Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Шпоры.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

          48 фс к-ры Культура – способ сущ-ия чел. Актуальность теоретич. исследований к-ры определ. факторами: 1усиление роли к-ры в жизни чел-а и общ-ва 2связь к-ры с духовным миром чел-а. Модус обладания-опредмечивание. Модус действия-рапредмечивание. 3кризис к-ры (усиление знаниевого компонента культуры, к-ра сводится к знаниям, а фс к-ры – это самосознание). дифференциация знаний о к-реж. Фс к-ры стремится уяснить что собой представляет к-ра как токовая не зависимо от ее многообразных проявлений. Особенности фс к-ры: 1рационально-теоретическим способом к-ры осмысливается как целостность 2ставится вопрос о условиях сущ-ия к-ры. Определение понятие к-ры сводится к 3 гл ее аспектам: 1 к-ра сфера творчества свободной самореализационной личности. Связь с понятием свободы. Уровни свободы: 1отрицательная свобода- свобода от… 2положительная свобода –свобода для 3экзистенциальная свобода –свобода не только выбора, но и творчества; свобода внутр духовного самоопределения. Понятие к-ры противоположно понятию цивилизации. К-ра как творчество а цивилизация- появление механического и утилитарного отношения к миру 2 к-ра ценностное отношение к реальности. Влюбой к-ре есть свой идеал. Идеал-представление о должном или образ совершенства, кот в реальности не достижим. Идеал в к-ре имеет религиозное происхождение 3 к-ра искусственный созданный мыслью и руками чел мир отличный от природы или натуры. Основные концепции к-ры: 1деятельностная 2психоаналитическая(система запретов или табу в любой к-ре) 3игровая (к-ра сводится к игре) 4символическая концепция к-ры-к-ра проявл как пр-во символ 5ценностная теория к-ры 6семиотическая концепция к-ры язык явл выражением духовной жизни чел. 

    42 познание как постижение  истины. Истина-фс категория для обозначения меры отражения субъектом объекта. 2подхода к трактовке истины: онтологический, гносеологический. В онтологическом истина рассм как особого рода бытия, т.е. истина это то что есть, реально. В рамках гносеологического подхода истина – соответствие знаний действительности, хар-ка знания, кот. зависит от познающего субъекта; Внутри гнос. сущ. вариации: 1Конвенциональная трактовка (соглашение между учеными, применима в узк. областях знаний и ненадолго); 2Прагматическая концепция: истина понимается как полезность знаний. 3Когерентная : истина рассми как согласованность знания на различных уровнях. Современная концепция – попытка объединить все сущ. подходы к истине (неклассич. концепция истины). Св-ва истины неклассич понимания: 1непротиворечивость 2системность-новое знание должно вписываться в созданное 3эвристичность-потенциал знания к росту 4простата (меньшее кол-во допущений) 5красота (самый субъективный критерий). Ложь и заблуждение-противоположность истине. Истина м.б. абс. и относ. (условной). Абсолютная истина не нуждается в опытном подтверждении. Относительная истина- истина для кот сущ возможность опровержения, означает условность. Истина и ценность. Ценность – соотв-е действительности нашим убеждениям.

      

