Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:36, шпаргалка

Описание работы

В1.Проблема истины. Проблема истины в философии является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. И. — это адекватное отражение объекта в сознания субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий:

Работа содержит 1 файл

шпоры по философии!!!.doc

— 133.89 Кб (Скачать)

В13. Основной вопрос философии и история  его развития.Философия - одна из самых древних областей человеческого знания, духовной  культуры. Наряду с зачатками различных наук совокупное знание древних охватывало также обобщенные размышления людей о мире и о себе, о тайнах мироздания и судьбах человечества. В своих размышлениях они искали ответы на вопросы: В чем сущность мира? Как устроен мир? Есть ли что-то общее, что свойственно всем без исключения явлениям мира и если это общее существует, то в чем оно состоит, что является его первоосновой? Конечен или бесконечен мир? Каково место человека в мире? Что такое сознание? Что есть истина? Коренными философскими вопросами всегда являлись вопросы мировоззрения. На определенном этапе развития осознание человеком мира, в котором он живет, самого себя и своего места в этом мире становится условием дальнейшего социального прогресса. Философия - это учение о сущности мира и о человеке. Изначальный рубеж философии - это не мир и не человек, взятые сами по себе, а система отношений <мир - человек>.  Большая проблема <мир - человек> (ее различные варианты: бытие - мышление, физическое - психическое, материальное - идеальное и т.п.) является в философии универсальной. Следовательно, система отношений <мир – человек> выступает как общая формула, которая фокусирует смысл практически любой философской проблемы. Философия схватывает сущность мира и его познания в наиболее общих и принципиальных чертах. В наиболее  концентрированной форме проблемный характер философского знания выражает основной вопрос философии. Важнейшее содержание основного вопроса философии составляет альтернатива: <...что является первичным: дух или природа...> . Во-первых, надо выяснить: что порождает что - сознание является порождением и свойством материи, или, наоборот, материя, внешний мир есть порождение сознания. Во-вторых, необходимо выяснить: является ли содержание сознания отражением внешнего мира. Вот почему основной вопрос философии имеет две стороны: 1. Что первично - материя или сознание? 2. Познаваем ли мир? Необходимо отметить, что обе стороны основного вопроса философии имеют альтернативное  решение: или - или. В зависимости от того как философы отвечают на первую сторону основного вопроса философии, они делятся на материалистов и идеалистов, формируются две принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. Материализм исходит из принципа первичности материи, по отношению к сознанию Идеализм, в противоположность материализму, доказывает первичность сознания и вторичность материи. Первичность материи означает, что она есть абсолютное начало, существует вне сознания. Кроме материальной действительности вне материи не существует особой духовной, идеальной субстанции. Вторичность сознания означает, что оно: 1) возникает лишь на определенном уровне развития материи; 2) не существует вне материи, будучи ее свойством, результатом деятельности высокоорганизованного материального органа - мозга; 3) является отражением материи; содержание сознания определяется внешним миром. Суть второй стороны основного вопроса философии состоит в том, <как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир?» Плюрализм - несколько субстанций. Агностицизм - мир не познаваем (скептицизм - слабая форма).

 

В15.Практика ее сущность и формы.Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения потребностей.По отношению к познанию практика выполняет троякую роль:1. она является источником познания, его движущей силой, дает познанию необходимый материал, подлежащий обработке. 2. является сферой приложения знаний.3 служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания.Практика – это основа формирования и развитие познания на всех его ступенях, источник знания. Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение которых необходимо для общества, но и изменяет окружающие предметы, выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку.Принципиальной особенностью является её открытость возможность развития новых способов и средств взаимодействия с ней.Формы практической деятельности:Исходной формой,  является материальная производственная  деятельность, способ производства материальных благ. Является основной движущей силой всего общественного развития.Формирование и развитие общественных отношений так же является необходимой формой практически преобразовательной деятельности, направленной уже на самих людей, на свои отношения с другими людьми, а не на природу.Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики – научный эксперимент. Современное научное экспериментирование выступает в качестве важнейшего средства осуществления практико-конструктивной функции научного познания.

В16. 12.Сознание как высшая форма отражения человеческой деятельности.Сознание – одна из форм проявления нашей души. Сознание- это высшая, свойственная только людям связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном отражении действительности, предварительно мысленном построении действий к предвидении их результатов.Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Это реализация предполагает формирование замысла, цели или идеи.Под сознанием подразумевают высшую форму психического отражения действительности.Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой закономерных отношениях.

Структура сознания наиболее отчётливо выделяются такие моменты  как осознание вещей, переживания.

Богатая сфера эмоциональной  жизни человеческой личности включает в себя чувства, настроение, или эмоциональное  настроение и аффекты чувства, эмоции - суть, компоненты структуры сознания. Процесс познания затрачивают все  стороны внутреннего мира человека – потребности, интересы, чувства, волю.

