Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

Предмет любой науки - есть тот круг вопросов и проблем, которая она изучает.
Предмет философии
(первоначально, 2,5 тыс. лет назад):
- философия изучала весь окружающий мир (как в целом, так и отдельные предметы и явления (Земля, человек, животные, растения и т.д.), т.к. других наук еще не существовало.
Поэтому сочинения др. философов так и назывались : «О природе», «О Вселенной».

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка философия.doc

— 368.50 Кб (Скачать)

Итак, бытие и мысль суть одно и то же, ибо и то, и другое понимается через соотнесенность с самим  собой: простоту, единство, или тождество. Значит, если принципом философии  является тождество мышления и бытия, то, так сказать, первой нашей мыслью должна быть мысль о тождестве, о том, что существует, поскольку соотносится с самим собой, существует на своем собственном основании. Словом, вся реальность должна быть осмыслена исходя из понятия Абсолюта – субстанции, заключающей в себе единство всего сущего.

Но ведь, при построении всеобъемлющей философской системы, нам придется объяснить множественность, различия и изменения, которые на каждом шагу являет нам наличное бытие. Поэтому, дабы реализовать свое намерение создать философию тождества, объясняющую все из одного принципа, Гегелю надо, так сказать, ввести различие «внутрь» тождества. В свете этого надо уточнить наше представление о субстанции: она существует не в качестве простого тождества, а в качестве опосредствования, или опосредованности – соотнесенности с самим собой через свое иное. Субстанция – не простое единство, а целое, содержащее моменты своего бытия и небытия. Традиционно единство бытия и небытия понималось как становление. Значит, субстанция существует не как покоящийся Абсолют, а как Абсолют, движущийся в себе самом, проходящий процесс становления.

Движение субстанции по определению  есть самодвижение, самоизменение. А  то, что само себя движет, или изменяет, есть субъект. «Субстанция должна быть возвышена до Субъекта», – подчеркивает Гегель.

Наконец, если бытие есть мысль, то Абсолют есть мыслящий субъект, разумная субстанция, а самодвижение мысли есть ничто иное, как процесс самопознания. Значит, каждый предмет, которой бы ни возникал в нашем сознании, должен быть истолкован как момент в процессе самопознания разумной субстанции. Не мыслящие субъекты – простые люди с их обыденными представлениями или философы, создающие свои системы, – мыслят о мире, существующем, как вещь в себе, вне их сознаний, а Абсолют мыслит о самом себе, постепенно проявляясь для самого себя в сознаниях людей, которые со всем их содержанием представляют собой моменты самосознания Абсолюта. Не Гегель мыслит о мире, а мир мыслит о самом себе посредством мышления Гегеля.

Итак, реальность есть процесс самопознания Абсолюта. А процесс всякого познания есть, по-видимому, движение от незнания к знанию, постепенная актуализация мыслительной способности, в ходе которой приобретают ясность, конституируются предметы познания и одновременно мыслящий субъект осознает самого себя в качестве мыслящего. Иными словами, Абсолют содержит в себе идеальную возможность всех вещей, а весь мировой процесс состоит в том, что эта возможность находит свое осуществление в образованиях природы и духа.

Какие же стадии проходит это движение Абсолюта, представляющее собой его «опыт о себе самом»? По словам Гегеля, это «движение, в котором [1] непосредственное, не прошедшее через опыт, т.е. абстрактное, <…> [2] отчуждает себя, а затем [3] из этого отчуждения возвращается в себя, тем самым только теперь проявляется в своей действительности и истине, составляя также достояние сознания».