          41 структура и осн  закономерности познават  процесса Познават процесс имеет 2 ступени: 1чувственная-познание, кот основано на осмыслении чувств данных, но не сводимо полностью к ним; 4 этапа чувств познания: 1живое созерцание(изначальное впечатление) 2ощущение-отображение отдельного св-ва объекта 3восприятие-целостный чувственный образ предметов 4представление-опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по средствам памяти. 2 фактора в форм-и представления: опыт прошлого восприятия и способность субъекта к воображению. 2рациональная- позволяет уяснить общие закономерные связи объекта, кот. не связ. на чувств. уровне, работает с сущностью, абстрактно мысленное отражение действительности, осущ благодаря мышлению. Рациональня ступень. Мышление-активный процесс деятельности сознания. Мышление: правополушарное/образное; левополушарное/логическое: рассудок (формальная логика), разум (диалектическая логика). Логическое мышление осущ в 3 основных формах: 1понятие-форма мысли кот отражает общие св-ва объекта 2суждение-совокуп сущ-ых св-в 3умозаключение. Понятие: содержание и объем. Содержание понятия-совокуп существенных признаков объекта. Объем-опред общность предмета с родственными признаками. Между объемом и содержанием сущ обратно пропорц связь. Суждение-форма познания в кот по средствам связи понятия что-лиьо утверждается или отрицается. Умозаключение-рассуждение. Интеллект-умственная способность. Различия мышления и интеллекта: мышление – умственная активность, интеллект – умственная способность. Креативные способности познания обусловлены интуицией. Интуиция - «пристально вглядывается», способность постижения истины путем ее усмотрения без основания и док-в. Бывает чувственная и интеллектуальная. 
 

    31Фс  природы эволюция представления о природе. Понимание онтологии как фс природы возвращает понятию онтологии его первоначальное значение – онтология появилась в форме фс  природы или натурфс. Натурфс- другая греческая фс . периода. Фс природы – фс умозрение, предметом рассм-я кот. явл. природа  в ее целостности. Природа – совокупность естественных условий сущ. чел. общ-ва. Природа:- в узком смысле - природа в ее непосредственной эмпирической форме сущ-я, предмет науки; - в широком смысле - природа все сущее или весь мир в многообразии его форм. предмет фс. В узком и широком понимании проявл. 2 установки чел. по отнош. к природе: 1установка: на преобразование и изменение природы (природа предмет науки); 2 установка: чел симолизирует себя в природе, т.е. осмысление отношений в природе. В фс сущ. 2 подхода трактовки природы: 1) материализм: прир. сущ. объективно и независимо от сознания чел-ка. 2) идеализм: отрицается объективность природы, прир., еот. мы видим, сущ. лишь потому, что мы ее видим. Эволюция представления о природе: Восточная и западная традиция представления о природе. Для востока х-рно единство чел и природы (нерасчлененность), они равноправны. Для запада х-рно равноправие единство и солидарность чел-ка и природы. Отношение к природе в исторической перспективе. Палеолит до 10 тыс лет до нэ – биогенный период, чел полностью вписывался в прир. Неолит 8-3 тыс. л. до н.э. – аграрный период челначал удваивать природу, занимается земледелием, животноводством. Античность – космоцентризм, прир выступает органичной частью космоса, а жизнь предполагается в гармонии с природой. Проявление рационалистич. традиции в трактовке природы. Различие между «мыслить» и «чувствовать». Обнаруживается понятие природа (лат. – натура, греч. – фьюзис, знач. рождать). Аристотель: прир становится предметом физики – наука о вещах кот сущ сами по себе и наход в движении, а фс становится метафизикой – наука о вещах кот сущ независимо, но покоятся. Прир становится предметом естествознания в современном смысле. Средние века: скрытая проблематика природы, креационизм (сотвор. мира Ьогом из ничего), хр. фс понимает природу как последнее звено  Возрождение: статус прир восстанавливается. 2 направления натурфс: 1 Пантеизм Дж. Бруно, Николай Кузанский, Бернард Телезиум (основал академию) – природа отожд. с Богом; 2 Появление новой научной картины мира, кот. основана на естественно-научных методах мышления. Галилей, изуч. с помощью матем. методов. Связь между расцветом матем., преобладание матем. и становление гелиоцентрической картины мира: космос приобретает ценность независимо от чел-а, его чувств, поэтому на место кач. чувственной физики приходит колич. матем. физика. Новое время: природа превращ. в объект естествознания. Идустриальный этап развития цивилизации. Механистический образ природы. Бэкон: Природа – мастерская для человека, внеш. сила, кот. чел. должен подчинить. Шеллинг: природа – это то, что имеет свою душу. Э. Кант: «Мы не можем постичь природу саму по себе поэтому природа сущ. для нас» Природа превращается сугубо в объект естествознания. 20-21 век: природа поним. как сроеда обитания чел-а, происходит переориентация с предметных (эмпирич.) исследований природы на изучение отношений чел-ка и природы. Появл. понятия,кот. обознач. одновременно и природное и человеческое. Биосфера, ноосфера – общие природные и чел-кие понятия. Биосфера – область распространения жизни на земле. Учения о биосфере создал Вернадский. Ноосфера -  р-т целенаправленного ответственного воздействия человека на биосферу. Отношение к природе опред. как онтропокосмизм – установка, когда чел. – ср-во защиты всех форм жизни и предст природу в целом, органичная часть космоса, подчиненная законам и активно (благодаря разуму) воздействующая на ход и направления эволюции. Синергетика – природа это открытая саморазвив. система (управлять не управляя). Охрана окруж среды à глубинные экологи (надо изменить сознание чел-а, чтобы природа восприн. им бытийно, а не логич.) 
 