Человеческие чувства  – это факт сознания, отражения  мира и выражения отношения к  человеку к удовлетворению или, неудовлетворении его потребности, интересов, соответствия или не соответствия к чего либо его представления и понятие. Ни что в нашем сознании не совершается не эмоциональной окраски, имеющий жизненный смысл эмоциональный стимул заставляет организовывать наши мысли и действия для достижения определённой цели.

 

В17. Две концепции развития. Источник развития.Развитие – особый этап изменения, только это такие изменения , которые связаны с обновлением системы, с её внутренним структурным и функциональными изменениям, прекращением в нечто новое, иное.Речь идёт о нарастающих, развёрнутых во времени поступательных качественных трансформациях системы.Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых поступательных изменений сложных объектов в достаточно больших интервалов времени. К таким процессам относят эволюцию литосферы, экосистем, историческое развитие человеческих сообществ, научно – технический процесс и т.д. Две концепции источника развитияАристотель придерживается взгляда «Движущееся должно приводится в движение чем то извне». Так возникли 2 концепции: 1.Остается в тени самодвижение, его двигательная сила, его источник, его мотив. 2.Главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движение.В течении веков концепции оставались лишь догадками.Но в 17 в. Возникло опытное естествознание. Из утверждения Аристотеля следовало что материя инертна, т.е. она не может приводить себя в движение сама, для этого нужен толчок. Автор этого толчка по мнению мыслителей мог быть бог.

В18. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Качество – такая определенность предмета явления, процесса, какая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присных ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. Категория качества была впервые проанализирована физическому миру Аристотелем, обосновавшим качественный подход к физическому миру. Представителей средневековой сколастики занимала проблема “врытых качеств” (лекарство лечит, так как в нём заключена способность лечить ).Но на протяжении веков складывается и иной, количественный подход к миру, при котором стиралась его качественное многообразие. Открытие количественных черт бытия имело очень важное значение.Количество – характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Аристотель причисляя к количественным те характеристики вещей, которые доступны измерению и математическому выражению.Оценка  количественных характеристик реальных вещей начинается с выявления в них общих свойств, присущих как однородным, так и качественно различным по своей природе вещам. Такими свойствами, по которым можно сравнивать разнородные предметы, могут быть линейные размеры, скорость движения и т.д.Лишь выделение такого рода общих свойств позволяет определить количественные характеристики вещей. Рассмотрение различных предметов с количественной точки зрения на основе некоторого общего свойства как бы стирает их качественные различия. « Уравнивание качественных различий предметов, приведение их к некоторому единству делает возможным измерение. Измерить нечто - значит установить количество укладывающихся в нем единиц. До недавнего времени главной характеристикой экономического роста страны считались количественные показатели объемов выпускаемой продукции. Но погоня за количественным ростом продукции не всегда вела к росту эффективности производства.

 

В19. Основные стороны и формы познания. Критика сенсуализма и рационализма.Познавательное отношение чел-ка к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру. Вместе с развитием практики, с её усложнением, внутренним дифференцированием развивается и челов-ое познание .  Познавательная деятельность чел-ка всегда неразрывна связанна с работой его сознания ,волей ,памятью ,она предполагает также убежденность ,веру ,ошибки ,иллюзии. Но суть познавательного отношения чел-ка к миру заключается в выработке адекватного воспроизведения действительности , без которого невозможна реальная ориентация чел-ка в мире и успешная преобразование этого мира. Древнегреческий философ-материалист Демокрит считал, что все вещи состоят из атомов. От вещей отделяются тончайшие оболочки Эйдесы . Попадая в чел-ка через глаза эйдосы отпечатываются на душе как печать . Два процесса определяют  познания ,истечение Эйдесов и их впечатывание в душу. Но Демокрит признает и активную деятельность ума. Поэтому Демокрит делит познания на 2 вида : - темное, осуществимое чувствами и светлое осуществимое умом. В рассуждении о методе   Декарт предлагает следующие правила познания:1.допускать в качестве истинных только такие убеждения которые ясно и отчетливо представлены уму и не могут вызвать сомнений. 2.разделять сложные задачи на части более простые и доступные для решения.3. последовательно переходить от известного доказанного к неизвестному недоказанному. 4. не допускать пропуска звеньев в цепи логических рассуждений. Применение этих правил обеспечивает истинные знания. И такого рода система получила название рационализации. А теории познания, утверждавшие что все содержания наших знаний определяется тем, что дано человеку в чувствах, в ощущениях получили название сенсуализма. Позиция сенсуализма и рационализма в значительной мере определила характер философских исследований в области теории познания в 17 -18.в

В22.Прогресс и регресс. Закономерности и противоречия НТР.

 Двумя наиболее общими  противоположными по своим характеристикам,  неотделимыми друг от друга  является прогресс и регресс.

Прогресс в общем виде определяет как тип развития сложных  систем, для которого характерен переход  от низких, менее современных форм к более высоким и современным. Набор функции, обеспечивается тем самым большую  устойчивость, сохранность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития,  то такой прогресс раз-ют прогрессом.