В своем логическом выражении эта  триадичная схема представляет собой  диалектическую последовательность: тезис  – антитезис – синтез. Примечателен переход от антитезиса к синтезу. Он осуществляется посредством процедуры отрицания отрицания, или диалектического снятия, включающего в себя операции отрицания, сохранения и возвышения. Как в рассуждении о субстанции, приведенном выше, ее противоположные атрибуты: единство, тождество, (тезис) и множественность, различие, (антитезис) – снимаются в понятии целого. Целостность субстанции отрицает множество и различие (целое мыслится как одно, и одно и то же), сохраняет их же (поскольку целое есть совокупность определенного числа различных частей) и возвышает мысль на новую точку зрения, с которой удается помыслить позитивное (единство, тождество) и негативное (множество, различие) как одно. И, кстати сказать, поскольку противоположности удается объединить, то такая синтетическая мысль через отрицание отрицания опять оказывается на стороне единого, или всеобщего, а значит – позитивного, на стороне истины и бытия. Аналогично, в предшествующих рассуждениях о субстанции атрибутированное ей становление является диалектическим снятием заключенных в субстанции моментов ее собственного бытия и небытия. 
Наглядной иллюстрацией диалектической схемы становления у Гегеля служит образ бутона, цветка и плода: «Бутон исчезает, когда распускается цветок, и мы спешим с выводом, что он опровергается цветком. Как и появление плода делает цветок ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако текучая природа заставляет их быть в то же время моментами органического единства, где они не только не противоречат друг другу, но один не менее необходим, чем другой, и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого». 
Итак, моменты становления Абсолюта – это бытие, небытие и диалектическое снятие того и другого, это способность мышления, мысль, проходящая через незнание, заблуждение и приходящая к истине. У Гегеля эти моменты раскрываются в следующих понятиях: 
1. Идея-в-себе. Невозмутимое тождество субстанции с самой собой. Чистая мысль вне зависимости от ее содержания, способность мыслить. Дисциплина и раздел гегелевской системы, соответствующий этому моменту – логика. 
2. Идея-в-ином. Субстанция в своем негативном аспекте, во множественности, различиях, частичности, конечности. Это мысль опредмеченная, имеющая множественное предметное наполнение, но еще не узнающая в этих предметах саму себя, от самой себя отчужденная. Предметный мир представляется как нечто принципиально отличное от мысли, некий материальный мир. Одним словом, идея-в-ином есть природа, изучаемая, соответственно, философией природы. 
3. Идея-в-себе-и-для-себя. Субстанция, снявшая противоречие между мыслью и ее предметом, субъектом и объектом, осознавшая, что все сущее есть ее собственные проявления и тем самым пришедшая к мысли о всеобщем. Этот момент есть дух в собственном смысле этого слова – действительное самосознание. Носителем этого духа, как нетрудно догадаться, является человек, правда, не просто как индивид, а как индивид, в сознании которого воплощается всеобщее. Таким образом, гегелевская философия духа представляет собой науку обо всем, что относится к бытию человека, как индивидуальному, так и социальному. Говоря современным языком, мы отнесли бы к «философии духа» психологию, этику, теорию государства и права, историю, а также некую философию культуры. Если же обратиться непосредственно к Гегелю то его философия духа складывается из следующих дисциплин, каждая из которых соответствует определенной фигуре, определенному этапу, который проходит разумная субстанция, победно завершая опыт о самой себе.

 

20. Единства и борьбы противоположностей закон - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., к-рые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) вэа-имоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообра-з зия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в к-рой противоположности взаимно проникают, обусловливая весь процесс развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий». В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, к-рое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство - как существующее рядом о многообразием. Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения. Родоначальник диалектики противоречий - Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная диалектика» - апория). В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Бруно. Кант «устранял» антиномии лишь путем дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, к-рый сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма. Для совр. буржуазной философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого («трагическая диалектика»), с др. - попытка отрицать эту категорию, подменяя ее терминологическими различениями (позитивизм). Марксизм материалистически истолковал и разработал Е. и б. п. з. «как закон познания (и закон объективного мира)» (Ленин). Подход к этому закону с т. зр. принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона - основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры - «Капитал» Маркса. Разрешение противоречий ведет исследование вперед по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза.

Диалектическое противоречие в  познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается  в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие - значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное). Поэтому развернутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной «непротиворечивой системы». Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассмат-; ривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете как производные от внутренних. Марксистское учение об общественном развитии построено на применении данного закона, на исследовании противоречий об-ва, оно обосновывает тезио о борьбе классов как движущей силе развития классового об-ва и делает из него свои революционные выводы. Социализм есть заксч номерный результат развертывания и разрешения путем социальной револки ции противоречий капитализма. Противоречия и формы их разрешения многообразны. Социализм тоже развивается путем противоречий, но они носят специфический характер (Антагонистические и неантагонистические противоречия). Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для совр. естествознания, к-рое все чаще сталкивается о противоречивой природой объектов. Марксизм-ленинизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у к-рого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению. Мировоззренческое и воспитательное значение этого закона выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не брать как окончательное и ориентирует на бесконечное творчество.

21. закон взаимного  перехода количественных и качественных  изменений

 Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные отображает ту важную особенность объективной действительности, за которой все предметы, процессы и явления приобретают определенность через взаимодействие, взаимозависимость, противоречивость своих внешних и внутренних свойств, количественных и качественных характеристик, которые существуют объективно, независимо от воли и желание людей. Взаимодействие же количества и качества есть общим, внутренней, существенной, необходимой, такой, что неизбежно повторяется.  
 