    32 Коэволюционный императив  и экологические  ценности современной  цивилизации. Биосфера – область распространения жизни на земле. Учения о биосфере создал Вернадский. Ноосфера -  р-т целенаправленного ответственного воздействия человека на биосферу. Отношение к природе опред. как онтропокосмизм – установка, когда чел. – ср-во защиты всех форм жизни и предст природу в целом, органичная часть космоса, подчиненная законам и активно (благодаря разуму) воздействующая на ход и направления эволюции. Синергетика – природа это открытая саморазвив. система (управлять не управляя). Охрана окруж среды à глубинные экологи (надо изменить сознание чел-а, чтобы природа восприн. им бытийно, а не логич.) Коэволюция – гармоническое развитие природы и общ-ва, кот. основано на таком поведении чел., при кот. сохраняется динамическое равновесие биосферы. 1992г Рио-де-Жанейро – концепция устойчивого развития действую локально, мыслю глобально, правило экологии:1все связано со всем; 2все должно куда-то деваться; 3природа знает лучше; 4ничего не дается даром. Направления экологизации: 1экологизация сознания чел.; 3- || - философии. 1Экологизация сознания: чел. должен отказаться от определения себя через самоуглубление, а опр. себя на пересечении с природой, в единении с природой. 2Экологизация естествознания – Совр. естествознание направлено не только на использ. природных ресурсов, но и на оценку этого использования. В следствии достижения естествознания наука формируется качественно иной по сравнения с механистическим образ природы (замкнутая, изолир. система, обратимая во времени) В соотв. с новыми открытиями естеств. природа – открытая, сложная ,самоорганиз. необратимая во времени система. Это непосредственно связано с новыми отраслями в естествознании. К этому выводу пришла отрасль естествознания синергентика  Хакин, Пригожин. Из хаоса рождается порядок. Основные св-ва природы в соотв. синергетикой: 1диссипативность (диссипация = рассеивание); 2нелинейность; 3открытость. Хаос выступает как фактор самоорганизации. Возможны такие исследования в естествознании как предметы явл. воздействие чел. на биосферу и оценка последствий этого воздействия. 3Экологизация фс: 1энвайроментализм возникло в 20-е годы охрана окруж. среды 2глубинная экология те кто требует трансформации сознания совершенного чел. чел должен стать нераздельной частью природы, т.е. понимать природу бытийно, а не логически 

