Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:36, шпаргалка

Описание работы

В1.Проблема истины. Проблема истины в философии является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. И. — это адекватное отражение объекта в сознания субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий:

Работа содержит 1 файл

шпоры по философии!!!.doc

— 133.89 Кб (Скачать)

 

В36. Культура как мера развития человека.  Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их  созидания,  умение использовать их для прогресса человечества, передавать  от  поколения к поколению и составляет культуру.   Культура-все созданное  человеком;  совокупность   созданных   и   создаваемых человеком ценностей;  качественная  характкристика  уровня  развития  общества.  Ценность-факт культуры, и она социальна по своей сути.   Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще  существенную  форму их  выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей -  понятие нравственности. Там,  где есть  человек,  его деятельность,  отношения между людьми,  там имеется и культура.  Культура:  материальная  и духовная   (не  противопоставлять!).   Цивилизация = окультуренная природа +  средства  окультуривания  +  человек,  усвоивший эту культуру, способный жить  и действовать в окультуренной среде своего обитания + общественные отношения(формы социальной организации культуры)  обеспечивающие существование Ц. и ее продолжение.  Ц.-социокультурное образование.  Не Ц., а К.-единственный критерий социального развития общества. 1. Культура имеет два основных проявления:культурные универсалии - такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Их возникновение обусловлено тем, что все люди имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда;культурная дифференциация предполагает неоднородность национальной культуры как целого либо различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры. Такое культурное разнообразие обусловлено климатическими, этническими, историческими, региональными и иными факторами.2. Культура классифицируется на различные виды на основе определенных критериев:- географическая или региональная характеристика культурного арсенала. Выделяют культуры Запада и Востока, Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и Океании;- хронологический принцип (например, в европейской культуре можно выделить такие ее разновидности, как античная культура Греции и Рима, культура средневековья и эпохи Возрождения, культура нового времени, культура новейшего времени);- по видам общественного производства:материальная культура - все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению его потребностей дальнейшего существования, технологической стороне жизни (орудия труда, средства производства, технические сооружения, различные властные структуры, общественные организации, политические партии и др.);духовная культура включает в себя субъективные аспекты жизни, идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения;социальная культура -отношения людей друг к другу, системы статусов и социальных институтов.

3. Формы культуры классифицируют  в зависимости от того, кто  создает культуру и каков ее  уровень, то есть на кого  она ориентирована. Исходя из  этого выделяют несколько культурных  форм:-элитарная, или высокая культура представляет собой совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятых для неподготовленного человека. Такие произведения рассчитаны на узкий круг людей, тонко разбирающихся в искусстве. Элитарная культура не ставит перед собой цель получения коммерческой выгоды. В ней создатели стремятся к самовыражению и художественному воплощению своих идей. С ростом уровня образования круг потребителей высокой культуры расширяется;-народная культура - это совокупность произведений народного творчества (фольклор), которые созданы анонимными авторами, не имеющими профессиональной подготовки. Круг ее потребителей - малоимущие люди. Процесс создания народных творений отличается демократизмом, поскольку предоставляет возможность участия в нем всем желающим. Народная культура тесно связана с традициями этноса, региона;-массовая культура - общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемых средствами массовой информации. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям общества независимо от уровня образования. Массовая культура не обладает высокой художественной ценностью; вырабатывает стереотипы, которые формируют сознание, определяют поведение людей, их образ жизни. Продукция массовой культуры носит коммерческий, а не культурный характер;-доминирующая культура представляет собой совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества;-субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура формируется у каждой группы общества и отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями;-контркультура - это субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

 

В38. Политика и политические отношения.Политика (от греч. politikos - искусство управления государством) есть особая сфера деятельности, регулирующая отношения людей, объединенных в социальные группы, этно-национальные объединения с целью сохранения определенной социальной структуры, организации, а также с целью ее совершенствования и развития в интересах как правящей социальной группы (типа класс), так и всего общества в целом.Политика есть вопрос о власти между различными социальными силами; о сферах их влияния на властные структуры, участие в представительных органах и т.д. Одна из главных целей в политике - устройство государственной власти. Государство призвано охранять интересы самого могущественного экономически класса. Экономически господствующий класс становится и господствующим политически. Это хорошо просматривается на примере современной России.Политические отношения - взаимодействие субъектов политики и власти (государство, партии, негосударственные фракции, ассоциации, движения, фронты, личности, этнические группы и т.д.), при котором происходят их объединения или разобщения. Политические отношения играют столь же важную роль, как социальные, экономические1. Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества, власти и народа.Политические отношения есть основа всякой политики.Политические отношения, политические организации, политические идеи и теории рождаются на определенном этапе развития общества.На политической арене - фигуры класса имущих: почти нет рабочих и крестьян. В Федеральном Собрании значительная часть - назначенцы, а не выборные.Политика нередко есть выражение экономики. Экономические интересы - основа всяких политических действий. Политика оказывает влияние на экономику, искусство, мораль и другие сферы поведения как всего общества, так и личности.Политика обладает относительной самостоятельностью: политические действия и идеи не есть простой слепок с экономических отношений, что обусловливает возможность и реальность противоречий между экономикой и политическими действиями.Если политика точно отражает назревшие потребности экономического развития, то она становится силой, способствующей реализации возможностей, заложенных в экономической системе общества. Когда политика выступает как абсолютизированная власть (как это, например, имело место при фашизме), которая стремится действовать в обход экономической необходимости, то это приводит на практике к разрушению экономики и нищете. Россия к 1995 г. оказалась по уровню благосостояния граждан на 75 месте в мире.Поскольку политика - это искусство управления, постольку, чтобы быть искусством в высшем смысле этого слова, она, во-первых, должна опираться на достижения наук, а во-вторых, соответствовать высшим критериям нравственности: ведь именно политическая деятельность является наиболее ответственной из всех видов социальной деятельности.Какова же структура политической деятельности? В самом общем виде просматриваются три ее основных момента. Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации. Все это суть не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянного системного целого, механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.