Чтобы выяснить суть закона взаимного перехода количественных изменений в качественные, его проявления и действия, необходимо раскрыть содержание таких категорий, как качество, количество, свойство, мера, прыжок.  
 
Качество - это тождественная бытию определенность. Если вещь теряет определенность, то она теряет и свое качество. Однако такое определение еще не дает полного представления о качестве вещи. Различают качество как непосредственную определенность, которая воспринимается органами ощущений, и качество как совокупность существенных свойств вещи, которая воспринимается опосредованно через мышление, абстрагирование. Качество и ощущения - это одно и то же, считал Л.Фейербах. Однако этого еще недостаточно для определения качества как философской категории. Так как в таком случае речь идет о выяснении качества, когда отдельные свойства предмета, возможно, не самые важные, выдаются за его качество.  
 
Свойство как категория определяет одну из сторон вещи относительно другой. Качество вещи определяется исключительно через ее свойства. Между свойством и качеством существует диалектическая взаимосвязь, и потому целиком возможно какое-то одно свойство в ее узком понимании выдать за качество предмета, который в разных связях может быть самым собой и другим. Понятие качества в будничном и философском понимании не совпадают. И так, есть такое качество, которое воспринимается ощущением (язык может идти об ощущении несущественных свойств предмета), и качество как философская категория, которая означает совокупность существенных свойств предмета, с потерей которых предмет непременно теряет свою определенность, т.е. свое качество. Существенные свойства вещи не воспринимаются на уровне ощущений, так как является результатом теоретического обобщения. Гегель утверждал, что качество - это "сущностная определенность".  
 
Количество - философская категория, которая отображает такие параметры вещи, явления или процесса, как число, величина, объем, вес, размеры, темп движения, температура и т.п.. За высказыванием Гегеля, количество - не "снятая определенность". Термин"снять", которому Гегель придавал большое значение, означает "сохранить, удержать и в тот же время прекратить, положить край". Поэтому количество как "снятая определенность" выступает возражением качества, есть ее диалектической противоположностью, которая взаимодействует с ней.  
 
К определенному времени количество, ее изменение не задевают качества предмета и потому на это не всегда обращают внимание, делает замечание Гегель. Но это лишь так кажется. На самом деле же, понятие "количество" - "хитрое понятие". Оно охватывает существенное из той стороны, из которой качество будто бы не затрагивается и, причем, настолько не затрагивается, что, скажем, увеличение размера государства, которое приводит ее, в конце концов, к несчастью, сначала даже кажется ее счастьем. Однако, "государство имеет меру своей величины, превзойдя которую внутренне безудержно распадается при том же государственном устройстве, которое при другом размере государства представлял ее счастье и силу". В сфере моральной, делает замечание Гегель, "имеет место такой же переход количественного в качественное, и разные качеству оказываются основанными на отличии величин. Именно через "больше" и "меньше" мера легкомысленности поднимается и появляется что-то совсем другое - преступление, именно через "больше" и "меньше" справедливость переходит в неразделимость, добропорядочность в порок". Итак, рост количества ведет к существенным преобразованиям существующего.  
 
Качественные изменения, которые происходят в объективном мире, осуществляются лишь на основе количественных изменений. Другого пути к появлению нового просто не существует. Можно привести много фактов такого взаимодействия количественных и а качественных изменений. Так, например, если телу предоставить скорость1000. 2000, 7000, 7910 метров на секунду, то оно упадет на Землю. Если же скорость тела увеличить лишь на одну единицу и довести ее до 7911 метров на секунду, то тело оторвется от Земли и станет ее спутником. Или возьмем обычную воду. Когда она течет спокойно, то не вызывает никаких разрушений. Но следует увеличить давление до нескольких атмосфер, и струя воды превратится на землекопа. Если же увеличить давление к десяткам атмосфер, то струя воды превратится на забойщика. Следует же довести давление до 2000 атмосфер, и эта струя станет камнерезом. Вода будет резать гранит.  
 
Чтобы сделать понятие развития более понятным, некоторые философы прибегали к преувеличению значения количественных изменений, которые, по выражению Гегеля, можно '"видеть собственными глазами", чего нельзя сказать о качестве как что-то не совсем понятное. Гегель иронизировал по этому поводу. Он рассматривал диалектику количественных и качественных изменений на примерах, известных в давние времена под названием "лысый" и"груда": "Относился вопрос: или появится лысина, если выдернуть один волос из главы или лошадиного хвоста или перестанет груда быть грудой, если отнимем одно зерно? Можно не задумываясь согласиться с тем, что при этом не появится лысина и груда не перестанет быть грудой, поскольку отнимание представляет лишь количественную и очень незначительную разность...  
 
