также иерархия его уровней - от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее - от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов живот­ных и, наконец, к человеку, обществу. Своим анализом потенции и акта (или иначе категории философии возможности и действитель­ности) Аристотель ввел в философию принцип развития, из которого вытекает понятие причинности, а тем самым он приходит к поня­тию о первой причине. Это так называемое космологическое доказательства бытия Божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, т.е. причина, сама себя обусловливающая, ни от чего не зависящая: причина всех причин! Бог есть чистая форма и первая сущность. Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организую­щий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. То, благодаря чему мы живем, ощу­щаем и размышляем, - это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат. Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию - это и есть душа. Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобре­сти научное знание лишь с помощью ощущений и восприятии в силу преходящего.и изменчивого характера всех вещей. Формами ис­тинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике тем самым, являясь основоположником логики. Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не А истинно, третьего не дано»). Особо следует подчеркнуть разработку Аристотелем проблемы диалога, углубившую идеи Сократа.

Согласно Аристотелю, государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осу­ществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что укрепляет соци­альный порядок. Он разделял добродетели на интеллектуальные (мудрость, разумная деятельность, благоразумие) и волевые, т.е. доб­родетели характера. Этические свойства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Аристотель считал естественным стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. Человек - политическое существо, т.е. соци­альное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи - муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так воз­никло государство. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположны­ми друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государст­венного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и други­ми. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. В основе всех общественных потрясений лежит имущест­венное неравенство. Аристотель подчеркивал, что отношение между бедными и богатыми - отношение не просто различия, а противо­положности. Наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"