          33 фс антропология Учение о человеке. Основной предмет: рассматривается человек. Условия, опред. необходимость изучения чел-а в фс: 1 Фс познает чел-а в целостности его сущ-я, функц-я и развития; 2 Чел – самый сложный объект из всех нам известных по 2м причинам: а) чел одновременно и органично принадл. многим мирам; б) чел. явл. единств. объектом, общие родовые св-ва кот. в макс. степенименяются на уровне единичного; в) в связи с историч. необх-ю преодоления чел-ом зависимости от внеш. сил и собств. притязаний на роль носителя меры всех вещей, выраб. нов. самосознание. Фс онтропология сущ. в 3-х знач.: 1в широком смысле – это часть фс, в кот. изучается чел. как особый род сущего; 2в узком – особое фс направление западной фс 20в  (М. Шелер, А. Гелеи, Х. Плесснер) 3это особый стиль и метод мышления, кот. для раскрытия сути чел. использует самостоят. ср-ва, отличные от схем формальной и диалектической логики (онтрополог. х-р современной фс). Сущность чел невозможно опред через неличную совокупность св-в и отношений, конкретные предметности и статичность. Чел – это та действительность, кот. сопряжена с возможностью. Природа чел-а – билог. и соц., сущность чел соц. деятельностная. Природа чел определяется принадлежностью его к двум мирам: 1мир явленный; 2мир интелегибенному. В теч. эволюции измен. представление о человеческом в человеке, кажд. эпоха вносила что-то свое. На рубеже 21в, рассм. чел. в чел-е, можно отметить след. его составляющие: стыд и совесть, сострадание, восхищение красотой мира, принятие жизни как высш. ценности, ответственность за себя и за свою деятельность.Человек,как некая целостность включ. след. компоненты:  1уровень природного (биологический: чел – жив. организм, кот. функционирует по законам природы; генетич. тип наследования); 2уровень космического (все живут на планете Земля; теория Чижевского, магнитные бури, мы – люди солнца); 3уровень родового/общечеловеческого (мы – гомосапенс (чел. разумный), по мере эволюц. развития чел-а формир. спец. орган психики – нервная система, кот. обеспеч. отражение окруж. мира и регуляции. поведения; 4 уровня психики: 1) сенситивная (лягушка паук инстинкт) 2)восприимчивая (крысы) 3)интеллект (обезьяны) 4) сознание. Осн. признак психики чел состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм чел владеет принципиально новым ср-вом ориентирования в окруж. действит-ти – знания, кот. предст. концентр. опыт человечества, перед. посредством речи. Психика формируется в условиях соц. окружения, в процессах усвоения соц. опыта. Развито самосознание – установочная система личности система ее ценностно смысловых образований.); 4уровень соц-ого/общественного (чел. предстает как личность, заявляет себя вовне); 5уровень духовного (чел проявл. себя как индивидуальность, диалог чел-а с самим собой, 2 формы: 1)объективированная духовная (вне чел-а) – к-ра сугубо чел способ наследования; 2) субъективированная духовная (внутри чел-а) – духовность че-а. Душа неполнена чувствами, а дух – идеями. Дух: ≠ душе или ≠ сознанию Дух ≠ душе. Душа наполнена чувствами а дух явл. носителем идей. Дух ≠ сознанию. Духовность соотносить объективный мир с точки зрения его соотв. высшим целям. Сознание – отражение духовного мира, объективной действительности в формах мышления, а для духа необходим цен.-смысл. аспект. Дух-ть нравственно ориентированная воля и разум чел-а). Эволюция представления о чел в истории философии: Др. Восток: отсутствует четкая выделенность индивид. начала в чел-е, чел ценится не сам по себе, а в силу того что он есть часть единства. Античность: чел это микрокосмос. Чел = душа + тело (Платон, Аристотель). Антропологич. проблематика нач. с Сократа: «Познай самомого себя». Внимание на человеке – Протогор: «чел – это мера всех вещей». Средневековье: Духовность+душа+тело=человек. Дух опред. Богом. Бог делает чел-а духовным, чел – образ и подобие Бога. Возрождение: Самоценность чел-а. Его право на свободу. гуманизм. Новое время :Чел сущ-во разумное, Декарт: чел – это мыслящий разум и тело. Эпоха Просвещения: Ла Мекри: чел. – машина. Классич фс: Кант: чел объясн. с позиции нравств.-природного дуализма, чел – свободное сущ-во. Конец 19 в: неклассич.фс: деятельностная концепция чел-а (марксизм). Углубление изучения духовности чел. «чел это воля к жизни» Шопенгауэр . Ницше: «чел существо волевое и страстное». 20в: чел сущ-во кот. стремиться к пониманию мира (герменевтика). Подлинной природой чел явл переживание и язык (неопозитивизм). «Чел – сущ-во в кот-ом бессознательное господствует над сознательным» (З. Фрейд). « Чел – сущ-во кот. всегда отличает себя от прин. в общ-ве норм и бунтует против однообразия» (постмодернисты). 