Если же в развитии уменьшается  набор полезных для системы функций, уменьшается число подсистем  элементов и связей , то такой процесс наз-ют регрессом. Диалектика  ориентирует на понимание единства прогресса и регресса как диалектических противоположностей. Важно учитывать тесную логическую связь, соотносительность этих понятий, то что одно из них предполагает другое, что они определяются лишь друг из друга. В содержании понятие прогресс уже заложен смысл понятие регресс и наоборот. Развитие нельзя понимать как сугубо прогрессивное или регрессивное. В реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены , представляют собой живое единств. .Необходимо учитывать весьма противоречивый характер общественного прогресса. Например прогресс в развитии науки и техники на ряду с положительными рез-ми  имеет и многие негативные последствия . Имеются в виду загрязнения природной среды хим-ми ,радиоак-ми , и др. вещ-ми , многочисленные нарушения экологич-го равновесия, использования науки в военно –разрушительных целях. Развитие цивилизаций и связанное с ней повышение грамотности и духовной культуры людей сопровождаются обесцениванием в сознании части общ-ва многих гуманистических традиций и норм поведения, распространения преступности , наркомании, алкоголизма, падения нравов многих людей.

 

В23.Проблемы антропосоциогенеза.Выделение чел-ка из животного мира грандиозный скачек. Ведь речь идет об образовании такого рода живых средств , внутри которого прекращаются процесс видообразования и начинается «творческая революция» совершенно особого типа.К вопросу о происхождении чел-ка антропологи и философы подходят с различных позиции.  Философы стремятся выявить и обрисовать революционный скачек,  который имел место в процессе  чел-го становления. Давно признано что превращение животных в людей не могло быть редким мгновенным событием. Должен был существовать длительный период становления чел-ка (антропогенеза) и становления общ-ва (социогенеза). Они представляют собой две связанные стороны единого по своей природе процесса антропосоциогенеза, длившегося и течении 3-3.5 млн.лет   Важную роль в объяснении общего смысла антропосоциогенеза играет трудовая гипотеза, набросанная Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в чел-ка».Важная черта антропогенеза -его комплексный хар-ер. Поэтому принципиально неверно было бы утверждать .что ,скажем сначала возник труд, потом -общ-во, а потом -язык , мышление и сознание.

В29. Движения и его основные свойства. Многообразие форм движения материи.Мир постоянно находится в движении .Движение многообразно . В обществе все время происходит развитие и обновление экономики, политики, культуры, трудовой и познавательной деятельности людей. Движение материи -это не только механическое перемещение тел в пространстве, это и любые взаимодействия, а также изменение состояний объектов которые вызываются этими взаимодействиями. Материя не может существовать вне движения , любой объект существует благодаря тому, что в нем воспроизводится определенные типы движения . При их уничтожении объект прекращает свое существование.Ф.Энгельс выделил 5 видов движения материи:1.механическое 2.химическое. 3.физическое. 4.биологическое. 5 социальное.    Современная наука открыла новые формы движения. Поэтому Энгельсу классификацию необходимо развить и дополнить. Наука открыла новые формы физического движения: процессы микромира, связанные с превращением элементарных частиц; процессы мегамира –галактические взаимодействия и расширение Метагалактики. Будущий прогресс науки приведет к открытию новых форм как материи так и движения , уточнит современные представления.

В30.Необходимоть и случайность. Вероятность, динамические и статистические законы. Необходимостью называют  такую однозначно обусловленную связь явлении, при которых  наступление события причины обязательно влечет за собою вполне определенное явление – следствие.  Случайность – понятие, полярное необходимости. Случайностью называют такую связь причины, и следствие при которой причинные основания допускают реализованную любую из множества возможных альтернативных следствии. Случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенных числа, разнообразных и в точности неизвестных причин. Наступление случайного события – следствия в принципе, но не предопределено: оно может произойти, а может не произойти.Непредсказуемость случайностей, кажется,  противоречат принципу причинностей. Но не так, потому что случайные события и причинные связи – следствия хотя и неизвестных заранее и досконально, но все, же реально существующих и достаточно определенных условии и причин. Возникают они не хаотично и не из «»: возможность их появления  хотя и не однозначна, но закономерно связана с причинными основаниями. Эти связи и законы обнаруживаются в результате изучения  большого числа однородных случайных событии, описываемого с помощью математической статистики - потому называются статистическими.Статистические закономерности имеют объективный характер, но существенно отличаются от закономерностей единичных явлении. Применение количественных методов анализа характеристик, подчиняющихся статистическим законам случайных явлении и процессов, сделано их предметом особого раздела математики – теории вероятностей. Вероятность либо возможности наступления случайного события. Вероятность невозможного события =0, вероятность наступления необходимого (достоверного) события = 1.Случайность и необходимость относительное: необходимое в единых условиях может предстать случайным в других и наоборот. Для их надежного различия следует тщательно учитывать конкретные условия. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"