Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

Предмет любой науки - есть тот круг вопросов и проблем, которая она изучает.
Предмет философии
(первоначально, 2,5 тыс. лет назад):
- философия изучала весь окружающий мир (как в целом, так и отдельные предметы и явления (Земля, человек, животные, растения и т.д.), т.к. других наук еще не существовало.
Поэтому сочинения др. философов так и назывались : «О природе», «О Вселенной».

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка философия.doc

— 368.50 Кб (Скачать)

1. Предмет философии. Философия и наука

 

Предмет любой  науки - есть тот круг  вопросов и проблем, которая она изучает.

Предмет философии

(первоначально, 2,5 тыс. лет назад):

- философия изучала весь окружающий мир (как в целом, так и отдельные предметы и явления (Земля, человек, животные, растения и т.д.), т.к. других наук еще не существовало.

Поэтому сочинения др. философов так и назывались : «О природе», «О Вселенной». 

Так как в  то время (в Древней Греции) естественные науки не были развиты и многие явления природы объяснялись и истолковывались именно философами. Философия называлась натурфилософией.

И лишь значительно позднее (к 18 веку), с развитием естественных наук (механика, медицина, астрономия, физика, химия, история, геология и др.) философия нашла свой, особый предмет исследования, отличный от частных наук в первую очередь наибольшей степенью обобщения и универсальными методами познания мира.

 

Предмет философии 

(в современном понимании):

- философия изучает всеобщие (т.е. универсальные) законы (принципы) существования и развития мира (природа, общество и человеческое мышление), а также универсальные методы познания мира, отношения человека и мира.

 

Любая наука изучает не просто сферу своего исследования (например, астрономия – звезды, планеты). Как правило, любая наука (и философия в том числе) в первую очередь изучает законы исследуемой ею сферы действительности.

Что такое  закон?

Закон – это устойчивая, повторяющая, внутренне присущая, объективная (т.е. независящая от человеческого сознания) связь между предметами и явлениями действительности (например, закон всемирного тяготения).

В реальной действительности законы проявляются в виде закономерностей.

 

Как это понимать? Возьмем, например, закон всемирного тяготения. Куда будет падать камень, если ты разожмешь свою руку и отпустишь его? Все время - только на землю. И сколько не разжимай руку, камень по-прежнему будет падать только на землю. Вот она – устойчивая, повторяющаяся (сколько не кидай!), внутренне присущая им связь между явлениями. Это и есть закономерность, закономерная связь между явлениями (в данном случае - между землей и камнем).

К тому же, как  было сказано в определении понятия  «закон», эта связь - объективна, то есть она независима от человеческого сознания. Как это понимать? Очень просто! Сколько бы мы мысленно не приказывали камню лететь, скажем, в сторону или вверх, камень (явление) нас (а точнее - нашего сознания) не послушается. Таким образом, камень и земля, к которой он стремится, и между которыми эта связь существует, не зависят от нашего сознания. Именно в этом и заключается объективность закономерной связи и, следовательно, - объективность самого закона, который эту связь установил.

 

 

Философия и другие науки

 

Наука – есть сфера человеческой деятельности по изучению и теоретической систематизации знаний о действительности.

Состоит из отдельных (частных) наук (естественные, гуманитарные, технические), изучающих свои, конкретные области и законы действительности.

Философия не заменяет частные  науки в решении их конкретных задач. Она не изучает вместо физики строение вещества и законы взаимодействия элементарных частиц, не исследует вместо криминологии причины преступности. Это не ее задача.  Философия не может и не претендует на  роль «науки наук», на руководство и на господство над другими науками.

 

1. Специфика философии (ее отличие от частных наук)

 

Философия есть особая, самостоятельная область научного знания.

Она отличается от частных наук особыми: а) предметом и б) методами исследования действительности, главное особенность которых – предельная всеобщность и универсальность.

Частные (т.н. конкретные) науки изучают отдельные сферы действительности и соответствующие им частные законы, используя соответствующие частные методы исследования (например, эксперимент).

Например:

- механика – механические (причины столкновение тел и  их последствия)

- экономика – например, проблемы инфляции (причины появления инфляции, т.е. обесценивания денег из-за излишней денежной массы в обращении). Инфляция в астрономии (небесных тел)?

- физика – физические  законы 

- астрономия – законы  вращения небесных тел в звездных  системах.