Когда соглашаются, что отнимание одного волоса не делает лысым, забывают не только о повторении, а и о том, что сами по себе незначительные количества, например, незначительные затраты достатка, складываются, а сумма составляет качественное целое, так что под конец это целое оказывается таким, что исчезло, глава - лысой, а кошелек - пустым".  
 
Мы так широко используем высказывание Гегеля о диалектике перехода количественных изменений в качественные, поскольку в наше время некоторые философы стараются довести, что такое понимание есть ошибочным и присущий лишь марксистской философии. Конечно, в гегелевской философии взаимопереход количественных изменений в качественные выступает как закон мышления, логики. Однако суть этого закона и заключается именно в том, что он имеет отношение не только к мышлению, логики, а и к самой действительности, ее развитию. Сам Гегель показал это, приводя блестящие примеры, взятые из жизни.  
 
Взаимосвязь количественных и качественных изменений осуществляется и в процессе познания, мышление. Процесс собирания фактов, аналитическая умственная деятельность есть той необходимой базой, которая передует новым открытиям, достижению новых знаний.  
 
Французский неотомист Тейяр де Шарден считал, что во всех сферах, когда какая-нибудь величина достаточно выросшая, она резко изменяет свой вид, залог или природу. Кривая изменяет направление, плоскость переходит в точку, стойкое разваливается, жидкость кипит, яйцо делится на сегменты, вспышка интуиции освещает накопление фактов. Критические точки изменения залогов, степени по преклонной линии, всяческие прыжки в  
 
походке развития - это единый, зато настоящий способ вообразить себе и ощутить "первый момент". Итак, Тейяр де Шарден доходит вывода, который прыжки в развитии - это единый настоящий способ понять суть изменений, которые происходят в ходе развития.  
 
Каждый переход количественных изменений в качественные означает одновременно и переход качественных изменений в новые количественные изменения. "Изменение бытия, - писал Гегель, - суть не только переход одной величины в другую, а и переход качественного в количественное и наоборот".  
 
Количественные изменения не являются однообразными. Существуют количественные изменения, которые происходят путем накопления; есть количественные изменения, которые внезапно служат причиной появления нового качества; есть количественные изменения, которые свидетельствуют о постепенном накоплении элементов нового качества (скажем, распространение нового вида, накопление элементов нового качества в общественной жизни и т.п.); существуют количественные изменения, что является показателем перехода качества в новое количество.  
 
Взаимный переход количества в качество является адекватным отображением в мышлении изменений, которые происходят в объективном мире. Если в нем что-то изменяется, развивается, переходит с одного состояния в другое, то наше мышление, если оно претендует на точность отображения, имеет это воссоздать, т.е. если мир двигается, то наши понятия об этом миру тоже должны быть подвижными, иначе мы не сможем адекватно отобразить движение, изменения в самой действительности.  
 
Единство, взаимосвязь и взаимозависимость качества и количества выражаются в понятии мера. По Гегелю, "мера является существенным единством количественного и качественного", "в мере качественное количественно", "мера есть в своей непосредственности обычным качеством, которое имеет определенную, надлежащую ей величину" и наиболее лаконично: мера - "качественно выраженное количество". Любой предмет, явление, процесс имеют свою меру, т.е. качественно-количественную определенность.  
 
Мера - это граница, в рамках которой предмет остается тем, чем он с, не изменяя своего качества как совокупности коренных его свойств. Этой категорией предмет охватывается в единстве, синтезе его количества и качества. Нарушение меры предмета ведет к нарушению его бытия и перехода в другое. Однако это закономерный процесс. Старое качество исчезает, а новая возникает. Вместе с тем возникает и новая мера, которая со временем тоже будет затронута новыми изменениями. Так происходит развитие всего сущего.  
 
Очень важной категорией в понимании закона взаимного перехода количественных изменений в качественные есть прыжок. В диалектике взаимосвязи количественных и качественных изменений прыжок означает переход от старого качества к новой. Прыжок является дискретностью в возникновении нового относительно к предыдущему залогу существующего. Возникновение нового качества, хотя бы как она объективно не рождалось, всегда связанное с прыжком, перерывом количественной постепенности, независимо от того, в какой форме происходит качественное преобразование. Переход от старого качества к новому является переломом в развитии, перерывом непрерывности. Прыжок в развитии равнозначный появлению нового залога существующего вследствие противоречивой взаимосвязи количества и качества, который поднимается к уровню важной, необходимой и общей связи. Эта связь с неизбежностью, повторяется в процессах становления разнообразнейших предметов и явлений объективной действительности.  
 
