Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:57, шпаргалка

Описание работы

Экзаменационные вопросы и ответы по философии
для студентов заочной формы обучения

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

В прямую противоположность немецкой философии, спускающейся с неба на землю, мы здесь  поднимаемся с земли на небо, т.е. мы исходим не из того, что люди говорят, воображают, представляют себе, – мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса. Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками. Таким образом, мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории, у них нет развития: люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. При первом способе рассмотрения исходят из сознания, как если бы оно было живым индивидом; при втором, соответствующем действительной жизни, исходят из самих действительных живых индивидов и рассматривают сознание только как их сознание.

Там, где  прекращается спекулятивное мышление, – перед лицом действительной жизни, – там как раз и начинается действительная положительная наука, изображение практической деятельности, практического процесса развития людей. Прекращаются фразы о сознании, их место должно занять действительное знание. Изображение действительности лишает самостоятельную философию ее жизненной среды. В лучшем случае ее может заменить сведение воедино наиболее общих результатов, абстрагируемых из рассмотрения исторического развития людей. Абстракции эти сами по себе, в отрыве от действительной истории, не имеют ровно никакой ценности. Они могут пригодиться лишь для того, чтобы облегчить упорядочение исторического материала, наметить последовательность отдельных его слоев. Но, в отличие от философии, эти абстракции отнюдь не дают рецепта или схемы, под которые можно подогнать исторические эпохи. Наоборот, трудности только тогда и начинаются, когда приступают к рассмотрению и упорядочению материала – относится ли он к какой-нибудь минувшей эпохе или к современности, – когда принимаются за его действительное изображение. Устранение этих трудностей обусловлено предпосылками, которые отнюдь не могут быть даны здесь, а создаются лишь в ходе изучения действительного жизненного процесса и деятельности индивидов каждой отдельной эпохи. Мы выделим здесь некоторые из этих абстракций, которыми мы пользуемся в противоположность идеологии, и поясним их на исторических примерах

  1. Иррационализм как направление западноевропейской философия xix века. А. Шопенгауэр.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ - (неразумный, бессознательный), обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т. п. предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, которые играют решающую роль в познании, в мировоззрении в противовес разуму и рассудку. Это мировоззренческая установка, в основе которой лежит абсолютизация роли нерациональных, бессознательных мотивов в человеческой деятельности. Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ. Более или менее явные элементы иррационализма свойственны всем тем философиям, которые объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). С одной стороны, рассудок осознаёт и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Иногда и вовсе (большей частью неосознанно) рационалисты в своих философских рефлексиях истории и общества постулируют крайне иррациональные понятия. 

До середины 19 века все философские течения  утверждали, что у человечества должны быть и есть своя цель. Этой целью  мог быть бог или  развитие природы, могла быть цель еще не обнаруженная, целью могло быть внутренне спокойствие личности. И только у Шопенгауэра появляется новый философский мотив, что у жизни цели нет вообще, что она бездушное движение, лишенное цели. Воля – слепой импульс, поскольку этот импульс действует без цели, то никакого успокоения найти невозможно. Это приводит к тому, что человека постоянно мучает чувство неудовлетворенности. Поэтому жизнь – сумма мелких забот, а само счастье человека – недостижимо. Человек сгибается под тяжестью жизненных нужд, он постоянно живет под угрозой смерти и страшится ее. Философия и религия, по Шопенгауэру, создают иллюзию жизненной цели. Принося временное облегчение людям, поверившим в эти миражи. Последователь Канта, Воля в философии Шопенгауэра - «вещь в себе», представление -  мир единичных вещей. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи.

 Современная  философия во многом обязана  иррационализму. Явно выраженные  очертания современный иррационализм  имеет, прежде всего, в философии  неотомизма, экзистенциализме, прагматизме  и персонализме. Элементы иррационализма  можно найти в позитивизме и неопозитивизме. В позитивизме иррационалистические предпосылки возникают вследствие того, что построение теорий ограничивается аналитическими и эмпирическими суждениями, а философские обоснования, оценки и обобщения автоматически смещаются в сферу иррационального. Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению. Такие сферы можно условно разделить на субрациональные и трансрациональные.  

  1. Фридрих Ницше как основоположник «философии жизни». Критика христианской морали.

«Философия жизни» возникла как оппозиция класическо-му рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания, базирующегося на принципе строгости  и точности испытующего ума. Опираясь на традиции немецкого романтизма, «философия жизни» подходит к жизни как к первичной и исходной реальности в построении философских учений.