          35 фс антропология Представлена нем. фс течение, кот сформировалось в 20г 20в.: Макс Шелер – «Положение чел в космосе» 1928г. Хельмуд Плесснер – «Ступени органического и чел.» 1928г. Арнольд Гелен – «Чел. Его природа и положение в мире» 1940. Осн. задача: вывести всю фс из чел-а. Люб. вопрос фс явл. вопросом о чел-е. Фс антропология не должна быть разделом фс, а наоборот вся фс олжна выводиться из чел. Основные идеи этого напрвления: 1Фс антропология – синтетич. фс чел-а. Синтез науки, фс и теологии. Главн. особенность чел-а – напр-ть к Богу. В чел природе выделяют 2 начала:1)Жизненное начало(наука, фс) – достояние духа чел достигается благодаря чел. слову. Слово – тот символ через кот чел может познавать Бога; 2) Дух идущий от бога (фс, теология). 2Чел поним. как рац. сущ-во, придерживается принципа рациональности. Шелер: способность к разуму определяется как то, чем чел облад. независимо от жизни. Плеснер: способность к разуму – это самосознание (чел не просто живет, но осущ. свою жизнь). Гелен: способность к разуму проявл. в размышлении, а размышления это негативный феномен (неуверенность ответа чел противопоставляется уверенности поведения животного). 3Выступали против сведения чел к сознанию, против игнорирования биологич. подосновы чел. Чел – биологически недостаточное сущ-во, биологич. неспециализированность. В этом моменте отличается от экзистенциализма. Биол. недост-ть чел-а проявл. как неадаптированность, неспециализированность => чел не определен наличной действительностью, а «открыт миру». Несмотря на это чел стал хозяином природы, объясняется это тем, что отсутствие биологич. специализированности чел позволяет развивать чел деятельность не определенного (как у животных), а любого вида. Жив. опред. природой, а чел сам создает себя различным образом используя природу. Чел может подчиняться природе, а может говорить нет. = сам себя самоопределяет. 4 Биол. неприсп-ть чел-а, открытость чел миру вынуждает его стать действующим сущ-вом (совершать действие, создавать орудия труда). Чел вынужден создавать 2ю природу, т.е. культуру, создавая культуру, становясь культ. сущ-вом, чел обретает дух. начало. 5 Открытость чел миру опред. то, что чел никогда не достигает завершенности. Чел утопическое сущ-во. 

