Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
3. Основные философские направления, их основания и различия
4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
5. Материалистическая теория Демокрита
6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
7. Философия Аристотеля
8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)

Работа содержит 1 файл

Философия для аспирантуры.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

Гегель отмечал, в нашей душе содержится огромное богатство испытанных нами ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. Тем не менее, Я представляет собой нечто совершенно простое, лишенное всех определений вместилище, в котором все это сохраняется, но не существует в фокусе сознания. Лишь в том случае, если мы припоминаем какое-либо представление или мысль, мы выносим их из этой тьмы бессознательного и поднимаем до уровня существования в сознании. Таким образом, человек никогда не может знать, сколько знаний и впечатлений он в действительности имеет внутри себя.

На необходимость самого скрупулезного исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человеку, осо­бенно в протекании различного рода душевных отклонений и заболеваний, больше всех настаивал и, пожалуй, больше всех в истории науки сделал знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель Зигмунд Фрейд. Он считал, что большая часть психики человека бессозна­тельна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждеб­ное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. По Фрейду, личность разделена на: Оно, Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-эго). Под Оно имеется в виду сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицания. Фрейд рассматривает сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер-эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно). Сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в областях анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.) или прямо ненормальных (неврозы, психозы и др.). Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу бессознательного и подверг ее профессионально­му анализу. Но он явно преувеличил ее роль в поведении нормального, здорового человека, который, как правило, в своем поведении руководствуется разумом, адекватно отражающим логику вещей и событий.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только вы­является, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли. Но единство - это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. В тоже время язык влияет на сознание: его исторически сло­жившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако язык не имеет самодовлеющего смысла. Все силы души, все возможности речевого общения нацелены на общение с миром и с себе подобными.

24. Познание как философская проблем. Критика эмпиризма, рационализма и агностицизма

Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Теория познания является один из фундаментальных разделов философии. Без ее рассмотрения немыслима ни одна фило­софская система. Она изучает: возможность и структуру самопознания материи (формы, ступени, уровни); структуру соотношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение); характер мысленных отражений (проверяемость и ценность).

Основные проблемы теории познания:

1. Выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. Иными словами, почему, ум человека ищет объяснений происходящего?

2. Определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания. Эта проблема распадается на ряд вопросов: Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания? Под объектом по­знания понимается то, на что направлено познание. Можно выделить различные типы объектов познания: первичные (материальный мир), вторичные (духовный мир) и третичные (объекты созданные человеком для последующего изучения).

3. Проблема субъекта познания. Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объек­том? Субъект познания - это личность, социальная группа, общество в целом. Сформулируем ряд положений, касающихся особенно­стей субъектно-объектных отношений: основа отношений - практическая деятельность; субъект деятельности превращается в субъект познания, а объект деятельности - в объект познания.

4. Каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? Есть ли закономерности дан­ного процесса? Если да, то каковы они? Каковы противоречия процесса познания, как они решаются? Цель познания - знания. Знание - средство преобразования действительности. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Для него характерны: непосредственность; наглядность; воспроизведение свойств. Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Для него характерны: опора на результаты чувственного отражения; абстрактность и обоб­щенность возникающих образов; воспроизведение объектов на уровне сущностей. Основным формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории. Интуиция - (пристально смотрю) определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

5. Оценка результатов познания. Что есть истина? Как соотносятся истина и заблуждение? Как добывается истина и каковы ее критерии?

Говоря об основных проблемах классической теории познания, нельзя не упомянуть и вопрос: познаваем ли мир в принципе? При попытке ответить на этот можно, обозначить три основные линии: оптимизм (да), скептицизм (не отрицают принципиальной воз­можности познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания) и агностицизм (нет). Если агностики отрицают позна­ваемость мира, то это не голое, ни на чем не основанное отрицание. Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключает­ся в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем, и знать не можем.

Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Таким образом, гносеология (теория познания) - это раздел философии, в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуют­ся всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности и истинности. Выборы различных путей решения этих задач обусловило появление рационализма и эмпиризма.