Фридрих Ницше (1844-1900) — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в  форму фрагментов и афоризмов. Ему  чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее вечного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления.

Теории познания в ее классическом смысле не была предметом  особого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему amor fati — любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы».

Ницшеанский образ  «сверхчеловека» воплощает его  кри тику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая  послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет  волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный харак тер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти».

Спорная и односторонняя, критика Ницше была громкой и  ясной: христианство с его концепцией трансцендентного, всемогущего, всеведущего, справедливого и любящего Бога отрицает и отвергает слишком многое из того, что имеет ценность в этом мире. Христианские теология и мораль, стараниями церкви и государства, превращенные в институт, сделали людей Запада узниками. Христианство утверждает, что истинная свобода заключается в служении Богу, но отвергает подлинную творческую свободу, заявляя, что этот мир и его ценностная структура предопределены волей Бога. Оно утверждает, что несет людям освобождение от греха и вины, но достигает этого, низводя их к посредственности. Христианство выдвигает доктрину любви и милосердия, но в действительности это учение опирается на чувства ненависти и мстительности, направленные против всего благородного.

Ницше не отрицает, что длительное господство христианской веры является действительной манифестацией воли к власти, и что некоторые индивиды проявили недюжинную силу, утверждая авторитет христианства. Но он был убежден в том, что в итоге это привело к доминированию низшей породы. Ницше верил, что, объявив о смерти Бога, можно подорвать основы христианской морали, облегчив выход за рамки традиционного понимания добра и зла.

Проблема бытия  Божия, полагал Ницше, имеет скорее психологический, нежели метафизический характер. Вера в Бога — это орудие, используемое для искажения фактов жизни, для обуздания индивидов, наделенных благородным характером. Цель Ницше не столько доказать или опровергнуть бытие Бога, сколько показать, что вера в Бога может породить болезнь. Он хотел убедить людей в том, что высшие свершения в человеческой жизни зависят от искоренения этой веры. Таким образом, Ницше постулировал, что Бог не существует, и сосредоточился на терапевтической задаче по освобождению людей от мысли, что они зависят от Бога

  1. Проблемы бытия, времени, человека в философии Мартина Хайдеггера.
  2. Экзистенциализм о свободе личности (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю).
  3. Характерные черты и проблематика русской православной философии XIX века.
  4. «Философия общего дела» Николая Федорова.
  5. Система православной философии Владимира Соловьева.

Владимир  Сергеевич Соловьев (1853-1900 многогранный мыслитель.

Проповедник, публицист, оратор, литературный критик, поэт, философ по призванию. Он критиковал следующие недостатки - отвлеченность  и односторонность: одни подчеркивали всеобщее и рационализм, другие - эмпиризм, частное. Он первым в России создал особую философскую систему.

Предельно высшим единством сущего является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности - энергично-волевой, всеблагой, любящей  и милостивой, но наказующей за грехи.

Все материальное одухотворено Божественным началом - мировой душой, Софией, что связано с идеей творческого мастерства. Стержневой принцип философии В. Соловьева - положительное всеединство.

Сущее содержит в себе:

1) благо  как проявление воли;

2) истину  как проявление разума;

3) красоту как проявление чувства.

Из этого  вытекает принцип: абсолютное осуществляет благо через истину в красоте.

Эти три  начала - благо, истина и красота - в  нерасторжимом единстве, предполагающем любовь - силу, подрывающую корни  эгоизма.

В. Соловьев заложил основу собственно философского принципа всеединства, обогатившего мировую философскую мысль, развил тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций.

Реальный  мир представал у В. Соловьева  как самоопределение или воплощение абсолютно сущего: это тело Божие, или материя Божества, субстанциональная  премудрость Бога, проникнутая началом  Божественного единства. Посредником  между ними выступала София - Мудрость Божия. Разделяя, таким образом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога. В. Соловьев не мог признать его совершенным, а лишь идущим к совершенству. Эмпирический, материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванность и механическая причинность, находится в хаотическом состоянии. Призванием человека, который является, по словам В. Соловьева, «центром всеобщего сознания природы», выступает его мессианская по отношению к природе роль освободителя и спасителя.

Именно  человечество является посредником  между Божеством и природой. В  его сознании уже содержится форма  всеединства.

Рассматривая  проблему «человек и общество», В. Соловьев утверждал, что человек - вершина  творения Бога. Общество - расширенная  личность, а личность - сосредоточенное общество.

Идеалы  совершенного добра открывает христианство. Юридическое право не в состоянии  это сделать: оно способно преградить путь проявлению лишь крайних форм зла.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"