Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
3. Основные философские направления, их основания и различия
4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
5. Материалистическая теория Демокрита
6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
7. Философия Аристотеля
8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)

Работа содержит 1 файл

Философия для аспирантуры.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

Направления теории познания:

На вопрос о происхождении и сущности познания развитие философской мысли выдвинуло три общих ответа, которые ука­зывают на три вообще возможные теоретико-познавательные направления: «всякое познание возникает из опыта»; «истинное познание имеет свой источник в мышлении»; «возможно ли познание вообще». Направления, определившиеся в этих трех общих ответах, — эмпиризм, рационализм и критицизм.

1. Эмпиризм. Под «эмпиризмом» обыкновенно понимают всякое направление, которое считает опыт за единственный или, во всяком случае, за главнейший источник познания. Из последнего ограничения уже ясно, что это направление допускает различные отклонения, однако, до тех пор, пока опыт признается за главный источник познания. Понятие эмпиризма тем более неопределенно, так как развитие эмпирического направления большей частью состоит в развитии понятия опыта. В этом направлении выделяют три харак­терные ступени: наивного, рассудочного и чистого эмпиризма.

2. Рационализм. Под именем «рационализма» известны те философские направления, которые источник всего познания или, по крайней мере, наиболее ценной части его видят в разуме или в логическом мышлении. Стремясь к более полному, последовательно­му и, вместе с тем, одностороннему провидению, рационализм в своем развитии пробегает ряд форм в известной степени которые соот­ветствуют трем указанным выше формам эмпиризма.

3. Критицизм. Под именем «критицизма» следует здесь понимать все те философские направления, которые, относясь с со­мнением к проблемам познания и попыткам их разрешения, критически их исследуют и при таком исследовании стремятся избегать предпосылок, не поддающихся критическому обсуждению и оказавшихся годными лишь вследствие того, что они не встречают возра­жений. Поэтому общая точка зрения критицизма - это исследование свободное от предпосылок. В этом стремлении к полному беспри­страстию и справедливому взвешиванию доводов за и против различных мнений критицизм одинаково нейтрально относится к двум противоположным направлениям, эмпиризму и рационализму. Критицизм можно разделить на две формы: отрицательный критицизм или скептицизм и положительный критицизм или критицизм в собственном смысле слова. Скептицизм - это точка зрения абсолютного сомнения ко всем источникам познания и ко всякой деятельности разума. Точка зрения положительного критицизма прямо вытекает из трех основных вопроса: Что в нашем познании дается эмпирически, и что возникает из наших априорных функций познания? Как со­относятся функции познания с эмпирически данным материалом в каждом действительном познании? Каковы границы нашего позна­ния сообразно с общими условиями познания, лежащими как в нас, так и вне нас?

Метафизические направления:

Существует три фундаментальных понятия, над определением которых с древних времен трудится метафизика. Они уже по­тому играют выдающуюся роль, что все прочие общие принципы каким-либо образом зависят от них, и они, поэтому преимущественно и налагают свой отпечаток на общее миросозерцание. Эти понятия - субстанции, материи и души. Различие основных метафизических направлений с самого зарождения философии определяется отношением, в котором стоят два более специальные из указанных поня­тий, непосредственно примыкающие к опыту, материя и душа, к более общему, субстанции. Из трех таких возможных основных отно­шений возникли, таким образом, три самые общие миросозерцания, между которыми возможны, в свою очередь переходы. Если мате­рия, мыслимая как основа телесного мира, вместе с тем, принимается за общую субстанцию, то возникает материализм. Если, наобо­рот, духовное или в форме индивидуальной души, или в форме общего духовного принципа, делается субстанцией, то возникает идеа­лизм. Наконец, при попытке удовлетворить равномерно различным сторонам действительности возникает направление, называемое вообще реализмом.

1. Материализм. Материализмом мы называем всякое направление, которое считает материю и свойства тел, вытекающие из нее, за субстанцию вещей. Все существующее и происходящее материализм или непосредственно считает за телесное, или видит в них явления, имеющие свой источник в материальных свойствах тел. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворе­на, существует вечно, что пространство, время и движение - объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотде­лимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира - означает убеждение в возможности адекватного отражения сомой действительности в человече­ском сознании, в познавательности мира и его закономерностей.

2. Идеализм. Под идеализмом обычно понимается всякое миросозерцание, которое считает духовное содержание жизни за главное или единственно ценное и признает, что субстанция вещей — духовное бытие. Поэтому в основе предпосылок идеализма ле­жат преимущественно практические мотивы. В связи с этим руководящую роль в нем, разумеется, играет понятие ценности. В то время как материализм, прежде всего, направляются на понимание мира, идеализм стремится, вместе с тем, оценивать отдельные явления сообразно этическим потребностям, почему обычно суждения оценки здесь принимают уже участие при решении проблем познания. Материализм на первый план выдвигает познание внешнего мира, в то время как для идеализма исходные пункты — человек, его жизнь, происхождение, судьбы и надежды. В идеализме выдвигают две главные его формы это объективный идеализм и субъективный идеализм. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допуще­ние какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

3. Реализм. Под реализмом обыкновенно понимают всякое миросозерцание, которое пытается удовлетворить притязаниям различных элементов действительного мира, обособляемых в нем уже пред научным мышлением, как материальных, так и духовных, и сохранить за ними значение, соответствующее их действительному влиянию. Сообразно этому реализм пытается свести такие элемен­ты к особенным, но тесно связанным друг с другом принципам, или понять их, как различные стороны или как формы явления одного и того же бытия.