В42.Информационное общество.Проблемы глобализации. Рост информационных технологий как глобальный фактор современности обусловил появление и развитие многозначного понятия «информационное общество». В свою очередь информатизация общества и динамика информационных потоков породили проблему кризиса социокультурной идентификации: в процессах социализации личности в сегодняшнем информационном мире наметились радикальные разрывы и несовместимости ориентиров и ценностей. Происходящий в сфере информационного общества кризис социокультурной идентичности предстает как сложный социально-культурный феномен: именно в актуальном пространстве информационной культуры чрезвычайно затруднены процессы идентификации сообществ и единичных социальных субъектов - утрачены многие компоненты гносеологических и ценностных ориен-таций, свойственных классической рациональности. Особенно это актуально в связи с резким увеличением сетевых пользователей, развитием компьютерных технологий и неясными последствиями этого процесса, требующими постоянного изучения в связи с ускоренными темпами информатизации общества.Одним из эффективных путей решения социально-культурных аспектов идентификации становится интеграция научных направлений, способных изучать содержание мира в качествах информационной реальности. Однако следует отметить, что использование различных моделей для выявления причин и прогнозирования последствий кризисов социокультурной идентичности различных социумов часто происходит без должного критического анализа, порой игнорируется историчность и идеологичность теоретических моделей идентификации. Кроме того, в настоящее время происходит процесс коренного переосмысления сложившегося образа информации, а также сущности, целей и методов информационных войн - процессы идентификации проходят в постоянно изменяющемся противоречивом информационном поле. Это особенно важно для выработки соответствующего подхода к постижению всеобщей связи явлений и осущесгвле-ния реальных шагов в формировании конструктивных взаимоотношений внутри человеческого сообщества.

В45. Общая характеристика понимания и объяснения.Общепринятое долгие годы представление философского смысла понятия «понимание» следующее: Понимание - универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности.Понимание - личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т.п.,одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения.Исходные, донаучные виды понимания:освоение и понимание языка;понимание других людей, - в сопереживании, диалоге;понимание социальных знаков, норм;понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта.Основные виды научного понимания:понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое понимание);интерпретация инокультурных символов и метафор;перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание);понимание иных форм жизни;понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально - антропологических исследованиях);понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании).Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания.К первому типу понимания можно отнести то, которое возникает в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог - поскольку оба собеседника располагают приблизительно одним и тем же полем семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.Второй тип понимания - связан с переводом с одного языка на другой, например, с иностранного на родной язык, когда мы встречаемся с более сложным процессом интерпретации.Третий тип понимания - относится к интерпретации произведений художественной литературы и искусства, особенно имеющих непреходящее эстетическое значение.Таким образом, понимание - это способность постичь смысл чего-либо и достигнутый благодаря этому реальности; это состояние вызванное внешними или внутренними воздействиями на сознание человека, фиксируемое индивидом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия.Проблема понимания и его соотношения с познанием обсуждается давно, особенно в рамках герменевтики - одного из влиятельных направлений современной западной философии. Один из ее основателей - немецкий философ Г. Гадамер считал, что «фундаментальная истина», «душа» герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один, необходимо всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово инакомыслящему. А это значит, что без понимания и взаимопонимания здесь не обойтись.Своей основной задачей герменевтика считает постижение «чуда понимания, которое является способом существования познающего, действующего и оценивающего человека, универсальным способом освоения действительности». Оно представляет собой процесс поиска смысла («сути дела»), т.е. предметного содержания, вложенного автором в текст - в том числе в такой своеобразный текст, как история.Таким образом, всегда надо держать в центре внимания то обстоятельство, что понятие «смысл» является ключевым в решении проблемы понимания, которое и есть «реальное движение в смыслах». Это движение может выступать в двух взаимосвязанных ракурсах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Оно есть погружение в «мир смыслов», поиск последних. Понять можно только то, что имеет смысл.Понимание - это всегда диалог личностей, текстов, культур и т.п. Оно всегда происходит в условиях общения людей и осуществляется в «стихиях языка». Понимание неотделимо от самопонимания и тесно связано с объяснением, т.е. подведением изучаемого явления под закон и причинность.Впервые как обозначение особого научного метода термин «понимание» был применен Дройзером (1868 г.)Объяснение как философское понятие рассматривается в качестве важнейшей функции человеческого познания, особенно в ходе научного исследования. Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого объекта.В реальной практике исследователя объяснение осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам.Объяснение может быть:атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать;субстанциальным, когда объективная реальность выступает в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознания, поэтому подобная форма объяснения воспринимается как фундаментальная категория научного познания, теоретического обобщения конкретного;генетическим, когда используется способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития;контрагенетическим;структурным - при данной форме объяснения в научной теории осуществляется переход от описания к объяснению, переход от одних структурных уровней к другим, более глубоким.По своему механизму, объяснения, делятся на объяснения через собственный закон и объяснения с помощью моделирования.