Рационализм философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей (Парменид, Декарт, Спи­ноза, Лейбниц). Обосновывая безусловную достоверность научного знания принципов и положений математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, получаемое в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объек­тивный характер. Он утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредствам разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационализм к идеалистическим заключениям, что влекло за собой отрыв мышления от реального объекта познания.

Эмпиризм направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Он выступал как: материалистический эмпи­ризм, утверждавший, что чувственный опыт отражает в познании объективно существующие вещи (Бэкон, Гоббс, Локк); субъективно-идеалистический эмпиризм признающий единственную реальность как субъективный опыт (Беркли, Юм); логический эмпиризм разде­ляет все осмысленные предположения на синтетические и аналитические. В противоположность рационализму в эмпиризме рацио­нальная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

25. Проблема истины в теории познания

Истина, адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувств, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике его развития. Постоянным и необходимым спутником истины на всех этапах ее развер­тывания является заблуждение. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. При этом его следует отличать ото лжи - преднамеренного искажения действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Здесь же следует отметить, что если заблуждение - характеристика знания, то ошибка - результат неправильных дейст­вий индивида в любой сфере его деятельности.

Основу концепции истины образует учение об абсолютности, относительности и конкретности истины. Абсолютная и отно­сительная истина - это два необходимых момента одной и той же объективной истины и выражают лишь различные ступени человече­ского познания объективного мира. Абсолютная истина есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной истиной, которая в этом смысле складывается из суммы относительных истин. Относительность истины связано с тем, что мышление отражает объект не пол­ностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно меняются и развиваются. Каждая ступень познания ограни­чена историческими условиями жизни общества, уровнем практики.

Одним из основных принципов в теории познания является признание конкретности истина, которая предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания! Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Так, истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т.д., в которых они сформулированы. Сужде­ние, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах.

В завершении необходимо дать оценку критерию истины, т.е. средству проверки того или иного утверждения, гипотезы, тео­ретического построения и т.п. По вопросу о критерии истины в истории философии и науки высказывались различные точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались: то, что признается многими людьми; то, что является выгодным, полезным или приводит к успеху; то, во что люди сильно верят, то, что соответствует мнению авторитетов, и т.д Авторы этих и других концепций в поисках истины, как правило, не выходили за пределы самого знания. Но все же основным критерием истины является практика. Этот критерий одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный кри­терий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции: вы­двигает цели познанию; помогает правильно определить объект исследования; определяет его конкретные возможности и границы; источник всех фактических данных. Характеризуя практику как критерий истины, следует подчеркнуть, что сама практика исторически ограничена. Определителем того, какое знание является истинным, а какое ложным, практика выступает не в абсолютном, а в относи­тельном смысле, в определенной форме, на определенном этапе своего развития. Случается, что на одном уровне она не в состоянии определить истину, а недругом, более высоком уровне, обретает такую способность по отношению к тому же комплексу знания. Таким образом, критерием истины является практика, взятая в процессе своего движения, развития.

26. Соотношение эмпирического и теоретического в познании. Факт и теория

В повышении качества и эффективности познавательной деятельности огромную роль играют методы - своеобразные ору­дия, с помощью которых наука добывает, развивает и проверяет знания. Но метод - это в первую очередь совокупность правил, прие­мов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности. От­расль знания, которая исследует методы, определяется как методология.

В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знаний: эмпирический (добывание и первичная обработка информации) и теоретический (проникновение в сущность изучаемых процессов). Эмпирический и теоретический уровни знания отли­чаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение каждого из них представляет собой абстракцию. В реаль­ной действительности они всегда взаимодействуют.

Детально рассмотрим различия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания. Начнем с особенностей средств, которые применяются на каждом из этих уровней. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятель­ность. Поэтому средства эмпирического уровня необходимо включают в себя приборы и другие средства реального наблюдения и экс­перимента. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уров­не объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия.

Разнятся эти уровни научного познания и по понятийным средствам. Смыслом эмпирических терминов являются особые аб­стракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Эмпирические объекты - это абстракции, выделяющие в дейст­вительности некоторый набор свойств и отношений. Идеализированные теоретические объекты, в отличие от эмпирических, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном мире, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта (конструкции ума исследователя).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"