Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:57, шпаргалка
Экзаменационные вопросы и ответы по философии 
для студентов заочной формы обучения
Требования добра необходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социума.
Как центральная фигура во всей истории российской философской мысли (это утверждали и его современники), В. Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период разнузданного распространения заразы марксизма в России строго придерживались религиозно-философского направления.
Л. Н. Толстой (1828-1910) - самобытный мыслитель.
Критикуя общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Исторический прогресс, считал он, решал вопрос о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который должна была дать созданная им «истинная религия». В ней Л. Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты и роль церкви в общественной жизни. Самосовершенствование человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви.
По Л. Толстому «царство Божие - внутри нас», и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо. Считая всякую власть злом, Л. Толстой пришел к отрицанию государства. В общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, а упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей.
Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему душевный и социальный порядок, то полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло.
В этом - противоречие принципов и выводов. Философия Л. Толстого утопична.
Сущность познания состоит в уяснении смысла жизни - основного вопроса всякой религии. Она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия: зачем мы живем, каково отношение человека к окружающему бесконечному миру.
Ф. Достоевский (1821-1881) - писатель-гуманист, гениальный мыслитель. Занимает огромное место в русской и мировой философии. В общественно-политических исканиях Ф. Достоевского различаются несколько периодов.
1) увлечение идеями утопического социализма (кружок петрашевцев);
2) перелом, 
связанный с усвоением 
Начиная 
с 60-х гг. XIX в. исповедовал почвенничество: 
религиозно-философское 
Ф. Достоевский - выразитель начал, которые стали основанием нашей национальной нравственной философии. Он - искатель искры Божьей во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора - идеал великого мыслителя.
«Русское 
решение» социальных проблем - отрицание 
революционных методов борьбы, разработка 
темы особого исторического 
Ф. Достоевский - скорее великий прозорливец, чем последовательный мыслитель. Повлиял на религиозно-экзистенциальное и персоналистское течения в русской и западной философии.
Психоанализ 
(от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть 
психотерапии, врачебный 
метод исследования, 
развитый З. Фрейдом 
для диагностики и излечения 
истерии. Затем он был 
переработан Фрейдом 
в психологическую доктрину, 
направленную на изучение 
скрытых связей и основ 
человеческой душевной 
жизни. Эта доктрина строится на предположении, 
что известный комплекс патологических 
представлений, в особенности сексуальных, 
"вытесняется" из сферы сознания 
и действует уже из сферы бессознательного 
(которое мыслится как область господства 
сексуальных стремлений) и под всякими 
масками и облачениями проникает в сознание 
и угрожает духовному единству Я, включенного 
в окружающий его мир. В действии таких 
вытесненных "комплексов" видели 
причину забывания, оговорок, грез, ложных 
поступков, неврозов (истерий), и лечение 
их пытались проводить таким образом, 
чтобы при беседе ("анализе") можно 
было свободно вызывать эти комплексы 
из глубины бессознательного и устранять 
их (путем беседы или соответствующих 
действий), а именно предоставить им возможность 
отреагировать. Сторонники психоанализа 
приписывают сексуальному ("либидо") 
центральную роль, рассматривая человеческую 
душевную жизнь в целом как сферу господства 
бессознательных сексуальных стремлений 
к удовольствию или к неудовольствию. 
Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа 
мы можем рассматривать на трех уровнях: 
1.        психоанализ - как метод психотерапии; 
2.        психоанализ - как метод изучения психологии 
личности; 
3.        психоанализ - как система научных знаний 
о мировоззрении, психологии, философии. 
В результате творческой эволюции З. Фрейд 
рассматривает организацию психической 
жизни в виде модели, имеющей своими компонентами 
различные психические инстанции, обозначенные 
терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго). 
Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная 
инстанция, которая охватывает все прирожденное, 
генетически первичное, подчиненное принципу 
удовольствия и ничего не знающее ни о 
реальности, ни об обществе. Она изначально 
иррациональна и аморальна. Ее требованиям 
должна удовлетворять инстанция Я (эго). 
Эго - следует принципу реальности, вырабатывая 
ряд механизмов, позволяющих адаптироваться 
к среде, справляться с ее требованиями. 
Эго посредник между стимулами, идущими 
как из этой Среды, так и из глубин организма, 
с одной стороны, и ответными двигательными 
реакциями с другой. К функциям эго относится 
самосохранение организма, запечатление 
опыта внешних воздействий в памяти, избегание 
угрожающих влияний, контроль над требованиями 
инстинктов (исходящих от ид). 
Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), 
которое служит источником моральных 
и религиозных чувств, контролирующим 
и наказующим агентом. Если ид предопределен 
генетически, а Я - продукт индивидуального 
опыта, то супер-эго - продукт влияний, 
исходящих от других людей. Оно возникает 
в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, 
с комплексом Эдипа) и остается практически 
неизменным в последующие годы. Сверх-Я 
образуется благодаря механизму идентификации 
ребенка с отцом, который служит для него 
моделью. Если Я (эго) примет решение или 
совершит действие в угоду Оно (ид), но 
в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно 
испытывает наказание в виде эфоров совести, 
чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает 
энергию от ид, постольку сверх-Я часто 
действует жестоко, даже садистски. От 
напряжений, испытываемых под давлением 
различных сил, Я (эго) спасается с помощью 
специальных "защитных 
механизмов'' - вытеснения, рационализации, 
регрессии, сублимации и др. Вытеснение 
означает непроизвольное устранение из 
сознания чувств, мыслей и стремлений 
к действию. Перемещаясь в область бессознательного, 
они продолжают мотивировать поведение, 
оказывают на него давление, переживаются 
в виде чувства тревожности. Регрессия 
- соскальзывание не более примитивный 
уровень поведения или мышления. Сублимация 
- один из механизмов, посредством которого 
запретная сексуальная энергия, перемещаясь 
на несексуальные объекты, разряжается 
в виде деятельности, приемлемой для индивида 
и общества. Разновидностью сублимации 
является творчество.
неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:
Если не пытаться догматически ограничить герменевтику, то и она состоит в том, что в ней мысль тоже никогда не бывает окончательной, ибо все новые исторические обстоятельства постоянно побуждают к дальнейшим размышлениям. Вопрос, как исполнить это требование, является основным в произведении Ханса-Георга Гадамера ≪Истина и метод≫. Его главная заслуга состоит в настолько же основательном, насколько и глубоком развитии этого требования, так что из ≪метода≫ герменевтики возникла ≪философия≫ герменевтики, ставящая под вопрос понимание ее как метода и схватывающая ее как науку об истине вообще. Но все-таки Гадамер настаивает на том, что цель мышления состоит в достижении
окончательной мысли о том, что мышление должно иметь начало и конец— дажеесли это требование никем и никогда не может быть реально выполнено.Философская герменевтика Гадамера исходит из критики наличного, понимаемого как нечто установленное в себе и для себя и отсюда не только несомненно
очевидного, но и несомненно рационального, т.е. окончательно достоверного и
серьезно изложенного. Греческое слово hermeneuein означает нечто, что само по
себе ясно, для каждого (в том числе и для самого себя) понятно, а также изложено в
тексте, выражено в мысли, истолковано на любом языке. При этом изложение,
выражение и истолкование опираются на то, что излагается, выражается,
истолковывается, на нечто такое, что не проходит, не меняется и не конструируется,
а остается тем, что есть, и в том, что оно есть, остается исключительно ясным и
понятным. Если предположить, что ближнее можно различать гораздо лучше, чем дальнее,
то можно утверждать, что, работая на дистанции, мы шаг за шагом приближаемся в
изложении излагаемого к самому предмету. При этом дистанция понимания
преодолевается, 
и предмет предстает как 
действительно, трудно помыслить иначе, как нечто может стать ≪понятным≫. Всякий,
кто хочет подобным способом проделать работу приближения, независимо от того
места, где он находится, должен исходить из одного предмета и из одного
понимания этого предмета. В конце концов, все должны быть едины в том, что он
есть. Необходимо прийти, хотя бы в принципе, к консенсусу относительно ≪самих
вещей≫ и их понимания. Именно на выполнение этого условия— на достижение
принципиального консенсуса в понимании— и направлена герменевтика Гадамера.
Если вспомнить смысл первоначальной ≪методической≫ герменевтики, то цель ее
состоит в том, чтобы прояснить значение религиозных, юридических и литературных
текстов, которые часто уже непонятны и над истолкованием которых нужно
работать. Тексты имеют ту особенность, что и при истолковании остаются буквами.
Поэтому возникает впечатление, что неизменным остается и смысл, даже если он
переистолковывается. Смысл остается, как он есть, даже если текст никто не
истолковывает.
Вселенная в философском смысле - все существующее в системном многообразии.
Человек - ее неразрывный элемент – реализует собой все многообразие законов Вселенной: он физический, химический, биологический, социальный феномен.
У человека сложная история эволюции и развития, стремящаяся в неведомое будущее, новый темпомир.
По В. И. Вернадскому, Ноосфера («разумная оболочка планеты») - последнее состояние Земли, достигнутое ею вследствие активности человека. Диапазон условий физической среды, биосферы и социосферы, в которых может существовать человек, очень узок. В условиях ноосферы человечество приобрело планетарный статус.
Творя историю, 
человек создает себе Новые проблемы, 
часть которых приобретает 
1) катастрофическое загрязнение окружающей среды;
2) сокращение 
энергетических и 
3) рост населения в ареалах нищеты и голода;
4) угроза войны 
с использованием оружия 
5) забвение достижений культуры, падение нравственности, снижение престижа образования;
6) глобальные 
проблемы в экономической, 
В наиболее цивилизованных странах Запада доминирует Технико-экономическая составляющая, подавляя культурно-этический компонент.
Разрешение глобальных проблем сложно и опасно. Масштабные мероприятия по устранению одних из названных проблем неминуемо приведет к возникновению новых, поскольку как часть ноосферы человечество вступило в эпоху необратимого развития, с чем связаны различные глобальные катаклизмы. Предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к необходимости формирования новой цивилизации. Человеку необходимо использовать весь арсенал философских, научных (в том числе математических, кибернетических, синергетических) идей и методов для разработки стратегии человека, согласованной со стратегией природы.
Стратегия человечества - совокупные действия различных цивилизаций, обеспечивающие совместную эволюцию (коэволюцию) человека и среды его обитания, высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждающее катастрофы. Необходимо введение понятий экологического и нравственного императива.