В59. Специфика соц.познания.Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, - существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее определение: " Познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием" Основная задача социального типа знания - анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений. Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы можно было предвидеть будущее.Социальное познание - это огромный мир, богатый и разнообразный, который сейчас уже трудно охватить целиком. Он давно противостоит миру естественных наук, противостоит не в плане конкуренции, а в силу своей специфики и стремления к самоорганизации.И действительно, это - особый мир со своими проблемами, методами, подходами, мир, еще не сложившийся окончательно, но формирующийся на наших глазах.Что бы человек ни изучал: родной язык или математику, литературу или биологию - всё это - изучение объективной реальности. Но нельзя изучать сразу весь язык, пусть даже и кажущийся понятным и знакомым с детства; невозможно взяться за изучение всей математики одновременно. Однако литература и биология - это менее сложные миры, чем мир человеческой души или мир растений и животных... Очевидно, что человек для своего познания избирает тот конкретный предмет, знание о котором ему сейчас более всего необходимо. Но вместе с этим, человек вынужден изучать и те предметы (явления), которые находятся в непосредственном взаимодействии с предметом изучения: понятно, например, что выучив все склонения существительных, мы не сможем овладеть литературным русским языком. И все же на каждом этапе обучения выделение его конкретного предмета необходимо. Таким образом, объектом исследования является сама объективная реальность или какой-то её фрагмент, а предметом исследования выступает одно из конкретных проявлений этого объекта.Один и тот же объект может быть предметом многих исследований.

В53 Реальный мир - это последовательность бесконечного числа форм материи и соответствующих им форм движения и развития. Форма материи - это вид материи, материя на определённой ступени развития. Основные формы материи: 1) Физическая - масса-энергетический мир. 2) Химическая. 3) Биологическая - способ существования высокоорганизованного материального субстрата, основным химическим компонентом которого выступают белки, углеводы, жиры и т.д. 4) Социальная - появление человека. Мир - единая материальная субстанция. Её важной способом существования является процесс развития. Материальное единство мира выражается поэтому в единстве мирового процесса развития, т.е. в едином закономерном мировом процессе. Субстанционное единство мира проявляется в его процессуальном единстве. Мир - есть вечный процесс, вечно движущаяся и развивающаяся материя, единый закономерный мировой процесс, все четыре основных формы материи выступают в качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития. Так как всё научное знание, вся духовная и материальная культура общества основывается на познании и практическом использовании этих четырёх фундаментальных форм материи, необходимо рассматривать особенности любой из них, закономерности единого процесса развития. Всеобщая теория развития. Развитие повсюду осуществляется по диалектическим законам. Материальное единство мира выражается в мировом процессе развития. Закон единого мирового процесса - закон, определяющий необходимую а не случайную закономерную последовательность основных форм материи, включая человека. Законности развития: 1) Развитие - возникновение высшего из низшего. 2) Высшее включает в себя низшее и сохраняет его в качестве своей основы (фундамента). 3) В состав высшей формы материи включается также часть низшей материи. 4) включённое в состав высшего низшее подчинено высшей форме материи и не имеет самостоятельного значения, хотя и сохраняет свою общую природу и законы. 5) Любая форма материи включает в себя предшествующие формы материи.

 

В47.Многообразие истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличные реальные многообразия социальной жизни. Одним из основных источников которого является неравномерность исторического развития. Она обусловлена тем, что более развитые производительные силы способны далее развиваться более быстрыми темпами. Поэтому общества, обладающие различным уровнем производительных сил, живут как бы в разном историческом времени. Необходимо учитывать также роль личности, ее исторической инициативы, ее влияния на ход событий.Важно подчеркнуть, что объективная логика всемирной истории воспроизводит поступательное развитие человечества только в его наиболее общем виде, очищенном от многообразных особенностей конкретной истории отдельных народов, стран и даже целых регионов, в том числе и от случайного в глобальном масштабе стечения обстоятельств. Общественный прогресс, как смена формаций, дает ключ к научному пониманию всемирной истории лишь в единстве с конкретно историческим подходом. Вообще многообразие есть условие осуществления единства. Любое реальное единство представляет собой единство многообразия. Многообразие обеспечивает человеку необходимую для выживания способность к адаптации, позволяет обществу, человеческим общностям приспосабливаться к различньм природным и историческим условиям и идти по пути прогресса.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"