Этические направления:

В теории познания господствуют чисто теоретические интересы, а в метафизике - теоретические и практические вместе, эти­ка же является практической философской дисциплиной. Вследствие своей практической тенденции она, с одной стороны, дополняет теорию познания, с другой стороны, стоит к ней в противоположности. Эту противоположность по возможности пытается примирить метафизика. Поэтому учение о познании обычно влияет на этические направления только косвенным путем через метафизику, метафи­зические же и этические направления непосредственно соотносятся друг с другом. Так, например те моменты, которые в метафизике играют только побочную роль, могут представлять высокий этический интерес и таким образом служить для разграничения известных этических направлений. Это явление зависят от того, что всякая метафизика, как бы ни сильны в ней были практические тенденции, стремится быть общим миросозерцанием, следовательно, на первый план выдвигает теоретическое объяснение общих мировых про­блем. Поэтому характер метафизической системы всегда определяется преимущественно теоретическими воззрениями, характер же этического направления зависит от мотивов или целей, из которых пытаются объяснить факты нравственной жизни.

4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)

Милетская шкала: Фалес. Анаксимандр и Анаксимен

Фалес из Милета (ок. 625 — 547 до н.э.) - родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астро­ном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес много путешествовал, а свои знания старался применять на практике. Он произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обоб­щив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. В положении «все из воды» была дана «отставка» олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете, мифологическому мышлению, и продолжен путь к есте­ственному объяснению природы. Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания. Эта идея, однажды родившись, никогда уже не умирала

Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610 - 540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял алейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается не­изменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкрет­ных реальностей.

Третий представитель Милетской школы - Анаксимен (ок. 585 - 525 до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха, и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.

Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Отве­ты у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего.

Пифагорейцы. Пифагор (VI в. до н.э.) тоже озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем милетцы. «Все есть чис­ло» - вот его исходная позиция. Он, первый назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им шко­ле. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пи­фагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Он учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Пифагор считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других.

Гераклит. Согласно Гераклиту из Эфеса (ок. 530 - 470 до н.э.) все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова: «Все течет!». Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разумен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учил, что мир, един и никем не создан, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь - образ вечного движения. Гераклит не просто поставил огонь на место воды и воздуха. Огонь у Гераклита - это не только вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он тождествен божеству. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон.

Подвергая критике гераклитовское учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону - на устойчивость, сохранение вещей. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид — прямо противоположное: ничто не изменяется.

Ксенофан из Колофона (ок. 565 - 473 до н.э.) выступал против антропоморфических элементов в религии и считал, что бог ни телом, ни духом не походит на смертных. Ксенофан высказал ряд оригинальных для своего времени мыслей, например о происхож­дении Земли, полагая, что она появилась из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что в отдалении от моря находят раковины, а на камнях — отпечатки рыб и растений. Философские воззрения Ксенофана особо значимы для нас потому, что он стоял во главе монотеистов и во главе скептиков. Именно из его уст вырвался крик отчаяния: ничего нельзя знать достоверно! Ксенофан, обуревае­мый сомнениями, не был удовлетворен взглядами Фалеса и Пифагора на бытие. Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие во мно­гих видах и это одно - Бог.

Парменид (конец VII - VI в. до н.э.) - философ и политический деятель. Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Попробуйте помыслить ни о чем! И вы убедитесь, что это невозможно. Гениальна идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Сущее Парменид считал лишенным изменчивости и многообразия. Парменид тем самым создал непроходимую пропасть между миром, как он дан нам в восприятии, полным движения, и миром единого и неподвижного бытия, открывающегося мышлению. Попробуйте помыслить то, чего нет, т.е. небытие. У вас ничего не получится. Небытие недоступно ни чувствам, ни мыслям. Особо подчеркнем, что Парменид увязывал духовный мир человека с уровенем его те­лесной организации, а телесность и духовность совпадают в мироздании в Боге.

Зенон Элейский (ок. 490-430 до н.э.) развивал логику как диалектику. Он выдвинул известные всем опровержения возмож­ности движения - апории «Ахиллес» и «Стрела». Апории Зенона связаны с диалектикой дробного и непрерывного в движении. Элеа-там не удалось доказать, что движения нет. Они своими тонкими рассуждениями показали то, что едва ли кто из их современников осмысливал, - что такое движение? Сами они в своих размышлениях поднялись на высокий уровень философских поисков тайны дви­жения. Однако они не смогли разорвать путы исторической ограниченности развития философских воззрений. Апории Зенона обнажа­ют глубокую загадку того, как из неподвижности, видимого отсутствия измерений рождается движение.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"