Новое не может появиться только путем роста или уменьшение того, что есть. Оно нуждается в новом просторную для своего дальнейшего развития. Выход за старые границы в процессе становления нового не является, однако, полным разрывом с предыдущим залогом существующего хотя бы уже потому, что между количеством и качеством является взаимосвязь.  
 
Категория прыжка дает представление о моменте или периоде перехода к новому качеству. Момент - когда старое качество превращается в новую сразу, внезапно, целиком; период - когда старое качество изменяется не сразу, не внезапно, не одноактно, а постепенно.  
 
Прыжки осуществляются по-разному в разных сферах бытия. Рассматривают две наиболее обобщенные формы прыжков: а) прыжки в форме разовых, одноактных изменений; б) прыжки в форме постепенных качественных преобразований. Примеры разовых, одноактных прыжков: политический перевороту общественной жизни; отмена отживших форм хозяйствования; разного рода катаклизмы в природе; анигиляция и т.п.. Примеры постепенных качественных изменений: возникновение новых видов животных и растений; становление человека; становление и развитие языка; переход к рыночным отношениям, изменение форм собственности через промежуточные звенья - аренду, акционирование, выкуп и т.п.. Постепенность качественных изменений, которые происходят в процессе перехода к рыночным отношениям, заключается в том, что в промежуточных формах происходит накопление элементов частнособственнических отношений и отмирание элементов государственной формы собственности.  
 
Что же влияет на модификацию форм прыжков, качественных преобразований? Формы качественных изменений зависят от: И) характера внутренних разногласий, которые присущи данному процессу и является источником его развития: 2) условий развития того или другого процесса. Один и тот процесс, имея в основе одинаковые разногласия, может происходить в разных формах - и разово, и постепенно. Можно одноактно, разово ликвидировать частную собственность и установить государственную или общественную, а можно эту частную собственность превратить в государственную (общественную) постепенно, в форме постепенных качественных изменений через промежуточные звенья - государственно-частные предприятия, как это было и есть, например, в Вьетнаме, КНР. Если же экономические разногласия в той или другой стране приобретают антагонистический характер, то возможности для постепенного качественного перехода ограничиваются, усиливается тенденция к одноразовому, одноактного преобразования.  
 
Таким образом, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные конкретизируется через ряд категорий (качество, количество, свойство, мера, прыжок), которые дают целостное представление о его содержании как общего закона развития. Данный закон раскрывает внутренний механизм перехода к новому качеству в любой сфере объективной действительности, отвечая на вопрос, как, каким образом происходит развитие, движение и изменение всего сущего.

 

22. закон отрицания  отрицания

Отрицания отрицания закон - один из осн. законов диалектики. Впервые  сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. э. выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития нек-рых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в др. при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», к-рое открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (Единства и борьбы противоположностей закон), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям. И т. к. они не только исключают, но и взаимопроникают друг в друга, то «третье» есть такое отрицание, к-рое одновременно выстулает как сохранение (Снятие). «...Отрицание как раз и есть (рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение, причем (в истории отчасти, в мышлении вполне) на основе приобретенного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени» (Марко К., Энгельс Ф., т. 20, с. 640-641). Условия и предпосылки, породившие объект, не исчезают с его развитием, а воспроизводятся им, образуя «возврат к якобы старому» (Ленин). И в мышления это выражается через отрицание отрицания, через более глубокое осмысление на новом этапе развития теории уже достигнутых моментов истины. Из принципа единства диалектики, логики и теории познания следует, что только через исследование О. о. з. как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Т. к. основу человеческих отношений к внешнему миру составляет практика, ее особенностями обусловливается и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что воспроизведение развивающегося объекта осуществляется лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне к-рой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом к-рой и является знание, т. к. оно постоянно опредмечивается в продуктах человеческого труда и столь же постоянно распредмечивается (Опредмечивание и распредмечивание). В этом движении и происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории др., раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния др. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем и нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое отношение старой и новой теории выражается в соответствия принципе. Таким путем и вскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему О. о. з. выступает и как закон познания и как закон объективного мира. О. о. з. относится к большим циклам развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое. Так, коммунизм, будучи отрицанием капитализма, кладет конец развитию об-ва в форме смены общественно-экономических формаций, что не исключает диалектического отрицания, специфика к-рого обусловлена неантагонистическим характером противоречий нового об-ва.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"