          37 Проблема сознания  в фс, основные  подходы Отличие чел-а от животного – способность мыслить, т.е понимать окруж. чел-а явления, предвидеть из возм. изменения, планировать на этой основе свои действия. Сознание появл. только с появл. чел. В материализме: Сознание – высшая формаотраж-я объект. реальности. Возникает в связи с труд, обществ.-произв. деят-ю. Современное определние сознания: Сознание – способность направлять  свое внимание на предметы окруж. мира и одновременно сосредатачиваться на тех состояниях внутр. дух. опыта, кот. сопровожд. его внимание. Та способность чел, которая позволяет целенаправленно творчески активно опережающее и конструктивно отражать действительность и преображать ее в своих интересах. В истории фс проблема сознания имеет 2 уровня: 1) философы пытались описать способы в кот. мир дан в сознании чел-а (познание, практика, ценностные отношения); 2) философы пытались объяснить, как возможно сознание, как продукт деятельности мозга (связан с развитием психофизиологии). Т.к. сознание всегда ускользает, определить его можно с пом-ю операции редукции. Определить сознание можно только с помощью косвенного языка описания, т.е. свести сознание к редукции – сведение сознания к отличным от него сущностям. В истории фс выделяют 2 основных вида редукционизма: 1) позитивный – сознание сущ. как самост. вещь (физикализм: сознание предстает как физич. объект – головной мозг; ментализм: сознание – это не физич. структура, кот. организована по нефизич. принципам); 2) негативный – сознание сводится к совокупности св-в и отношений (бихевиоризм: сознание трактуется как вещь не проявленная, с. понимается как доступное наблюдению поведению; функционализм: с. – совокупность функц. отношений - феноменология).

     

          34 концепция антропогенеза Антропогенез – процесс эволюции предшественников современного чел а так же наука изучающая этот процесс. Подходы к трактовке прошлого чел:  1креационизм/религиозный; Бог сотворил мир из ничего. разделился на: 1) ортодоксальный креационизм/антиэволюционизм: чел был создан Богом в рез-те одномоментного акта, и далее чел не изменяется; 2)эволюционный креационизм: виды животных могут превращаться один в другой но направляющей силой при этом явл божественная воля. 2философский (предназначение чел) антропный принцип: хар-ки вселенной таковы, что возникновение жизни чел-а представляется неизбежным следствием; устанавливает зависимость сущ-ния чел от физич. параметров вселенной.

    3научный  Дарвин теория эволюции. Эволюция в органическом мире осущ. в р-те 3 факторов: 1изменчивость;2наследственность;3естественный отбор. Синтетическая теория эволюции (20в) – это развитие эволюц. теории Дарвина на принципах генетики. Гл. фактор эволюции – труд, игра (Энгельс). Антропогенез не возможен без социогенеза.  

    38 Генезис сознания  Генезис – рождении, развитие. Вопрос о происхождении сознания завис. от того, что поним. под сознанием (физиализм и ментализм). Сознание – это субъективный образ объективного мира. Субъективный означ. способ сущ-ния, объект. – сущ-е от 1ого лица . Образ – форма отражения объекта в сознании чел. Субъект. выступает не как сам предмет, а как его образ. Хаар-ки образа: 1Форма отражения объект. мира; 2Образ – особая форма деят-ти субъекта и ее результат, в кот. все изменения осущ. в субъективном измерении. Процесс перехода объективного (материального) в субъективное (идеальное) объясняется с помощью процесса отражения. для объяснения сознания использ. сущность процесса отражения –теория отраж-я, использ. в материалистич. фс. Отражение – способность системы воспроизводить особенности др. системы при взаимодействии. Эволюция отражения: 1Отражения в неживой природе (след на песке) пассивный характер 2Отражения в живой природе (развитие психики, 3 стадии: сенситивная психика, восприимчивая психика, интеллект) 3Отражение на соц. уровне (сознание чел); высший уровень отражения, присущ только чел-у, его возник-е явл. результатом развития чел-а не как природного, а как соц. сущ-ва. Св-ва сознания, хар-ки: 1универсальное (способно адекватно отразить любое явл. в мире) 2обеспечивает адекватное отражение бытия. в мире (критерийадекватности - практика) 3сознание опосредовано языком (язык – мат. оформление идеального содержания сознания). 4сознание индивидуально (несет печать уникальности в каждм из нас) 5явл мыслящим. Функции сознания:1) познание 2) осознание 3) самосознание 4) ф-ия оценки получаемой информации 5) накопление знаний 6) конструктивно творческой деят. 7) управления 8) коммуникативная. Психо-физиологическая проблема – проблема соотношении сознания и процессов, происход. в чел. мозге. сознание нельзя свести к ф-ции мозга. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"