 

Философия, в отличие от частных наук, исследует мир в его совокупности (целостности и взаимосвязи) и открывает (формулирует)  всеобщие (универсальные) законы, категории, методы познания, действие которых проявляется во всех или в большинстве  сфер действительности:

Например:

1. Философские законы: закон «перехода количественных изменений в качественные» (сформулирован Гегелем). Он гласит о том, что переход какого-либо явления из старого качества в новое качество осуществляется непременно путем определенных количественных изменений.

Например: 1. Вода переходит в пар при увеличении температуры до 100 градусов. 2. Стать специалистом можно лишь тогда, когда постигнешь определенное количество материала. И т.п.

2. Философские категории (главные понятия наук): качество, количество, причина, следствие и др. также используются в любых науках (в отличие от категорий частных наук: товар, деньги, энергия и др.).

3. Философские методы познания: диалектика, индукция, дедукция и др. также универсальны.

 

 

А) Предметы частных  наук  - отдельные стороны действительности, предмет философии - всеобщее: мир и человек в их единстве.

Б) Не используя  эмпирические методы познания частных наук, философия решает свои проблемы с помощью теоретического мышления, открывает всеобщие закономерности, разрабатывает всеобщие методы познания, систему категорий, имеющих универсальное значение для всех наук (например, причина и следствие, общее и единичное, необходимость и случайность и т.д.)

 

3.Атомизм Демоктира

Демокрит (460-370) – великий древнегреческий материалист,  Отказался от попытки объяснения первоначала (основы) природы каким-либо конкретным видом вещества. И создал атомистическую теорию, параллельно и независимо с Левкиппом (ок. 460 г. до н.э., сочинения его не сохранились)

Атомизм Демокрита стал суммирующим  учением досократовской философии, в котором нашли свое отражение  проблемы, поставленные в ионийской  натурфилософии, элейской онтологии и пифагорейской числовой метафизике.

В основе философии Демокрита лежит  учение об атомах и пустоте как  двух принципах, порождающих многообразие космоса. Атом есть мельчайшее «неделимое»  тело, не подверженное никаким изменениям. Неделимость атома аналогична неделимости «бытия» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (равной не-бытию).

Всем атомам присуще свойство непрерывного движения, и даже внутри макротел, –  которые образованы благодаря сцеплению  атомов между собой, – они совершают  колебательные движения. Первопричиной  этого движения являются соударения атомов, начавшиеся во время спонтанного «Вихря», благодаря которому возник наш космос: в космогоническом Вихре произошла первичная сортировка атомов (подобное к подобному), более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала и влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась и из нее формировались звезды.

Друг от друга атомы, число которых  бесконечно, отличаются тремя свойствами: «фигурой», «размером» и «поворотом» (положением в пространстве). Например, «В» отличается от «в» размером, «В» от «Р» – фигурой, а «Р» от «Ь» – поворотом; четвертая отличительная характеристика – «порядок» – относится к способу соединения атомов друг с другом (ВРР в отличие от РВР и т.д.), вследствие чего составленные из атомов макротела обладают разнообразными качествами.

 

 

5.Учение об идеях  Платона

Платон 

(наст. имя Аристокол - широкие плечи, ок.427-347 до н.э.)

 

Объективный идеалист, ученик Сократа.

Бежал из Афин после гибели учителя. Создатель системы объективного идеализма. Создал философскую школу – Академию (сад на окраине Афин), ученики – академики (900 лет!).

Учение Платона об идее и ее значение

Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

Возможность возникновения этой формы идеализма, как об этом говорил В. И. Ленин в "Философских тетрадях", заключена уже в первой элементарной абстракции ("дом" вообще наряду с отдельными домами). Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола Это, как говорил В. И. Ленин, является переворачиванием действительности. В действительности идея стола возникает как абстракция, как выражение определенного подобия (т. е. абстрагирование от отличий) многих отдельных, конкретных столов. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий), материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного идеализма Платона (и рационального объективного идеализма вообще).

Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей (небытием).

Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.

Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу "иерархизации идей". Эта  иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода - "Пир", "Закон", "Федон" и "Федр".

4.Представление о бытии в философии Аристотеля

 

Быт Аристо́тель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонскогоие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

  1. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
  2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
  3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть
  4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Аристотель рассматривал бытие  как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"