Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:57, шпаргалка

Описание работы

Экзаменационные вопросы и ответы по философии
для студентов заочной формы обучения

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Требования  добра необходимы в политике, экономике  и вообще во всех сферах социума.

Как центральная  фигура во всей истории российской философской мысли (это утверждали и его современники), В. Соловьев оказал огромное влияние на целую  плеяду русских мыслителей, которые  в период разнузданного распространения  заразы марксизма в России строго придерживались религиозно-философского направления.

  1. Философские идеи Достоевского Ф.М. и Толстого Л.Н.

Л. Н. Толстой (1828-1910) - самобытный мыслитель.

Критикуя  общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Исторический прогресс, считал он, решал вопрос о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который должна была дать созданная им «истинная религия». В ней Л. Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты и роль церкви в общественной жизни. Самосовершенствование человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви.

По Л. Толстому «царство Божие - внутри нас», и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо. Считая всякую власть злом, Л. Толстой пришел к отрицанию государства. В общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, а упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей.

Если  религиозно-нравственное самосовершенствование  человека должно было дать ему душевный и социальный порядок, то полное отрицание  всякой государственности такого порядка гарантировать не могло.

В этом - противоречие принципов и выводов. Философия Л. Толстого утопична.

Сущность  познания состоит в уяснении смысла жизни - основного вопроса всякой религии. Она призвана дать ответ  на коренной вопрос нашего бытия: зачем  мы живем, каково отношение человека к окружающему бесконечному миру.

Ф. Достоевский (1821-1881) - писатель-гуманист, гениальный мыслитель. Занимает огромное место  в русской и мировой философии. В общественно-политических исканиях Ф. Достоевского различаются несколько периодов.

1) увлечение  идеями утопического социализма (кружок петрашевцев);

2) перелом,  связанный с усвоением религиозно-нравственных  идей.

Начиная с 60-х гг. XIX в. исповедовал почвенничество: религиозно-философское осмысление судеб русской истории. Вся история человечества - история борьбы за торжество христианства. Самобытен путь России в этом движении: на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата».

Ф. Достоевский - выразитель начал, которые стали  основанием нашей национальной нравственной философии. Он - искатель искры Божьей во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к  идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора - идеал великого мыслителя.

«Русское  решение» социальных проблем - отрицание  революционных методов борьбы, разработка темы особого исторического призвания  России, способной объединить народы на основе христианского братства. Религиозные мотивы в философском творчестве Ф. Достоевского иногда сочетались с отчасти даже богоборческими, с религиозными сомнениями,

Ф. Достоевский - скорее великий прозорливец, чем  последовательный мыслитель. Повлиял на религиозно-экзистенциальное и персоналистское течения в русской и западной философии.

  1. Сергей Булгаков о «Философии хозяйства».
  2. Понимание личности, свободы, истории в творчестве Николая Бердяева.
  3. Психоанализ Зигмунда Фрейда и философия неофрейдизма.

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию. 
Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях: 
1.        психоанализ - как метод психотерапии; 
2.        психоанализ - как метод изучения психологии личности; 
3.        психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии. В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго). 
Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго). 
Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. 
Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид). 
Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:

  1. человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно",
  2. существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.
  3. Философская герменевтика Х.Г.Гадамера.

Если не пытаться догматически ограничить герменевтику, то и она состоит в том, что в ней мысль тоже никогда не бывает окончательной, ибо все новые исторические обстоятельства постоянно побуждают к дальнейшим размышлениям. Вопрос, как исполнить это требование, является основным в произведении Ханса-Георга Гадамера ≪Истина и метод≫. Его главная заслуга состоит в настолько же основательном, насколько и глубоком развитии этого требования, так что из ≪метода≫ герменевтики возникла ≪философия≫ герменевтики, ставящая под вопрос понимание ее как метода и схватывающая ее как науку об истине вообще. Но все-таки Гадамер настаивает на том, что цель мышления состоит в достижении

окончательной мысли о том, что мышление должно иметь начало и конец— дажеесли это требование никем и никогда  не может быть реально выполнено.Философская  герменевтика Гадамера исходит из критики  наличного, понимаемого как нечто установленное в себе и для себя и отсюда не только несомненно

