Шпаргалкка по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:16, шпаргалка

Описание работы

44. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
45. Научные революции как коренные преобразования основных научных понятий, теорий. Взаимосвязь научных и технических революций.
46. Сознание и его структура.
47. Понятие общества. Общество и его структура.
48. Формационная концепция общественного развития.
49. Понятие “цивилизация”. Цивилизационные концепции общественного развития.
50. Потребности, интересы, их роль в общественном развитии. Носители интересов и потребностей в обществе.
51. Гражданское общество и государство. Мораль, справедливость, право.
52. Понятие “глобальные проблемы современности”. Многообразие глобальных проблем, пути их преодоления.
53. Сознание и самосознание.
54. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
55. Религиозная трактовки сущности человека
56. Социальная трактовка сущности человека.
57. Натуралистическая трактовка сущности человека
58. Нравственные ценности в жизни человека.
59. Нравственные ценности в жизни человека и общества. Насилие и ненасилие.
60. Эстетические ценности в жизни человека.
61. Религиозные ценности в жизни человека. Свобода совести.
62. Свобода человека. Свобода и ответственность.

Работа содержит 1 файл

ОТВЕТЫ.doc

— 478.00 Кб (Скачать)


 

1 вопрос Каковы теоретические истоки возникновения философии?

Непосредственным источником философского мышления является миф, так как миф – исторически первая форма мировоззрения. Философия возникает как рефлексия над мифом, как рационализация мифа, что означает его (мифа) разрушение. Однако философские системы древности воспроизводят основные черты мифологической картины мира. Особенно явно эта содержательная связь с мифологией прослеживается в философии Древней Индии.

На формирование первых философских систем большое влияние оказали также обыденное нравственное сознание (на основе которого возникает древнекитайская философия), и преднаука (под влиянием которой формировалась древнегреческая философия).

Философия в древнем мире возникает  из кризиса традиционного нравственного и мифологического сознания, одновременно с переходом от преднаучных знаний – к научным. Особенно большое значение для понимания философии древнего мира и всей последующей философии имеет, конечно, рассмотрение мифа.

2 вопрос Каков смысл понятия мировоззрения? Исторические эпохи в философии.

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.

Есть мнение, что философия — это мировоззрение человека, то есть его суждение об окружающем его мире, о событиях происходящих в этом мире, комплекс понятий о культуре, идеологиях, его заблуждения и прозрения.

   Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, школ и течений, существующих в умах людей в данную эпоху, на склад ума индивидуума. Часто индивидуум не высказывает свои мировоззренческие взгляды.

 

3 ВОПРОС ФИЛОСОФИЯ И МИФОЛОГИЯ

     Мифологическое мышление – это образное мышление, а философское – понятийное. Можно сказать, что философия древнего мира возникает как «перевод» мифологических образов – в понятия.

Однако такой «перевод», означающий разрушение мифа и возникновение философии, возможен только через рефлексию над мифом. Рефлексия – это поиск оснований чего-либо, то есть процесс обоснования, доказательства. Без рефлексии не возможно существование науки и философии. Только наука изучает непосредственные основания, а философия – предельные. (Аристотель: наука изучает причины, философия – первопричины.)

Философия – это особая форма духовной деятельности, отличительной чертою которой является рефлексия над предельными основаниями бытия, мышления, человеческого существования, общества и культуры.

Миф – дорефлексивная форма мышления, в отличие от философии, для которой рефлексия является сущностной чертой.

Мифологическое мышление синкретично: оно не вполне различает материальное и идеальное, вещь и образ, знак и означающее и др. бинарные оппозиции, которые философия не только различает, но и противопоставляет. Синкретичное единство – это единство каких-либо начал до всякого возможного их разъединения. Эти начала незрелы, не вполне развиты, поэтому они еще не могут существовать отдельно друг от друга, вне этого единства.

Мифологическое мышление имеет свою логику, однако в отличие от формальной, где используются индуктивное и дедуктивное умозаключения, мифологическая логика носит трансдуктивный характер. Она допускает переходы от общего – к другому общему, от единичного – к другому единичному. Поэтому мифологическая логика не чувствительна к логическим противоречиям, не знает закона исключения третьего. Это не значит, что мифологическая логика плоха, просто она другая по сравнению с формальной.

 

 

4 вопрос стуктура филосовского знания

В структуре философского знания  выделяют так же:

. Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества,

   человека в нём.

. Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы  происхождения

    до космического будущего.)

. Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и

   значение культуры.

. Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико-

   мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..

. Философия истории.

. История  философии.

Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие  разделы,  как:

. Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих

   закономерных  связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод

   познания.

. Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического  отношения человека к

   миру и сферу художественной деятельности людей.  (включает в себя теорию

   эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию

   искусства.).

. Этика – философская наука, объектом  изучения которой является мораль,

   нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон

   жизнедеятельности человека.

Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например:

    - Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология)

    - Систематизация данных научного познания.

    - Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами

      оценки  деятельности человека).

Современные  философы отказываются от построения многоступенчатых

классификаций, поскольку  для философии нет запретных тем.

5 вопрос Философия, её предмет и функции.

Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия биологии, философия физики.Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.Философия науки как философская дисциплина, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию (в данном случае к бытию науки), возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше«Предметом философии науки, — как отмечают исследователи, — являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте».Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. (Следует отметить, что философия науки хотя и интересуется разумным развитием наук, но всё же не призвана непосредственно обеспечивать их разумное развитие, как это призвана многоотраслевая метанаука.) Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса, как возможно достижение истины.Философия и наука. Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия: 1). любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных миросхематик, – она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами; 2). наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину – то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ней прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону материальную действительность или устраняем безобразные вещи. В трактовке взаимоотношений с наукой у философии есть две тупиковых крайности. Это, с одной стороны, натурфилософия, как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, а, с другой – позитивизм, призывающий философию отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки. Прохождение между Сциллой натурфилософии и Харибдой позитивизма подразумевает постоянный творческий и взаимообогащающий диалог между наукой и философией: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.

    Философия как наука

Соотношение науки и философии

Сложились  2 концепции Метафизическая и диалектическая

Метафизическая – абсолютизация одного из компонентов

Спекулятивная модель – лат. созерцать

Позитивистская – лат. Положительный. Представление о том, чо истинное знание может быть достигнуто исключительно средствами науки без обращения к философии. Огюст Конт

Диалектическая концепция

Идеалистическая Шеллинг, Гегель

Гегель – союз философии и частных наук. Философия должна опираться на опыт. Инструмент философии  - мышление

Диалектика вбирает в себя все достижения конкретных наук в качестве содержания признаёт научные законы, но одновременно диалектика вводит и использует свои собственные категории

Энгельс говорил, что законы Гегеля применимы к природе

Функции философии в научном познании

1 Онтологическая

философия разрабатывает определённые модели реальности даёт наиболее общую картину мира вскрывает общие закономерности и характеристики

2 Прогностическая

философия даёт общее видение мира не только в том виде каким он был пржде, но и каков он теперь в настоящем и кроме того всегда предлагает человечеству некоторые возможные варианты его жизненного мира

3 Гносеологическая

философия даёт исходные самые общие гносеологические ориентиры

философия разрабатывает универсальную систему категорий

4 Методологическая

разработка методов для конкретных дисциплин

5 Аксиологическая

ценностные установки. Смысложизненные ориентиры, которые влияют на процесс научного исследования  и его конечный результат

6 Функция селекции

востребована при переходе от старых научных знаний к новым

7 Интегративная

философия есть интеграция частных проявлений опыта

Философия служит для связи различных наук соединяет научные и ненаучные знания

8 Критическая

Дать максимально полную и объективную оценку явлений выявить их противоречия сильные и слабые стороны. Она нацелена на развенчание различных заблуждений

Общенаучные методы

1 Эмпирическое исследование, наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение

2 Теоретическое  исследование формализация, аксиоматический метод, гипатетико-дедуктивный метод

3 Общелогический метод

анализ и синтез, дедукция, индукция, аналогия, абстрагирование, обобщение

 

6 вопрос Понятие «историческая эпоха» в философии. Исторические эпохи в философии.

Существуют разные точки зрения на соотношение философии и истории философии. Гегельянство и близкие к нему школы считают всю историю философии по своему существу внутренне необходимым, последовательным поступательным движением, которое разумно внутри себя. Каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого. Принципы сохранились, новейшая философия есть результат всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение. История философии это не просто собрание случайных событий и мнений, в ней есть существенная связь, это система развития мышления. Содержание этой истории представляет собой научные продукты мышления.

Древняя философия: Античная философия, Древнегреческая философия, Древнеримская философия, Древнеиндийская философия, Древнекитайская философия.

Фалес (624-546) Парменид Гераклит

Сократ (469-399)Демокрит Платон

Аристотель (384-322)Эпикур (341-270)Цицерон Сенека (Плотин

Средневековая философия: Европейская философия, Философия Возрождения, Средневековая западноевропейская философия.

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)

ФИЛОСОФЫ: Блаженный Августин, Фома Аквинский,

 

Нововременная философия: Европейская философия, Новоевропейская философия,

Философия Возрождения Американская философия, Латиноамериканская философия

Африканская философия, Австралийская философия

ФИЛОСОФЫ:Локк, Кант, Гегель, Декарт

Современная философия:

Феноменология «Работа» сознания с феноменами

Герменевтика Бытие человека в мире, поиск сущего

Аналитическая философия Логический анализ языка, употребление языка

Постмодернизм Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм

 

7         вопрос Проблема сущности мира в ранней греческой философии

       Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в Y-IY вв. до н.э. Она развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они пытались научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т.д. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса.

Главный вопрос древнегреческой философии - о первоначале мира. Здесь философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Если в мифологии - кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало - из чего все произошло. Фалес рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений в природы как проявление единого, вечного начала - воды. Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные огни - Солнце и другие светила.

Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена первоначалом и субстратом всех вещей является - воздух, у Анаксимандра - апейрон - неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движение первоначало. Гераклит в качестве субстанционально - генетического начала Вселенной рассматривает огнь. У Гераклита огонь выступил как субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия.

Информация о работе Шпаргалкка по философии