очевидного, но и несомненно рационального, т.е. окончательно достоверного и

серьезно изложенного. Греческое слово hermeneuein означает нечто, что само по

себе ясно, для  каждого (в том числе и для  самого себя) понятно, а также изложено в

тексте, выражено в мысли, истолковано на любом  языке. При этом изложение,

выражение и  истолкование опираются на то, что  излагается, выражается,

истолковывается, на нечто такое, что не проходит, не меняется и не конструируется,

а остается тем, что есть, и в том, что оно  есть, остается исключительно ясным  и

понятным. Если предположить, что ближнее можно различать гораздо лучше, чем дальнее,

то можно утверждать, что, работая на дистанции, мы шаг  за шагом приближаемся в

изложении излагаемого к самому предмету. При этом дистанция понимания

преодолевается, и предмет предстает как очевидный, ясный и понятный. И

действительно, трудно помыслить иначе, как нечто  может стать ≪понятным≫. Всякий,

кто хочет подобным способом проделать работу приближения, независимо от того

места, где он находится, должен исходить из одного предмета и из одного

понимания этого  предмета. В конце концов, все  должны быть едины в том, что он

есть. Необходимо прийти, хотя бы в принципе, к консенсусу относительно ≪самих

вещей≫ и  их понимания. Именно на выполнение этого  условия— на достижение

принципиального консенсуса в понимании— и направлена герменевтика Гадамера.

Если вспомнить  смысл первоначальной ≪методической≫ герменевтики, то цель ее

состоит в том, чтобы прояснить значение религиозных, юридических и литературных

текстов, которые  часто уже непонятны и над  истолкованием которых нужно

работать. Тексты имеют ту особенность, что и при  истолковании остаются буквами.

Поэтому возникает  впечатление, что неизменным остается и смысл, даже если он

переистолковывается. Смысл остается, как он есть, даже если текст никто не

истолковывает.

  1. Аналитическая философия конца XX века. Взаимодействие философии и науки.
  2. Глобальные проблемы человечества (философский аспект). Альтернативы человечества в XXI веке.

Вселенная в  философском смысле - все существующее в системном многообразии.

Человек - ее неразрывный  элемент – реализует собой  все многообразие законов Вселенной: он физический, химический, биологический, социальный феномен.

У человека сложная история эволюции и развития, стремящаяся в неведомое будущее, новый темпомир.

По В. И. Вернадскому, Ноосфера («разумная оболочка планеты») - последнее состояние Земли, достигнутое  ею вследствие активности человека. Диапазон условий физической среды, биосферы и социосферы, в которых может существовать человек, очень узок. В условиях ноосферы человечество приобрело планетарный статус.

Творя историю, человек создает себе Новые проблемы, часть которых приобретает глобальный характер по значимости для будущего человечества:

1) катастрофическое  загрязнение окружающей среды;

2) сокращение  энергетических и продовольственных  ресурсов;

3) рост населения  в ареалах нищеты и голода;

4) угроза войны  с использованием оружия массового  уничтожения;

5) забвение достижений культуры, падение нравственности, снижение престижа образования;

6) глобальные  проблемы в экономической, социальной, политической, эстетической и этической  сферах.

В наиболее цивилизованных странах Запада доминирует Технико-экономическая  составляющая, подавляя культурно-этический компонент.

Разрешение глобальных проблем сложно и опасно. Масштабные мероприятия по устранению одних  из названных проблем неминуемо  приведет к возникновению новых, поскольку как часть ноосферы человечество вступило в эпоху необратимого развития, с чем связаны различные глобальные катаклизмы. Предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к необходимости формирования новой цивилизации. Человеку необходимо использовать весь арсенал философских, научных (в том числе математических, кибернетических, синергетических) идей и методов для разработки стратегии человека, согласованной со стратегией природы.

Стратегия человечества - совокупные действия различных цивилизаций, обеспечивающие совместную эволюцию (коэволюцию) человека и среды его обитания, высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждающее катастрофы. Необходимо введение понятий экологического и нравственного императива.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"